Сегодня отечественные предприятия производят керосин, бензин, авиационное, дизельное топливо, битумы, моторные масла, мазут и другие продукты. Наиболее крупные заводы расположены в Поволжском, Сибирском, Центральном федеральных округах. Переработка нефти и газа осуществляется в Челябинской, Тюменской, Омской областях, ХМАО и в Краснодарском крае.
Объемы нефтепереработки сокращаются
В текущем году, согласно данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК», объемы переработки нефти в России увеличатся на 1,4 млн т, или на 1,005%, по сравнению с 2016 годом, когда было достигнуто 280,6 млн тонн. Однако, по прогнозам Минэнерго России, в последующие годы ожидается падение до 275–278 млн т в 2018 году, до 273–278 млн т в 2019 году и до 271–278 млн т в 2020 году. В министерстве полагают, что это связано с тем, что нефтяные компании потеряли мотивацию в сфере нефтепереработки.
В отечественную нефтеперерабатывающую отрасль, по данным Минэнерго, в текущем году будет вложено 217 млрд руб., что на 79 млрд руб. больше, чем в 2016 году. При этом ведомство рассматривает новые меры стимулирования. Изучается возможность снижения перекрестного субсидирования нефтяной отрасли при перевозке нефти и нефтепродуктов по железной дороге. Еще одним вариантом может стать заключение между нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и федеральными органами исполнительной власти инвестиционного соглашения, где была бы прописана отсрочка по уплате акцизов для НПЗ, которые реализуют программу модернизации.
Конкуренция в отрасли нарастает
Рентабельность российской нефтепереработки, по мнению отраслевых экспертов, во многом поддерживается за счет субсидирования в результате дифференциации ставок таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Их отмена, по мнению аналитиков швейцарского банка Credit Suisse, может снизить рентабельный объем переработки в два раза.
Конкуренция в отрасли нарастает в результате изменений в структуре поставок нефти и спросе на продукцию, строительства новых нефтеперерабатывающих заводов и закрытия старых, а также в результате изменений в налоговом режиме. Решение российского правительства о налоговом маневре имело определяющее воздействие на нефтепереработку в России. За последние пять лет отечественные компании значительно увеличили выпуск и экспорт светлых нефтепродуктов.
Рынок дизельного топлива сейчас профицитен, то есть предложение опережает спрос. Согласно прогнозам аналитиков «ЦДУ ТЭК», ожидается, что в 2017 году в России будет произведено 37,1 млн т автобензина пятого класса при внутреннем потреблении 35,5 млн тонн. Сегодня из России вывозится до 60% производимого дизельного топлива и 12% автобензина. Причем значительная часть экспортируемого бензина не может быть поставлена на внутренний рынок из за несоответствия требованиям технического регламента.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность НПЗ
Существует ряд факторов, которые следует учесть, оценивая возможную успешность того или иного проекта строительства нового НПЗ или модернизации перерабатывающих мощностей: в том числе месторасположение завода и кем реализуется такой проект. В последние годы в этой отрасли всё чаще переносятся сроки новых проектов, либо принимаются решения об отказе от их реализации.
По мнению экспертов Credit Suisse, территориальное расположение ряда российских НПЗ может повлиять на их конкурентоспособность на внешних рынках, в особенности, начиная с 2020 года, когда значительная часть мощностей по переработке, идущая сейчас на экспорт, может оказаться невостребованной через три года.
По данным компании «ЛУКОЙЛ», доходность российских заводов оценивается ниже, чем европейских. Несмотря на то что НПЗ «ЛУКОЙЛа» прошли через модернизацию, переработка в России оказалась низкоэффективной. В этой связи компания готовит новую десятилетнюю стратегию, которую собирается представить в ноябре этого года. Пока же инвестиции в эту сферу сокращены. В июне текущего года компания договорилась о переработке в Канаде 300 тыс. т высококачественной нефти, поставляемой с Варандейского терминала в Арктике.
Самарские НПЗ углубляют переработку
Несмотря на растущие проблемы в нефтепереработке, в стране вводятся в строй новые производства. Среди крупных компаний, которые раньше всех начали заниматься углубленной переработкой тяжелых нефтяных остатков, специалисты называют «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» и «Башнефть».
