В начале ноября состоялось заседание Общественного совета при Минприроды России. Выступивший на совещании заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Евгений Киселев рассказал о текущем состоянии МСБ и представил проект Стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2035 года. О важности принятия этого документа эксперты говорят уже не первый год.
Актуализировать оценку состояния
Находящиеся в недрах минеральные ресурсы много значат для экономики нашей страны. Именно они определяют роль и место России на международной арене. В последние годы в РФ появился целый ряд документов (Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, Стратегия развития черной и цветной металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года, Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года), который не только связан с прогнозированием, но и имеет отношение к геологии и освоению минерального сырья. Но во всех этих документах не прописаны важные для развития МСБ положения, касающиеся долгосрочных целей и основных задач, которые должно ставить перед собой государство в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов.
По словам Евгения Киселева, в новом проекте Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ учитывается тот факт, что с изменением климата начнется масштабное использование Северного Морского пути, будет диверсифицироваться экономика страны, повысится ее технологический уровень, что, в свою очередь, повлияет на дальнейшее развитие и освоение МСБ Арктической зоны РФ.
Среди основных задач, которые предстоит решить в ходе реализации Стратегии:
- актуализация оценки состояния МСБ России;
- обеспечение повышения эффективности бюджетных инвестиций на основе совершенствования принципов программно-целевого планирования ГРР;
- повышение степени геологической изученности территории РФ и ее континентального шельфа;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования геологоразведочных работ (ГРР) ранних стадий;
- повышение инвестиционной привлекательности геологической отрасли;
- обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в ГРР;
- создание для этого необходимых рыночных институтов и нормативно-правовой базы.
Планируется также нарастить МСБ за счет выявления новых месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых в перспективных регионах, в том числе на континентальном шельфе. Кроме того, как считает заместитель министра, необходимо увеличить экономическую отдачу от уже созданной минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в эксплуатацию низкокачественных неразрабатываемых запасов нефти, газа и твердых полезных ископаемых, освоения техногенных месторождений.
В документе учитывается необходимость технического и технологического перевооружения геологоразведочных и сервисных предприятий, замещение импортного оборудования отечественными аналогами.
«Реализация настоящей Стратегии в период до 2035 года позволит улучшить состояние МСБ многих дефицитных и сохранить высокую конкурентоспособность МСБ недефицитных полезных ископаемых», — подчеркнул Евгений Киселев.
Ранее на VIII нефтегазовом форуме в Тюмени министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской заявил, что поиск и разведка крупных месторождений в Восточной Сибири, разведка новых перспективных комплексов Западно-Сибирской плиты, Восточно-Сибирской платформы и Прикаспийской впадины станут основными направлениями Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года.
Особое внимание в разработанном документе уделено стимулированию недропользователей к поискам и освоению мелких месторождений на уже действующих территориях геологоразведочных работ в Арктике. Для этого планируется создать условия и необходимую нормативную базу для вовлечения в освоение нетрадиционных источников углеводородного сырья и поддержать новые проекты, направленные на развитие Северного Морского пути.
«С учетом последних результатов поисковых работ наиболее приоритетными задачами в области поиска и разведки месторождений нефти и газа остается поиски месторождений в высокоперспективных районах Западной Сибири (Гыдано-Хатангская зона и Лено-Тунгусская провинция), а также в глубокозалегающих горизонтах Волго-Урала, Прикаспия. Мы также нацелены на стимулирование освоения глубоких горизонтов известных нефтегазоносных бассейнов доюрского комплекса Западной Сибири и глубоких палеозойских горизонтов Прикаспийской впадины», — сказал Сергей Донской.
Глава Минприроды отметил, что в новом проекте Стратегии предусматриваются мероприятия по внедрению заявительного принципа предоставления участков недр для небольших компаний. «Этот механизм уже доказал высокую эффективность применительно к твердым полезным ископаемым, в настоящее время идет распространение и развитие этого же механизма на сферу углеводородного сырья, — подчеркнул министр. — Кроме того, мы готовим меры экономического стимулирования. Уже приняты меры по рассрочке разового платежа за пользование недрами, частично введены выплаты затратных ГРР (речь идет о шельфе) из налоговой базы налога на прибыль».
