XXIII Мировой нефтяной конгресс, на котором обсуждаются важнейшие для нефтяной отрасли проблемы, пройдет в 2020 году в Хьюстоне (США). Более трех тысяч специалистов крупнейших компаний мира, связанных с добычей нефти и переработкой нефти, соберутся, чтобы познакомиться на форуме с современными технологиями в области бурения нефтяных скважин, методами управления экспортом нефти и нефтепродуктов. Но пока нефтяники формируют программу предстоящего нефтяного конгресса представители газовой промышленности провели свое грандиозное мероприятие.
Немного истории
Первый газовый форум, на который были приглашены всего 23 делегата, состоялся в 1931 году в Лондоне. МГК проводятся под эгидой Международного газового союза (МГС), основанного в том же 1931 году. В настоящее время МГС объединяет 100 газовых ассоциаций и компаний из 71 страны мира. В их число входит российский «Газпром», который является действительным членом этой организации.
В свое время было решено собирать Мировые газовые конгрессы с периодичностью раз в 3 года. Наша страна (еще в составе СССР) принимает участие в МГК с 1958 года.
«Fueling the Future»
Под таким девизом (его можно перевести как «обеспечение топливом в будущем») проходили в Вашингтоне мероприятия Мирового газового конгресса. Впервые за 87 лет своего существования Международный газовый союз организовал МГК в США — стране, которая на сегодняшний день является крупнейшим в мире производителем и потребителем газа.
Неудивительно, что основные выступления и дискуссии, так или иначе, касались сланцевой добычи в Соединенных Штатах. По мнению аналитиков, впечатляющие темпы роста производства американского газа трансформируют газовую промышленность в глобальном масштабе, усиливают конкурентную борьбу на основных экспортных направлениях. Считается, что основное соперничество в этой сфере развернется в ближайшие годы между тремя странами — США, Россией и Австралией. В течение четырех дней на конгрессе обсуждались перспективы проектов производства сжиженного природного газа (СПГ), новые технологии, в том числе касающиеся возобновляемых источников энергии, поднимались также вопросы ценообразования и государственных преференций, направленных на развитие СПГ-проектов.
В информации, представленной Международным энергетическим агентством (МЭА), отмечалось, что в 2017 году спрос на мировом рынке газа вырос на рекордных 3%. С 2010 года эта величина в среднем составляла 1,5%. Самый большой рост потребления газа зафиксирован в Китае, где началась масштабная кампания борьбы с загрязнением воздуха, в связи с чем многие энергетические объекты переводят с угля на «голубое топливо». Согласно расчетам МЭА, эта тенденция в КНР сохранится — уже в 2019 году страна может стать крупнейшим импортером газа. За пять лет в Поднебесной увеличится доля импортного газа, применяемого для внутренних нужд, с 39% до 45%.
Прошлый год стал в какой‑то мере поворотным для производителей газа в Соединенных Штатах. Впервые за 60 лет страна стала нетто-экспортером «голубого топлива», при этом американские компании сохраняют лидерство по его добыче. Более того, согласно информации, представленной консалтинговой компанией IHS Markit, уже в 2018 году газодобыча в США вырастет на 10%. Впечатляющими выглядели цифры по прогнозу на ближайшие 20 лет — рост производства газа составит 60%. Ожидается также, что через 5 лет мощности СПГ-проектов в Соединенных Штатах достигнут 10 млрд куб. футов газа в сутки, то есть удвоятся.
В мировом энергетическом балансе доля газа в настоящее время составляет 22%. Как следует из совместного доклада Международного газового союза, Boston Consulting Group и итальянской газотранспортной компании Snam, грядущее доминирование газа только начинается. «Сланцевый бум, повсеместное развитие СПГ-инфраструктуры и стабильный экономический рост в Азии и на Ближнем Востоке заложили основу для трансформации газовой индустрии», — отмечалось в докладе.
На конгрессе много говорилось о механизмах ценообразования, которые в связи с возросшей конкуренцией, меняются. Рынок газа постепенно отказывается от привязки цены к нефтяным ценам и старается уходить от долгосрочных контрактов.
Слабое представительство
Несмотря на то что выступающие старались избегать острых вопросов, связанных с геополитикой, тема непростых отношений Запада и России в какой‑то мере повлияла на программу МГК-2018. Во всяком случае, в отличие от предыдущих конгрессов, где РФ была представлена широко и ярко, форум в Вашингтоне не привлек внимание многих российских экспертов и специалистов, специализирующихся на газовой тематике. Обычно на МГК в качестве спикеров выступают не только руководители крупнейших нефтегазовых компаний, но и профильные министры как добывающих, так и потребляющих стран. Россия ограничилась только тремя выступающими — директор Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО Татьяна Митрова, а также эксперты — заместитель директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский и генеральный директор «Инжпрогрупп» (компания, занимающаяся инновационными разработками в области энергосбережения и возобновляемой энергетики) Владислав Карасевич.
В качестве главы Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) на конференции присутствовал Юрий Сентюрин. В последний момент, получив личное приглашение от министра энергетики США Рика Перри, принял участие в работе МГК глава российского энергетического ведомства Александр Новак.
Важные рабочие встречи
В рамках газового форума Александр Новак провел ряд важных рабочих встреч — со своим американским коллегой Риком Перри, министром финансов США Стивеном Мнучином и заместителем председателя Европейской комиссии, европейским комиссаром по вопросам энергии Марошем Шефчовичем. Во время переговоров с каждым из них глава Минэнерго России призывал свести к минимуму политическую составляющую в коммерческих проектах, «добиваться большей выгоды можно скорее сотрудничая, чем ставя друг другу препоны». Речь шла в основном о «Северном потоке-2», который вызывает противодействие со стороны администрации президента США, где считают, что проект увеличит зависимость Европы от одного поставщика. Российская сторона, наоборот, настаивает на том, что «Северный поток-2» — экономически целесообразен для Старого Света, «в нем заинтересованы многие европейские потребители». Конкретных договоренностей по итогам встреч достигнуто не было, тем не менее Александр Новак обозначил позицию нашей страны не только в отношении проекта «Северный поток-2», но и по вопросам антироссийских санкций, влияющих прежде всего на деятельность американских компаний (ExxonMobil и Schlumberger), работающих в России. Также тему санкций глава Минэнерго России обсудил с министром финансов США Стивеном Мнучином.
На встрече с Шефчовичем российский министр затронул вопросы транзитных поставок природного газа в Европу через Украину. Стороны договорились возобновить переговорный процесс в трехстороннем формате (Россия — Евросоюз — Украина).