На долю российского шельфа приходится 8% разведанных запасов нефти, что составляет 2,4 млрд т и 17% прогнозных ресурсов. Общие ресурсы углеводородов арктического дна оцениваются в 83 млрд т условного топлива. Из них 80% находятся в Баренцевом и Карском морях, где открыто 25 морских месторождений с извлекаемыми запасами нефти 430 млн тонн.
Корректировка планов
Для того чтобы пробурить скважину на шельфе, необходимо законтрактовать буровую установку. Но санкции США и стран Евросоюза запрещают предоставлять России технологии и сервис по бурению на глубине свыше 130 метров. Такая ситуация длится не один год и пока не известно, когда прекратится. В ближайшие годы, скорее всего, этого не произойдёт. А значит, прежние планы по добыче нефти и газа на шельфе, предусмотренные в Энергетической стратегии и Генеральной схеме развития нефтяной отрасли РФ до 2035 года, по мнению экспертов Института энергетики и финансов, будут пересматриваться в сторону снижения.
Эксперты полагают, что ранее 2025 года не стоит ожидать начала добычи нефти и газа на новых шельфовых месторождениях, потому что это экономически нерентабельно при ценах на нефть ниже $90 за баррель. Кроме того, для бурения в Арктике нет соответствующих отечественных технологий, а к западным — доступ закрыт из‑за санкций. Низкие цены на углеводороды привели к замедлению темпов освоения шельфовых месторождений не только в нашей стране, но и во всем мире.
Основа основ при освоении шельфа
Самой трудоемкой и дорогой частью работ на шельфе является бурение скважин. Средняя стоимость одной скважины на арктическом шельфе, согласно подсчётам экспертов Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина, колеблется от $200 до $500 миллионов. Однако бывают и более дорогие проекты, к примеру, стоимость бурения в Карском море скважины Университетская- 1 компании «Роснефть» для открытия месторождения Победа превысила $700 миллионов.
Согласно российскому законодательству, в нефтяной промышленности лицензии для работы на шельфе выдаются только госкомпаниям с соответствующим опытом. «Газпром» владеет 33 лицензиями на пользование недрами континентального шельфа России, еще четыре принадлежат его «дочке» «Газпром нефти» как оператору. У «Роснефти» имеется 55 лицензий.
В соответствии с условиями соглашений, с 2016 по 2025 годы на континентальном шельфе РФ необходимо пробурить 46 поисково-разведочных скважин, выполнить геологоразведочные работы в объеме 23,5 тыс. погонных км сейсморазведки 2D, 21,6 тыс. кв. км — 3D.
Перенос сроков геологоразведки и начала добычи
Федеральное агентство по недропользованию РФ согласовало государственным нефтегазовым компаниям перенос сроков геологоразведки и начала добычи на 31 участке на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей. Для «Роснефти» скорректированы планы по геологоразведке на 19 участках, еще на 12 — для нужд «Газпрома» и её дочерней компании «Газпром нефть». Речь идет о переносе сроков и объемов сейсморазведки в среднем на срок от двух до пяти лет, сроков бурения скважин в среднем на три года по каждому случаю.
При сложившейся конъюнктуре выполнение геологоразведочных работ на шельфе Баренцева моря в заложенном в лицензии объеме специалисты «Газпрома» считают экономически нецелесообразным решением и переносят их на более поздний срок.
К концу 2025 года на шельфе Баренцева моря компания должна выполнить 20 тыс. погонных км сейсморазведки 2D и 9 тыс. кв. км — 3D, а также пробурить 12 поисково- разведочных скважин. Однако в руководстве считают, что освоить такие объемы не только невозможно, но и нецелесообразно. Задача в этом вопросе заключается в расставлении приоритетов и очередности реализации шельфовой программы, исходя из сроков ввода месторождений и экономической эффективности. В этой связи бурение на участках в Баренцевом море является достаточно дальней перспективой. Главными объектами в ближайшие годы должны стать прилегающие к Ямалу территории шельфа: Нярмейский, Скуратовский, Белоостровский, а также Ленинградский и Русановский участки.
