Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, до 2035 года природный газ станет самым востребованным топливом в мире с ростом потребления в 1,6 % ежегодно. В России в 2013 году, по данным ГП «ЦДУ ТЭК», объем добычи газа составил 668 млрд куб. м, по сравнению с 2012 годом зафиксирован прирост на 13 млрд куб. м, или на 2,1 %. В целом объем поставок газа на экспорт за этот же период увеличился на 7,1 %, а в Европу — на 16,5 %. В этой связи растущие добыча и потребление требуют строительства дополнительных транспортных магистралей.
«Бованенково — Ухта» и «Ухта — Торжок»
В период до 2030 года Надым — Пур-Тазовский будет оставаться базовым регионом производства газа в России. «Газпром» планирует добывать здесь 440–470 млрд куб. м в год в зависимости от объема капитальных вложений, ввода в разработку новых месторождений и строительства газотранспортных систем.
Снижение добычи предприятиями «Газпрома» в Надым — Пур-Тазовском регионе предполагается компенсировать вводом в разработку месторождений Ямала. Ресурсная база природного газа полуострова с прилегающим шельфом рассматривается в качестве стратегической (для развития газовой отрасли России на длительную перспективу).
Крупным текущим проектом госкомпании стало строительство системы трубопроводов для транспортировки газа с месторождений Ямала в центральные районы России. Газопроводы «Бованенково — Ухта» и «Ухта — Торжок» соединят Бованенковское месторождение с трубо- проводом «Ямал — Европа».
Магистральный газопровод «Ухта — Торжок» является частью многониточной газотранспортной системы, его трасса проходит по территориям Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Ярославской и Тверской областей.
В 2012 году введена в эксплуатацию первая очередь МГ «Бованенково — Ухта», включающая двухниточный переход через Байдарацкую губу и 2 компрессорные станции (КС) мощностью 224 МВт. В 2013 году в эксплуатацию введены 5 КС мощностью 628 МВт.
Чтобы сократить число компрессорных станций, которые нужно строить в условиях вечной мерзлоты, проектировщики пошли на неординарные технические решения. Пропускная способность одной нитки газопровода вдвое превышает стандартные для монополии характеристики за счет того, что впервые при строительстве магистралей используются высокопрочные трубы диаметром 1420 мм, рассчитанные на рабочее давление 120 атмосфер. В четвертом квартале 2014 года запланирован поэтапный ввод основных производственных объектов и вспомогательной инфраструктуры.
Протяженность МГ «Бованенково — Ухта» составляет 1,1 тыс. км, проектная мощность — 140 млрд куб. м газа в год, МГ «Ухта — Торжок» — 1,3 тыс. км, 81,5 млрд куб. м газа в год. Завершение работ намечено на 2019 год.
Строительство двух этих газопроводов положительно влияет на развитие промышленности и экономики всего Крайнего Севера и монопрофильных городов (например Воркуты), поскольку увеличилась налоговая база, созданы новые рабочие места, происходит рост конкурентоспособности предприятий социальной инфраструктуры.
«Грязовец — Выборг»
Согласно прогнозам специалистов, импорт газа в страны Европейского cоюза в ближайшее десятилетие возрастет на 200 млрд куб. м, или более чем на 50 %. Благодаря прямому соединению запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой появилась возможность удовлетворить 25 % дополнительной потребности в импортируемом топливе.
Газопровод «Грязовец — Выборг» с проектной мощностью 55 млрд куб. м газа в год позволит осуществлять поставки углеводородов в трубопровод «Северный поток». Таким образом, ЕСГ России будет напрямую связана с европейской газотранспортной системой. Кроме этого, МГ «Грязовец — Выборг» решает еще одну задачу — обеспечивает поставки газа потребителям Северо-Западного региона России. Этот проект является одним из самых масштабных в «Газпроме».
Госмонополия планирует до 2017 года расширить годовую производительность газопровода на 9,4 млрд куб. м за счет строительства лупинга протяженностью 216 километров. Лупинг — это участок трубопровода, прокладываемый параллельно основному газопроводу для увеличения пропускной способности последнего. Ha участке c лупингом расход транспортируемого газа в основном трубопроводе уменьшается, сокращается общая потеря напора на преодоление гидравлического сопротивления.
В ходе строительства МГ «Грязовец — Выборг», которое началось в 2005 году, применялись новые инновационные технологии. В 2010 году завершено возведение его линейной части протяженностью 917 км (проходит по территориям Вологодской и Ленинградской областей). Большая часть пути газопровода пролегла по лесным массивам. Половина трассы — по болотам, которые относятся к наиболее сложным участкам строительства. В Выборгском районе Ленинградской области 50 км участка проходит через скальные породы.
В 2011 году введены в эксплуатацию компрессорные станции. КС «Портовая» является уникальным объектом газотранспортной системы России. Ее суммарная мощность составляет 366 МВт, рабочее давление — 220 атмосфер. Значительная часть газопровода протяженностью 1,2 тыс. км (идет от КС) проходит по дну Балтийского моря, обеспечивая транспортировку газа по «Северному потоку».
