Значительную роль в изменении ситуации на внутреннем нефтяном рынке США сыграла «сланцевая революция». В результате легкая малосернистая нефть, импортировавшаяся из Нигерии, Анголы и Алжира, была замещена внутренней добычей. Это коренным образом изменило рынок нефтепереработки в стране, так как в зависимости от типа нефти менялись и технологии ее переработки. На ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) были проведены обновления для того, чтобы принимать легкую малосернистую нефть.
Когда в США начали добывать ультралегкую нефть, то её направляли в Канаду, где смешивали с тяжелой нефтью, добываемой на нефтеносных песках. Таким образом, рост добычи легкой нефти в США позволил и канадцам нарастить добычу тяжелой нефти и увеличить поставки на американские НПЗ. В итоге «черное золото» из Канады стало одним из самых дешевых для США.
По итогам 2016 года 47% поставок канадской тяжелой нефти пришлось на Соединенные Штаты и 29% — на долю нефти средней плотности. Канадские компании прежде закупали ультралегкую нефть в Катаре и Австралии, затем смешивали её со своей тяжелой нефтью и отправляли по трубопроводам на рынок США.
Нефтепереработка США
Перерабатывающая промышленность США была основана несколькими международными нефтяными компаниями, чтобы сбалансировать эффект волатильности цен. Когда цены на нефть резко снижались, нефтедобывающие компании получали меньше дохода от продажи сырой нефти, но при этом увеличили доходы от её переработки, потому что нефтепродукты менее подвержены ценовым колебаниям.
В США существует система частных нефтеперерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры, что позволяет перерабатывать разные типы нефти и получать дорогостоящие нефтепродукты. Разнообразие возможностей по переработке дает преимущества, так как НПЗ могут производить нефтепродукты, подходящие для разных целей и для разных рынков, в зависимости от того, какой тип нефти идет на переработку.
После выхода на рынки АТР, Европы и Латинской Америки, США стали чистым экспортером нефтепродуктов. Большая часть бензина, производимого в этой стране, идет на рынки Латинской Америки, а экспорт американского сжиженного природного газа идет в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Ключевой игрок в балансировании поставок нефтепродуктов
Мировой спрос на нефтепродукты постоянно растёт. По мнению отраслевых экспертов, если национальные компании смогут в ближайшие годы построить дополнительные НПЗ, то и в этом случае их мощностей всё равно не хватит. Кому‑то придется сбалансировать рынок, и эту роль, вероятно, будут выполнять чистые экспортеры нефтепродуктов, в частности США, которые могут стать ключевым игроком в процессе сбалансирования поставок нефтепродуктов.
По мере увеличения поставок нефти и ограниченного количества перерабатывающих мощностей, роль Соединенных Штатов и их способность перерабатывать нефть в нефтепродукты будет расти и способствовать поставкам на ключевые рынки Латинской Америки и Азии. При этом крупные страны-экспортеры в регионе, такие как Мексика и Канада, будут по‑прежнему нуждаться в ультралегкой нефти США и поставках нефтепродуктов, чтобы продолжать экспортировать «черное золото» и насыщать внутренний спрос на нефтепродукты.
Китай и Корея — ближайшие конкуренты США
Промышленность Китая по объемам переработки близка к США — более 15 млн барр. в сутки, причем фактически работает менее 75% мощностей. Низкий уровень использования китайских перерабатывающих мощностей связан с тем, что 3,5–4,5 млн барр. в сутки перерабатываются независимыми НПЗ, которые работают при загрузке 30–60% мощностей. Такие НПЗ отличаются низким уровнем эффективности и, соответственно, продукцией низкого качества, однако они получают регулярную поддержку со стороны правительства страны.
Если говорить о сложности процесса переработки, то перерабатывающая промышленность Республики Корея является ближайшим конкурентом США. Однако при этом южнокорейские НПЗ вынуждены работать практически при максимальной нагрузке.
Работа при максимальной нагрузке способствовала тому, что Республика Корея в 2016 году экспортировала свыше 1,3 млн барр. в сутки переработанных нефтепродуктов. И это приводит к огромной волатильности прибыли южнокорейских НПЗ во время резкого роста цен.