«Газпром» на российском шельфе
Первые морские скважины для добычи газа в России в 2007 году пробурила компания «Сахалинская энергия»на Лунском месторождении Сахалина. В 2009 году с платформы «Лунская-А» началась добыча газа.
Сегодня в Карском море находятся 20 участков российского шельфа с углеводородными запасами. Лицензии на их разработку принадлежат «Газпрому». Ещё семь участков расположены в Баренцевом море, пять — открыты в Охотском и один — в Азовском морях. Госкомпания ведёт геологоразведочные работы на 25 участках.
В 2015 году геологоразведка велась на Киринском лицензионном участке в Охотском море на северо восточном шельфе острова Сахалин. В 2015 году «Газпром» добыл на Киринском месторождении 600 млн куб. м газа и 100 тыс. т газового конденсата. Ожидается, что в 2016 году добыча газа здесь составит 700 млн кубометров. Согласно прежним планам эта цифра составляла 1,2 млрд кубометров.
Киринское месторождение входит в проект «Сахалин-3», газ которого является основной ресурсной базой для газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» и обеспечивает газоснабжение регионов Дальнего Востока. Запасы этого месторождения составляют 162,5 млрд куб. м газа и 19,1 млн т газового конденсата.
Также работы проводились на Южно-Киринском месторождении, где начиная с 2010 года появилось 8 поисково-разведочных скважин, две из которых пробурены в 2015 году.
Извлекаемые запасы этого месторождения превысили 706 млрд куб. м газа и 115 млн т нефти и конденсата. Южно-Киринское обеспечило госкомпании большой прирост запасов газа — 213,2 млрд кубометров. Эксперты оценивают потенциал их увеличения ещё на 247,6 млн т условного топлива.
Изучение Восточно-Одоптинского и Аяшского лицензионных участков «Газпрома» шло в том же 2015 году. Сейсмические исследования проводились на шельфах Карского и Баренцева морей. Сейсмические работы осуществлялись на 16 арктических лицензионных участках.
Масштабные планы
Для буровых работ на Киринском газоконденсатном месторождении планируется использовать после ремонта принадлежащие «Газпром флоту» две плавучие полупогружные буровые установки шестого поколения — «Полярная звезда» и «Северное сияние». Установки предназначены для эксплуатации в суровых климатических условиях. С их помощью можно проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин глубиной до 7,5 км, при температуре воздуха до –30°С.
«Газпром геологоразведка» запланировала в 2016 году выполнить на шельфе сейсмические работы в объёме 15 тыс. кв. километров. В ближайшие годы ожидается изучение Нярмейского, Скуратовского, Белоостровско го, Ленинградского и Русановского участков. «Газпром» планирует вести морские геологоразведочные проекты на арктическом направлении. В планах компании «Газпромнефть-Сахалин» на ближайшие годы намечено бурение пяти новых скважин на Долгинском, Северо-Врангелевском и Хейсовском лицензионных участках.
Для выполнения своих лицензионных обязательств к 2030 году «Газпром нефти» нужно пробурить девять скважин на шельфе. Компания ищет подрядчиков для проведения сейсмических работ на Северо Врангелевском участке.
Из-за проблем с ценой на нефть, финансированием и доступом к технологиям «Газпром» и «Роснефть» откладывают проведение геологоразведочных работ в Арктике. Изменения коснулись 15 проектов. Во избежание дальнейших переносов сроков Минприроды России временно приостановило выдачу новых лицензий на проведение работ на арктическом шельфе.