Новые и реконструированные установки на НПЗ самарской группы «Роснефти» решали задачу по превращению побочных продуктов нефтепереработки в высокомаржинальный продукт. Так, Куйбышевский НПЗ в 2016 году запустил новый комплекс каталитического крекинга мощностью 1,15 млн т в год и установку по производству метилтретбутилового эфира мощностью 150 тыс. т в год.
Эта установка рассчитана на производство до 40 тыс. т высокооктановой добавки к автобензинам. Её ввод в строй улучшит качество моторного топлива. Куйбышевский НПЗ продолжает строительство установки сернокислотного алкилирования мощностью 65 тыс. т в год. На Новокуйбышевском НПЗ в конце 2019 года запустят гидрокрекинг. Сызранский НПЗ в 2016 году модернизировал установку каталитического риформинга мощностью 600 тыс. т в год.
В Самарской области также строится НПЗ мощностью два млн т в год. В 2014 году «Самаратранснефтьтерминал», который входит в группу компаний «ПетРоНефть», запустил первую технологическую очередь по схеме топливного варианта. В текущем году на строящемся Николаевском НПЗ планируется запустить электро-обессоливающую установку и установку атмосферно-вакуумной трубчатки.
«Газпром нефть» продолжает модернизацию Московского НПЗ
«Газпром нефть» с 2011 года реализует программу комплексной модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), инвестиции в которую до 2020 года составят 250 млрд рублей. Ожидается, что по окончании программы МНПЗ станет лучшим нефтеперерабатывающим предприятием Европы по качеству продукции, энергоэффективности и экологическим характеристикам.
Предприятие готовится обеспечить производство зимних сортов дизельного топлива класса «Евро5» и сделать его более экологичным. С этой целью на заводе устанавливается горячий сепаратор современной комбинированной установки переработки нефти «Евро+».
В процессе работы этой установки бензиновая фракция будет дополнительно разделяться на два потока. Более тяжелый будет перерабатываться на новом блоке каталитического риформинга в составе комбинированной установки. Более легкий — подаваться на существующую установку изомеризации для производства высокооктанового компонента бензинов.
Прямогонная керосиновая фракция «Евро+» будет подаваться на существующие установки гидроочистки с получением товарного авиационного топлива высокого экологического класса. Также «Евро+» содержит блок облагораживания дизельного топлива. Он позволит получать дизельное топливо «Евро5» с пониженным содержанием серы за счет секции гидроочистки и существенно снизить вовлечение керосина при производстве зимних марок дизельного топлива за счет секции депарафинизации.
Строительство установки — один из ключевых проектов второго этапа модернизации завода. Ввод в эксплуатацию «Евро+» поможет МНПЗ увеличить выход светлых нефтепродуктов, повысить сроки эксплуатации оборудования и улучшить показатели энергоэффективности. Кроме того, на предприятии обещают, что запуск «Евро+» позволит сократить воздействие производства на окружающую среду — снижение составит более 11% на тонну переработанной нефти.
Строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Находке
Главгосэкспертиза России выпустила положительное заключение по проекту строительства комплекса нефтеперерабатывающего производства для «Восточной нефтехимической компании». Возможность возведения такого комплекса возле Находки обсуждалась еще во времена Советского Союза. В 1974 году уже был утвержден проект, но его так и не реализовали.
Проект, одобренный Главгосэкспертизой России, предполагает строительство производств по выпуску автомобильного бензина, керосина, дизельного и бункеровочного топлива. Это обеспечит растущий спрос на моторные топлива и нефтехимическую продукцию, а также стимулирует создание нефтехимического кластера в Дальневосточном федеральном округе. Продукция будет реализовываться на внутреннем рынке и поставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Строительство и ввод объекта в эксплуатацию будут проходить в два этапа. Первый предусматривает возведение нефтеперерабатывающего комплекса, производственная мощность которого составит 12 млн т сырья в год. В ходе второго этапа построят нефтехимический комплекс мощностью 3,4 млн т в год.
В Нижегородской области построят завод автотоплив
Завод «МакстонДзержинск» будет перерабатывать 200 тыс. т тяжелых нефтяных остатков в год и выпускать дизельное топливо, а также бензины стандарта «Евро5». Мощность нового завода составит 200 тыс. т в год. Объем инвестиций превысит пять млрд рублей. Завод будет перерабатывать поступающий мазут первичных и вторичных процессов, а также тяжелые остаточные углеводороды других процессов нефтепереработки.