Амбициозные планы Саудовской Аравии
Несмотря на значительное сокращение доходов из‑за падения цен на нефть в течение последних двух лет, компании на Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжают вкладывать значительные объемы инвестиций в нефтегазовый бизнес.
По данным аналитической компании Meed Insight, после сокращения средств, направляемых в нефтяные и газовые проекты, зафиксированного в 2016 году, когда уровень капиталовложений в этом секторе снизился до $34 млрд, сейчас на стадии оценки инвестиций находятся нефтяные, газовые и нефтехимические проекты суммарным объемом $294 миллиарда.
Саудовская Аравия остается крупнейшим регионом по объемам инвестиций в нефтегазовую промышленность. В 2011–2016 годах суммарные вложения в отрасль достигли $69,37 миллиарда. Национальная добывающая компания Saudi Aramco планирует направить в нефтяную и газовую индустрию $334 млрд до 2025 года. Эта компания из Саудовской Аравии активно инвестирует в зарубежные проекты, купив в феврале 2017 года долю в нефтеперерабатывающем комплексе малазийской Petronas за $7 млрд, что стало крупнейшим вложением Saudi Aramco в нефтепереработку за пределами Саудовской Аравии, а также региона Ближнего Востока и Северной Африки.
Второе место после Саудовской Аравии занимает Кувейт, который в ближайшие пять лет инвестирует в энергетические проекты $115 миллиардов. ОАЭ запланировали вложения в $35,1 млрд, в основном в газовые проекты. В течение 2015–2016 годов в этой стране были отложены на более поздний срок несколько нефтегазовых проектов, включая строительство терминала для импорта сжиженного природного газа в Фуджейре.
Арабские компании продолжают инвестировать в создание производственной инфраструктуры, поддерживая в рабочем состоянии и наращивая добывающие мощности в крупнейших странах-экспортерах нефти.
Эксперты отмечают амбициозные планы Саудовской Аравии по созданию новых нефтехимических мощностей, а также по реконструкции и модернизации нефтяной индустрии Ирана. На проекты в области нефтехимии придется четверть всех запланированных в регионе инвестиций в нефтегазовый сектор. Нефтепереработка занимает второе место по объемам вложений, благодаря нескольким новым проектам НПЗ, запланированным в Ираке, Бахрейне и Омане.
Кумулятивный эффект
По данным экспертов Международного энергетического агентства, мировой спрос на нефтепродукты может вырасти на 6,1 млн барр. в сутки в период до 2022 года. Новые требования в отношении судового топлива, вводимые Международной морской организацией с 2020 года, могут привести к повсеместному росту цен на нефтепродукты.
Аналитики международной консалтинговой компании Wood Mackenzie утверждают, что расходы судоходных компаний на топливо могут вырасти более чем на 50%, до $174 млрд в год. Есть и другие прогнозы отраслевых экспертов, согласно которым увеличение расходов на топливо достигнет 85%. Но помимо удара по судовладельцам, эти изменения могут иметь кумулятивный эффект и отразиться на тарифах на грузоперевозки, ценах на автомобильное и авиатопливо.
Руководство крупнейшего мирового трейдера нефти и нефтепродуктов — компании Vitol — считает, что это перевернет рынок продуктов нефтепереработки, поскольку подлежащее запрету судовое топливо с высоким содержанием серы, на долю которого сегодня приходится 4% от мирового спроса на нефть, является важной составляющей процессов переработки на многих НПЗ. Эксперты предполагают, что цены на такие нефтепродукты, как судовое и дизельное топлива, бензин и авиакеросин, могут вырасти на $10–20 за баррель. Рост тарифов на морские перевозки приведет к увеличению стоимости поставок нефти на НПЗ. Многие нефтеперерабатывающие заводы не смогут выдержать такие изменения. В непростое положение попадут европейские нефтеперерабатывающие заводы.
Эксперты швейцарского банка Credit Suisse предсказывают скорое закрытие нескольких НПЗ во Франции, в том числе и из‑за решения Международной морской организации. Этому будет способствовать и недавнее решение французских властей о запрете с 2040 года продаж в стране автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а также последовательном стимулировании со стороны государства продаж электромобилей.