«Роснефть» интенсивно осваивает шельф
«Роснефть» интенсивно осваивает отечественный шельф. Компания бурит скважины совместно с иностранными партнерами. В 2014 году в Карском море в партнёрстве с ExxonMobil пробурена арктическая поисково-оценочная скважина Университетская-1, открывшая газонефтяное месторождение Победа. Благодаря этому была доказана нефтегазоносность севера Карской провинции. В Охотском море ведётся эксплуатация северной оконечности месторождения Чайво.
Бурение в Карском море на Университетской-1 отложено на неопределенный срок, поскольку ExxonMobil не может участвовать в проекте из‑за санкций. По мнению экспертов, скорее всего, до 2025 года начнется добыча нефти на тех шельфовых месторождениях «Роснефти», где компания работает с западными или азиатскими партнерами: Туапсинский прогиб и Западно-Черноморская площадь (ExxonMobil и Eni), а также Магадан-1 (Statoil), Университетская (ExxonMobil), Медынско-Варандейский участок в Баренцевом море (CNPC) и Северо-Венинское месторождение в Охотском море (Sinopec).л
Вопреки санкциям
Несмотря на санкции, «Роснефть» планирует сохранить темпы геологоразведки на шельфе. В 2015 году она провела геолого-разведочные работы на трёх направлениях: арктическом, дальневосточном и южном. В Арктике выполнено 20,4 тыс. погонных км сейсмики 2D на шести лицензионных участках и 3D 800 кв. км на двух участках.
Наибольших успехов компания добилась в рамках проекта «Сахалин-1», где растёт морская нефтегазодобыча. Это первое российское соглашение о разделе продукции, которое предусматривает разработку трёх морских месторождений — Чайво, Одопту и Аркутун-Даги — на северо-восточном шельфе острова Сахалин. В 2015 году объём добычи нефти и конденсата в рамках проекта «Сахалин-1» превысил 8,3 млн тонн. Потребителям на Дальнем Востоке поставлено свыше 2,3 млрд куб. м газа.
В прошлом году со стационарной морской платформы «Беркут», введённой в эксплуатацию на Аркутун-Даги в 2014 году, была получена первая нефть. При установке платформы достигнут мировой рекорд по монтажу методом надвига в открытом море.
В 2015 году на месторождении Чайво, с платформы «Орлан», завершено бурение самой протяжённой в мире скважины (13,5 км) с горизонтальным участком ствола длиной 12 километров. Добыча нефти на Чайво в 2015 году составила 1,9 млн т, поставки газа в Хабаровский край превысили 218,4 млн кубометров.
На Чайво, также как и на объектах «Сахалина-1», добывается лёгкая нефть марки SOKOL, отличающаяся высоким качеством, а именно низким содержанием серы. Это позволяет продавать её на мировых рынках с премией к конкурирующим ближневосточным сортам Dubai и Oman.
Особого внимания заслуживает проект по строительству нового завода по сжижению газа — «Дальневосточный СПГ». Предполагается, что он будет осуществлён совместно с компанией ExxonMobil в рамках СРП «Сахалин-1» при условии возмещения затрат. Сырьём для завода послужит газ, поступающий как с месторождений данного проекта, так и с других дальневосточных объектов «Роснефти». Начальная мощность предприятия составит 5 млн т СПГ в год, а в будущем она может быть увеличена.
Бурение на структуре Ульбериканская-1
Летом 2016 года «Роснефть» совместно с норвежской Statoil пробурила на шельфе Охотского моря две поисковые скважины. Возобновление международного сотрудничества является успехом в санкционных условиях.
Совместное предприятие «Роснефти» и Statoil ведет поисковое бурение на структуре Ульбериканская-1, которая расположена в 420 км от порта Магадан. Планируется пробурить скважину на участке Магадан-1 в Охотском море. Эти участки расположены к югу от границы Арктической зоны. Глубина моря в районах бурения обеих скважин менее 150 м, поэтому они не подпадают под действие санкций, введённых в отношении России со стороны США и ЕС. Тем не менее компании выбрали китайского бурового подрядчика — China Oilfield Services Limited.
