Во времена СССР в нашей стране была создана широкая система трубопроводов для доставки углеводородов в Европу. Основная ее часть построена в 80 х годах прошлого века. Сегодня четыре магистральных газопровода, экспортирующих «голубое топливо» из России в Европу, являются крупнейшими в мире. Это «Уренгой — Помары — Ужгород», построенный в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири потребителям в странах Центральной и Западной Европы. Общая длина газопровода — 4,45 тыс. километров.
Экспортный магистральный газопровод «Союз», протяженностью 2,75 тыс. км, принят в эксплуатацию в 1980 году.
Транснациональный магистральный экспортный газопровод «Ямал — Европа», длина которого превышает 2 тыс. км, введён в действие в 1999 году. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу через газотранспортные системы YAGALNord и STEGAL–MIDAL — «ПХГ Реден».
Проходящий по дну Балтийского моря из России в Германию магистральный газопровод «Северный поток» является крупнейшим подводным маршрутом экспорта газа в мире. Его протяжённость составляет 1,22 тыс. километров.
Новые мощности для Европы
Осталось два года до того момента, когда истечет транзитный контракт «Газпрома» на прокачку газа через Украину, с которой в этом вопросе в последние годы у нашей страны возникли большие проблемы. В сложившейся ситуации российская компания хочет избежать рисков транзита через Украину или свести их к минимуму. Для этого планируется построить новую ветку в обход соседнего государства.
Власти европейских стран в решении этого вопроса оказались в противоречивом положении. С одной стороны, им нужны стабильные поставки российского газа, с другой — руководство Евросоюза продолжает поддержку нынешнего политического режима Украины и при этом не готово идти на какие либо жертвы ради неё.
Выходом из этого положения могло бы стать решение европейских компаний и банков взять на себя модернизацию украинских газопроводов и обеспечить долгосрочную стабильность маршрута, но они этого не делают.
Чтобы после 2019 года отказаться от украинского газового транзита, «Газпрому» нужно определиться с альтернативами — «Турецким потоком» и «Северным потоком2». Оба проекта выглядят рискованными из за политической нестабильности в Турции и противодействия части европейских стран. Планы России по строительству этих магистралей могут лишить Украину статуса транзитной зоны для поставок российского газа в Европу.
Северный маршрут российского газа
Эксплуатационные расходы и транспорт транзитом через Украину в Европу обходятся «Газпрому» дороже, чем поставки газа по северному маршруту по дну Балтийского моря в Германию. Компания начала оптимизацию газотранспортных мощностей. Согласно оценке экспертов «Газпрома», стоимость доставки газа из России в Германию по газопроводу «Северный поток» будет в 1,6 раза ниже, чем транзитом через Украину при существующем тарифе.
Сокращение мощностей в направлении Украины объясняется также смещением центра добычи «Газпрома» из НадымПуртазовского района на Ямал и изменением потребления газа в Европе. В последнее время заметно увеличивается потребление газа в Северной Европе. В этой связи кратчайший путь в Северную Европу из Ямала проходит по прямой, через газопроводы «Бованенково — Ухта», «Ухта — Торжок» и «Северный поток2».
Проект «Северный поток2» одно время выглядел наиболее перспективным. Российской экспортной монополии обещали экономическую и политическую поддержку её давние партнеры в лице немецких компаний E. ON и Wintershall, англоголландской Shell, австрийской OMV и французской Engie. Потенциальные проблемы казались на какое то время разрешимыми.
Газопровод «Северный поток2» дал бы возможность транспортировки в Германию в обход Украины 55 млрд куб. м газа. C действующими газопроводами удвоение пропускной способности «Северного потока» могло бы позволить транспортировать в страны Евросоюза все экспортные объемы. Реализация такого подхода может сделать Германию хабом, распределяющим практически все российские газовые потоки в Европу.
В случае если Россия построит «Северный поток2», а также «Турецкий поток», то к 2020 году количество газа, проходящего транзитом через Украину, будет равно нулю. Выручка «соседа» от транзита российского газа в Европу сегодня составляет 10% госбюджета. Когда Украина потеряет статус транзитной зоны, то экономику страны ждут серьезные проблемы, отмечают отраслевые эксперты.
