Объем добычи нефти в Сахалинской области в 2018 году составит 15,5 млн т, что на 15% меньше, чем в 2016 году, и на 9% ниже планируемого объема добычи в 2017 году, прогнозируют эксперты Минэкономразвития региона. Ожидается снижение добычи нефти и газового конденсата по проекту «Сахалин‑2» в соответствии с технологической схемой разработки Пильтун‑Астохского месторождения.
По прогнозам регионального министерства, в 2020 году добыча нефти составит 15,5 млн тонн. Добыча газа в 2017 году тоже снизится по отношению к уровню 2016 года. В 2018 году планируется добыть 28,7 млрд куб. м, что на 4% меньше, чем в 2016 году. Ожидается, что эта тенденция продолжится и в следующие годы, вплоть до 2020 года. Предполагается, что в этот период добыча газа возрастет относительно 2016 года за счет проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-3» и достигнет 30,3 млрд кубометров.
В среднесрочной перспективе в целом, как отмечают в Минэкономразвития Сахалинской области, развитие нефте‑газового комплекса региона будет происходить за счет увеличения объемов добычи газа.
Разрешённый налоговый конфликт
Соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту «Сахалин‑1» было заключено в 1995 году. В конце 2008 года проект вышел на прибыльную работу, и тогда инвесторы стали делиться прибылью с государством.
В апреле 2015 года ExxonMobil подала в суд на Россию. Ее дочерняя компания Exxon Neftegas (оператор проекта «Сахалин‑1») с 2008 года пыталась перейти со ставки налога на прибыль в 35%, установленной в соглашении о разделе продукции проекта «Сахалин‑1», на ставку в 24%, а с 2009 года — на ставку в 20%, установленную налоговым кодексом.
СРП‑проект имеет статус закона, основные условия его реализации должны быть неизменными с момента заключения соглашения, а любые поправки могут быть внесены только судом. На этом основании российская сторона в 2010 году отказала ExxonMobil в снижении ставки налога. С тех пор американская компания ежегодно выплачивала сначала 20% налога на прибыль, а после проведения камеральных налоговых проверок доплачивала оставшиеся 15%.
К марту 2017 года общая сумма оспариваемых ExxonMobil налогов составила $637 миллионов. Американская компания предложила списать порядка половины суммы, а оставшиеся средства зачесть в счет будущих платежей по налогу на прибыль, но компромисс не был достигнут, и тогда компания обратилась в суд.
Премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев распорядился заключить мировое соглашение в рамках судебного разбирательства по иску Exxon Neftegas, поданному в Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма. В марте 2017 года ExxonMobil и Минфин договорились отложить арбитражные разбирательства и приступить к досудебному урегулированию спора.
В сентябре 2017 года РФ и ExxonMobil подписали мировое соглашение по судебному разбирательству о взыскании средств по проекту «Сахалин‑1». В министерстве финансов РФ сообщили, что стороны достигли взаимовыгодного компромисса. Недавно обсуждалось продление действия СРП по проекту «Сахалин‑1» на 30 лет. Окончательное решение по этому вопросу должен принять Минфин.
Что такое СРП?Соглашение о разделе продукции — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. СРП удобно для иностранных инвесторов, значительно снижая риски. СРП устанавливает для иностранной компании особый налоговый режим, причём он действует в течение всего срока, на который заключено соглашение. Как правило, государство начинает получать доход от реализации проекта только после того, как инвестор окупит свои вложения. У инвестора появляется стимул увеличивать затраты, затягивая выход проекта на прибыльную работу.
Когда заходит разговор о проектах, реализуемых на основе СРП, обычно говорят не о выгоде, а об убытках и упущенных возможностях. Как бы не ругали СРП, эти соглашения позволили привлечь в Россию крупные нефтедобывающие компании, которые вряд ли пришли бы работать на общих условиях. Они создали рабочие места, платят налоги.
В прошлом году исполнилось 20 лет с момента вступления в силу Закона «О соглашениях о разделе продукции». Его принятие означало начало реализации на практике философии множественности инвестиционных режимов в российском недропользовании, закреплённой ранее в Законе «О недрах».
