Большинство российских углеводородных месторождений находится на поздней стадии эксплуатации. Средние запасы открываемых залежей также постоянно снижаются. Многие новые активы расположены в труднодоступных регионах на суше или же на арктическом шельфе, что делает их освоение нерентабельным в нынешних экономических условиях.
Согласно данным Всероссийского нефтяного научноисследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ), половина углеводородных запасов, числящихся на государственном балансе, относится к трудноизвлекаемым, неэффективна для разработки в нынешних условиях.
Былое могущество
Геологическая изученность России, по данным «Росгеологии», находится на низком уровне — менее 40%. В то же время в США, Канаде и странах Западной Европы современным высокотехнологичным геологическим картированием охвачено 100% территории.
Комплекты геологических карт, составленные в России до начала 90 х годов прошлого века, устарели. Современные цифровые карты в мелком масштабе, используемые для прогнозирования полезных ископаемых, охватывают 20% территории страны. Создание крупномасштабной картографической продукции было полностью прекращено в тех же 90 х в связи с дефицитом бюджетных средств и не восстановлено до сих пор.
Ежегодный прирост геологической изученности российской территории и шельфа за счёт геологического картирования в мелком масштабе составляет 5,6% от площади всей суши нашей страны. В среднем масштабе — наиболее важном для выделения перспективных поисковых площадей — 0,5%. В этой связи плотность сети поискового бурения углеводородов и сейсморазведки в России в пять раз ниже, чем в США, Англии, Норвегии, Китае. Прежде мировыми лидерами на рынке геологоразведочных работ считались СССР, США и Китай. Причём список этих стран приведён в том же порядке, каким он был в те годы, когда СССР лидировала в этой отрасли — с середины до 90 х годов прошлого века.
В советскую эпоху шло комплексное освоение территорий. Например, когда разрабатывали Верхнечонское нефтяное месторождение в Катангском районе Иркутской области, рядом с геологами и нефтяниками трудились лесопереработчики и лесодобытчики. В те годы, одновременно с освоением месторождения, предполагалось строить автомобильные и железные дороги, химические предприятия, специализирующиеся на переработке калийных солей, производстве удобрений. В комплексе все это позволяло людям выживать в процессе освоения территорий. Если бы тогда упор делался только на добычу нефти, то к концу работ обжитые края пришли бы в запустение.
С начала 90 х годов ситуация изменилась: не стало заказчика в лице государства, а геологические и геофизические предприятия оказались не в состоянии финансировать научные разработки. В итоге структура геологического комплекса, созданная во времена СССР, разрушена.
Новейшая история
В начале новейшей российской истории государство ещё уделяло внимание отрасли и выделяло средства на поддержание геологоразведки. Тогда закупались технологии и даже целые заводы по геофизике, много современной техники и компьютерных систем, вычислительных комплексов. До начала 2000х годов в России отстаивались позиции геологоразведки. Затем, когда государство самоустранилось, на этом рынке стали появляться и активно развиваться частные компании.
На рубеже прошлого и нынешнего веков в России возникло большое количество средних и малых геофизических предприятий с ограниченными финансовыми и техническими возможностями. Они вступили в конкурентную борьбу на отечественном рынке между собой и с мировыми лидерами сервисного бизнеса.
Когда созданный во времена СССР геологический и геофизический потенциал исчез, а взамен ему ничего не было создано, у нефтегазовых компаний появился значительный спрос на эту деятельность.
Подъем начался в 2000 х годах с образованием таких крупных компаний, как «Петроальянс», «Интегра», Synttech Group и Geotech Management, которые начали скупать активы по бурению и геофизике, а также вкладывать деньги в их оснащение и переоснащение. Но случился кризис. И сегодня эти компании чувствуют себя не слишком уверенно, будучи обремененными огромными кредитами.
И как только это произошло, то на российском рынке в значительной мере активизировались крупнейшие иностранные компании, прежде всего американские и китайские. Теперь уже они стали завоёвывать отечественный рынок. Примечательно, что в то же время именно США и Китай фактически закрыли свои внутренние рынки для иностранных геофизических компаний.
