— Анна, расскажите о технологии блокчейн. Каковы принципы ее работы, основные характеристики, сферы применения? Какова краткая история развития? Первое применение технологии?
— Принцип работы блокчейна довольно прост. Его можно сравнить с базой данных, доступ к которой есть у каждого участника, и информация, использующая криптографические механизмы шифрования, дублируется несколько раз. По сути, в эту книгу можно вписать любое событие — от финансовых операций до результатов голосования в нефтяном акционерном обществе. Любая транзакция в блокчейне оплачивается, поэтому не все виды информации имеет смысл хранить в этой базе данных. С точки зрения передачи финансовых активов блокчейн является ярким представителем peer-to-peer технологии, которая позволяет проводить операции равноправными участниками без посредников. Когда появляется новая транзакция, она постепенно расходится по всей сети, дублируется у пользователей.
Важной характеристикой блокчейна является надежность хранения информации, которая не может контролироваться кем‑то одним, соответственно не имеет единой точки отказа. Ее нельзя изменить, удалить, изъять — иначе это будет обычная база данных.
Софтом блокчейна является программа с открытым исходным кодом, в котором описаны правила работы блокчейна. Данный код в индустрии называют протоколом. Таким образом, каждый участник может ознакомиться с тем, какие публичные математические правила и функции контролируют работу сети. Протокол блокчейна можно сравнить с конституцией страны, содержащей свод регулирующих правил и законов о том, как распределяются комиссии, с какой скоростью генерируются блоки, выполняются транзакции.
У блокчейна широкая сфера применения: совершение финансовых операций, цифровизация договоров, управление цифровым контентом, исполнение торговых операций. Также существуют социальные сети, основанные на этой технологии.
В принципе для всей важной информации, которую нужно хранить, можно использовать блокчейн. Но целесообразно ли?
В настоящее время компании думают о том, чтобы отойти от названия блокчейн и использовать название DLT (distributed ledger technology — технология распределенной базы данных или технология распределенного реестра). Это связано с тем, что многие компании на пике популярности технологии начали активно добавлять слово «блокчейн» к названиям существующих сервисов, проектов, даже никак не относящимся к технологии, с целью создания информационного шума вокруг себя. Например, в декабре 2017 года компания производитель бутилированного холодного чая и лимонада Long Island Iced Tea Corporation была переименована в Long Blockchain Corporation. Результат: цена акций за сутки выросла на 432%, а рыночная капитализация компании — до $70 миллионов. В августе 2018 года компанией заинтересовалась комиссия по ценным бумагам и биржам США—SEC.
C начала 2018 года в Китае количество компаний, в официальных названиях которых фигурирует слово «блокчейн», увеличилось в несколько раз.
— Что такое криптовалюта? Как она связана с блокчейн-технологией? Сможет ли криптовалюта заменить существующие валюты, такие как доллар, евро, рубль?
Справка
Анна Алаева — окончила РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. Имеет диплом бакалавра по специальности нефтегазопромысловая геология и диплом магистра по специальности нефтегазовое дело с отличием. Второе высшее образование получила в Российском государственном гуманитарном университете , защитила диплом специалиста по международным отношениям.
Работала в Российском энергетическом агентстве при Минэнерго России. Занималась совместным с Международным энергетическим агентством проектом по созданию Детального обзора энергетической политики России; международными отношениями в сфере энергетики. Принимала участие в проекте создания Государственной энергетической системы ТЭК России. В настоящее время — управляющий партнер фирмы Aronicle.
— Идея цифровой валюты, данные о транзакциях которой хранятся в блокчейне, была впервые реализована в 2009 году Сатоши Накомото (главным разработчиком биткоина) в виде протокола биткоина, получившего обширную известность в России в 2017 году. Кстати, до сих пор личность Сатоши Накомото не раскрыта. Существует гипотеза, что под этим псевдонимом работает не один человек, а целая группа из нескольких разработчиков.
Криптовалюта — это цифровые деньги. Она не имеет физического воплощения, существует только в электронном виде. Ее основные особенности — децентрализация и защищенность — вытекают из особенностей технологии. При этом для передачи криптовалют от одного лица к другому не требуется посредник. Основное отличие криптовалюты от фиатных (реальных) валют — отсутствие центрального эмитента и наличие жестких правил эмиссии криптовалют, прописанных в протоколе блокчейна.
По сути, это следующий этап развития денежной системы. Вопрос в том, в течение какого времени он будет вступать в свои полномочия и насколько это будет происходить единовременно по разным странам. Вспомните, когда‑то человечество для взаимных расчетов использовало монеты, потом появились бумажные деньги, пластиковые карты, системы PayPal, сейчас Сбербанк уже предлагает цифровую карту, без физического воплощения.
