В 2014 году индустрии СПГ исполнилось 50 лет. Первая поставка этого вида топлива была осуществлена в 1964 году из Алжира в Великобританию и Францию. Сегодня на СПГ приходится 30 % мировой торговли газом, мощности по регазификации (процесс преобразования газа из жидкого состояния в газообразное) имеются в 26 странах.
Глобальный рынок СПГ активно развивается в первую очередь в азиатских странах, где потребляют более 70 % объемов сжиженного газа. Государства региона предпринимают активные шаги по снижению цен на импортируемый ими товар, что, по мнению экспертов, может привести к падению цен после 2020 года с нынешних $ 16–18 за 1 млн британских тепловых единиц ($ / МБТЕ) * до 12 $ / МБТЕ.
В 2020 году объем производственных мощностей СПГ в мире может удвоиться, достигнув 580 млн т в год. Наибольший прирост запланирован на 2015 год (+53 млн т в год). Ожидается, что к 2030 году спрос на СПГ вырастет более чем вдвое и достигнет 500 млн т в год.
Спрос в Европе к 2030 году возрастет с нынешних 47 млн т в год до 130 млн т в год. В Японии и Южной Кореи к этому времени потребление СПГ увеличится на 40 %. Потребности в СПГ вырастут в 8 раз к 2030 году в Китае, Индии, Пакистане, Вьетнаме, Индонезии, Малайзии, Таиланде.
С прицелом на спотовый рынок
Экспортом СПГ занимаются 18 стран, в том числе и Россия. По данным ГП «ЦДУ ТЭК», поставки из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по итогам 2013 года составили 10,8 млн тонн.
В нашей стране ведутся работы по реализации пяти новых СПГ-проектов. Масштабное предприятие по сжижению газа будет построено на Южно-Тамбейском месторождении.
Согласно мнению отраслевых экспертов, российский СПГ в перспективе будет более активно продаваться на спотовом рынке. «Газпром» и «НОВАТЭК» через свои трейдинговые дочерние компании Gazprom marketing and trading и NOVATEK Gas & Power ведут работу в этом направлении.
Не конкуренция, а дополнение
В 2017 году, по прогнозам аналитиков, Россия сможет поставлять на европейский рынок 2,8 млн т СПГ в год, что составит 3,5 % от потребностей региона в этом виде газа, или 3 % от общего объема российского экспорта в Европу. Поставка таких объемов не будет конкурировать с трубопроводным газом «Газпрома» и не вытеснит его с европейского рынка. Более того, сжиженный газ сможет составить конкуренцию американскому газу по цене.
СПГ обладает рядом преимуществ: отсутствие зависимости от стран-транзитеров, снятие неопределенности ряда вопросов Третьего энергопакета для трубопроводных поставок и новые рынки сбыта.
Анализ динамики затрат на транспортировку СПГ и трубопроводного газа в Европе позволяет сделать вывод о том, что поставки СПГ начинают конкурировать с трубопроводными только на расстояниях свыше 2,5 тыс. километров. Это позволяет не только расширить географию поставок СПГ, (рынок газа становится глобальным) но и делает СПГ конкурентоспособной альтернативой трубопроводному газу.
«Сахалин-2»
Производство СПГ в России ведется с 2009 года только в рамках «Сахалина-2», оператором которого является Sakhalin Energy. Это совместный проект российской компании «Газпром» (50 % плюс одна акция), британско-голландской Shell (27,5 % акций), а также японских Mitsui (12,5 %) и Mitsubishi (10 %), в рамках которого на двух месторождениях шельфа острова Сахалин добываются нефть и газ. Суммарные извлекаемые запасы углеводородов составляют 600 млрд куб. м газа и 170 млн т нефти и конденсата.
В феврале 2014 года в рамках реализации проекта «Сахалин-2» «Газпром» и Shell подписали «дорожную карту». Документ предусматривает разработку документации по предварительному проектированию третьей технологической линии по производству СПГ, которая будет способствовать укреплению позиций проекта «Сахалин-2» как поставщика энергоносителей в АТР.
«Владивосток СПГ»
«Газпром» намеревается закончить строительство первой очереди завода по сжижению газа во Владивостоке в четвертом квартале 2018 года, поставки газа планируется начать в 2019 году. Окончание строительства второй очереди на 5 млн т СПГ в год ожидается в конце 2020 года, начало поставок газа — в 2021 году. Третья очередь завода еще на 5 млн т СПГ будет рассматриваться в зависимости от рынка, но не раньше 2025 года. Потенциальными покупателями СПГ с этого завода являются Китай, Япония, Индия, Вьетнам, Таиланд, Тайвань.
Ресурсной базой завода являются Киринское и Южно-Киринское месторождения. К концу 2014 года «Газпром» планирует получить заключение экологической экспертизы. Согласно недавно подписанному меморандуму между «Газпромом» и Газпромбанком, стороны намерены проводить переговоры с международными финансовыми институтами по привлечению акционерного и внешнего финансирования.