Противодействие польских партнёров
Официально от «Северного потока2» никто не отказался, но пока у него нет схемы финансирования. В последнее время проект столкнулся с серьезными препятствиями.
Отрицательное отношение к этому проекту Польши было известно и ранее, но не выглядело угрозой, потому что прямого отношения к газопроводу страна не имеет. Тем не менее, несмотря на уже полученное одобрение от антимонопольной службы Германии, польский антимонопольный регулятор UOKiK всё же возразил против заявки о формировании консорциума «Северный поток2». Отказ в одобрении проекта привел к срыву соглашения его акционеров.
Польша активно выступает в целом против увеличения «Газпромом» поставок газа в Европу по северному направлению и строительства газопровода. Варшава заблокировала создание совместного предприятия для строительства газопровода с партнерами монополии. Инвесторам до сих пор не удалось найти новую модель реализации проекта, но в «Газпроме» считают, что готовы и дальше продолжить работу в этом направлении.
По мнению экспертов, объективно эта ситуация фактически является противоборством между Германией и Польшей за газовые потоки и влияние на рынке.
Пока в Европе не утихают страсти по поводу целесообразности строительства «Северного потока2», в России реализуются новые маршруты транспортировки газа, связанные с этим проектом. Так, в январе 2017 года была расширена единая система газопроводов в северном коридоре для обеспечения поставок экспортного трубопровода «Северный поток2». Это произошло с вводом в эксплуатацию газопровода «Бованенково — Ухта2». Новый газопровод расширяет возможности добычи на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении, которое является крупнейшим на полуострове Ямал. С вводом новых мощностей «Газпром» обеспечивает подачу газа с Ямала в единую систему газоснабжения страны в объеме 264 млн куб. м газа в сутки.
«Турецкий поток» — come back
Какое то время ситуация со строительством «Турецкого потока» представлялась невозможной из за сбитого Турцией российского военного самолёта Су24, к тому же этот проект и прежде продвигался с трудом. «Газпром» и турецкая госкомпания Botas за 2015 год не смогли договориться ни о маршруте, ни о количестве ниток газопровода, а спор о скидке на газ в итоге привел обе страны в арбитражный суд, чего раньше не было. Тогда казалось, что «Газпром» сосредоточится на северном маршруте, а южный — оставит до лучших времен.
По итогам 2016 года всё изменилось. Осложнившаяся внутренняя ситуация вынудила Турцию договариваться с Россией. Отношения между странами улучшились, и «Турецкий поток» получил второй шанс. В сентябре 2016 года «Газпрому» выдали необходимые разрешения, и в октябре стороны подписали межправительственное соглашение по двум ниткам. Был выбран и подрядчик в лице швейцарской Allseas.
Отраслевые эксперты отмечают, что Турция является сложным партнером и, получив рычаг влияния в виде газопровода, вполне может использовать его для изменения условий поставок газа. К тому же «Турецкий поток» не может заменить «Северный поток2», который предназначен для Северной Европы и имеет большую мощность.
Время поджимает
Украина в 2016 году впервые не покупала российский газ, получая его реверсом из стран Евросоюза. Это позволяло странам ЕС откладывать на неопределенный срок решение транзитной проблемы. Но при угрозе холодной зимы иллюзия независимости от России на фоне минимальных закачек сырья в украинские подземные хранилища газа может быстро рассеяться.
Европейские страны уже сталкивались с такой ситуацией. Как и в 2014–2015 годах, нынешней зимой Еврокомиссия опять была вынуждена проводить совещания по вопросу украинских газовых запасов. И чем глубже члены Еврокомиссии погружалась в проблемы Украины, тем быстрее развеивались их прежние иллюзии.
Если в 2014 году участники Евросоюза были убеждены, что все беды Украины происходят из за неравноправного контракта с «Газпромом», то теперь у них появляется осознание, что быстро решить проблемы Киева невозможно.
На этом фоне Еврокомиссия попыталась закончить один из самых старых и болезненных газовых споров с Россией об использовании сухопутного газопровода OPAL, который является отводом «Северного потока» и позволяет увеличить поставки в обход Украины.
