В январе 2015 года при Минэнерго России была создана рабочая группа под председательством министра энергетики Александра Новака, которая занимается отбором перспективных программ. Кроме того, важно осуществлять мониторинг реализации нацпроектов. Для этого министерством разработан и утвержден порядок мониторинга на основе анализа текущего достижения целевых показателей, которые были заявлены в проектах, а также при необходимости их корректировка в ходе реализации. В состав рабочей группы входят представители министерства энергетики, управления президента РФ по научно-образовательной политике, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобрнауки России, ФАНО России, компаний ТЭК, институтов развития, научного и экспертного сообщества.
Инновации по плану
Утвержденная правительством РФ «дорожная карта» — это комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного стимулирования и поддержки внедрения инновационных технологий и современных материалов в отраслях российского ТЭКа. Для этого при Минэнерго создается единая система управления инновационной деятельностью в отраслях топливно-энергетического комплекса.
При формировании состава мероприятий «дорожной карты» учитывались положения Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы», плана мероприятий в области инжиниринга и промышленного дизайна, прогноза научно-технологического развития России на период до 2030 года, а также иных стратегических документов государственного планирования.
Как считают в правительстве, реализация «дорожной карты» будет содействовать преодолению существующих барьеров, развитию инновационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе, созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
По мнению экспертов, несоответствие технического уровня предприятий отечественного ТЭКа современным мировым требованиям и риск технологического отставания ограничивают развитие соответствующих отраслей российской экономики. Большая зависимость наших энергетических предприятий от импортных энергетических технологий и оборудования в связи с их неосвоенностью российской промышленностью является одним из основных сдерживающих факторов для развития топливно-энергетического комплекса и экономики страны в целом. К таким факторам также относятся неразвитость инжиниринговых компаний, трудности трансфера передовых зарубежных технологий, отсутствие в топливно-энергетическом комплексе целостной системы взаимодействия науки и бизнеса и инновационной инфраструктуры, прогрессирующее ухудшение подготовки научных и инженерных кадров для высокотехнологичных секторов энергетики, а также недостаток экономических стимулов для инновационной деятельности большинства предприятий.
Среди первоочередных мер, направленных на повышение результативности функционирования системы управления технологическим развитием в энергетических отраслях, большое внимание уделяется формированию межотраслевых национальных проектов и прорывных технологий.
В распоряжении правительства РФ отмечается, что система управления инновационной деятельностью позволит обеспечить поддержку по принципу технологического коридора — от прикладных научно-исследовательских работ до внедрения и тиражирования результатов. При этом будет осуществляться воссоздание и развитие научно-технического и кадрового потенциала, формирование национальной системы мониторинга и прогнозирования научно-технического прогресса в энергетике, определение оптимального состава перспективных технологий и выбора приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с целью принятия на федеральном уровне соответствующих управленческих решений.
Отраслевые программы, которым присваивается статус нацпроекта, подразумевают опытно-промышленную эксплуатацию перспективных технических решений и их тиражирование, параллельно разрабатываются необходимая нормативно-техническая и методическая базы, формируются отечественные инжиниринговые и сервисные компетенции, стимулируется создание устойчивого спроса на инновационную продукцию.
Правительством определено, что для инновационного развития организаций топливно-энергетического комплекса с государственным участием будет ежегодно выделяться 170 млрд рублей. Кроме того, в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» для поддержки проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предусмотрено финансирование в объеме 25 млрд рублей. Средства также будут выделяться из внебюджетных источников.
В распоряжении правительства РФ указано, что к 2018 году количество реализованных нацпроектов по внедрению инновационных технологий и новых материалов в отраслях ТЭКа должно составить не менее 20 штук. При этом прирост объемов отгрузки продукции, работ и услуг покупателям и заказчикам, которые производились с применением инновационных технологий и современных материалов, должен быть не менее 5% ежегодно по сравнению с показателем предыдущего года.