В марте 2014 года Gazprom marketing&trading Singapore заключил рамочный договор с Petrovietnam Gas о поставке СПГ с завода во Владивостоке на строящийся регазификационный терминал во Вьетнаме мощностью 1 млн т в год.
«Балтийский СПГ»
Проект строительства завода по сжижению природного газа в Ленинградской области нацелен на европейские рынки — Испанию, Португалию, Великобританию, а также на страны Латинской Америки и Индию, демонстрирующие заинтересованность в увеличении и диверсификации поставок СПГ. Помимо этого планируется использование продукции завода для газоснабжения Калининградской области, а также для обслуживания рынка бункеровки и осуществления малотоннажных поставок на Балтике.
«Газпром» перенес срок ввода первой линии завода Baltic LNG c 2018 года на 2019 год. Ввод второй линии прежде был заявлен на 2020 год, третьей на 2025 год. Планируется, что первые две линии будут питаться газом только с Сахалина, третья — с Сахалина, а также из Якутского и Иркутского центров газодобычи.
Каждая линия будет на входе потреблять 7,8 млрд куб. м газа в год и тратить 610 млн куб. м газа в год на собственные нужды. На выходе — 5,15 млн т СПГ и 77 тыс. т стабильного газового бензина.
«Дальневосточный СПГ»
«Роснефть» занимается реализацией проекта по производству СПГ на шельфе острова Сахалин. Ресурсной базой для первой очереди завода «Дальневосточный СПГ» станут запасы ВИНК в этом регионе, а также запасы консорциума «Сахалин-1».
«Роснефть» рассчитывает на привлечение японских инвестиций и технологий в проект «Дальневосточный СПГ», целевым рынком которого является Япония. Ввод первой технологической линии завода мощностью 5 млн т в год намечен на 2018 год. В перспективе мощность может быть увеличена до 10 млн т в год.
«Роснефть» и ExxonMobil в 2013 году подписали меморандум об изучении целесообразности строительства завода СПГ на Сахалине. Газ первой очереди уже законтрактован. Самый большой объем продан швейцарско-нидерландской компании Vitol — 2,75 млн т, японская Marubeni покупает 1,25 млн т, другая японская компания Sodeco — 1 млн т СПГ. Инвестиции в проект могут составить $ 6,5–$ 8 миллиардов.
В сентябре прошлого года «Роснефть» и ExxonMobil подвели итоги конкурсных процедур по выбору подрядчиков на выполнение проектных работ для строительства завода. Победителями стали американские энергетическая CB&I и инжиниринговая Foster Wheeler Energy. До конца 2014 года стороны планируют выполнить проектные работы в полном объеме.
Индийские компании потенциально могут стать покупателями продукции «Дальневосточного СПГ». Oil and Natural Gas Corporation, которая с 2001 года является партнером «Роснефти» в проекте «Сахалин-1», рассматривает возможность партнерства в рамках реализации проекта «Дальневосточный СПГ» и в области долгосрочных поставок нефти в Индию.
«Ямал СПГ»
«Ямал СПГ» является масштабным проектом, который предполагает освоение Южно-Тамбейского месторождения с извлекаемыми запасами в 1,3 трлн куб. м газа, а также строительство завода производственной мощностью 16,5 млн т СПГ и 1 млн т газоконденсата в год. Планируется построить три очереди по 5,5 млн т сжиженного газа в год с вводом первой в 2017 году. Акционерами «Ямал СПГ» являются: «НОВАТЭК» — 60 % акций, французская Total — 20 % и китайская China National Petroleum Corporation (CNPC) — 20 %.
В марте 2014 года вступило в силу соглашение между Россией и Китаем о сотрудничестве в сфере реализации этого проекта. Документ предусматривает заключение на коммерческих принципах долгосрочного контракта на покупку CNPC не менее 3 млн т СПГ в год, а также предоставление кредитов финансовыми институтами КНР. Срок действия соглашения — до конца 2045 года. «Ямал СПГ» законтрактовал 78 % будущей продукции СПГ-завода на 16,5 млн т в год. Выбирается порт для перегрузки сжиженного природного газа из танкеров арктического класса в обычные СПГ-танкеры для доставки на конечные рынки.
Для этих целей существует два претендента. Первый— строящийся во Франции терминал Dunkirk мощностью 9,4 млн т СПГ, который планируется запустить в конце 2015 года. Он будет подсоединен к газотранспортным системам Франции и Бельгии. Второй СПГ-терминал — в бельгийском порту Зебрюгге, который считается самым ликвидным СПГ-терминалом в Европе. Его мощности сегодня полностью загружены.