Тем самым, как считает Донской, благодаря формированию зон активного малого и среднего бизнеса, рынок будет значительно диверсифицирован.
Глобальные тенденции
В прошлом году уже разрабатывался проект Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года, который так и не был утвержден. Наверняка некоторые положения прошлогодней версии найдут свое отражение в Стратегии до 2035 года. В частности, это касается глобальных тенденций производства, потребления минерального сырья и развития мировой МСБ.
Считается, что за последние 60 лет в мире было произведено и использовано больше минерального сырья, чем за всю предыдущую историю человечества. По всем видам полезных ископаемых в мире проявляется тенденция к исчерпанию запасов месторождений богатых и легкообогатимых руд, вместо которых вводятся в эксплуатацию месторождения относительно бедных и труднообогатимых руд. Растет доля запасов трудноизвлекаемой нефти (в России она достигла 65%) и природного газа в слабопроницаемых сланцевых коллекторах и угольных пластах (в США — 40%). В целом, нетрадиционные месторождения, разработка которых ранее считалась нерентабельной, всё чаще заинтересовывают недропользователей. Объектами геологоразведочных работ становятся все более глубокие горизонты земной коры, акватории континентального шельфа, а в последние годы — континентального склона и дна океана. В связи с этим возникает запрос на создание все более сложных и чувствительных технических средств для выполнения ГРР на нефть, газ и твердые полезные ископаемые.
Развитие технологий добычи сланцевой нефти и газа также оказывает влияние на сложившиеся мировые рынки и транспортные потоки. В перспективе существует реальная угроза резкого снижения спроса на некоторые полезные ископаемые за счет появления альтернативных источников энергии и новых материалов.
Аналитики отмечают также нарастающую тенденцию к монополизации сырьевых отраслей мировой промышленности. В конце ХХ — начале ХХI века на фоне низких цен на нефть произошли слияния крупнейших нефтяных компаний, в результате которых возникли гигантские холдинги ExxonMobil (1998 год), ChevronTexaco (2001 год), ConocoPhillips (2002 год), Royal Dutch Shell (2005 год), деятельность которых существенно влияет на мировой рынок. Такие же процессы прослеживаются в черной, цветной металлургии и химической промышленности. На фоне монополизации сырьевых отраслей промышленности происходит оптимизация размещения производств, имеющая своей целью минимизировать затраты на добычу, транспортировку сырья и производство конечной сырьевой продукции. Энергоемкие производства возводятся в странах, располагающих дешевой электроэнергией, а технологически сложные предприятия — в странах, располагающих квалифицированными кадрами и необходимой инфраструктурой.
В последние десятилетия резко обострилась конкуренция за инвестиции в геологоразведочные работы. Это связано с осознанием широких возможностей для развития национальной промышленности и социальной сферы, которые появляются в связи с приходом в ту или иную страну горных и нефтегазовых компаний. Многие государства, которые располагают серьезным ресурсным потенциалом, сумели создать благоприятную для инвесторов нормативно-правовую базу и бизнес-среду и привлекают десятки миллиардов долларов в изучение и освоение недр. Все эти страны являются прямыми конкурентами России на рынках минерального сырья, перспективных участков недр, инвестиций в ГРР и разработку месторождений.
Можно выделить три основные модели в минерально-сырьевой политике ведущих стран мира:
- экспортная модель («сырьевые придатки»), позволяющая достичь высокого уровня жизни на относительно короткий исторический период по «рентному» принципу;
- импортная модель, складывающаяся либо в силу дефицитности минерально-сырьевой базы, как в странах ЕС и Японии, либо политически провозглашенная, как в США;
- модель самообеспечения, политически оцениваемая как «изоляционистская», возможна лишь в странах, минерально-сырьевой потенциал которых достаточно велик и включает очень широкий спектр полезных ископаемых.
Нужно отметить, что ни одна из этих моделей в чистом виде не реализуется. Как правило, комбинированная модель всегда предпочтительней, так как она обладает гораздо большей гибкостью и устойчивостью в части обеспечения национальной минерально-сырьевой безопасности.
