С давних времен считалось, что выход к морю обеспечивает странам конкурентное преимущество. Понятие «порт» было известно еще в античном мире. В переводе с латинского portus означает ворота. В процессе развития торговых отношений, модернизации транспорта, а также научных открытий порт из простых «ворот» стал превращаться в сложнейший транспортный узел, соединяющий в себе различные сооружения, инфраструктурные объекты и нефтехранилища.
Европейский Гигант
До 2004 года Роттердам был самым крупным портом в мире, пока его не обогнал Шанхай. Теперь «голландец» крупнейший только в Европе, где конкуренцию ему составляют лишь Антверпен и Гамбург. Другие европейские порты ни по объему перевалки грузов, ни по количеству обработанных контейнеров и близко не приближаются к этим трем гигантам.
Однако в сравнении с портами Китая и Юго-Восточной Азии картина выглядит иначе. Роттердам замыкает пятерку крупнейших гаваней мира. Китайские и азиатские порты в силу географической удаленности не могут составить реальную конкуренцию Роттердаму.
Порт расположен в дельте Рейна, в 33 км от Северного моря. Водным каналом, глубина которого достигает 22 м, доступным для крупных океанских судов, Роттердам соединён с Северным морем. В порту 50 бассейнов, где одновременно могут обрабатываться 300 морских судов. Длина причала составляет 57 километров.
Здесь имеется 120 терминалов. Восемь судостроительных и судоремонтных предприятий располагают 8 сухими и 25 плавучими доками грузоподъемностью до 500 тыс. тонн. Городу принадлежит 70% акций порта, 30% — государству.
В Роттердаме влияние огромного порта чувствуется намного больше, чем в Антверпене. Подъездные дороги огромные краны.
Роттердам — это, прежде всего, нефтяной порт
Главной статьёй оборота Роттердама является нефть. Более 70% от перевалки всех грузов составляют углеводороды и продукты их переработки. В восточной части порта расположены крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие международным нефтегазовым корпорациям, а также нефтехранилища, общая ёмкость которых достигает 27 млн тонн. В порту имеется 5 нефтяных гаваней с 68 причалами, 14 из которых принимают танкеры грузоподъёмностью до 280 тыс. тонн.
Морские нефтяные терминалы компании Royal Vopak Group, расположенные в Роттердаме, входят в число крупнейших в Европе. Их мощности позволяют хранить объемы нефти и нефтепродуктов в совокупности более 3,6 млн куб. м, общее количество емкостей для хранения составляет 124 ед., а бесперебойную работу этих терминалов обеспечивают 6 морских причалов.
Нефть и продукты переработки нефти из Роттердама по трубопроводам направляются в Германию (Кельн и Франкфурт-на-Майне) и в другие европейские страны в радиусе 640 километров. Значительное количество нефтепродуктов вывозится из порта водным путем по Рейну, Маасу и Шельде.
Через Роттердам проходит 50% всего внешнеторгового оборота Нидерландов (около 75% всех грузоперевозок по Рейну). Суммарный оборот морских грузоперевозок порта превышает 257 млн т в год. Поток судов составляет свыше 30 тыс. морских и 250 тыс. речных судов в год.
В Нидерландах самая развитая портовая инфраструктура
По оценке Всемирного экономического форума (ВЭФ) — швейцарской неправительственной организации, занимающейся проведением ежегодных форумов в Давосе, Нидерланды имеют самую развитую портовую инфраструктуру в мире. Об этом говорится в документе «Отчет о глобальной конкурентоспособности 2014 2015», подготовленном организацией.
Второе место по развитости портовой инфраструктуры занял Сингапур. Объединенные Арабские Эмираты потеснили на третьем месте порт Гонконг. Бельгия по‑прежнему осталась на шестом месте, в то время как Германия опустилась с девятого на четырнадцатое место.
Миллиардные инвестиции
Таких позиций порт Роттердам достиг благодаря большим инвестициям в различные проекты в период с 2000 года по 2014 год. Значительные финансовые поступления были направлены в сектора нефтепереработки и химических веществ, в расширение нефтехранилищ, включая проекты таких крупных нефтегазовых компаний, как Shell, ExxonMobil. Миллиарды евро были вложены в развитие сети автомобильных и железнодорожных подъездных путей, строительство портового района Maasvlakte 2, мостов, туннелей, причалов, терминалов.