Мониторинг и продвижение
Основная роль в отборе, методологическом сопровождении, мониторинге и продвижении национальных проектов в ТЭК отводится «Национальному Инжиниринговому Центру Энергетики» («НИЦЭ»), который был создан в 2016 году в качестве структуры-интегратора инновационных и энергоэффективных технологий и решений в топливно-энергетическом комплексе в России и за рубежом по инициативе министерства энергетики. «НИЦЭ» является 100% государственной организацией, в его составе собраны квалифицированные специалисты и профессионалы в сфере государственного и проектного управления. Центр пропагандирует комплексный подход к решению задач, находящихся на стыке науки, бизнеса и государственного регулирования.
Приоритетами «Национального Инжинирингового Центра Энергетики» являются:
- внедрение инновационных решений с целью дальнейшего тиражирования и масштабирования на объектах ТЭК;
- содействие наращиванию отечественного производственного и кадрового потенциала;
- реализация проектов по внедрению результатов исследований и разработок в хозяйственный оборот;
- совершенствование нормативной базы с целью снятия барьеров для инновационного развития ТЭК.
В 2015 году на первом заседании рабочей группы по отбору перспективных отраслевых программ статус национального проекта получила технология автоматизации цифровой подстанции АСЗУ (iSAS), которая первоначально была разработана специалистами компании «ЛИСИС». Обновленную же версию этого проекта, учитывая при этом мероприятия «дорожной карты» Национальной технологической инициативы EnergyNet и концепции «Интеллектуальная энергетическая система России», подготовили в «НИЦЭ». На заседании рабочей группы ее представили представители «Россетей».
Ключевой особенностью технологии является существенное увеличение ее масштаба – ориентация на разработку и внедрение технических решений для строительства новых подстанций, а также для модернизации уже действующих. Как отметил генеральный директор «ЛИСИСа» Давид Кишиневский, на базе данной концепции создана инновационная интегрированная система защиты и управления подстанцией iSAS (integrated Substation Automation System), которая построена на базе стандарта МЭК 61850. Она позволяет в рамках одного программного комплекса автоматизации электрических подстанций реализовать функции РЗА ЦСУ, АСУТП, учёта электроэнергии. В перспективе это позволит осуществить реновацию основных производственных фондов российского сетевого хозяйства и снизить затраты на его обслуживание.
Больше проектов хороших и разных
Одним из первых статус национального получил еще один проект «Россетей» — «Новые технологии строительства воздушных линий электропередачи с применением опор из композитных материалов». Это совместная разработка специалистов Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК) и Нанотехнологического Центра композитов. Она предполагает создание отечественной технологии производства и внедрение опор воздушных линий электропередачи (ЛЭП) на базе композитных материалов.
Новая технология создания опор позволит сократить трудозатраты по установке и в целом снизить затраты на строительство и реконструкцию линий электропередачи. Композитные опоры почти в девять раз легче обычных железобетонных опор. По заявлению разработчиков, срок эксплуатации таких опор составит 50–60 лет. Для сравнения, используемые сегодня железобетонные опоры эксплуатируются 25 лет.
На комплексе «ТАНЕКО» пройдет апробацию национальный проект «Татнефти» «Создание технологии гидроконверсии тяжелого нефтяного сырья с целью получения высококачественных топлив, масел и сырья для нефтехимических процессов», который предполагает разработку отечественной технологии гидроконверсии — процесса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков и высоковязких нефтей в моторные топлива и сырье для нефтехимии. Эта технология имеет целый ряд преимуществ перед зарубежными аналогами, а также перспективы по внедрению и тиражированию как внутри страны, так и за рубежом. По данным Минэнерго России, уже девять российских НПЗ заинтересовались внедрением гидроконверсии на своих производствах. По оценкам специалистов, реализация проекта позволит увеличить глубину переработки нефти в РФ, а также повысит экспортный потенциал российской нефти до 30 млн т, заместит экспорт мазута экспортом высококачественных нефтепродуктов, будет способствовать кооперации целого ряда отраслей (науки, инжиниринга, машиностроения, строительства, нефтепереработки, металлургии).
Реализация национального проекта «Газпром нефти» «Катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья (на основе оксида алюминия)» рассчитана до 2020 года. Она предполагает создание на Омском НПЗ новейшего производства катализаторов гидрогенизационных процессов мощностью 6 тыс. т в год и катализаторов каталититического крекинга годовой мощностью 15 тыс. тонн. Это позволит полностью обеспечить потребности российской нефтеперерабатывающей отрасли. В феврале 2016 года на Омском НПЗ состоялись производственные испытания первого отечественного катализатора гидроочистки, который был разработан новосибирским институтом катализа им. Г. К. Борескова.