В составе производства будут работать установки парового риформинга метана на водород, замедленного коксования, фракционирования газов, гидроочистки тяжелой нафты и дизеля коксования, сероочистки газов, демеркаптанизации легкой нафты.
Технологии производства и базовые проекты были разработаны румынскими филиалами компаний LUDAN Group и GTC на основе приобретенных компанией «Макстон» пакетов проектной документации аналогичных установок, эксплуатируемых в Восточной Европе.
Газомоторное топливо — один из приоритетов ТЭКа
В сфере переработки газа в нашей стране идут процессы по обновлению прежних предприятий и строительству новых, но в целом обстановка складывается не настолько хорошо, как бы хотелось. Обладая самыми большими запасами газа в мире, наша страна занимает 16 место по использованию природного газа в качестве моторного топлива. Такое положение дел не соответствует ни возможностям страны, ни ее потребностям. Именно поэтому расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в последние годы стало одним из приоритетов государства в сфере ТЭК.
Во всем мире использование природного газа в качестве моторного топлива считается одним из наиболее перспективных направлений, ежегодный объем его потребления возрастает на 25–30%. Сжатый или как его ещё называют компримированный природный газ может составить конкуренцию другим видам моторного топлива на российском рынке, в особенности в части заправки общественного и коммерческого большегрузного транспорта. Это экономически и экологически оправдано, в условиях роста стоимости жидких моторных топлив, полагают эксперты, и позволит повысить экономическую доступность топлива для потребителей, снизить нагрузку на бюджеты регионов, улучшить экологию, особенно в больших городах и вдоль федеральных трасс. Перевод транспорта на газомоторное топливо и сжиженный природный газ (СПГ) также может высвободить 10 млн т нефти и нефтепродуктов в год для продажи их, в том числе на внешнем рынке. Кроме того, перевод транспорта на «голубое топливо» признан одним из самых эффективных методов борьбы с контрафактным автомобильным топливом.
Движущая сила нового направления
Сегодня потребление газомоторного топлива в России растет. Движущей силой этого роста выступает «Газпром». Госкомпании в нашей стране принадлежат 213 из 270 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В 2016 году «Газпром» завершил сооружение 35 АГНКС и реконструировал ещё четыре станции. В результате объем потребления газа через сеть АГНКС «Газпрома» в прошлом году увеличился на 11% — до 480 млн кубометров. В 2015 году он составил 433 млн куб. м, что на 8% больше показателей 2014 года.
В рамках программы перехода на газомоторное топливо в России «Газпром» объявил о строительстве завода по сжижению природного газа в Большесельском районе Ярославской области мощностью 40 тыс. т в год и стоимостью два млрд рублей. В Ярославской области сейчас действуют три газонаполнительных компрессорных станции — в Ярославле, Мышкине и Рыбинске.
Новые проекты по сжижению газа должны поддержать и газификацию страны, которая, по данным «Газпрома», сегодня не превышает 67,2%. Продолжая развитие газопроводной системы страны, компания в дальнейшем будет больше внимания уделять проектам газификации с использованием сжиженного природного газа.
Тем не менее уровень потребления природного газа в России, как моторного топлива, согласно оценкам отраслевых экспертов, остается низким. Одним из ключевых сдерживающих факторов расширения применения газомоторного топлива является недостаточное развитие инфраструктуры АГНКС. Еще одна из причин недостаточного использования газа как моторного топлива — стоимость газомоторного транспорта, которая сегодня оказалась выше традиционных аналогов. К тому же для изготовления газобаллонного оборудования используется большая доля импортных комплектующих.
СПГ проекты «НОВАТЭКа»
Федеральная антимонопольная служба согласовала ходатайство компании «НОВАТЭК» о приобретении доли в 51% уставного капитала «КриогазВысоцк», которая ведет строительство терминала по производству и перегрузке 660 тыс. т сжиженного природного газа в балтийском порту Высоцк. Новый терминал по производству СПГ строится на острове Рюевялинниеми. Комплекс будет вводиться в строй в два этапа по 330 тыс. т СПГ каждый.