Администрация отмечает, что в ближайшие годы объем инвестиций останется прежним, в том числе в завершение проекта по расширению пропускной способности автомагистрали протяженностью 45 км между Maasvlakte и внутренними припортовыми районами. Сохранится запланированный объем инвестиций и в начало строительства второй очереди Maasvlakte 2. Власти порта также инвестируют сотни миллионов евро в модернизацию старых прибрежных районов: Ботлек, Ваалхавен, Эмхавен, порт Дордрехт.
В Роттердаме увеличиваются объемы перевалки нефти
По итогам трех кварталов 2015 года перевалка грузов в Роттердаме в целом выросла на 5,4%. Как отмечают эксперты, такой рост связан, прежде всего, с увеличением объемов нефти и нефтепродуктов. На долю перевалки этих грузов в порту приходится более 70% от общего количества проводимых за год работ.
Перевалка нефти по итогам трех кварталов 2015 года выросла на 8,5%. Основной причиной роста стали низкие цены, которые гарантируют хорошую рентабельность переработки, в результате чего НПЗ производят большее количество продукции, чем в 2014 году. Это относится не только к НПЗ в Роттердаме, но также и к другим нефтеперерабатывающим заводам, которые обслуживают голландский порт (например, НПЗ, находящиеся в портах Германии, Бельгии и России).
Эксперты отмечают, что отечественные заводы стали производить мазут в больших, чем прежде объемах. Его отправляют на Дальний Восток через Роттердам. Все это стало главной причиной того, что по итогам января — сентября 2015 года перевалка нефтепродуктов в порту выросла на 22,1%.
Объемы перевалки сжиженного природного газа в порту Роттердам по итогам января — сентября 2015 года практически удвоились. Это связано с тем, что цены на газ в Азии значительно упали и стали сравнимы с европейскими. В этой связи произошло увеличение поставок СПГ.
Новая пристань для грузов Нефтехимии
В октябре 2015 года администрация порта Роттердам приступила к реализации проекта строительства новой пристани на терминале, принадлежащем LBC* в промышленном районе Ботлек, где сосредоточены объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Новая пристань позволит повысить потенциал LBC для удовлетворения потребностей клиентов и расширения услуг. Здесь будут располагаться четыре причала — два для морских судов и два для речных барж. Это в четыре раза увеличит мощности терминала.
Пристань будет строиться в два этапа. Первый, включающий возведение двух причалов, планируется завершить к середине 2016 года. Все четыре объекта будут введены в эксплуатацию в конце 2017 года. В результате LBC терминал сможет обрабатывать танкеры дедвейтом до 80 тыс. т при одновременной погрузке/выгрузке на всех причалах.
LBC также инвестирует в терминал в Роттердаме, мощность которого увеличится до 250 тыс. кубометров. Кроме того, планируется модернизация погрузочно-разгрузочных площадок для вагонов и грузовиков для перевалки жидких химикатов. Терминал будет иметь возможность смешивания грузов, обработки их паром, температурного контроля. Новое хранилище общим объемом 36 тыс. куб. м с цистернами из нержавеющей стали начнет функционировать в начале 2016 года.
Торговля нефтью марки Urals в Роттердаме откладывается
В Роттердаме планировалось открытие площадки для торговли нефтью марки Urals, которая является основным товаром российского экспорта. Российская группа «Сумма», представляющая собой диверсифицированный холдинг, объединяющий активы в нефтегазовой отрасли, портовом бизнесе, транспорте, а также в ряде других направлений, планировала к 2017 году построить в Роттердаме хаб для нефти Urals из порта Приморск. Предполагалось, что создание площадки сократит ценовой разрыв между Urals и североморской Brent и сделает российскую марку более конкурентоспособной.
Стоимость проекта оценивалась в €750 миллионов. За проект отвечала подконтрольная «Сумме» Shtandart TT B. V, которая арендует в порту Роттердам 55 га земли. Договор на строительство этого объекта заключили в 2013 году, тогда же должны были начаться и первые работы, но сроки неоднократно переносились, и в итоге финальной датой был назван февраль 2015 года.
