Сланцевые нефть и газ относятся к категории трудноизвлекаемых углеводородов. Российские нефтяники разрабатывают в основном традиционные месторождения, запасы которых истощаются.
По данным Минэнерго, ежегодно на действующих месторождениях страны выбывает до 4% добычи. В ведомстве отмечают, что в ближайшие 20 лет нужно нарастить производство на 30 млн барр. в сутки. На сегодня 50% разведанных запасов традиционной нефти в России являются выработанными. Новых — не так много, а в нераспределенном фонде — почти ничего. Последним из крупных промыслов был введен Ванкорский кластер.
Сейчас добыча нефти поддерживается за счет ввода в строй небольших проектов, в которые прежде были вложены серьезные инвестиции. Поэтому, отмечают эксперты, одновременно с традиционными нужно развивать и сланцевые месторождения.
Основа будущего отрасли
Согласно оценкам экспертов министерства энергетики США, российская Баженовская свита является самым крупным в мире геологическим формированием, вмещающим большие запасы сланцевой нефти и газа. Считается, что оно может обеспечить будущее российской нефтяной отрасли.
Запасы российских сланцевых углеводородов, по данным американского управления информации в области энергетики, составляют 74,6 млрд барр., в то время как резервы США равны 78,2 млрд баррелей. Китай занимает третье место с 32,2 млрд баррелей.
Изучением Баженовской свиты уже несколько лет занимается компания «Газпром нефть». Наиболее существенные результаты получены на Пальяновской площади Красноленинского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и на Вынгаяхинском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе.
В прошлом году «Газпром нефть» начала разработку Баженовской свиты, недра которой ученые исследовали более 50 лет. К 2021–2022 годам компания планирует вывести проект на полную мощность. На первом этапе здесь будут добывать до 10 млн т в год.
По мнению американских экспертов, если «Газпром нефть» добьется успехов в технологиях добычи методом гидроразрыва пласта, то последствия для мировой добычи нефти могут быть колоссальными.
Нефть Баженовской свиты
«Росгеология» осуществляет бурение нефтяных скважин. В конце прошлого года компания пробурила параметрическую скважину №1 Баженовская, достигнув проектного забоя — 3,2 тыс. метров. Работы проводились в рамках государственного контракта, подписанного между холдингом и департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу. Государственный контракт рассчитан до конца 2019 года.
В текущем году запланированы детальные и специальные лабораторно-аналитические исследования, которые позволят получить сведения о литологическом составе и коллекторских свойствах пород. Также будет подготовлен весь массив параметрической информации вместе с заключительным отчетом «Росгеологии» по геологическому изучению недр.
Нефть в Баженовской свите заполняет микропоры очень твёрдой породы, сформировавшейся 145 млн лет назад. Чтобы извлечь углеводороды, породы дробят с помощью воды. Ее закачивают на глубину под давлением, чтобы жидкость вытесняла на поверхность нефть. Она трудно извлекается, но является легкой и качественной, подчёркивают эксперты.
По оптимистичным оценкам геологов, ресурсы в этих пластах только на территории Западной Сибири могут достигать 174 млрд т нефти. Залежи распространены на площади 1 млн кв. километров. Кроме Баженовской свиты в разных районах России имеются и другие продуктивные горизонты, содержащие месторождения сланцевых углеводородов.
Вкратце
Запасы российского сланцевого газа
В России сланцевые нефть и газ содержатся в трех структурах — Доманиковой, Баженовской и Куонамской свитах. Согласно данным «Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института» (ВНИГНИ), в Баженовской свите находится 7,1 трлн куб. м газа. Ресурсы газа Куонамской свиты составляют от 288 до 1100 млрд куб. м газа. В Доманиковой — 457 млрд кубометров. По данным Energy Information Administration (EIA), Хадумская и Кумская свиты Предкавказской области содержат сланцевый газ. По данным ВНИГНИ, запасы составляют 2974 млрд кубометров.
Перспективы освоения сланцев Западной Сибири
Потенциал для использования сланцевых технологий в России достаточно большой. Оценки запасов Западной Сибири высоки, кроме того, в этом регионе уже есть вся необходимая инфраструктура, поскольку традиционная добыча ведется десятилетиями. Там есть дороги, электричество, рабочие поселки, построены трубопроводы. Например, отсутствие подобной инфраструктуры в США создает серьезные проблемы для американских компаний, а в случае с Баженовской свитой сложилась прямо противоположная ситуация — есть всё, кроме технологий. Однако нефтедобывающие компании не решаются вкладывать масштабные инвестиции в развитие до тех пор, пока не будут уверены, что получат взамен гарантированную прибыль. Поэтому значимого прорыва в этом направлении в России пока не произошло и в ближайшее время не ожидается.
