На протяжении прошлого столетия Франция сменила четыре типа топливно энергетического баланса. До середины века в энергетике страны преобладал уголь. Отрасль сформировалась в XVIII веке. Доля в совокупном потреблении энергии достигала 80%. После Второй мировой войны в связи с ростом спроса на энергию в условиях ускорения экономического развития и сокращением добычи угля отмечался рост использования нефти и нефтепродуктов. В результате к началу 70 х годов прошлого века на их долю приходилось 70% потребления энергии в стране. С 2004 года добыча угля во Франции не ведется. Последней была закрыта шахта в Лотарингии.
После энергетических кризисов на Ближнем Востоке в 70 х годах прошлого века страны ОПЕК резко увеличили стоимость нефти, что стало шоком для Франции, где в тот период 40% выработки электричества приходилось на нефтяную генерацию. «Черное золото» стало терять популярность, а импорт газа — увеличился. Затем с развитием атомной энергетики потребление уже «голубого топлива» стало снижаться. Последние годы добыча демонстрировала устойчивую тенденцию к сокращению. За период 2006–2013 годов объем производства в стране снизился на 60,1% — до 0,75 млрд кубометров. В 2014 году потребление газа по сравнению с предыдущим годом ещё упало на 16,5%.
Экология на первом месте
Но за последние два года все полностью поменялось. Французский газотранспортный оператор GRTgaz констатировал увеличение потребления в 2015 году. По данным Natural Gas Europe, общий спрос повысился на 8,1%. В частности, промышленность увеличила закупки на 161%, в результате чего ее доля в совокупном потреблении выросла на 10,8%.
Положительную динамику роста спроса на газ GRTgaz приписывает благоприятным экономическим условиям. Эксперты отмечают, что увеличение использования газа в электрогенерации, при соответствующем снижении потребления угля, оказало положительное влияние на климат, что помогло предотвратить выброс 7 млн т CO2.
Использование газа способствовало сокращению эмиссии углекислоты и в других секторах экономики в общей сложности на 490 тыс. т CO2. Это стало возможным благодаря тому, что крупные промышленные предприятия перешли от использования нефти к природному газу, а также к биометану.
Французы увеличили потребление газа
Во Францию 85% импорта природного газа приходятся на четыре страны. В структуре трубопроводных поставок в 2015 году доля Норвегии составила 54,9%, России — 14,9%, Нидерландов — 14%. Крупнейшим поставщиком сжиженного природного газа (СПГ) является Алжир. В 2015 году доля суммарных поставок из этой страны составила 71,4%, из Нигерии — 20,4%, из Катара — 8,2%.
Взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Францией в области газовых поставок длится 42 года. Первые два контракта, еще во времена СССР, были одновременно подписаны в 1975 году и предусматривали поставку газа на границу Словакии и Австрии. В рамках проекта «Газ — Трубы» в 1983 году был завизирован третий контракт с поставкой на границу Чехословакии и ФРГ.
Франция является пятым по величине потребителем российского газа в Европе. В 2015 году из России импортировано 9,7 млрд куб. м, что на 36,6% больше, чем в 2014 году. В настоящее время действуют три долгосрочных контракта между «Газпромом» и GDF Suez на поставку российского газа.
В 2006 году во Франции зарегистрирована дочерняя компания группы «Газпром» — Gazprom Marketing & Trading France, осуществляющая реализацию газа конечным потребителям. С 2007 года «Газпром» получил возможность осуществлять прямые поставки топлива в объеме до 1,5 млрд куб. м в год.
Страна располагает 37 тыс. км газотранспортных сетей. Из них 32 тыс. км эксплуатируются компанией GRTgaz и 5 тыс. км — компанией TIGF. Во Франции работает 195 тыс. км газораспределительных сетей, 16 подземных хранилищ газа общей мощностью около 13 млрд кубометров.
Во Франции на долю СПГ приходится 20% всех поставок газа. Остальная часть импорта обеспечивается трубопроводным транспортом. На территории страны функционируют 4 регазификационных СПГтерминала суммарной мощностью 36,8 млрд куб. м в год и емкостями хранения — 1,4 млн кубометров.
Против технологии гидроразрыва пласта
Несмотря на заключенные с США контракты на поставку СПГ, Франция ищет повод отказаться от выполнения пунктов этого договора, используя протесты экологов. Однако эксперты считают, что настоящей причиной является высокая цена на американский газ, если сравнивать с российским.
Контракт с США содержит договорные обязательства Франции в течение 20 лет закупить 1 млрд куб. м, или 770 тыс. т сжиженного природного газа. Летом 2016 года французские порты должны были принять 50 танкеров с противоположного берега Атлантики. Еще один контракт заключен на более короткий срок — 5 лет, в течение которых американцы намеревались поставить 12 партий газа.
Однако во Франции заговорили о вероятности отказа закупать топливо, более того, о законодательном запрете этого вида импорта. Французские чиновники объясняют такое решение данными анализа, который показал, что 40% американского продукта составляет сланцевый газ, который добывается методом гидроразрыва почвенных пластов.