Инновационное решение
На «Портовой» установлены 6 газоперекачивающих агрегатов (ГПА) мощностью 52 МВт производства Rolls-Royce (были впервые применены не только при эксплуатации ЕСГ России, но и в мировой практике газопроводостроения) и 2 ГПА мощностью 27 МВт.
Также впервые в России при создании КС «Портовая» использована «бесшлейфовая» компоновка. Узел подключения компрессорной станции к магистральному газопроводу с камерами прием запуска очистных устройств разместился непосредственно на площадке КС, а не за ее пределами, как это всегда делалось прежде. Нововведение позволило госкомпании сэкономить значительные средства, поскольку не потребовалось сооружения привычных газопроводов- шлейфов от узла подключения до станции. Аналогичная схема используется и на КС «Елизаветинская».
Кроме того, «бесшлейфовая» компоновка станций обеспечивает проведение всех технологических операций, связанных с эксплуатацией магистральных газопроводов, в пределах одной промышленной площадки, что ведет к сокращению капитальных вложений, поскольку требуются значительно меньшие объемы металла и строительных работ. При уменьшении площади застройки сокращается и территория вырубки леса, где расположены КС.
«Починки — Грязовец»
Поставки дополнительных объемов газа в Северо-Западный регион, в том числе для «Северного потока», обеспечивает газопровод «Починки — Грязовец», проложенный по территориям Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской и Вологодской областей. С приходом ямальского газа МГ начнет работать в реверсивном режиме, топливо будет перенаправлено в Центральный регион.
Строительство газопровода велось с 2007 по 2012 год. Общая протяженность трассы составляет 650 км, диаметр трубы — 1420 мм, рабочее давление — 7,4 МПа. Проектная производительность — до 36 млрд куб. м в год. В состав газопровода вошли 6 компрессорных станций общей мощностью 580 МВт.
«Мурманск — Волхов»
Для реализации поставок природного газа в Северо-Западный регион России (Карелию и Мурманскую область) разрабатывается проект строительства газопровода «Мурманск — Волхов». Газопровод пройдет от крупнейшего в Заполярье месторождения Штокмановское, расположенного на шельфе Баренцева моря, до города Выборг, где должна быть стыковка новой магистрали с уже действующей сетью газопроводов. Трасса будет прокладываться в сложных условиях Крайнего Севера по территориям, не имеющим развитой транспортной сети, что потребует от проектировщиков и строителей нестандартных решений.
Программа инвестиций «Газпрома» предусматривает крупные финансовые отчисления в обустройство новых перспективных месторождений Севера. Среди приоритетов — разработка Штокмановского месторождения, разведанные запасы сырья которого составляют 3,8 трлн кубометров.
Штокмановское месторождение является одной из сырьевых баз для газопровода «Северный поток». Углеводороды, которые будут транспортироваться по магистрали «Мурманск — Волхов», усилят энергетическую базу смежных с объектом территорий. Это даст возможность обеспечить надежные импортные поставки газа странам Западной Европы через транснациональный газопровод «Северный поток».
Вдоль всей газовой магистрали «Мурманск — Волхов» (протяженность — 1,4 тыс. км) планируется построить 10 компрессорных станций с плановой производительностью до 50 млрд куб. м газа в год. Объемы подачи топлива будут определены результатами разработки базового месторождения.
Проектные и исследовательские работы по определению оптимального маршрута газопровода «Мурманск — Волхов» начались в 2008 году.
«Южный поток»
На диверсификацию экспорта российского газа в Европу в обход стран-транзитеров направлен проект «Южный поток». Он свяжет Россию с государствами Центральной и Южной Европы: Болгарией, Сербией, Австрией, Венгрией, Хорватией, Словенией и Италией. Сегодня Россия обеспечивает 35 % европейских поставок газа по трубопроводам.
Проект создан «Газпромом», к которому в 2007 году присоединились итальянская корпорация Eni, в 2011 году французская Electricite de France и немецкая Wintershall.
Строительство «Южного потока» начинается от российского черноморского побережья Краснодарского края в районе Анапы. Маршрут газопровода пройдет через акваторию Черного моря с заходом в исключительную экономическую зону Турции и выходом на побережье Болгарии в районе Варны. Далее российский газ проследует через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии — до населенного пункта Тарвизио. Газопроводы-отводы от основной магистрали предполагается построить в Хорватию и Республику Сербская.
Общая протяженность «Южного потока» составляет 2,4 тыс. км, из которых на сухопутный участок приходится 1,45 тыс. километров. Протяженность морской части газопровода составит 925 километров.
В ходе реализации этого проекта возникают определенные трудности, на решение которых требуется время. Одна из них — Третий энергетический пакет. Он направлен на сдерживание ЕС намерений «Газпрома» осуществлять поставки газа и дальше развивать газотранспортную инфраструктуру. Пакет запрещает компаниям одновременно продавать и транспортировать газ и электроэнергию.
Основным конкурентом «Южного потока» являлся проект газопровода Nabucco (мощность — 31 млрд куб. м газа в год), предусматривавший строительство магистрали из Средней Азии через Турцию в Центральную Европу в обход России.