Свято место пусто не бывает
Сегодня в России активно работают Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford и другие западные инвесторы. Они поглощают профильные российские предприятия и создают совместные компании. На сервисном рынке геологоразведочных работ постоянно растет доля компаний с иностранным участием, особенно в высокотехнологичном сегменте. В 2000 году на них приходилось 5% отечественного рынка геологоразведочных работ, в 2012 году — 27%, в 2015–35%.
Отраслевые эксперты отмечают, что в последние годы идёт процесс постепенного, но систематического вытеснения с рынка российских предприятий. Это происходит и с помощью ценовой политики, например китайские сейсмоприемники и сейсмические кабели при одинаковом с отечественными аналогами качестве являются на 30% дешевле. При таких темпах рост иностранного присутствия, по мнению экспертов, может привести к тому, что в 2020 году 60% геофизического рынка России перейдет под контроль зарубежных концернов.
Одной из важнейших проблем отрасли, по мнению специалистов Российского геологического общества (РГО), является отсутствие объективной оценки состояния геологической отрасли, тенденций в изменениях сырьевой базы и геологической изученности территории страны. Сейчас в России нет единой государственной стратегии в отношении геологоразведки, что и порождает системные проблемы. В РГО подчёркивают, что сегодня нет единого понимания роли государства и бизнеса в геологическом изучении недр и воспроизводстве минеральносырьевой базы, а стоящие перед бизнесом задачи, далеко не всегда совпадают с государственными.
Разворот в противоположную сторону
Упуская объемы заказов, крупные отечественные компании лишаются возможности инвестирования в развитие новой техники и технологий и теряют конкурентные преимущества. Далее этот процесс идёт по цепочке — источников финансирования лишаются российские предприятия, занимающиеся разработкой наукоёмкой аппаратуры, инструментов и программного обеспечения.
Российский сегмент производства геологоразведочного оборудования и приборов сегодня значительно разобщен и раздроблен, отмечают эксперты, что выгодно для иностранных компаний.
До середины 2008 года на отечественном нефтегазовом рынке спрос превышал предложение, то есть объем заказов от нефтяников в полтора раза превышал возможности компаний, занимающихся геологоразведкой и геофизикой. В те времена, когда заказов было много, цены на услуги росли. Начиная с 2002 года на протяжении пяти лет они каждый год увеличивались на 25–30%. Дорожало всё — металл, буровые станки и другое оборудование. В итоге услуги отечественного сервиса, на бурение и геофизику, стали на 20–30% дороже среднемировых. Доходило до того, что геофизики иногда даже отказывались от 50% заказов. Сегодня ситуация изменилась прямо в противоположную сторону.
Участники рынка отмечают, что теперь недобор объемов работ по геологии и геофизике составляет 30%. Нефтяные компании сокращают расходы и урезают инвестиционные программы по геологоразведке. Согласно оценкам Минприроды России, вложения в сферу геологоразведочных работ по итогам 2016 года сократились на 5%, до 310 млрд рублей. Ожидается, что в 2017 году инвестиции в ГРР снизятся ещё на 5%.
Госзаказ на проведение геологоразведочных работ снижается. Сокращается инвестирование со стороны государства, отмечают в «Росгеологии». Согласно планам «Роснедр», финансирование за счёт средств бюджета поисковых и оценочных работ, ориентированных на воспроизводство минеральносырьевой базы, будет постепенно сокращаться вплоть до полного прекращения в 2021 году.
Весь объем поисковых, оценочных и разведочных работ планируется проводить за счет средств внебюджетных источников. Ожидается, что их доля в общем финансировании к 2030 году должна достичь 95–97%.
Время открытий крупных месторождений прошло?
Более 40% распределённого фонда в стране, по данным Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, составляют запасы нефти категорий С1+С2. При этом доля рентабельных запасов составляет 68%. Что касается нераспределённого фонда, то месторождения в нём почти закончились.
Минеральносырьевая база России достаточна для обеспечения текущих и среднесрочных потребностей страны. С 2005 года прирост запасов нефти и газа превышает объёмы добычи. Однако основные объёмы прироста получены на ранее открытых месторождениях. Крупных и по настоящему значимых находок практически не совершается уже более 20 лет.