Изза ущерба, который может нанести окружающей среде гидроразрыв пласта, в ближайшее время Франция не будет добывать сланцевый газ на своей территории. Об этом заявлял президент республики Франсуа Олланд. Той же позиции в отношении добычи сланцевого газа придерживался и предыдущий глава государства Николя Саркози.
Франция первой из мировых держав официально запретила добычу сланцевого газа на своей территории. Вслед за ней такое решение было принято Болгарией и еще несколькими государствами.
Разведанные промышленные запасы природного газа во Франции составляют 6,7 млрд кубометров. Добычей занимаются французские компании Total и Gazonor, а также канадская Vermilion Energy, при этом собственное производство обеспечивает менее одной десятой процента национального потребления, и практически весь потребляемый газ, как и нефть, импортируются.
Вся нефть — из за рубежа
Разведанные промышленные запасы нефти Франции составляют 10,7 млн т, что соответствует четырнадцати годам добычи при сохранении существующих ее темпов или двум месяцам национального потребления. Именно поэтому внутренние потребности страны в нефти практически полностью обеспечиваются за счет импорта. Например, за счет поставок из за рубежа в 2015 году было обеспечено более 99% . Основная часть нефти в 2015 году поступала из Саудовской Аравии — 17,7%, Казахстана — 13,3%, Нигерии — 11,9%, России — 9%, Алжира — 8,5%, Анголы — 7,4%.
Поставки российской нефти во Францию в 2015 году составили 0,9 млн т, что на 12,5% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Экспорт российских нефтепродуктов во Францию в 2015 году снизился на 7,7% по отношению к 2014 году и составил 3,85 млн тонн.
После снятия санкций с Ирана, начиная с января 2016 года, Франция закупает в этой стране 150 тыс. барр. нефти в сутки. Total былa первой компанией, которая заключила такой контракт, и она поставляет часть этой нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Европе. Французские НПЗ были в свое время построены для переработки именно малосернистой иранской нефти.
Сегодня добычей на территории страны занимаются несколько компаний. Наиболее крупной из них является Vermilion Energy. Её доля составляет более 60%. Основная часть приходится на месторождения Champotran и Itteville, а также Cazaux и Parentis. Компания Total добывает на территории Франции 35% совокупной добычи нефти в стране. Здесь также работают: шведская Lundin Petroleum, американская Toreador, французская Geopetrol International, итальянская Petrorep italiana s.p.a.
Крупнейшие нефтеналивные терминалы Франции расположены в портовой зоне Гавра и в регионе Марселя, небольшой нефтеналивной терминал находится в портовой зоне Бордо.
Выбор Франции
Поскольку страна не имеет в достаточных объёмах углеводородных ресурсов, выбор для будущей энергосистемы во второй половине прошлого века был сделан в пользу атома. Активное развитие сети атомных электростанций (АЭС) во Франции началось в 1973 году. В тот период была разработана самая прогрессивная в мировой истории программа развития атомной промышленности. Затем, в течение 15 лет, было построено большинство атомных реакторов, полностью покрывших собственные потребности Франции в электроэнергии, а также позволивших начать её экспорт.
Уже более полувека во Франции популярны атомные электростанции. Комиссариат по атомной энергии здесь был создан в 1945 году с целью проведения научнотехнических разработок ввиду использования атомной энергии в различных отраслях науки, промышленности и государственной обороны. Франция приступила к сооружению нескольких исследовательских реакторов, первым из которых явилась установка, пущенная в эксплуатацию в Фор деШатийоне (пригород Парижа) в 1948 году.
В 1956 году в Маркуле был введен в эксплуатацию реактор G1 — первый французский реактор, производивший электроэнергию, мощностью 40 МВт. Еще два реактора, G2 и G3, появились в 1959 и 1960 годах, они предназначены для отработки уранграфитгазовой технологии в целях оснащения АЭС. Разработка реакторов этого типа продолжилась до 1967 года. Со временем все они были остановлены.
Атомные электростанции во Франции носят унифицированный характер и основаны на водоводяной технологии REP, разработанной в США. Современная французская атомная программа построена на американских технологиях. Реализация типовых проектов по всей стране позволила значительно сэкономить на строительстве водоводяных атомных реакторов. Идентичность проектов позволяет максимально контролировать вопросы безопасности.
Ситуация, в которой нет выбора
Сегодня общее количество реакторов, работающих во Франции, достигает 58 единиц. По установленной мощности блоков страна занимает второе место в мире после США, а по доле атомной энергетики в энергобалансе — первое. Местные жители приветствуют планы строительства новых АЭС, поскольку это им даёт новые рабочие места и поддерживает большой потенциал для развития местности в целом. Считается, что у французов практически отсутствует чувство страха перед возможными авариями атомных реакторов. Государство пропагандировало развитие АЭС разными способами, в том числе с помощью телевидения. На вопрос, почему у них так развит атом, французы отвечают, что раз у них нет ни нефти, ни газа, ни угля, то в этой ситуации у них просто нет выбора.