Попытки начать добычу сланцевой нефти в Западной Сибири были сделаны еще в советское время, однако этого опыта оказалось недостаточно для реализации современных проектов, несмотря на то что с того времени технологии уже значительно продвинулись вперёд.
Французская Total в 2014 году планировала создать совместное предприятие с «ЛУКОЙЛом», которое могло бы стать первым по добыче сланцевой нефти на Баженовском месторождении Западной Сибири. Аналогичные соглашения «Газпром нефть» имела с британско-нидерландской Shell, а «Роснефть» — с американской ExxonMobil и с норвежской Statoil. Однако реализации этих проектов помешали антироссийские санкции США.
Технологий не хватает
Из-за санкций отечественные нефтяные компании не имеют возможности сотрудничать с коллегами из западных стран, которые могли бы предоставить свои технологии по добыче нефти из горючих сланцев. До 2014 года российские инвесторы намеревались привлечь в проекты крупнейшие зарубежные концерны, однако теперь приходится действовать своими силами. Крупные компании США не могут участвовать в поисках российской нефти ни в ближайшем, ни в будущем. Так, например, ExxonMobil уже планировала использовать свои технологии для разработки нетрадиционных месторождений, но из‑за санкций им пришлось отказаться от этого плана.
Специалисты обращают внимание на тот факт, что геологическое строение сланцев в Западной Сибири отличается от американской породы, поэтому прямой перенос технологий не удастся.
Собственных решений для развития коммерческой добычи в России пока нет, но их разработкой занимаются некоторые нефтяные компании. В Китае ведутся исследования технологий горизонтального бурения, и, наверняка, в скором времени успех будет достигнут. После, надо полагать, китайцы предложат свои услуги российским коллегам.
Поддержка властей
Минприроды пытается стимулировать российские компании к тому, чтобы они приступили к разработке сланцевых месторождений. Для этого ведомство вносит изменения в законодательство. Согласно поправкам в закон «О недрах», нефтяники с 2019 года могут тестировать новые способы добычи сланцевых запасов на специально создаваемых полигонах, где будут отрабатываться новые технологии добычи сырья. Получить такой полигон можно по заявке или по итогам конкурса.
Для активизации подготовки к добыче трудноизвлекаемой нефти правительством РФ было выпущено распоряжение от 3 мая 2012 года № 700‑р «О стимулировании реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти». В сентябре 2013 года вступили в силу поправки в налоговое законодательство, в соответствии с которыми месторождения Баженовской, Абалакской, Хадумской и Доманиковой свит освобождаются от НДПИ на 15 лет. По оценке Минприроды, льготы за 20 лет дадут дополнительную добычу нефти в объеме 326 млн тонн.
С учетом фискальных преференций, которые предоставляет государство разработчикам подобных месторождений, производство может стать выгодным. Однако эксперты затрудняются оценить сроки начала промышленной полномасштабной добычи сланцевой нефти в России. Скорее всего, это произойдет, когда будут созданы и применены на практике отечественные технологии.
Сланцевый газ
Когда в Америке началась добыча газа (сланцевого), российские специалисты сразу стали наблюдать за развитием этой отрасли. С появлением новых разработок и технологий объем топлива, добываемого в США, достиг больших значений. Тогда и в нашей стране решили рассмотреть возможность развития перспективного направления, выделив для этого отдельный полигон.
Обсуждались возможности геологического изучения недр и подключения месторождений сланцевого газа к магистральным газопроводам. Рассматривался вариант упрощённой схемы выдачи лицензий на добычу. Для этого было решено выделить сланцевый газ в отдельный вид полезного ископаемого, что позволяет ввести льготы по разработке месторождений.
Однако в связи со снижением спроса в целом на природный газ, работы по добыче трудноизвлекаемого топлива не активизируются. К этому нужно добавить, что добыча сланцевых углеводородов значительно дороже. Так, производство 1 тыс. куб. м такого газа обходится в $150, тогда как традиционного на новых месторождениях — $20, а на старых — $10.
Кроме того, разработка трудноизвлекаемых запасов, по мнению ряда экспертов, несет экологическую угрозу в связи с применяемыми технологиями гидроразрыва пласта. В результате проведения работ существует риск загрязнения подземных вод. В этой связи в нашей стране считают, что в сложившейся ситуации не имеет смысла вкладывать немалые средства на добычу этого вида топлива, если в арсенале имеются значительные залежи менее затратного газа.
Ряд мировых экспертов полагает, что Россия зря отказывается от повсеместной добычи сланцевого газа. В будущем его доля на мировом рынке будет значительной. А у Российской Федерации может возникнуть серьезная конкуренция.