На низком старте
В начале июля 2014 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ выдало компании South Stream Transport, акционерами которой являются «Газпром» (50 % акций), Eni (20 %), Wintershall и EDF (по 15 % акций каждая), разрешение на прокладку газопровода «Южный поток» на территории России. Разрешение позволяет компании начать строительство технической инфраструктуры, всех ниток газопровода на суше, четырех микротоннелей и 3 км газопровода для соединения с ЕСГ.
В соответствии с полученным разрешением, компания South Stream Transport собирается приступить к подготовке строительной площадки в районе Анапы, обустройству подъездных путей, завозу техники, оборудования, материалов и реализации мероприятий по охране редких видов животных и растений.
Укладку труб в российских территориальных водах планируется начать в ноябре 2014 года после того, как будет получено разрешение от Министерства природных ресурсов и экологии РФ на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе и во внутренних территориальных водах РФ.
В марте 2014 года компания South Stream Transport подписала контракт на строительство первой нитки морского участка «Южного потока», в апреле — на строительство второй. Подписаны также договоры на поставку 150 тыс. ед. 12-метровых труб для двух ниток морского газопровода. Строительство первой будет продолжаться до третьего квартала 2015 года. В конце того же года она должна быть сдана в эксплуатацию.
«Южный коридор»
Для обеспечения подачи газа без перебоев в МГ «Южный поток» ведется работа по созданию другого газопровода — «Южный коридор». Система газопроводов последнего будет предназначена не только для экспортных поставок. Основная идея проекта — обеспечение ряда российских регионов дополнительными объемами газа. По «Южному коридору» природный газ будет транспортироваться в южную и центральную части России для обеспечения развития коммунального хозяйства, промышленности, роста темпов газификации.
Общая длина газопровода составляет 2,5 тыс. километров. В ходе реализации планов будет построено 10 компрессорных станций, совокупная мощность которых составит 1,5 тыс. МВт. Пропускная способность газопровода «Южный коридор» — 63 млрд куб. м газа ежегодно. Срок окончания реализации проекта — 2017 год. Проект будет реализован на восьми территориях РФ — Саратовской, Нижегородской, Волгоградской, Пензенской, Ростовской, Воронежской областях, а также Краснодарского края и Республики Мордовия.
В несколько этапов
Реализация проекта разделена на несколько этапов. Первый — включает в себя строительство Западного маршрута, который предполагает сооружение газотранспортной системы, КС «Писаревка» в Воронежской области и КС «Русская» в Анапском районе Краснодарского края.
«Русская» станет головной станцией морского участка «Южного потока» и мощнейшей в мире. Она будет конечной точкой самого «Южного коридора» и одновременно начальной точкой «Южного потока». Ее запланированная мощность — 448 МВт — обеспечит давление газа до 28,45 МПа, что позволит без привлечения дополнительных технических средств доставлять газ на расстояние 900 километров. В ходе первого этапа начнется строительство перемычки от станции Кубанская до станции Кореновская, а также предусмотрена реконструкция коридора «Петровск — Писаревка».
Совокупная длина газопровода Западного маршрута, в том числе и перемычки, составит 880,6 километра. Общая мощность всех станций составит 574 МВт.
Второй этап включает в себя комплекс работ по созданию Восточного маршрута, обеспечит строительство газотранспортной системы «КС “Починки” — КС “Русская”» в уже существующем коридоре «Починки — Изобильное — Северо-Ставропольское ПХГ». Общая длина Восточного маршрута — 1625,6 км, а мощность всех компрессорных станций — 942 МВт.
Интерес Японии
В Японии рассматривается вариант проекта по строительству газопровода из России (стоимость $ 5,9 млрд и протяженность 1,35 тыс. км с Сахалина — от населенного пункта Корсаков — до острова Хоккайдо). В предложениях, подготовленных японской парламентской группой, говорится, что пропускная способность трубопровода может достигать 20 млрд куб. м газа в год, что соответствует 17 % от общего объема импорта газа.
Интерес к российскому трубопроводному топливу возник после того, как Япония столкнулась с вынужденным ростом расходов на импортное сырье. В 2011 году произошла авария на атомной электростанции «Фукусима», после чего в стране были остановлены все атомные реакторы. Энергетика перешла исключительно на уголь и газ. В прошлом году Япония приобрела СПГ на $ 70 миллиардов. Трубопроводный газ, по мнению парламентариев Страны восходящего солнца, будет обходиться значительно дешевле.
Россия расширяет рынки сбыта углеводородного топлива, недавно она заключила сделку с Китаем, а следующим шагом могут стать переговоры с Японией на эту же тему. Таким образом, Москва перестанет зависеть от Европы, которая со своей стороны пытается уйти от поставок газа из РФ на фоне украинского кризиса.
По мнению отраслевых экспертов, в Японию может пойти ответвление от китайского трубопровода, потому что тянуть отдельную нитку туда нерентабельно. Россия в настоящее время занимает большую долю на японском газовом рынке, а трубопровод позволит ее увеличить. Этот вариант выглядит очень выгодно, так как в азиатской стране высокие цены на газ.