Атомная генерация работает в основном в режиме базовой загрузки. Максимальный срок эксплуатации реакторов был определён в 2009 году и составил 40 лет. Исходя из этого, до 2030 года свой ресурс выработают 80% атомных мощностей Франции. В этой связи перед властями и ведущими энергетическими компаниями страны встаёт вопрос о замене устаревающих реакторов на АЭС. По этой причине крупнейший производитель электроэнергии во Франции, являющийся ведущим оператором атомных электростанций в мире, — компания EDF решила вложить €55 млрд для повышения безопасности работы атомных станций, а главное, чтобы продлить срок их использования с 40 до 60 лет. В случае продления ресурса работы АЭС максимальный срок эксплуатации реакторов переносится с 2030 года на 2050 год.
Грандиозные планы
Однозначного ответа на вопрос о том, какой вид топлива во Франции в перспективе придёт на смену АЭС и какие мощности станут нести базовую нагрузку, пока нет. Многое будет зависеть от политики и экономики в стране, регионе и мире.
В 2014 году кабинет министров Франции одобрил проект Энергетической стратегии страны. Согласно этому документу, к 2050 году потребление первичной энергии планируется снизить вдвое, со 154 млн т до 77 млн т нефтяного эквивалента. В первую очередь, это произойдёт за счёт уменьшения использования углеводородов на 30%, со 100 до 70 млн т нефтяного эквивалента. При этом доля возобновляемых источников энергии в потреблении первичной энергии должна возрасти с 14% в 2012 году до 23% в 2020 году и 32% в 2030 году.
Сегодня в общем объёме выработки электроэнергии, по данным министерства энергетики Франции, АЭС занимают 75%, возобновляемые источники энергии — 15%, а тепловые электростанции — 10%.
Правительство Франции в 2015 году провело заседание, на котором было решено ввести закон, где определяется, что развитие направления АЭС не должно пользоваться преимуществом по отношению к другим видам использования энергии в стране. На этом заседании главный тезис заключался в том, что благодаря широкому развитию французской науки все атомные электростанции необходимо постепенно заменить альтернативными возобновляемыми и прежде всего безопасными для экологии системами. Казалось бы, задача вполне выполнима, однако правительство дало четкую задачу в течение десяти лет сократить долю ядерной энергетики в государстве на одну треть.
Во Франции планируется к 2025 году сократить долю АЭС до 50% за счёт прироста доли ВИЭ до 40%, тогда как на долю теплоэлектростанций останутся те же 10%.
Альтернативный выбор
Динамика ввода новых объектов по выработке электроэнергии из возобновляемых источников вселяет оптимизм в инвесторов. Планируется, что солнечные станции будут покрывать 5,4 тыс. МВт пиковой мощности. При этом уже в 2013 году установленная мощность солнечных панелей превышала 4 ГВт. В том же году министерство энергетики Франции анонсировало увеличение ежегодного прироста солнечных мощностей с 500 до 1 тыс. МВт.
Однако есть понимание того, что из за нестабильности выработки возобновляемой электроэнергии в базовом режиме невозможно перевести всю страну на альтернативные источники энергии. Дело в том, что ВИЭ не смогут покрыть со 100 процентной гарантией пиковые и полупиковые нагрузки в электрических сетях. Поэтому в ближайшие 10 лет, пока не созданы конкурентоспособные трансформаторы, использование накопителей энергии повышает её стоимость до €100 за 1 кВт·час. В этой связи тепловая генерация приобретает новые перспективы.
Франция сейчас стоит перед выбором: масштабная программа модернизации и ремонтов АЭС или более дорогая, но значительно более надёжная программа сооружения нового поколения ядерных реакторов. Срок строительства АЭС составляет 5–7, a то и 10 лет. Во Франции сегодня строится лишь одна атомная электростанция нового типа, которая является пилотным объектом. Её бюджет, из за создания дополнительных систем безопасности, уже превышен втрое.
Сегодня можно уже рассматривать использование разных видов ВИЭ как альтернативу теплоэлектростанциями (ТЭС), полагают отраслевые эксперты. Дело в том, что для тепловой генерации во Франции наступают сложные времена, так как из за необходимости реализации Общеевропейской программы 20:20:20 в отношении выбросов СО2 и экономической нерентабельности в целом, её объём снижается, а её место занимают возобновляемые источники энергии.
Перераспределение энергобаланса
Несмотря на то что новые технологии развиваются очень быстро, сейчас, по мнению экспертов Total, ещё слишком рано говорить о безуглеродной энергетике страны. Для выполнения обязательств, взятых на Парижской конференции, об удержании глобального потепления в пределах двух градусов к 2030 году, Франции не требуется безуглеродная, ей нужна менее углеродная энергетика. То есть в энергобалансе страны, по мнению экспертов французской нефтяной компании, нужно меньше использовать угля и больше — газа, соответственно — меньше нефти и больше — возобновляемых источников энергии. Этот принцип соответствует текущему тренду развития мировой энергетики.
В любом случае на ближайшую перспективу страна не собирается отказываться от использования ни от одного существующего ныне источника энергии. Речь, скорее всего, идёт об их рациональном перераспределении в общем энергобалансе страны.