Для транспортировки продукции с завода «Ямал СПГ» потребуется 16 танкеров усиленного ледового класса. Строительством этого флота займется корейская судоверфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Подписанное компаниями соглашение предусматривает передачу права на финансирование и покупку танкеров третьей стороне — компаниям-перевозчикам, выбранным «Ямалом СПГ». «Совкомфлот» уже получил контракт на два танкера.
Судоверфь DSME в марте 2014 года заключила контракт с «Совкомфлотом» на строительство первого танкера для проекта «Ямал СПГ». Стоимость составляет $ 367,4 миллиона.
«Печора СПГ»
«Печора СПГ» — проект частной группы компаний «Аллтек». Для его реализации в 2011 году была создана компания «Печора СПГ». Проект предполагает разработку месторождений Ненецкого автономного округа: Кумжинского и Коровинского, а также создание газотранспортной инфраструктуры: строительство завода по сжижению природного газа, установки комплексной подготовки газа и отгрузочного морского терминала.
Завод по сжижению природного газа будет располагаться в районе поселка Индига в незамерзающей части побережья Баренцева моря. Он обеспечит переработку 4 млрд куб. м сухого газа в год и производство на первой фазе 2,6 млн т СПГ. В проект заложены возможности расширения завода по переработке газа до 8 млрд кубометров. Отгрузка СПГ будет осуществляться через морской терминал, построенный в непосредственной близости от завода.
Для обслуживания планируется построить четыре танкера-газовоза арктического класса с категорией ледового усиления и грузоподъемностью 180 тыс. куб. м каждый. Договор заключен с компанией «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».
Компания «Печора СПГ» прорабатывает возможность использования технологий плавучих заводов (FLNG — Floating liquefied natural gas), обеспечивающих добычу, переработку, сжижение, хранение и отгрузку с морской акватории.
Shell в России: мини-заводы
Англо-голландский концерн Shell рассматривает возможность строительства в России мини-заводов по производству СПГ. Компания использует такие предприятия в основном в Северной Америке, где продукция используется в горной промышленности, а также для заправок морских и грузовых судов.
«Совкомфлот» предлагает Shell рассмотреть возможность строительства плавучих СПГ-заводов для работы на шельфе России. В перспективе плавучие суда можно будет использовать на простаивающих морских месторождениях газа.
Жизнеутверждающие перспективы
Согласно оценке экспертов Международной группы импортеров СПГ и Российского энергетического агентства, Россия скоро освоит большие объемы поставок СПГ в восточноазиатские государства. Добиться этого удастся за счет развития производства на Дальнем Востоке, прежде всего на Сахалине, и роста спроса в ряде дальневосточных стран.
Ввод в строй основных мощностей по производству СПГ намечен в России на 2018 год, когда планируется запуск проектов «Печора СПГ» мощностью 2,6 млн т и «Владивосток СПГ» мощностью 5 млн тонн. В этой связи наиболее выигрышным выглядит проект «Ямал СПГ» стартовой мощностью 5,5 млн т в год, пуск которого намечен на 2017 год.
При благоприятном стечении обстоятельств, подразумевающем введение большинства рассматриваемых на сегодня российских заводов СПГ, доля России на мировом рынке сжиженного газа в 2020 году, по мнению отраслевых экспертов, может составить максимальные 6 %. Если же к тому времени завод «Сахалин-2» останется единственным действующим в РФ, то она снизится до 2 %.
Шанс занять пятую часть мирового рынка СПГ
Согласно прогнозам Минэнерго, Россия в 2015 году будет занимать 3,9 % мирового рынка СПГ. К 2020 году ее доля, может вырасти до 14,3 % (55,1 млн т), а в 2025 году — до 19,3 % (87 млн т). Рост произойдет в основном за счет независимых производителей газа — «НОВАТЭКа» и СП «Роснефти» и ExxonMobil на Сахалине. В 2020 году они дадут 26,5 млн т, в 2025 году — уже 43 млн тонн.
«Газпром», который сейчас является единственным производителем СПГ в России, к 2020 году прибавит 15 млн т: третья очередь Sakhalin Energy даст 5 млн т, «Балтийский СПГ» и «Владивосток СПГ» — еще по 5 млн тонн.
Прогноз Минэнерго на 2025 год — 87 млн т — больше, чем сейчас экспортирует мировой лидер Катар (77,4 млн т в 2012 году). Но к тому времени, по оценке Министерства, мировое производство вырастет до 449 млн тонн. В ближайшие пять лет свои проекты подготовят к запуску сразу несколько гигантов нефтегазовой индустрии: Cheniere в США, Shell, Total, Tokyo Gas, ConocoPhillips, Chevron, ExxonMobil в Австралии, Petronas в Малайзии, Sonatrach в Алжире, Exmar в Колумбии, Mitsubishi, Kogas, Pertamina, Medco в Индонезии.
Для достижения поставленной специалистами Минэнерго цели России необходимо без задержек запускать проекты по производству СПГ и суметь реализовать газ на конкурентных условиях, считают отраслевые эксперты.