Газопровод OPAL мощностью 36 млрд куб. м соединяет «Северный поток» с Германией и Чехией. Трубопровод выводит газ на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. По решению Европейской комиссии «Газпром» прежде имел право лишь на 50% мощностей, но в конце октября 2016 года Еврокомиссия одобрила исключение 50% мощностей газопровода OPAL из Третьего энергопакета. В этом вопросе надо отметить, что прежде, когда действовало ограничение на использование маршрута OPAL для «Газпрома», происходил рост цен на спотовом рынке на севере Европы.
После решения Еврокомиссии «Газпром» получил доступ почти ко всем мощностям трубы, с оговоркой, что их нужно выиграть на открытых аукционах. Но конкурировать там было не с кем. Тогда Польша и Украина решили оспорить это в суде, что привело к конфликту вокруг трубопровода OPAL. В результате те отношения, которые раньше называли противостоянием России и Евросоюза, переросли в статус внутриевропейской неразберихи.
Польская государственная компания PGNiG оспорила в суде ЕС решение Еврокомиссии, разрешившей «Газпрому» увеличить поставки по газопроводу OPAL. В решении Брюсселя PGNiG видит угрозу интересам Польши и нарушение правил Евросоюза. В этой связи, отмечают отраслевые эксперты, недовольство Польши понятно — если «Газпром» будет больше прокачивать газ через другие направления, это обернётся потерей выручки для польских компаний, поэтому они пытаются использовать все доступные способы, чтобы изменить ситуацию.
В этом вопросе «Газпром» пытался увеличить долю российского газа в Европе, а страны ЕС хотели получить взамен скидки. Но теперь, с приближением срока истечения транзитного контракта на прокачку газа через Украину, нужно решать, какой из новых маршрутов российского газа будет оптимальнее, и начинать реализацию проекта. В нынешних условиях приоритетным, скорее всего, может стать «Турецкий поток».
Поставки российского газа в Европу растут
В 2016 году «Северный поток», пропускная способность которого составляет 55 млрд куб. м, был загружен в среднем на 80%, по данным компании Nord Stream, являющейся оператором этого газопровода. Потребителям в Евросоюзе в том же 2016 году было поставлено 43,8 млрд куб. м газа. Однако уже в начале января 2017 года «Газпром» установил рекорд по экспорту газа в Европу и полностью загрузил газопровод «Северный поток» в обход Украины.
Ценовая ситуация в первом квартале благоприятствует продажам российского газа, который стал дешевле, чем у конкурентов, а во втором квартале, скорее всего, подорожает, отмечают эксперты. Это усиливает позиции «Газпрома» в переговорах с Украиной, и Киеву в случае холодной зимы придется вернуться к закупкам российского газа в феврале — марте текущего года.
Благодаря соглашению с Еврокомиссией о полном доступе к газопроводу Opal «Газпром» может загрузить «Северный поток» на полную мощность. В конце декабря и начале января перераспределение углеводородов проводилось за счет сокращения транзита через Украину, а с 3 января 2017 года «Газпром» увеличил использование газопровода из за роста спроса.
Освоение нового рынка
Если на европейском направлении в наследство от СССР досталась обширная система магистральных нефте и газопроводов, то на восточном направлении для экспорта углеводородов России приходится все строить с нуля.
Когда появилась возможность выйти на азиатский рынок с аналогичным предложением, то оказалось, что для этого нет инфраструктуры. Для транспортировки газа нужны газопроводы или заводы по сжижению газа, к которым тоже должны быть подведены трубопроводы, что приводит к удорожанию стоимости доставки. В итоге для развития азиатского направления решено экспортировать газ с шельфа Сахалина.
Для экспорта газа в рамках проекта «Сахалин2» в 2009 году был построен первый в России завод СПГ мощностью 9,6 млн т в год. Предприятие включает в себя две технологические линии, на которых осуществляется подготовка и сжижение газа. В 2015 году «Газпром» и Shell подписали меморандум по реализации проекта строительства третьей технологической линии. Основные объемы газа с завода экспортируются в Японию, а также в Республику Корея.
Газопровод или завод СПГ?