На структуре Ульбериканская-1 работы ведутся с помощью полупогружной буровой установки Nanhai-9, которая прошла специальную модификацию для участия в проекте. Была проведена комплексная подготовка к эксплуатации при отрицательных температурах, а также выполнен ряд работ для обеспечения экологической безопасности.
Среди последних достижений «Роснефти» — начало разработки Лебединской морской структуры на северо- восточном шельфе Охотского моря, граничащей с Одопту и Одопту-море. В июле 2016 года госкомпания завершила бурение первой эксплуатационной горизонтальной скважины с большим отходом по вертикали и глубиной свыше 5,2 километра. Её дебит составил 428 т нефти в сутки. На этом месторождении планируется бурение ещё двух горизонтальных скважин. Работы ведёт дочерняя структура корпорации — «РН-Сахалин морнефтегаз». Специалисты компании отмечают высокое качество нефти на Лебединском, которое близко к сорту SOKOL.
В 2016 году «Роснефть» получила лицензию на Центрально-Татарский участок на шельфе Японского моря. В компании считают, что он станет главным приоритетом в региональной геологоразведке «Роснефти». Согласно оценкам специалистов, здесь на площади в 30 тыс. кв. км могут быть сосредоточены ресурсы — 270 млн т нефти и 322 млрд куб. м газа. На Центрально-Татарском планируется провести 10 тыс. погонных км сейсморазведки 2D и 2 тыс. кв. км сейсморазведки 3D. Это позволит выявить перспективные структуры и осуществить поисковое бурение.
Новая «Звезда»
Ещё одна компания из КНР — China Shipbuilding & Offshore примет участие в создании судоверфи «Звезда». Инвестор осуществит поставку транспортно-передаточного дока грузоподъёмностью 40 тыс. т, который будет использоваться для строительства морской техники. Такой вид устройств получил широкое применение в мировой судостроительной практике, однако в России ранее не использовался. «Роснефть» надеется, что такое сотрудничество позволит привлечь и другие китайские компании к строительству морской техники для этой судоверфи.
Дочернее предприятие «Роснефти» — «Современные Технологии Судостроения» в 2015 году завершило сделку по приобретению 75% минус 2 акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, на базе которого строится «Звезда». Ожидается, что комплекс будет играть роль ядра, вокруг которого появятся предприятия судового машиностроения, а также производства необходимых материалов. Планируется, что уровень локализации судостроительных проектов достигнет 70%. Специалисты отмечают, что ещё на этапе проектирования были заложены принципиально новые технологические решения, которые позволят комплексу стать одним из самых современных в мире.
Для обеспечения загрузки «Звезды» в 2014 году «Роснефть» заключила соглашение о размещении на ней всех своих судостроительных заказов. Так же поступил и «Совкомфлот», а в 2016 году их примеру последовали «Газпром» и «НОВАТЭК», разместив здесь свои заказы.
На этом комплексе планируется строительство для «Роснефти» двух многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса Icebreaker-7. Они будут иметь длину 100 м и смогут эксплуатироваться в особо тяжёлых условиях северных морей. Кроме того, предусмотрено строительство ещё двух судов-снабженцев.
В партнерстве с зарубежными компаниями
В 2015 году «Роснефть» подписала соглашения о сотрудничестве в области проектирования и строительства судов обслуживающего флота и морских буровых установок с рядом российских и иностранных технологических партнёров.
В том же году в Санкт-Петербурге создано совместное предприятие с участием «Роснефти», General Electric и компании «Прикладной инженерный и учебный центр “Сапфир”».
«Роснефть» подписала соглашение об учреждении Центра инженерно-технического проектирования морских буровых установок с лидером в проектировании, строительстве и ремонте морских буровых установок, а также в специализированном судостроении — компанией Keppel Offshore & Marine, которая является дочерней структурой сингапурской Keppel Corporation, а также с ведущим мировым поставщиком буровых услуг — норвежской компанией MHWirth.
