Поставка российского нефтяного сырья на экспорт по системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» в 2014–2016 годах и за январь — июнь 2017 года, тыс. тонн
По данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»
В 2016 году «Транснефть» завершила реализацию инвестиционных проектов:
- строительство магистрального нефтепровода «Заполярье — Пурпе»;
- строительство магистрального нефтепровода «Куюмба — Тайшет»;
- развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск до 15 млн т в год (проект «Север»);
- реконструкция подходной дамбы специализированного морского нефтеналивного порта Козьмино с целью обеспечения подхода танкеров дедвейтом 150 тыс. тонн.
Период | Инвестиционные проекты, млрд руб. | Техническое перевооружение и реконструкция, млрд руб. |
---|---|---|
2016 | 154,4 | 183,1 |
2017–2021 | 297,8 | 861,8 |
По данным ПАО «Транснефть»
Проекты на ближайшую перспективу
«Транснефть» осуществляет реализацию инвестиционной программы по двум направлениям: развитие систем магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. К основным проектам по программе развития магистральных нефтепроводов компания относит: трубопроводную систему «Восточная-Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»), нефтепровод-отвод «ТС ВСТО — Комсомольский НПЗ». Цель первого проекта — обеспечение транспортировки нефти месторождений Восточной Сибири на НПЗ России и на экспорт в страны АТР через порт «Козьмино» и в Китайскую Народную Республику. Цель второго проекта — обеспечение транспортировки нефти на Комсомольский НПЗ («РН — Комсомольский НПЗ») в количестве до 8 млн т в год. К основным проектам по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов компания относит системы: «ЮГ» (два этапа) и «Север».
Около 69 тыс. км магистральных трубопроводов
Более 500 насосных станций
Около 23 млн кубометров резервуарных емкостей
Транспортировка 85% добываемой в России нефти
Цель первого проекта на начальном этапе — обеспечение поставок дизельного топлива на участке «Тихорецк — Новороссийск» на внутренний рынок Краснодарского края в объеме до 1 млн т нефти в год и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск в объеме до 5 млн т в год, на втором этапе — обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Волгоград — Тихорецк» до 6 млн т в год, в том числе до 1 млн т в год на внутренний рынок Волгоградской и Ростовской областей с дальнейшей поставкой на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск. Кроме того, «Транснефть» занимается реконструкцией системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион (автобензин, дизельное топливо, авиакеросин), а также реконструкцией «Шесхарис» компании «НМНТП». Цель — обеспечение стабильного и безопасного экспорта нефти и нефтепродуктов через нефтеналивной район «Шесхприс» порта Новороссийск в долгосрочном периоде.
Поставка нефтяного сырья на НПЗ России по системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» в 2014–2016 годах и за январь — июнь 2017 года, %
По данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»
Ключевой барьер
Для «Транснефти» актуальна проблема отсутствия ресурсов для транспортировки. По мнению госкомпании, нефтяники отстают с освоением новых месторождений (сокращаются инвестиции в отдельные новые месторождения и сдвигаются сроки их запуска после падения цен на нефть), в результате возникают сложности с окупаемостью новых проектов. Например, это касается запущенных в 2016 году трубопроводов «Заполярье — Пурпе» и «Куюмба — Тайшет». Одним из вариантов сокращения срока их окупаемости является повышение тарифов на прокачку нефти. Но здесь не все зависит от «Транснефти». В конце 2016 года правительственная комиссия по ТЭК приняла решение в пользу нефтяных компаний: приняты низкие ставки как для новых труб, так и в целом по сети монополии.
Средневзвешенный тариф Группы «Транснефть» за перекачку нефти в сравнении с аналогичными тарифами в странах СНГ и Европы по итогам 2016 года, 100 ткм/$
По данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК»