Освоение ресурсов шельфа Арктики и континентального склона является одним из самых перспективных направлений разведки углеводородного сырья на планете. Пока оно развивается гораздо медленнее, чем в большинстве других нефтегазоносных бассейнов Мирового океана, что связано с экстремально сложными природноклиматическими условиями, а также экологической уязвимостью.
Геологические исследования Арктики ведутся на протяжении пятидесяти лет. За это время 42 месторождения нефти было открыто на канадском шельфе, однако подавляющее большинство оказалось небольшим по размеру. В России за этот же период нашли 25 месторождений, но при этом большого размера. По поводу некоторых из них пока неясно, насколько в нынешних условиях рентабельна добыча. Объекты находятся в Баренцевом и Карском морях, включая Обскую и Тазовскую губы, и имеют извлекаемые запасы промышленных категорий более 430 млн т нефти и 8,5 трлн куб. м газа.
Впереди планеты всей
На долю Арктики приходится 20% территории нашей страны. Прежде всего, это гигантская территория суши, на которой ведётся добыча углеводородов. Кроме того, шельфовая зона российской Арктики намного больше, чем у других стран — Гренландии, Канады, США и Норвегии. Тот факт, что у России самый большой шельф, говорит о том, что ресурсов здесь может быть больше, чем у других стран, считают ученые.
Согласно оценке экспертов Института проблем нефти и газа Российской академии наук (ИПНГ РАН), Россия является лидером по запасам нефти и газа в регионе. В арктической зоне РФ находится 43% нефтяных и 91% газовых запасов Арктики. В течение нескольких лет учёные проводили анализ запасов по всем арктическим странам и подготовили карту с анализом перспектив всех бассейнов региона.
В результате геологоразведочных работ исследователи смогли выявить ещё одного, после России, лидера углеводородных запасов арктического шельфа — Норвегию. Специалисты отмечают, что норвежская акватория наиболее комфортна с точки зрения условий для добычи нефти. А запасы российской нефти, напротив, сосредоточены в более труднодоступных местах. Регионы российской арктической территории крайне сложны для её освоения и требуют вложения значительных финансовых средств. Эксперты отмечают, что при нынешнем уровне развития технологий и технических средств добыча углеводородов на Северном полюсе даже на большом месторождении, где глубина океана составляет 4 км и более, будет нерентабельной.
С моря выгоднее, чем с суши
Технологий и технических средств для освоения глубоководных ресурсов на Северном полюсе пока не существует, отмечают отраслевые эксперты. В ближайшей перспективе имеет смысл ориентироваться в первую очередь на регионы, которые более доступны для разработки. В ряде случаев освоение морских арктических месторождений может оказаться даже дешевле, чем на суше.
Шельфовые месторождения в прибрежной зоне могут быть более рентабельны. В первую очередь за счет сокращения расходов на логистику. Например, на Ямале или на Гыдане, где практически нет дорог для того, чтобы осваивать месторождения в центре полуострова, нужно завозить массу различных материалов, например, строительный щебень, буровые установки и другие материалы и технику. Это можно делать с воздуха с помощью вертолётов, а по земле только лишь в зимний период по снегу, потому что дорог там практически нет.
Расходы на транспорт, как и строительство самих дорог, значительны. В этой связи с экономической точки зрения выгоднее оказывается использование бурового судна непосредственно в море. Например, когда «Газпром» бурил скважины в Обской губе, то период от начала установки платформы до передвижения на другую точку занял три недели. Таким образом, за один короткий арктический сезон, длящийся три месяца, компания успела пробурить четыре скважины. Себестоимость бурения таких скважин оказалась дешевле, чем в том же регионе на суше.
С конца 2013 года в России осваивается месторождение Приразломное. Здесь работает первая российская платформа с одноименным названием. Эта платформа, по сути, является не чем иным, как искусственным островом. Именно с помощью островов США осваивают шельф Аляски. Такая технология апробировалась в течение многих лет.
