По предварительным оценкам, на арктическом шельфе находится 85% извлекаемых запасов российских углеводородов. Согласно планам Правительства РФ, к 2030 году ожидается, что объем добычи газа на континентальном шельфе увеличится в четыре раза: с нынешних 57 млрд до 230 млрд куб. м, а нефти — в пять раз: с 13 млн до 66 млн тонн. Для реализации этих планов в ближайшее десятилетие потребуется строительство и введение в эксплуатацию десятков морских платформ для поисково-разведочного бурения на арктических месторождениях.
Как развивать импортозамещение?
В России морские нефтегазовые платформы, предназначенные для работы в арктических условиях, создавались исключительно силами зарубежных компаний. Сегодня из‑за санкций, запрещающих ввоз в Россию оборудования для бурения на шельфе, такие возможности закрыты. По данным Минэнерго, под западные санкции попало 68% импортируемого РФ нефтегазового оборудования. Для осуществления намеченных планов на шельфе к 2020 году, по расчетам экспертов, российским нефтегазодобывающим компаниям потребуется более 20 плавучих буровых. При этом нехватка запчастей к платформам может составить более 150 тыс. ед. в год, так же оценивается спрос на комплектующие детали к ним.
В сложившейся ситуации, по мнению участников рынка, проектирование морских добывающих платформ и их строительство придется делать собственными силами. Но вопросов о том, как развивать импортозамещение в этой сфере сегодня задается много, причем на всех уровнях, а ответов на них пока не найдено.
Задача с несколькими неизвестными
Помимо этого есть ещё одна задача с несколькими неизвестными — уже построенные в России платформы почти полностью состоят из импортного оборудования, того самого, которое запрещено ввозить в нашу страну из Евросоюза и США. Санкции и запреты напрямую затронули первый в РФ проект по добыче углеводородов на арктическом шельфе — платформу «Приразломная», с которой в конце 2013 года началась разработка одноименного месторождения в Печорском море.
Этому объекту предстоит техническое перевооружение для адаптации к нынешним экономическим реалиям. Модернизации подлежат комплексы бурового, энергетического и технологического оборудования, автоматизированная система управления безопасностью, системы навигации, связи и телекоммуникаций.
В сооружении «Приразломной» участвовали около сотни подрядчиков и поставщиков, комплектация платформы — почти вся импортная.
Среди поставщиков проекта — Aker Solutions, Siemens, Baker Hughes, Indrill International. Доля российского оборудования при строительстве платформы составила лишь малую часть. По оценкам экспертов, объём отечественных комплектующих не превышает 10%.
От начала строительства до пуска в эксплуатацию — 16 лет
История первого российского проекта по добыче углеводородов на арктическом шельфе началась в 1995 году. В то время платформу, которая первоначально носила название «Печора», заложили на производственном объединении «Севмаш», но из‑за недостатка финансирования и постоянных изменений проекта строительство до двухтысячных годов не начиналось. К этому времени не была завершена подготовка технической документации.
В 2001 году «Газпром» и «Роснефть» договорились о создании компании «Севморнефтегаз», которая в следующем году заключила с «Севмашем» контракт на изготовление опорного основания платформы. Верхнее строение было решено использовать со списанной североморской платформы Hutton, купленной «Роснефтью» у норвежской компании Monitor.
В 2005 году выяснилось, что Hutton для «Приразломной» не подходит. В результате пришлось менять 70% оборудования верхнего строения, на что ушло более четырех лет.
В 2010 году, после завершения на «Севмаше» первого этапа строительства, «Приразломную» отбуксировали в Мурманск на 35‑й судоремонтный завод, где велись пусконаладочные работы.
В 2011 году морская ледостойкая стационарная платформа была установлена на Приразломном месторождении.
По последнему слову техники
При строительстве «Приразломной» применялись материалы из специальных сплавов, устойчивых к коррозии, низкой температуре, высокой влажности и агрессивной морской среде. Платформа удерживается на дне моря за счет своего веса — 506 тыс. тонн. Высота платформы составляет 141 метр, её площадь сравнима с двумя футбольными полями.
Все скважины, которые бурятся на месторождении, находятся внутри платформы. Её основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Глубина скважин составляет более 5 километров.