По нефти в последние 15 лет ежегодно открывалось в среднем 55 месторождений с запасами от 2,5 млн до 6 млн т каждое. Тем самым «свежих» запасов приращивалось от 140 млн до 330 млн тонн. Из них по промышленным категориям всего 25–40 млн т, что составляет 5% от годового прироста. Нетрадиционные и трудноизвлекаемые углеводороды практически не изучаются.
Если формально подходить к вопросу восполнения сырьевой базы, то динамика последних 10 лет положительная, отмечают специалисты ВНИГРИ. Но это без анализа того, какие именно запасы приращиваются. С экономической точки зрения они, как правило, неэффективны и нецелесообразны для разработки.
В 2016 году, согласно данным Минприроды России, было открыто 40 нефтегазовых месторождений. Средняя оценка величины месторождения по сумме категорий С1+С2 составляет по извлекаемым запасам нефти 1,7 млн т, по газу — 14,5 млрд кубометров.
Из новых месторождений наиболее крупными считаются два. Первое — Нерцетинское нефтяное месторождение, расположенное в Ненецком автономном округе. Оно было открыто компанией «Роснефть». Его извлекаемые запасы оцениваются в 17,4 млн тонн. Второе — Верхнеичерское нефтегазоконденсатное месторождение, открытое компанией «ВостокЭнерджи». Оно расположено в Иркутской области. Извлекаемые запасы нефти там составляют 11,4 млн т, газа — 52,6 млрд кубометров.
По предварительным данным Минприроды России, прирост запасов жидких углеводородов (нефть + конденсат) в 2016 году должен составить 575 млн т, по газу (свободный + газ газовых шапок) — 702 млрд кубометров. Простое воспроизводство запасов нефти в РФ превысило 27 млн т, газа — 129 млрд кубометров.
По данным «ЦДУ ТЭК», в 2016 роду в России добыто 547,5 млн т нефти и 640,2 млрд куб. м газа. Таким образом, динамика прироста углеводородных запасов за этот период является положительной.
В 2015 году прирост запасов жидких углеводородов (нефть + газовый конденсат) в РФ составил 730 млн т, прирост запасов газа — 1,095 трлн кубометров. По итогам 2015 года добыча нефти в России составила 534,1 млн т, добыча газа — 635,5 млрд кубометров.
Эксперты «Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых» ожидают в 2016–2017 годах прироста запасов и по нефти и по газу на уровне последних лет. Точные цифры в ведомстве пока не могут сообщить, так как около трети материалов по подсчетам запасов не проходили государственную экспертизу.
Государственные решения
Для сохранения контроля над стратегической отраслью, от которой зависит развитие экономики страны, в 2011 году был создан российский геологический холдинг «Росгеология», объединяющий государственные геологоразведочные предприятия. Компания должна объединить имеющиеся у государства профильные активы и за счет оптимизации деятельности, приведения всех бизнеспроцессов к лучшим корпоративным практикам, добиться их развития. Со временем холдинг должен стать крупнейшей отраслевой геологической компанией в стране, способной решать все профильные задачи, которые будут стоять перед государством.
В том же году была утверждена «Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года». Этот документ определяет основные направления развития геологической отрасли России в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках в области геологоразведочного производства.
Документ определил курс на повышение геологической изученности территории страны, активизацию процесса воспроизводства минеральносырьевой базы, обеспечение рационального недропользования и снижение ущербов от негативных процессов и явлений.
В Стратегии поставлена задача повышения к 2020 году до 50% уровня изученности территории России, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей. Для успешной реализации целей и задач доля «Росгеологии» на рынке геологоразведочных работ к 2020 году должна составлять не менее 15–20%. Причем достижение этого показателя планируется за счет наукоемкой доли рынка, используя современные инновационные технологические методы комплексного геологического изучения недр.
Юниоры
Расходы бюджета на поиск полезных ископаемых снижаются. Так, в 2015 году они упали на 19%, до 31,8 млрд рублей. Не выручают и частные компании. На те же 19% — до 230,8 млрд руб. — в 2015 году упали и внебюджетные инвестиции, направленные на поиск углеводородов.