С 2003 года в России разрабатывается Юрхаровское нефтегазоконденсатное месторождение, которое находится за Полярным кругом в ЯмалоНенецком автономном округе в НадымПурТазовском районе. Оно расположено в Тазовской губе, представляющей собой залив Обской губы Карского моря, в 450 км к северовостоку Салехарда. Юрхаровское является основным добывающим активом компании «НОВАТЭК».
Месторождение осваивается с помощью горизонтальных скважин с берега. То есть непосредственно на открытой воде и на морском дне ничего нет. Техническое решение осуществлялось следующим образом: с берега на расстоянии нескольких километров была пробурена скважина. Длина ствола составила 13,5 км, при этом удаление от берега превышает 12 километров. Несмотря на сложную технологию, в этой многокилометровой конструкции, проходящей под морским дном в Арктике, полностью исключено попадание нефти в воду, отмечают представители компании.
Новые заводы, платформы, законы
Россия в ближайшие годы получит собственные платформы для нефтеразведки в Арктике. Для этого уже заложены и развиваются два кластера, один в Мурманске, другой — судостроительный завод «Звезда» — в бухте Большой Камень, возле Владивостока.
На освоение Арктики в ближайшие 15 лет в нашей стране, согласно данным правительства РФ, будет направлено 5 трлн рублей. Из внебюджетных источников финансирования планируется выделить 4 трлн рублей. На эти цели в правительстве РФ отобрали 150 приоритетных проектов, большая часть которых приходится на переработку полезных ископаемых.
В 2013 году президент России утвердил «Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и подписал указ о составе Арктической зоны РФ. Была принята Государственная программа по развитию региона до 2020 года, а также создана Государственная комиссия по Арктике.
На новом этапе ведутся работы по принятию федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ». Им вводится понятие «Арктическая опорная зона развития», где определяются приоритеты государства в области природопользования, экологической деятельности, развития транспортной системы в Арктике, в социальных вопросах.
На сегодня в Арктическом регионе добывается 80% российского газа. Помимо разрабатываемых месторождений выявлены значительные резервы природного газа на шельфах северных морей.
20 лет на ввод в эксплуатацию
При оптимистичном прогнозе, на основе мирового опыта освоения морских месторождений, на открытых акваториях Арктики потребуется не менее 15 лет с момента обнаружения до начала добычи углеводородов, полагают учёные ИПНГ РАН. С момента открытия до ввода в эксплуатацию морских разрабатываемых сегодня месторождений в среднем уходило два десятилетия. Например, на Приразломное ушло 24 года, Одоптуморе — 33 года, Чайво — 26 лет, Лунское — 25 лет, АркутунДагинское — 25 лет, Киринское — 21 год, ПильтунАстохское — 13 лет, Snohvit — 23 года, Hibernia — 18 лет, Endicott — 9 лет.
Начавшаяся в 2013 году разработка Кашагана в субарктических условиях Северного Каспия, проводимая альянсом лидеров мировой индустрии Eni, Total, Shell, ExxonMobil, ConocoPhillips, была приостановлена на длительный срок из за вскрывшихся многочисленных проблем с транспортировкой углеводородов по подводным трубопроводам.
Состояние подготавливаемых к разработке норвежских месторождений Goliat и Aasta Hasteen свидетельствует о том, что к моменту первой добычи еще далеко — не менее 15 и 20 лет соответственно.
Для 25 широко известных морских углеводородных месторождений среднее время от открытия до ввода в разработку и получения первого продукта превысило 21 год. Таким образом, в российской части Арктики до 2025 года добыча нефти может быть начата только на уже открытых месторождениях Печорского моря, и то не на полную мощность. При этом уровень производства нефти на шельфе Арктики даже по оптимистичному сценарию не сможет превысить 18 млн тонн.
Земли Арктики
Освоению Арктики подлежит не только шельфовая зона, но и ее прибрежная часть, где находится огромное количество перспективных месторождений нефти и не менее перспективных залежей других полезных ископаемых. Самый большой объект из числа месторождений углеводородного сырья на побережье Северного Ледовитого океана — это Оленекское месторождение битумов.