Ещё один судостроительный и нефтесервисный кластер «Роснефть» планирует создать в Арктике на базе «82 Судоремонтного завода», базирующегося в поселке Росляково Мурманской области. Здесь будет создана база берегового обеспечения морских нефтегазовых проектов. Кроме того, «Роснефть» планирует локализацию производства подводных добычных комплексов на базе сотрудничества с рядом иностранных компаний.
Первооткрыватель на российском шельфе
В 1999 году «ЛУКОЙЛ» приступил к разведочному бурению с помощью собственной самоподъемной плавучей буровой установки «Астра» в северной части Каспия. За это время компания реализовала три крупных проекта в Балтийском, Баренцевом и Каспийском морях.
Промышленное производство нефти на месторождении Кравцовское в Балтийском море началось в 2004 году. Сегодня бурение и добыча ведутся с морской ледостойкой стационарной платформы, которая была построена на заводе по производству стальных металлоконструкций «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Это первая добывающая платформа на российском шельфе, спроектированная и построенная силами отечественных организаций.
Большие планы «ЛУКОЙЛа»
В компании утверждена схема комплексного обустройства месторождений Северного Каспия, в рамках которой планируется строительство 25 платформ и 1,5 тыс. км трубопроводов, из которых 1 тыс. км пройдёт под водой.
Общий объём инвестиций превысит 350 млрд рублей. Уже возведены береговые сооружения по приёму нефти, проведены работы по строительству и модернизации объектов на предприятии химической промышленности «Ставролен», где планируется проводить глубокую переработку каспийского газа.
Ожидается, что освоение каспийских месторождений станет основным фактором роста добычи компании на территории России в среднесрочной перспективе. В каспийском секторе «ЛУКОЙЛ» планирует суммарно производить 25 млн т условного топлива в год. Основные надежды возлагаются на месторождения им. Юрия Корчагина и им. Владимира Филановского.
Нефтегазоконденсатное месторождение им. Корчагина было введено в эксплуатацию в 2010 году. Здесь добывается 5 млн т нефти в год. На расстоянии 58 км от месторождения, в зоне, где отсутствует лёд, установлен морской нефтеперегрузочный комплекс, состоящий из точечного причала и плавучего нефтехранилища. Нефть туда подаётся по подводному нефтепроводу, а затем вывозится челночными танкерами и далее транспортировка нефти производится до нефтепровода «Баку — Новороссийск».
Месторождение им. Владимира Филановского с извлекаемыми запасами 153 млн т нефти и 32,2 млрд куб. м газа будет иметь общую с месторождением им. Корчагина трубопроводную инфраструктуру для транспортировки сырья на побережье. Начало бурения с последующим вводом в эксплуатацию намечено на 2017 год.
Ещё одно месторождение на Каспии, к разработке которого «ЛУКОЙЛ» предполагает приступить с 2020 года, — бывшее Сарматское, недавно было переименовано в честь геолога Юрия Кувыкина. Его углеводородное сырьё планируется транспортировать с использованием инфраструктуры месторождения им. Владимира Филановского.
В компании ведется проработка планов освоения месторождения Ракушечного, расположенного на глубине 4 метра. Недавно на Ракушечном были открыты две новые структуры, содержащие более 30 млн т нефти. «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» собирается продолжить здесь сейсморазведку и пробурить несколько скважин.
На освоение ещё одного каспийского месторождения — Центрального, которое разрабатывается «ЛУКОЙЛом», «Газпромом» и «КазМунайГазом», повлияли санкции США. Это месторождение, с углеводородными запасами в 169 млн т, расположено на глубоководном участке, где пока из‑за санкционных запретов невозможно использовать необходимую для этого иностранную буровую технику.
Несмотря на целый комплекс проблем, возникших из‑за ограничительной политики других стран, отечественные нефтегазовые компании продолжают осваивать шельф. Хотя и не теми темпами, какими подразумевалось прежде.