На северном направлении, на Балтийском море, в планах «Газпрома» также рассматривался вопрос строительства завода «Балтийский СПГ». Однако его экономическая рентабельность находилась под вопросом и в период высоких цен на газ. Сейчас проект заморожен до улучшения ценовой конъюнктуры на внешних рынках. А на южном направлении транспорт СПГ за пределы черноморского бассейна осложнён из за позиции Турции, не готовой пропускать опасный груз через свои проливы.
У нашей страны нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения, а строительство завода СПГ представляет собой очень капиталоемкий проект, поэтому покупка оборудования за рубежом заметно снижает итоговую валютную выручку от газового экспорта. В ситуациях выбора между СПГ и трубопроводом последний вариант оказывается оправданнее, в том числе и потому что загружает заказами российскую промышленность.
Считается, что заводы СПГ лучше всего строить там, где месторождение газа находится в море или расположено на суше недалеко от берега. Такой вариант реализуется сейчас в рамках проекта «Ямал СПГ». В качестве ресурсной базы завод будет использовать газ ЮжноТамбейского месторождения на полуострове Ямал.
С другой стороны, значительная часть запасов газа находится в глубине континента. Если в долгосрочной перспективе в России возможно массовое строительство производств по крупнотоннажному сжижению природного газа, то, по мнению экспертов, уже сейчас нужно активно инвестировать в соответствующие разработки и их реализацию. В этой связи в мае 2016 года Минэнерго предложило создать в России единый инжиниринговый центр для разработки отечественных технологий сжижения природного газа.
Ориентир на азиатское направление
На азиатские рынки из Восточной Сибири сначала начали транспортировать нефть. Для этого был построен нефтепровод «Восточная СибирьТихий океан» («ВСТО») от города Тайшет в Иркутской области до порта Козьмино в Приморском крае, откуда нефть переваливается на танкеры и экспортируется.
Посередине пути «ВСТО», у города Сковородино, от магистрального нефтепровода сделано ответвление на Китай. Это даёт возможность экспортировать российскую нефть в Поднебесную. Но большая часть российской нефти транспортируется непосредственно до побережья.
Для вывода на азиатский рынок восточносибирского газа в 2012 году принято решение о строительстве газопровода «Сила Сибири». В 2014 году «Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали договор куплипродажи российского газа по восточному маршруту по газопроводу «Сила Сибири». Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год.
В 2014 году «Газпром» приступил к строительству первого участка газопровода. В 2015 году российская компания и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по западному маршруту (или газопроводу «Сила Сибири2»). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год. Прежде дата пуска газопровода намечалась на вторую половину 2018 года, но позже сроки сдвинули до 2019 года.
Эксперты «Газпром экспорта» считают, что при необходимости теоретически можно соединить сахалинский газопровод с «Силой Сибири». Сейчас пока есть блок сахалинского газа и блок, который будет обеспечиваться «Силой Сибири». Расстояние между ними составляет 1 тыс. километров. Если сделать эту перемычку, то «Газпром» сможет перенаправлять эти потоки в любом направлении — в Европу или Китай, полагают в «Газпром экспорте».
Китаю российский газ
Согласно китайской энергетической стратегии до 2030 года Поднебесной, необходимо перевести собственную промышленность с угля на газ, и внутреннее потребление газа с нынешней отметки в 53 млрд куб. м в год за ближайшие семь лет должно увеличиться до 270 млрд кубометров. В этой связи эксперты полагают, что «Сила Сибири» могла бы закрывать потребности Китая в газе более чем на половину. В такой ситуации вполне логично строительство второй ветки восточного маршрута. Общая стоимость проекта оценивается в $44,3 миллиарда.
Если возникнет потребность строительства СПГзавода на Дальнем Востоке, то ее, по мнению экспертов, нужно будет реализовывать не на запасах газа Восточной Сибири, а прежде всего на сахалинских месторождениях, где расходы на транспортировку минимальны.
С учетом изменений структуры потребления топлива в мировой энергетике, а также структуры российских нефтегазовых запасов в долгосрочной перспективе развития газотранспортной системы газовый экспорт будет расти, а нефтяной — снижаться. Понимание этого дает основание к дальнейшему обсуждению долгосрочной стратегии России о принципах газового экспорта. В какой степени в ней будут задействованы трубопроводный транспорт, а в какой — заводы СПГ и танкерный флот? На этот вопрос пока нет однозначного ответа.