Благодаря геологическим изменениям оно частично было разрушено, верхние пласты нефти испарялись. В результате остались битумы, но, судя по данным разведки, под ними находится легкая нефть. По своим запасам Оленекское месторождение сопоставимо с Самотлорским — крупнейшим в России и шестым по значимости в мире месторождением нефти. Этот объект требует дополнительных исследований. Он расположен рядом с трассой Северного морского пути, что делает его перспективным для разработки.
На ВосточноТаймырском участке, который примыкает к побережью моря Лаптевых, лицензия на разработку месторождения принадлежит «ЛУКОЙЛу». Там находятся перспективные структуры, в первую очередь участок Журавлиный.
На его примере можно говорить о том, что освоение подобных объектов является довольно затратным. Бурение (особенно первые буровые скважины) здесь очень дорого обходится. Но, учитывая перспективность Журавлиного, с возможностью применения непосредственно на месте, этот участок необходимо разрабатывать, полагают эксперты.Нефть и газ оттуда можно вывезти, действуя по классической модели. Но есть и другой вид деятельности, куда более перспективный это — бункеровка судов. Из всей нефтяной деятельности бункеровка является самой выгодной. Если посчитать количество судов, которые в перспективе будут перевозить 80 млн т грузов по Северному морскому пути, то именно бункеровка судов может приносить наиболее значительные доходы.
Зарубежный опыт
Огромный интерес к арктическим проектам проявляют разные страны и, в частности, США. В настоящее время американцами разрабатываются девять месторождений на шельфе Аляски, где условия ничем не легче, чем российские. Тем не менее добыча там ведётся 30 лет.
Норвегия в 1977 году начала транспортировать газ по трубам в Германию с газонефтяного месторождения Экофиск, которое находится в норвежском секторе Северного моря. Первая из трех больших бетонных платформ на месторождении Статфьорд начала добывать нефть в 1979 году. Сейчас устанавливается новая платформа на месторождении Голиат. Это второе месторождение на арктическом шельфе Норвегии, где ледовая обстановка гораздо более мягкая, чем в России. Можно сказать, что в этой зоне лёд практически отсутствует.
В Великобритании максимальную активность в Арктике проявляет компания BP. Интерес есть и у Франции, Германии, Италии, Китая, Японии и Республики Корея.
Россия сегодня перенимает зарубежный опыт. В качестве примера можно привести обучение специалистов судоверфи «Звезда», которые начали свою деятельность со стажировки в Республике Корея.
Японские компании успешно участвуют в освоении Сахалина — региона, примыкающего к арктическому и обладающего сходными условиями.
Учиться у других, чтобы создать своё
Инновационный путь развития труднодоступных месторождений Арктики требует применения новых технологий, которых у нас в стране для этих целей пока нет. При этом нужно отметить, что покупка готовых технологических решений как для перенимания опыта, так и для модернизации производства является финансированием чужих разработок. Чтобы появились свои — нужна государственная поддержка, отмечают отраслевые эксперты.
Технологии — это не только оборудование, но и концепции освоения месторождений, и применение различных методов увеличения нефтеотдачи и интенсификации добычи нефти, а также использование высокотехнологичных скважин, позволяющих существенно увеличить темпы добычи, коэффициент нефтеизвлечения, снизить обводненность добываемой продукции.
Для того чтобы научиться производить такое оборудование, которое сегодня используется для освоения углеводородных месторождений Аляски, Канады и Норвегии, в любом случае придется действовать в альянсе с теми, кто такие технологии создает.
Сегодня проблем, связанных с освоением шельфовых месторождений Арктики, больше, чем решений. Устаревшие суда для сейсмических работ, нехватка средств и специалистов, еще более острая нехватка морских буровых установок как для разведочного, так и для эксплуатационного бурения. И все же есть положительные моменты. В настоящее время в России на шельфе морей работают восемь стационарных платформ, построенных либо частично, либо полностью на российских предприятиях.