В середине 2015 года порт Роттердам и Shtandart TT расторгли контракт на строительство наливного терминала Tank Terminal Europoort West (TEW). Такое решение связано с изменениями макроэкономической ситуации и конъюнктуры нефтяного рынка. При этом группа «Сумма» из Роттердама не уходит, там у нее остается бункеровочный бизнес.
Представители порта заявили, что готовы предложить эту площадку с этим же концептом (наливной терминал) другим компаниям. Разрыв контракта с «Суммой» не окажет существенного влияния на объемы перевалки нефти и нефтепродуктов, поставляемых из России в Роттердам.
По мнению отраслевых экспертов, сейчас идет переориентация нефтяных потоков на восточное направление. На этом фоне из России в Роттердам становится выгоднее поставлять нефтепродукты, чем нефть.
Gunvor купит НПЗ в Роттердаме
В 2014 году компания Kuwait Petroleum выставила на продажу роттердамский НПЗ, рассчитанный на переработку 88 тыс. барр. нефти в сутки. Госкорпорация Кувейта отказалась от программы инвестиций объемом $1,4 млрд из‑за снижения цен на топливо.
На это предприятие претендовали инвестиционные компании Carlyle и Riverstone Holdings. Однако предложение энергетического и сырьевого трейдера Gunvor вызвало больший интерес, поскольку трейдер пообещал, что НПЗ продолжит работать, а не будет переделан в склад.
Швейцарская компания близка к достижению соглашения о покупке НПЗ Europoort в Роттердаме у кувейтской нефтяной госкорпорации. Ожидается, что эта сделка будет профинансирована за счет недавней продажи активов в России.
НПЗ Europoort был построен в 1962 году и продан Kuwait Petroleum в 1983 году. В силу возраста построек и оборудования он нуждается в модернизации. Рентабельность нефтепереработки в Европе улучшилась в 2015 году на фоне низких цен на нефть и высокого спроса на нефтепродукты, особенно на бензин 95.
Второй крупнейший порт Европы
Второе место в Европе после Роттердама по общим объемам грузооборота занимает порт Антверпен. Первые судовые доки здесь были построены в период наполеоновских войн. После 1863 года значительная часть торгового оборота страны пришлась на антверпенский порт, который получил новый толчок для развития.
С тех пор порт динамично развивался. В 1913 году построено 18 доков для морских судов и 7 для барж. В ходе первой мировой войны приоритет был отдан складским помещениям. В 1958 году развернулась большая строительная программа, которая придала порту его современный облик.
Уникальность Антверпена состоит в том, что он занимает самое выгодное положение в Европе — расположен на реке Шельда на расстоянии 90 км от Северного моря. Порт может принимать одновременно до 400 судов.
Причалы вытянуты в длину на 100 км, их глубина составляет от 5 до 17,5 метра. Антверпен имеет более удобное расположение, чем большинство портов Северного моря: его терминалы связаны с внутренними районами Бельгии через железнодорожный, речной и автомобильный виды транспорта.
Каждую неделю поезда отправляются в 70 городов в 19 странах мира. Это делает Антверпен одним из крупнейших европейских железнодорожных портов, перевозящим по ж/д более 24 млн т грузов ежегодно.
Нефтепереработка Антверпена
Значительную долю в грузообороте занимают нефть и нефтепродукты. На территории порта расположены четыре нефтеперерабатывающих завода. Сырье с танкеров поступает на НПЗ, где его перерабатывают и дальше транспортируют.
Компания ExxonMobil вложила более $1 млрд в нефтеперерабатывающий завод Антверпена, а французская компания Total — €1 млрд в свое дочернее нефтеперерабатывающее предприятие OPTARA, чтобы производить дизель с низким содержанием серы и сократить производство мазута. На этом предприятии будет использоваться экономичное сырье.
Синергетический эффект
Семь из десяти крупнейших международных химических компаний имеют производственные объекты в Антверпене. Для дальнейшего развития и расширения грузоперевозок здесь был создан нефтехимический кластер. Для развития сотрудничества с компаниями нефтехимической отрасли в порту создано подразделение по работе с нефтехимическими продуктами. Это сделано, чтобы добиться синергии между нефтехимической промышленностью, логистикой и морскими грузоперевозками.
За последние несколько лет в Антверпен инвестировали многие крупные корпорации, что свидетельствует о высоком уровне доверия и потенциале развития порта. Так, немецкий концерн Lanxess, который представляет собой группу компаний по производству специальной химической продукции, вложил €75 млн в новую промышленную площадку по производству высокотехнологичного пластика.