Добытая нефть хранится в кессоне вместимостью 94 тыс. тонн. Его трехметровые бетонные стены покрыты двухслойным листом стали. Для закачки готовой продукции в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти. Система блокировки отгрузки срабатывает за семь секунд, что позволяет предотвратить разливы.
Для исключения непроизвольного столкновения с платформой танкеры оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать судно на месте, несмотря на ветер и волны.
Первая нефть
Бурение скважин на нефть на Приразломном месторождении, запланированное на 2011 год, было отложено из‑за задержек с пусконаладочными работами. Затем прошли протестные акции представителей «Гринписа», штурмовавших платформу. После этого начало добычи на месторождении было перенесено на год.
В 2013 году «Газпром нефть шельф» приняла платформу в эксплуатацию и запустила добычу нефти. Отгрузка первого танкера с арктическим сортом Arctic Oil состоялась в 2014 году. Круглогодичный вывоз продукции «Приразломной» обеспечивают нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом 70 тыс. т — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Суда, построенные на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге, принадлежат «Совкомфлоту» и находятся в долгосрочной аренде у «Газпром нефть шельфа».
Трёхкратный рост добычи нефти
Перспективные запасы нефти на Приразломном месторождении составляют 72 млн тонн. По итогам 2015 года здесь, по данным ФГБУ «ЦДУ ТЭК», было добыто 869,7 тыс. т нефти, что более чем втрое превышает уровень 2014 года — 263,2 тыс. тонн. Предполагается, что в 2016 году добыча увеличится до 2,15 млн тонн. Суточное производство нефти на «Приразломной» составляет 22 тыс. т, газа — 1 млн кубометров.
В октябре 2015 года на промысле была введена в эксплуатацию нагнетательная скважина, которая должна помочь максимально эффективно использовать ресурсы месторождения, повысив коэффициент извлечения. Кроме того, в скважину будет закачиваться балластная вода (жидкость, вытесняемая из резервуаров для хранения нефти после их заполнения сырьем). Нагнетательная скважина позволит утилизировать балластную воду непосредственно на месторождении, не причиняя вреда окружающей среде. В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 36 скважин.
«Омскнефтехимпроект»
В 2015 году был проведен конкурс «Газпрома» на разработку проектно-сметной документации по техническому перевооружению и глубокой модернизации нефтяной платформы «Приразломной». Целью глубокой модернизации объекта является достижение проектного уровня добычи в 100 тыс. т в сутки с сегодняшних 22 тыс. т, обеспечение бесперебойного процесса бурения, добычи и отгрузки нефти в объеме 5,5–6 млн т в год, разработка документации по изготовлению нового оборудования и материалов на российских предприятиях.
В итоге конкурс выиграл «Омскнефтехимпроект». Этот проектный институт, долгие годы сотрудничающий с «Газпром нефтью», был создан в 1953 году для проектирования Омского нефтеперерабатывающего завода и затем на протяжении многих десятилетий участвовал в строительстве и реконструкции объектов этого предприятия.
Институт приступил к реализации программы глубокой модернизации нефтяной платформы. Стоимость контракта с «Омскнефтехимпроектом» оценивается в 403,5 млн руб., при этом, по оценке экспертов, общие инвестиции в модернизацию могут составить 3 млрд рублей. Проектные работы планируется завершить в 2016 году, строительство — в 2018 году.
В прошлом году на международной выставке техники и инновационных технологий для Арктики, Сибири и Дальнего Востока «ВТТА-Омск-2015» «Омскнефтехимпроект» представил основные цели технического перевооружения и разработку документации по изготовлению нового оборудования и материалов на российских предприятиях. В условиях западных санкций этот шаг, по мнению экспертов, можно расценивать как начало пути реализации программы импортозамещения.