Самая, самая… платформа России
Из всех платформ, работающих сегодня на шельфе российских морей, «Приразломная» является технически самой сложной и самой крупной. Это первый нефтегазовый проект, реализуемый на российском арктическом шельфе. Он ориентирован на разработку открытого в 1989 году нефтяного месторождения Приразломное, запасы которого оцениваются в 72 млн т нефти. Промышленная добыча здесь началась в 2013 году. Лицензией на разработку владеет компания «Газпром нефть шельф».
Эта единственная на российском шельфе Арктики платформа, которая обеспечивает полный цикл работ, то есть — бурение, добычу, хранение и отгрузку нефти в танкеры.
Для России опыт проектирования, строительства и эксплуатации платформы «Приразломная» очень важен. Это доказательство того, что мы в состоянии проектировать и строить такие сложные морские сооружения. В сегодняшней ситуации этот опыт особенно важен.
«Газпром» продолжает подготовку к реализации еще одного проекта в Печорском море, связанного с разработкой Долгинского нефтяного месторождения, извлекаемые запасы которого оцениваются более чем в 200 млн т н. э, пробурены уже четыре разведочные скважины. К разработке планируется привлечь вьетнамскую компанию PetroVietnam. Начало добычи запланировано на 2020 год, а к 2026 году расчет достичь пика добычи на уровне 4,8 млн т нефти в год.
Сохраняет актуальность проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 году. Его запасы оцениваются в 3,9 трлн т газа и 56,1 млн т газового конденсата.
Азиатский интерес
Компания «Роснефть» в период с 2011 года по 2012 год заключила соглашения о стратегическом сотрудничестве на арктическом шельфе с ExxonMobil, Statoil и Eni.
В 2014 году компанией «Карморнефтегаз» (совместное предприятие «Роснефти» и ExxonMobil) в результате разведочного бурения на лицензионном участке ВосточноПриновоземельский1 в Карском море было открыто нефтяное месторождение Победа с извлекаемыми запасами 130 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа.
В 2014 году «Роснефть» заключила с норвежской North Atlantic Drilling долгосрочное соглашение об использовании до 2022 года шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, в том числе и в Арктике. С целью расширения доступа к буровому флоту «Роснефтью» в том же году было заключено рамочное соглашение с компаниями Seadrill Limited и North Atlantic Drilling Limited об обмене активами и инвестициях.
Во второй половине 2014 года США и страны ЕС ввели против России секторальные санкции, что привело к фактической приостановке участия ряда иностранных нефтяных и нефтесервисных компаний, включая ExxonMobil, в проектах на российском арктическом шельфе. В настоящее время отечественный нефтегазовый сектор сильно зависит от использования оборудования и услуг из стран, наложивших санкции на Россию. Эти действия привели к рассмотрению возможности привлечении к сотрудничеству в этом вопросе государств Азии.
Интерес к региону проявляют неарктические страны. В 2013 году статус наблюдателей в Арктическом совете получили Индия, Китай, Республика Корея, Япония и Сингапур. Несмотря на небогатый арктический опыт и технологии, азиатские государства весьма интенсивно развивают свои арктические проекты, в том числе создание и совершенствование собственных институтов управления этими проектами, разработку стратегических документов, определяющие их приоритеты в Арктике, подготовку кадров, развитие специфических областей промышленности, формирование механизмов взаимодействия.
Российскокитайское сотрудничество в Арктике может стать взаимовыгодным, полагают эксперты. Россия сможет не только переложить часть финансовой нагрузки на партнера за счет инвестиций, но и получить средства для модернизации существующих и строительства новых международных морских портов на протяжении Северного морского пути.
ВКРАТЦЕ
Арктический континентальный шельф
Арктической считается часть шельфа, которая находится за Полярным кругом, севернее 63°33’ северной широты. Подводная часть материка включает внутренние морские воды, территориальные моря и континентальный шельф. Согласно Конвенции ООН о морском праве 1982 года, континентальным шельфом признается та часть морского дна, которая находится за пределами территориального моря (может простираться на расстояние, не превышающее 350 миль). В пределах этой территории прибрежная страна имеет исключительное право на разработку природных ресурсов.