— Возможно ли создание в Российской Федерации своей криптовалюты? Что для этого нужно сделать в законодательном поле? В техническом плане?
— Суверенитетом на выпуск национальной валюты обладает государство. Поэтому, если мы говорим о создании национальной криптовалюты, лучше создать государственный блокчейн, в котором узлами хранения были бы государственные ведомства и службы. Важное условие — наличие единого мнения среди участников процесса и четкого целеполагания.
Если говорить о национальных криптовалютах в других странах, то, в первую очередь, стоит упомянуть о Венесуэле. В этой стране 20 февраля 2018 года была введена Petro — это первая криптовалюта, обеспеченная нефтью. В первый день продаж Petro Венесуэле удалось привлечь $735 миллионов. Президент Николас Мадуро определил стоимость одного Petro в цену одного барреля венесуэльской нефти, или в $60. Правительство Венесуэлы объявило, что национальную криптовалюту Petro может приобрести любой желающий непосредственно у суперинтенданта (уполномоченного органа) криптовалюты Sunacrip. А министр нефти и глава госпредприятия PDVSA (национальная нефтяная компания) Мануэль Кеведо объявил об амбициозных планах сделать El Petro «главной цифровой валютой ОПЕК» (экспорт нефти) nbsp;2019 году.
Можно также отметить усилия Ирана по созданию собственной государственной криптовалюты. Под давлением США международная платежная система SWIFT отключила Центральный банк Ирана от глобальной кредитно-денежной сети: жители страны оказались лишены многих финансовых услуг. Вскоре после этого исламская республика объявила о завершении разработки национальной криптовалюты, обеспеченной местным риалом.
После одобрения Центральным банком Ирана криптовалюта будет начислена банковским учреждениям для тестирования платежей, внутренних и межбанковских расчетов.
С января 2018 года в РФ активно обсуждается введение криптовалютного законодательства, но пока серьезного продвижения в этой сфере не достигнуто. Основная проблема — разногласия между различными государственными институтами, продвигающими разные подходы к регуляции криптовалют. Законопроект «О цифровых финансовых активах» прошел первое чтение в мае и в процессе подготовки ко второму чтению претерпел ряд изменений.
Например, новая редакция не предусматривает сроки легализации криптовалют в РФ. Более того, из документа уходит сам термин «криптовалюта». В предыдущей версии криптовалюты определялись как вид цифровых финансовых активов. Открытие и ведение бизнеса, связанного с криптовалютами, блокчейн-проектами в России по‑прежнему под вопросом.
Существует письмо Минфина России от 4 июня 2018 года «О порядке налогообложения физических лиц», в котором поясняется, что доходы от криптовалют в декларацию нужно записывать самостоятельно и уплачивать с них типовой налог (13%) на доходы физических лиц. Размер прибыли считается, исходя из разницы между стоимостью криптовалюты на момент покупки и доходом, полученным с ее продажи. Например, вы купили биткоин за $500, его курс вырос в несколько раз и вы решили продать ее. И только после продажи криптовалюты за стоимость, которая превышает стоимость покупки, следует вносить коррективы в налоговую декларацию.
— Приведите примеры, как обстоят дела с криптовалютой в других странах.
— В Сингапуре, например, налог на криптовалюту не взимается. Эта страна пока — привлекательное место для блокчейн-проектов. В Японии, налоговая ставка колеблется от 10% до 50%. В Европе существует достаточно мягкое регулирование в Словении и Болгарии. Однако причастность этих стран к Евросоюзу, возможно, вскоре внесет свои коррективы в вопросы регулирования криптовалют.
В Республике Беларусь действует декрет президента «О развитии цифровой экономики». Согласно документу, до 1 января 2023 года прибыль резидентов Парка высоких технологий, полученная в результате майнинга (процесс создания криптомонет), а также создания, приобретения и отчуждения криптовалют, налогом не облагается. Физические лица также не будут платить налоги с видов деятельности, связанных с криптовалютами. Не подлежат налогообложению и операции по продаже криптовалют, в том числе иностранными организациями.
В США за налогообложение отвечает правительственное агентство IRS, которому ряд криптовалютных бирж уже отправляют регулярную отчетность с данными своих пользователей. Расчет налога производится на прирост капитала налогоплательщика, исходя из рыночной стоимости криптовалюты на момент ее получения. Сразу после продажи криптовалюты и получения за нее традиционных денежных средств, ему следует платить налог. При этом законопослушный гражданин может самостоятельно заявить о полученных доходах и заплатить налоги.