В этой связи нужно создавать условия для привлечения частного капитала в геологоразведку, считают эксперты Минэкономразвития. В мире до 40% затрат на сегмент приходится на долю юниорных компаний. Они привлекают рисковый капитал, в том числе используя биржевые площадки. Сейчас в России фактически нет юниорных компаний из за высоких геологоразведочных рисков и административных барьеров.
Минэкономразвития подготовило концепцию для таких предприятий в России. Их задачей является геологическое изучение недр с целью поиска полезных ископаемых и открытия месторождения, привлечение инвестиций, развитие технологий в геологоразведке.
Ведомство также предлагает ряд мер поддержки, в том числе и налоговые льготы. Эксперты министерства считают, что нужно также открыть данные о недрах, это позволит уменьшить затраты юниорных компаний на изучение недр и будет способствовать открытию новых месторождений. Сейчас в России доступ к геологической информации ограничен. Это приводит к тому, что значительная часть данных заморожена в архивах.
Развитие этого направления будет зависеть от доверия инвесторов к юниорным компаниям. В этом вопросе есть ещё одна, но значительная проблема — кадры. Дело в том, что сегодня в России не хватает геологов, а те, что есть, работают в крупных нефтегазовых компаниях.
Увеличение капиталовложений в ГРР
По информации Минприроды, «Роснефть» и «Газпром» перевыполнили планы по ГРР в 2016 году. В прошлом году «Роснефть» создала совместное предприятие с BP, которое будет вести геологоразведку в Западной Сибири и бассейне ЕнисеяХатанги на площади 260 тыс. кв. километров. Работы будут включать в себя сейсмику и бурение поисковоразведочных скважин. Зимой СП планирует приступить к бурению скважины на Байкаловском месторождении, а также проведёт сейсморазведку на ЗападноЯрудейском участке. Кроме того, предприятие будет вести геологоразведку на Хейгинском и Аномальном участках в Западной Сибири. По итогам 2016 года госкомпания перевыполнила план по геологическому изучению своих морских лицензионных участков.
Результативность поисковоразведочного бурения у «Газпром нефти» превышает 90%. «Газпром нефть» и «Росгеология» договорились о создании совместного предприятия для проведения геологоразведочных работ в ХантыМансийском и ЯмалоНенецком автономных округах. Планируется, что компании в 2017 году начнут геологоразведочные работы на лицензионных участках «Газпром нефти»: Нялинском, СевероИтьяхском, ЗападноЮбилейном и других участках. Все лицензионные зоны, на которых запланирована геологоразведка, содержат прогнозные ресурсы, относящиеся к Баженовской свите.
В 2017 году «Сургутнефтегаз» планирует сохранить размер инвестиций в геологоразведку на уровне предыдущего года в размере 17,5 млрд рублей. Эта компания пользуется услугами своих геологоразведчиков и геофизиков. Весь нефтесервис находится внутри ВИНК это — 12 бригад, которые активно ведут разведочное бурение. В этой связи все инвестиции остаются в России.
За два последних года разведочное бурение «ЛУКОЙЛа» незначительно сократилось, однако эффективность бурения является очень высокой — 89%. Если в 2015 году компания инвестировала в геологоразведку 28,9 млрд руб, то в 2016 году уже 42 млрд рублей.
Несмотря на общую тенденцию снижения инвестиций, крупнейшие отечественные нефтегазовые компании в 2016 году планировали увеличить капиталовложения в геологоразведочные работы на 10%.С надеждой на лучшее
Избежать потери контроля над стратегическими для России геологической и геофизической отраслями и гарантировать восполнение минеральносырьевой базы страны можно через модернизацию основных фондов, финансирование научных разработок и внедрение инновационных технологий, полагают отраслевые эксперты.
Важно сохранить государственный заказ и разделить риски первого этапа региональных работ с недропользователями. Главной задачей российской геологоразведки, по мнению участников этого рынка, является выход на новые территории. Перспективы крупных открытий связываются, прежде всего, с морскими акваториями России.