Чистота — залог здоровья
Несмотря на то что Антверпен является одним из крупнейших нефтяных портов, он несколько раз подряд получал награду за сохранение окружающей среды Environmental World Ports Award на международных саммитах портов и торговли. Более 300 специалистов отрасли и членов Международной ассоциации портов и гаваней (IAPH) определяют, кому достанется эта награда. В конкурсах Антверпен обошел других претендентов, в том числе такие порты, как Роттердам, Лос-Анджелес, Сидней и Гетеборг.
Администрации портов Роттердам и Антверпен выступают за ужесточение с 1 января 2016 года стандартов по выбросам в атмосферу оксидов азота (NOx) для новых судов в Северном море и Ла-Манше. Две крупнейшие гавани Европы выступают против выдвинутого ранее предложения отсрочить введение уже согласованных правил на пять лет.
Двигатели, установленные на судах, соответствующих новым стандартам, выбрасывают в атмосферу на 80% меньше оксидов азота, чем существующие суда. Так аргументируют свою позицию в администрации порта Роттердам. Сокращение выбросов с целью улучшения качества воздуха соответствует политике обоих портов в области экологии.
Центральный хаб российской Торговли
В 2015 году объем грузовых перевозок между Россией и Антверпеном увеличился во всех категориях. За первые девять месяцев 2015 года было перевезено 10 млн т грузов, что на 3,7% больше, чем за аналогичный период 2014 года. За время сотрудничества с российскими компаниями порт приобрел опыт обработки химических грузов, продукции сталелитейных предприятий.
Объем грузооборота Антверпена за январь — сентябрь 2015 года составил 157 млн т, что на 5,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Согласно прогнозу экспертов, к концу 2015 года общий объем перевезенных грузов составит 200 млн тонн. Объем перевалки наливных грузов за девять месяцев 2015 года увеличился на 8% — до 50 млн тонн. Рост перевалки нефтепродуктов составил 24% и достиг 11 млн тонн.
В течение первых трех кварталов 2015 года в порт Антверпен зашли 11 тыс. морских судов, что на 2,5% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Бункеровочный СПГ-терминал
Администрация порта в июле 2015 года объявила конкурс на выполнение проекта по строительству бункеровочного терминала СПГ для заправки судов. Предполагается, что этот объект должен начать работу в Антверпене в начале 2019 года, где на постоянной основе будет осуществлять бункеровку барж сжиженным природным газом. Для этого подготовлен участок на причале № 528 площадью 7 тыс. кв. метров. Согласно предварительным проектным расчетам, терминал емкостью хранения 450 тыс. куб. м сможет осуществлять бункеровки ежегодно в объеме до 45 тыс. куб. м газа.
Бункеровки судов газовым топливом в Антверпене стали возможны с 2012 года с помощью автоцистерн, которые заправляются на терминале СПГ в Зебрюгге и доставляют топливо к пристани в порту, где напрямую («борт-в‑борт») осуществляется бункеровка барж.
В сентябре 2015 года судно Sefarina, принадлежащее нидерландской компании Chemgas Shipping, стало первым морским судном, которое было заправлено сжиженным природным газом в Антверпене.
Объединяющий порты нефтепровод
Порты Роттердам и Антверпен соединены трубопроводом для транспортировки нефти, который введен в эксплуатацию в 1971 году. Кроме того, из Роттердама проложены действующие трубопроводы в порты Флиссинген, Мурдейк, Тернейцен, Центральную Европейскую трубопроводную систему (для нефтепродуктов), а также трубопроводы для транспортировки этилена, пропилена, водорода, азота и кислорода. Руководство роттердамского порта отмечает, что трубопроводный транспорт представляет собой экологичную и безопасную альтернативу перевозкам водным, автомобильным и железнодорожным.
Роттердам и Антверпен намерены изучить возможности строительства дополнительной трубопроводной инфраструктуры между двумя портами. Речь идет о долгосрочных проектах, требующих существенных инвестиций и получения согласований.
В случае если результаты исследования вызовут интерес бизнеса в обоих портах, и потенциальный проект окажется выгоден для всех сторон, можно будет начинать разработку конкретного плана системы трубопроводов между двумя индустриальными кластерами.