Создаваемая инфраструктура подразумевает возможность расширения производства до 1,3 млн т СПГ в год. Инвестиции в проект оцениваются в 50 млрд рублей. Завершение строительства терминала планируется в 2018 году. Значительная часть газа проекта уже законтрактована, благодаря заключенным сделкам c компаниями «Газпром экспорт» и Gasum, и пойдет промышленным потребителям Финляндии и других скандинавских стран.
Для «НОВАТЭКа» это новое направление бизнеса. У компании уже имеется два приоритетных крупнотоннажных проекта на Севере России. Одним из них является подготовка к вводу первой очереди «Ямал СПГ» мощностью 5,5 млн тонн. Общая мощность трех линий проекта составит 16,5 млн т сжиженного природного газа в год.
«НОВАТЭК» рассчитывает ускорить запуск второй и третьей линий «Ямал СПГ» — на три и шесть месяцев соответственно. Мощность каждой линии — 5,5 млн т в год. По оценкам аналитиков, это может принести проекту $1,4 млрд дополнительной выручки. Проект «Ямал СПГ» — это строительство завода по сжижению газа, стоимость которого составляет $27 миллиардов. Он реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале, запасы которого оцениваются в 907 млрд кубометров.
В ближайшее время начинается строительство второго приоритетного крупнотоннажного проекта «НОВАТЭКа» по сжижению природного газа — «Арктик СПГ2», мощность которого 25 млн т СПГ в год. Ресурсной базой «Арктик СПГ2» станет Салмановское месторождение на Гыдане с доказанными запасами в 235,2 млрд куб. м газа. В конце прошлого года компания договорилась о сотрудничестве в этом проекте с японскими инвесторами Marubeni, Mitsui и Mitsubishi.
Амурский ГПЗ станет крупнейшим предприятием в России
«Газпром» доверил китайской компании China Gezhouba Group Corporation выполнение строительных работ и монтаж установок по криогенному разделению газа с получением гелия и ценных компонентов для нефтехимии Амурского газоперерабатывающего завода в городе Свободный. Технологическое оборудование поставит немецкая компания Linde, а субподрядчиком, возможно, выступит российская строительная фирма.
В строительстве этого предприятия уже задействованы несколько компаний из КНР. China Petroleum Engineering & Construction Corporation отвечает за проектирование, изготовление, поставку оборудования и строительство дожимных компрессорных цехов, установок осушки и очистки газа, а Sinopec в консорциуме с итальянской Tecnimont выполнит проектирование, материально-техническое снабжение и строительство объектов общезаводского хозяйства Амурского ГПЗ. Ввод первой очереди предприятия запланирован на конец 2020 года.
На Дальнем Востоке Амурский ГПЗ станет крупнейшим в России и одним из самых больших в мире предприятием по переработке природного газа, с проектной мощностью до 45 млрд куб. м газа в год, в состав завода войдет крупнейшее в мире производство гелия — до 60 млн куб. м в год. Завод станет ключевым звеном технологической цепочки поставок газа по трубопроводу «Сила Сибири» в Китай.
Переработка нужна для подготовки многокомпонентного газа, который планируется транспортировать по газопроводу из Якутского и Иркутского центров газодобычи. Амурский завод будет извлекать из поступающей смеси этан, пропан, бутан, гелий и другие ценные компоненты, а очищенный метан пойдет в КНР. Ресурсной базой для ГПЗ станут месторождения Восточной Сибири, в частности, Ковыктинское и Чаяндинское.
ВКРАТЦЕ
В чём суть налогового манёвра?
Налоговый манёвр направлен на снижение зависимости бюджета страны от экспорта нефти и нефтепродуктов, он подразумевает:
- увеличение бюджетных доходов за счет поэтапного снижения экспортной пошлины на нефть в течение трёх лет, начиная с 2015 года;
- снижение акцизов;
- повышение налога на добычу полезных ископаемых.
В результате предельная ставка экспортной пошлины на нефть должна снизиться с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году. Базовая ставка НДПИ на нефть при этом растет с 493 руб. за тонну в 2014 году до 919 руб. в 2017 году. Одновременно увеличиваются ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижаются ставки акцизов на моторные топлива.