Компания «Хевел» (совместное предприятие «ГК Ренова» и «РОСНАНО») является инициатором программы «Создание локальных и интегрируемых в ЕЭС источников энергоснабжения на основе высокоэффективных солнечных элементов и модулей по технологии HJT», которой в 2016 году был присвоен статус национального проекта. В планах СП создать линейку современных типовых автономных гибридных источников энергоснабжения, которые могут быть использованы как для локальной генерации, так и в централизованной энергосистеме. Программой предусмотрен запуск в эксплуатацию производства фотоэлектрических ячеек по технологии гетероперехода (HJT), разработанной российскими учеными. Данная технология обеспечивает КПД солнечных модулей свыше 20%, что сопоставимо с лучшими мировыми аналогами.
Проект «Создание отечественной технологии каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора для производства высококачественных автобензинов», который реализуется краснодарской компанией «НПП Нефтехим» (совместно с «Ленгипронефтехимом» и «КНГК-Групп»), даст возможность в перспективе повысить технико-экономические характеристики отечественных установок каталитического риформинга и обеспечит дополнительное импортозамещение в нефтегазовом секторе.
Еще одна разработка «НПП Нефтехима» — «Создание технологии изомеризации С7-фракции» — уже прошла опытную и опытно-промышленную проверку и не имеет аналогов в мире. Технология изомеризации С7-фракции получила название «Изомалк-4». Реализация этого национального проекта на нефтеперерабатывающих заводах, эксплуатирующих установки гидрокрекинга, не только увеличит объемы выработки высокооктанового автомобильного бензина экологического класса К5, но и снизит себестоимость производства автомобильных бензинов, повысит эффективность работы установок каталитического риформинга.
Проект компании «Прогрессивные Решения» «Создание отечественного производства присадок для добычи, переработки и транспортировки нефтепродуктов, дорожного строительства и цементной промышленности» предусматривает переход к производству как базовых, повышающих цетановое число присадок, так и улучшающих потребительские свойства моторного топлива. Благодаря реализации этого нацпроекта, считают специалисты, сокращение доли импортных закупок присадок должно составить 40–50%.
Инициатором проекта «Создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки запасов баженовской свиты», который получил статус национального, стала «Газпром нефть». По оценкам экспертов компании, его реализация позволит вовлечь в разработку более 760 млн т извлекаемых запасов углеводородов баженовской свиты на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Отмечается также синергетический эффект на расширение энергетической и хозяйственной инфраструктуры; кроме того, планируется строительство объектов промышленного и гражданского назначения. Проект будет реализовываться консорциумом нефтегазовых компаний, производителей оборудования, научным сообществом.
Что дает статус?
Как считают эксперты, статус национального проекта не дает особенных материальных преимуществ. Тем не менее его участники имеют приоритетное право обращаться за поддержкой в государственные ведомства и учреждения. Например, для получения специальных инвестиционных контрактов, льготного финансирования и дополнительных налоговых преференций можно обратиться в Минпромторг. Прямого финансирования от государства не будет, зато можно рассчитывать на стимулирующие условия для партнеров, которые занимаются разработкой новых технологий. Статус национального проекта позволит достичь взаимодействия с региональными властями, компаниями с государственным участием, финансовыми институтами, обеспечит сбыт продукции и услуг.
Научные организации, которые участвуют в национальном проекте, смогут обращаться за финансированием проведения фундаментальных исследований в министерство образования и науки. Для сотрудничества с вертикально интегрированными компаниями будет использоваться формат технологического полигона. Это схема, когда на одном лицензионном участке работает сразу несколько нефтяных компаний, но без передачи лицензии, без консолидации добычи и запасов в отчетность.
Основной целью реализации национальных проектов является технологическая модернизация топливно-энергетического комплекса России, обеспечение его высокоэффективными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны и устойчивого развития ТЭКа. Как отметил глава Минэнерго России, к настоящему времени «проведена значительная работа по систематизации указанных проектов по включению их в программу реализации пилотных проектов, по согласованию перечня пилотных проектов с компаниями ТЭК».