— Анна, расскажите о смарт-контрактах, что это такое, в чем их особенность?
— Смарт-контракт, что в переводе с английского означает «умный контракт», — это компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания самоисполняемых контрактов в блокчейне. Алгоритм описывает набор условий, выполнение которых влечет за собой другие события в рамках одной блокчейн-среды.
Идея была предложена в 1994 году американским юристом и криптографом Ником Сабо. Первое популярное применение и демонстрация работы самоисполняемых контрактов было представлено широкой публике в блокчейне Ethereum. С помощью этой сети создаются децентрализованные онлайн-сервисы на базе блокчейна (децентрализованные приложения, так называемые DApps), работающие на базе смарт-контрактов. Создателем Ethereum является канадский программист с русскими корнями Виталий Бутерин. В конце 2013 года он представил свой проект, а 30 июля 2015 года была запущена сеть. Недавно Виталий заявил, что сожалеет об использовании термина «смарт-контракт», поскольку, по сути, контракт не «думает» самостоятельно, это просто компьютерный алгоритм, действующий в соответствии с заложенными в нем условиями и работающий в децентрализованной сети.
— Где смарт-контракты могут быть полезны?
— На текущий момент реальных кейсов применения смарт-контрактов не так много, что связано с ранней стадией развития технологии.
Сейчас смарт-контракты успешно используется для проведения ICO (Initial coin offering — первичное размещение монет), представляющее собой форму привлечения инвестиций в проект посредством продажи инвесторам монет проекта по заданному алгоритму и курсу, который может изменяться в течение времени в децентрализованной сети.
Как это происходит: инвестор отправляет определенную сумму денег на смарт-контракт проекта. После этого смарт-контракт автоматически отправляет монеты проекта, которые могут являться акциями или платежным средством внутри проекта, инвестору. Таким образом, процесс сделки максимально автоматизируется. Также технология используется для создания мультиподписных кошельков с кворумом об отправке средств.
Смарт-контракты подходят для любых финансовых сделок между цифровыми объектами в рамках одной сети. Актуальный вопрос, связанный со смарт-контрактами, это — каким образом настроить коммуникацию между разными блокчейнами, так как, кроме Ethereum, смарт-контракты существуют в EOS, NEO, Lisk и других блокчейнах.
К наиболее перспективным сферам применения смарт-контрактов относятся финансовые технологии, управление поставками, логистика, право владения материальными и нематериальными активами.
— Как говорят специалисты, революционное значение технологии блокчейн сопоставимо с открытием Интернета, более того, блокчейн способен изменить мир. Верно ли такое утверждение?
— Не думаю, что блокчейн — это панацея. Самое сильное влияние эта технология оказывает и окажет в будущем на финансовый мир. Однако для полномасштабного внедрения блокчейна нужно перестраивать большие системы с большим количеством участников. При этом каждая система стремится сохранить свои свойства и структуру, противясь изменениям. Важно адекватно и рационально оценивать, насколько целесообразно внедрение данной технологии.
— Что необходимо для скорейшего развития технологии блокчейн — программное обеспечение, кадры, нормативно-правовое обеспечение? Есть ли все это в России?
— Необходимое программное обеспечение у нас есть. С точки зрения кадров — Россия традиционно является поставщиком талантливых и востребованных в мире технических специалистов. Русскоговорящие разработчики есть во многих международных блокчейн-проектах.
При этом, напомню из начала моего рассказа, что блокчейн, это технология, не требующая посредников, для ее использования в обычной жизни требуется только согласие сторон работать определенным образом. Гарантом того, что установленные правила игры (можно сравнить их с нормативно-правовыми актами) будут соблюдаться, является код сети, в котором эти правила прописаны и который нельзя изменить. В блокчейн-сообществе распространено понятие: код — это закон. А как мы знаем еще со времен древних римлян: «Dura lex, sed lex» (закон суров, но это закон).
Но, вне всякого сомнения, для того чтобы технология активно внедрялась и использовалась бизнесом и промышленностью, самым важным является нормативно-правовое поле.
Другой фактор успешной имплементации (реализации) блокчейна — время и средства на органичную апробацию и развитие технологии. Особенно сейчас, когда бурный ажиотаж и всеобщие овации вокруг утихли, и предстоит серьезная и кропотливая работа по поступательному развитию и промышленному внедрению технологии.
Недавно Герман Греф сказал, что российские компании пока не готовы к внедрению блокчейна, но через один-два года его могут начать использовать на промышленном уровне.
— Имеются ли у нас в стране работающие блокчейн-проекты, которые предлагают свои технологические решения? Приведите примеры отечественных разработок.