Вместе с коллегами из Республики Корея
В 2015 году представители южнокорейской компании KHAN Co. Ltd. посетили с рабочим визитом «Омскнефтехимпроект», в ходе которого обсуждались возможные варианты сотрудничества в области модернизации ледостойкой платформы. Нужно отметить, что KHAN Co. Ltd поставляет продукцию и услуги для нефтегазовой отрасли. Среди них KHAN — самоподъемные буровые установки и буровое оборудование, вертолетные площадки, автоматизированные системы управления и безопасности, подъемные краны. По этим видам компания предоставляет комплекс услуг — проектирование, производство, поставка, монтаж и пусконаладочные работы. Кроме того, корейские производители занимаются модернизацией буровых установок и оптимизацией работ на месторождениях с падающей добычей, а также прокладкой сухопутных и морских трубопроводов.
В ходе встречи KHAN Co. Ltd. Вместе с «Омскнефтехимпроектом» обсудили возможности сотрудничества. Речь шла о разработке документации по буровому комплексу в рамках проекта модернизации платформы «Приразломная». А в конце мая институт заключил с корейской компанией договор на разработку документации. Сотрудничество с азиатским инвестором, по мнению экспертов, выглядит на сегодня оптимальным решением.
Помимо корейской компании в проекте могут участвовать и представители Поднебесной. В сентябре 2015 года специалисты «Омскнефтехимпроекта » встречались с руководством CNOOC — национальной китайской нефтяной корпорации, третьей по величине в Китае. На встрече обсуждались вопросы, связанные с возможными вариантами взаимодействия по реализации шельфовых проектов.
С учетом предполагаемого срока завершения реконструкции платформы в 2018 году планы по выводу Приразломного месторождения на пик добычи к 2021 году, скорее всего, придется пересматривать, считают эксперты.
Лучше поздно, чем никогда
В российском Правительстве говорят о том, что наша страна опоздала с импортозамещением оборудования на шельфе. Без зарубежных технологий для арктических платформ полноценное импортозамещение шельфовой техники невозможно, полагают отраслевые специалисты. Они считают, что отечественные предприятия не смогут наладить выпуск сложного оборудования для разработки шельфа, и в этом направлении им еще долгое время придется сотрудничать с корейскими компаниями, которые обладают большим опытом производства морских ледостойких платформ. Исключение составляют буровые платформы для каспийских месторождений, созданные отечественной промышленностью. Но условия работы на Каспии значительно отличаются от арктических. В этой связи вряд ли получится в обозримом будущем ликвидировать отставание, в том числе и из‑за проблем с финансированием.
Государство сказало надо, промышленность ответила — «есть»
Несколько десятилетий назад в СССР решалась проблема освоения первоочередных морских месторождений нефти и газа. На государственном уровне необходимо было организовать масштабные работы по поиску и разведке морских залежей нефти и газа в Каспийском, Черном, Балтийском, Баренцевом и Охотском морях, а также начать освоение первоочередных месторождений.
Для решения этой задачи на основе импортозамещения потребовалось создание новых для того времени сооружений. Речь идет о блок-модулях верхних строений и опорных оснований морских платформ, полупогружных и самоподъемных плавучих буровых установках. Помимо этого было освоено производство буровых судов с системой динамического позиционирования, глубоководных водолазных комплексов, специализированных судов обеспечения нескольких типов, а также научной, проектной и производственной базы для строительства и эксплуатации этой техники.
Необходимые решения были определены постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1978 года № 720 «Об организации работ по освоению ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе СССР». В результате выполнения этого документа было обеспечено полное замещение импорта по основной продукции для работ на шельфе.
Такой опыт дает основание полагать, что проблемы проектирования и строительства ледостойких морских платформ для работы в Арктике могут решаться в комплексе при взаимодействии государства и нефтегазовых компаний, которым предоставлено право освоения арктических месторождений нефти и газа.
В девяностых годах прошлого века в Минэнерго России работал департамент научно-технического прогресса, который планомерно занимался импортозамещением в ТЭК. Департамент координировал внедрение новой техники и технологий, взаимодействовал с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, промышленными предприятиями, занятыми производством техники для нефтяников и газовиков. В результате такой политики за короткий срок в России была освоена практически вся номенклатура нефтегазового оборудования, ранее производимая на Украине и в Азербайджане.
Предстоящие «Омскнефтехимпроекту» работы можно считать первым после долгого перерыва шагом на пути импортозамещения, с помощью которого в перспективе в России планируется самостоятельно строить шельфовые платформы для работы в арктических условиях.