Дефицитные-недефицитные
Государственная статистика учитывает более 250 уникальных полезных ископаемых, каждое из которых формируется в определенной геологической ситуации. Нужно заметить, что в мире нет стран, полностью обеспеченных всеми видами минерального сырья. Россия в этом плане не является исключением. В ходе работы над Стратегией разработчики проанализировали все виды полезных ископаемых, прежде всего, стратегические. Они были разбиты на шесть групп в системе координат: дефицитные — недефицитные на российском рынке и высокая — низкая обеспеченность достигнутой добычи запасами разрабатываемых месторождений. Учитывались также перспективы выявления в России новых объектов мирового класса, а также их востребованность рынком.
Нефть, природный горючий газ и подземные воды выделены в отдельные группы в силу их специфичности, востребованности и значимости для экономики, финансовой и социальной сферы России. А твердые полезные ископаемые разделены на три группы, отличающиеся обеспеченностью добычи запасами, уровнем дефицитности на внутреннем рынке и перспективами открытия новых месторождений. Для каждой из этих групп с учетом их специфики должен быть разработан свой комплекс мероприятий, направленный на развитие и эффективное использование МСБ.
Первые две группы полезных ископаемых представлены нефтью и газом. Рассмотрим их.
Нефть в России не является дефицитным полезным ископаемым. Балансовые запасы нефти категории АВС1 в России превышают 18 млрд тонн. Из них две трети относятся к категории трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ), доля которых постепенно увеличивается за счет преимущественной отработки легкоизвлекаемой нефти. Обеспеченность добычи разведанными запасами составляет порядка 35 лет, однако обеспеченность нефтью без учета ТрИЗ составляет менее 20 лет. В связи с этим без вовлечения в отработку трудноизвлекаемой нефти, на которую приходится две трети российских запасов, удержать достигнутый уровень добычи (по данным «ЦДУ ТЭК», в 2016 году — 547,5 млн т) в период после 2020 года будет практически невозможно.
Для поддержания добычи на уровне 500 млн т в год необходимо, прежде всего, обеспечить вовлечение в оборот ранее открытых, разведанных, но не разрабатываемых месторождений и залежей с трудноизвлекаемой нефтью, а также глубоких нефтеносных горизонтов, мелких и истощенных месторождений в старых добычных регионах России. Для этого необходимо, прежде всего, стимулировать разработку и внедрение современных технических средств и технологий добычи, переработки и транспортировки трудноизвлекаемой нефти.
Горючий газ также не является в России дефицитным полезным ископаемым. Обеспеченность достигнутых уровней добычи имеющимися запасами составляет многие десятилетия, поэтому газ относится к числу достаточно обеспеченных запасами полезных ископаемых. Кроме того, на территории РФ, и особенно на ее континентальном шельфе, могут быть выявлены многочисленные новые месторождения, в том числе крупные и уникальные по запасам.
Наращивание добычи горючего газа в традиционных районах возможно за счет уже разведанных запасов «жирного» газа. Для этого необходимо будет осуществлять строительство установок по извлечению этана, бутана, пропана, тяжелых углеводородов и средств транспортировки полученного сырья. В долгосрочной перспективе для поддержания добычи свободного газа потребуется освоение новых районов, прежде всего, Арктического шельфа. Необходимо привлечение инвестиций в ГРР на шельфе путем внедрения в практику таких механизмов, как успешно апробированная в других странах спекулятивная сейсморазведка (то есть заранее никем не заказанная).
Кто заплатит?
По мнению разработчиков Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ, из федерального бюджета должны финансироваться, прежде всего, региональные, научные и тематические исследования; а обработка, хранение и предоставление геологической информации должны осуществляться в рамках государственно-частного партнерства.
Финансирование за счет госбюджета поисковых и оценочных работ, которые непосредственно ориентированы на воспроизводство МСБ, должно сокращаться и в обозримой перспективе полностью прекратится. Основной их объем планируется инвестировать из внебюджетных источников. В частности, в общем финансировании работ по воспроизводству сырьевой базы России доля компаний должна достичь 95–97%.
Эффективное использование добытого сырья не менее важно, чем наращивание запасов. Поэтому Стратегия нацелена также на рост внутреннего потребления минерального сырья, повышение глубины его переработки, увеличение коэффициентов извлечения полезных компонентов из руд, песков и флюидов.
Реализация Стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2035 года позволит улучшить состояние МСБ многих дефицитных и сохранить высокое качество МСБ недефицитных полезных ископаемых.