Статья 12 Закона «О недрах» в его первой версии (от 21.02.1992 года) устанавливала возможность правоотношений между государством-собственником недр и инвестором-недропользователем на основе нескольких форм договорных отношений. В её завершающем параграфе указывалось, что лицензия на право пользования недрами закрепляет в восьми подпунктах закона условия и форму договорных отношений. Впоследствии, правда, в эту статью вносились многочисленные корректировки, фактически сузившие зону множественности инвестиционных режимов недропользования.
Налог на прибыль от «Сахалина‑2» в проекте бюджета
В 2016 году Сахалин получил налог на прибыль от шельфовых проектов в размере 73,1 млрд руб., что составляет половину общих поступлений в региональный бюджет. Налог на прибыль в рамках «Сахалина‑2» в 2017 году, уплаченный по итогам прошлого года, принес Сахалинской области 36,2 млрд руб. при собственных доходах региона в 108,7 млрд руб., получение которых, согласно областному закону о бюджете, ожидается по итогам года. Налог исчисляется в долларах и зависит от объемов добычи нефти и реализации СПГ от проекта, цены нефти, сметы расходов, курса доллара к рублю.
В федеральный бюджет, согласно проекту на 2018–2020 годы, будет дополнительно зачислено 50% налога на прибыль по проекту «Сахалин‑2» с последующим перераспределением поступлений на развитие Дальневосточного федерального округа. Речь идёт о налоге на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции в объеме 22 млрд рублей. Доходы составят 33,7 млрд руб. в 2018 году, 17,7 млрд руб. в 2019 году и 16,9 млрд руб. в 2020 году.
Проект бюджета предполагает повышение ставки роялти по проекту «Харьягинское месторождение» с 2018 года с 7% до 9%. Ожидается, что оператор «Сахалин‑1» в 2018 году заплатит по налогу на прибыль 4,9 млрд руб., в 2019 году — 2,6 млрд руб., в 2020 году — 2,6 млрд рублей. От доходов, получаемых СРП «Сахалин‑2», планируется поступления в 2018 году — 50,5 млрд руб., в 2019 году — 26,6 млрд руб., в 2020 году — 25,4 млрд рублей. По СРП «Харьягинское» ожидается получение 300 млн руб. в год.
В период с 2011 года по 2023 год предусмотрено получение доходов от реализации природного газа СРП «Сахалин‑2», которые пойдут в счет платежей за добычу углеводородов и доходов в виде доли прибыльной продукции.
Страсти вокруг СРП
Оба соглашения о разделе продукции по «Сахалину‑2» и «Сахалину‑1» были заключены в середине 1990 х годов. Они защищены от влияния изменений в российском законодательстве, что в 2000 году вызывало недовольство Счетной палаты.
В российском налоговом кодексе есть пункт, введенный в 1999 году, о том, что к СРП, заключенным до января 1996 года, применяются условия исчисления и уплаты налога на прибыль, установленные этими соглашениями, даже если эти условия противоречат российскому законодательству о налогах и сборах. Но разница между соглашениями «Сахалин ‑1» и «Сахалин ‑2» состоит в том, что в первом прописано распределение налога на прибыль между Сахалинской областью (22% от прибыли) и федеральным бюджетом (13% от прибыли), а во втором записана только совокупная предельная ставка по налогу на прибыль (32%) без разбивки по бюджетам.
«Сахалин‑2» обеспечивает крупнейшую долю нефте‑газовых поступлений в сахалинский бюджет. В доходах региона от налога на прибыль участников двух СРП на «Сахалин‑2» приходится до 80%, а на «Сахалин‑1» — более 20%.
Проект бюджета РФ на 2018–2020 годы, в рамках принятия во втором чтении, был дополнен поправкой о выделении Сахалинской области бюджетных ассигнований в объеме до 16,9 млрд рублей. Средства планируется выделить в 2018 году для компенсации потерь от изменения норматива по перераспределению налога на прибыль.
Госдума России приняла закон об изменении нормативов распределения поступлений по налогу на прибыль организаций при выполнении СРП по проекту «Сахалин‑2». Ранее поступления налога на прибыль от соглашения на 75% направлялись в региональный бюджет Сахалинской области, а 25% — в федеральный. Принятый закон устанавливает обратное распределение: в бюджет Сахалинской области — 25%, в федеральный бюджет — 75%.
Российская система устроена таким образом, что большинство регионов получают трансферты из федерального бюджета и только таким образом поддерживают дефицит на приемлемом уровне. Суммарная величина трансфертов регионам из центра составляет 1,5 трлн руб. в год.