— Российские разработки, конечно же, имеются и присутствуют на рынке. Одним из первых отечественных проектов, который начал использовать технологию является Waves. Он включает в себя децентрализованную биржу активов, позволяет осуществлять выпуск и передачу активов.
Все стандартные функции блокчейна содержит в себе и Erachain. Его отличительная особенность заключается в том, что для совершения транзакций, отличных от финансовых, — голосования, выпуск различных статусов, таких как паспорт, диплом, награда, — пользователям необходимо проходить процедуру KYC (know your customer — знай своего клиента). Идентификационные данные о персоне хранятся в блокчейне Erachain.
С 2013 года работает проект Emercoin. Одно из решений проекта: предотвращение подделки производимых товаров, с помощью системы EmerDPOAntifake, разработанной для создания уникальных ID продукции. Серийные номера можно прикрепить к упаковкам товаров в виде QR кодов, считываемых с помощью смартфона. QR коды позволяют определять подлинность товаров. Если продукт оригинальный, выводится информация о производителе и товаре. Система не распознаёт подделки, о чем и сообщает покупателю во время проверки QR кода.
Apla (ранее ЕГААС) предлагает использовать блокчейн для государственных услуг: государственная регистрация прав на землю, аттестации, голосования, свидетельства о рождении ребенка.
— Можно привести примеры использования технологии блокчейна в российском топливно-энергетическом комплексе, в мире?
— В качестве интересного примера можно привести блокчейн-платформу TradeLens, созданную корпорацией IBM и гигантом контейнерных перевозок Maersk. Сейчас платформа насчитывает 94 участника. Запуск цифровой торговой площадки, предназначенной для использования глобальной логистической экосистемы, запланирован на конец 2018 года. Платформу уже используют операторы крупных терминалов — PSA Singapore, International Container Terminal Services Inc, Patrick Terminals, Modern Terminals, Port of Halifax, Port of Rotterdam, Port of Bilbao. Также в тестировании платформы участвуют таможенные органы Нидерландов, Саудовской Аравии, Австралии, Перу и Сингапура и логистические компании: Agility, CEVA Logistics, DAMCO, Kotahi, PLH TruckingCompany, Ancotrans и WorldWideAlliance. Есть договоренность, что Россия также присоединится к проекту. В 2019 году через платформу будут запущены пробные поставки из Питерского порта с участием федеральной таможенной службы.
Британский блокчейн-проект Electron заявляет о возможностях модернизации инфраструктуры энергетической отрасли.
В России на базе Уральского федерального университета разрабатывается блокчейн-платформа NS, которая позволит снизить расход электроэнергии. Ожидается, что система будет сама фиксировать все данные по объемам производства и потребления энергии, а также автоматически выставлять счета.
«Газпром нефть» с Райффайзенбанком выпустили первую банковскую гарантию на сделку по поставке нефти России Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу с применением блокчейна. Для этого использовали цифровую банковскую гарантию, выпущенную на базе платформы R-chain (платформа Райффайзенбанка). Сейчас банки выпускают гарантии в бумажном виде или по электронной почте, используя систему SWIFT. У клиентов доступа к системе нет. О начале и окончании гарантии клиенты узнают, получив сообщения от банков. А использование блокчейна предоставляет доступ к информации всем сторонам процесса. Как только платежное обязательство выполняется, гарантия мгновенно прекращает свое действие.
Пилотный проект по применению блокчейна в логистике был реализован компаниями «Газпромнефть-Снабжение» и «Газпром нефть шельф» при доставке запорной арматуры с завода в Великом Новгороде на платформу «Приразломная». На груз нанесли радиочастотные RFID метки и установили GPS-датчики, чтобы автоматически фиксировать данные о перемещении груза на протяжении всего пути в блокчейне. Таким образом, все необходимые данные о перемещении груза были сохранены в сети, к которой был доступ у всех участников, что сделало логистический процесс максимально прозрачным, без возможности подмены или исправления записей.
— Каковы перспективы применения технологии в ТЭКе?
— Перспективы применения технологии блокчейн ТЭКом коррелируют с общими перспективами применения данной технологии: это в первую очередь проведение финансовых операций, сделок, голосований, логистики.
Среди возможных сфер использования технологии в нефтяной отрасли (газовой и нефтехимической) можно выделить:
- коммерческую торговлю (сделки) и контракты на выполнение услуг;
- цепочку производственного процесса, включающую логистику, поставки, закупки;
- интеграцию смарт-контрактов и криптовалют в имеющиеся заправочные станции для автоматизации процесса заправки;
- голосование акционеров.