Освоение месторождений сланцевой нефти является важной составляющей в процессе смещения акцентов в сфере мировой добычи углеводородов. В результате развития этого направления на глобальном рынке энергоресурсов намечается тенденция к изменению расстановки сил, говорят эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). Ставка на новые ресурсы будет определяющим фактором для увеличения доли нефтяных компаний на меняющемся рынке. В ходе этого процесса неизбежно появятся как победители, так и проигравшие, предупреждает МЭА.
Кто лидирует по запасам сланцевой нефти?
Согласно данным управления энергетической информации Министерства энергетики США (EIA), технически извлекаемые запасы сланцевого газа в мире достигают 207 трлн куб. м, сланцевой нефти — 345 млрд баррелей.
Минэнерго США оценило сланцевые перспективы 42 стран. Россия заняла первое место в списке государств с крупнейшими запасами сланцевой нефти — 75 млрд барр., или 22 % от общемировых запасов. Следом за Россией идут США — 58 млрд барр. и Китай — 32 млрд баррелей.
По расчетам американских аналитиков, Китай удерживает пальму первенства среди стран с крупнейшими запасами сланцевого газа — 31,5 трлн куб. м, или 15 % от общемировых. Вслед за Поднебесной идут Аргентина, Алжир, США.
Россия, чьи ресурсы оцениваются в объеме 8 трлн куб. м, занимает 9-e место в мире. При этом запасы традиционного газа в РФ составляют 33 трлн кубометров.
По оценке EIA, при существующем уровне потребления (порядка 90 млн барр. в сутки) мировых запасов сланцевой нефти может хватить на 10,5 лет, сланцевого газа — на 64 года.
С интересом, но через 20 лет
С 2010 года в нашей стране активно обсуждается тема возможного использования имеющегося в России газосланцевого потенциала. Рассматривалась возможность добычи этого энергоносителя на разных уровнях. В 2012 году заговорили о том, что «сланцевая революция» — мировой процесс, а ее распространение неизбежно.
Изучением имеющихся ресурсов сланцевого газа в России в 2012 году занялся Институт нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука РАН. Ученые считают, что вопрос добычи сланцевой нефти станет актуальным для нашей страны не раньше, чем через два десятилетия.
Россия обладает огромными запасами сланцев, основная часть которых сосредоточена в пластах Баженовской свиты в Западной Сибири. Извлекаемые ресурсы оцениваются в 22 млрд барр. нефти, что составляет почти половину ресурсов сланцевой нефти в США.
От Северного Ледовитого океана до Каспия, вдоль западного склона Урала, также расположены два горизонта черных сланцев, частично выходящие на поверхность. Один из них — возрастом 200–250 млн лет, другой — 300–350 млн лет. Кроме того, в Якутии от Алдана до побережья Северного Ледовитого океана также протянулся пласт сланцев, имеющих возраст 470–500 млн лет. По мнению экспертов, якутские пласты являются более удобными для разведки и добычи.
Месторождения в Иркутской области и в Кузбассе (Барзасские сланцы) были открыты еще в тридцатые годы прошлого столетия. Из добытых углеводородов в годы войны производились нефтепродукты для нужд СССР.
Вопрос без ответа
В России имеется большое количество открытых месторождений сланцевых углеводородов, однако их разведка в необходимой степени не проводилась. Низкий уровень изученности нефтегазоносных комплексов связан с отсутствием надежной оценки, которая требует специальных исследований, значительного объема бурения глубоких скважин.
Несмотря на то что Россия является мировым лидером по запасам сланцевой нефти, представители отечественных нефтегазовых компаний пока не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, нужно ли использовать эти месторождения в нашей стране, где и так уже имеется достаточное количество запасов традиционных углеводородов.
Возможность проведения геологоразведочных работ на российских сланцевых участках сегодня обсуждают представители Роснедр и ряда нефтегазовых компаний.
Беспокойство экологов
Эксперты Министерства энергетики РФ обращают внимание на то, что некоторые страны отказываются от добычи углеводородного сырья из сланцевых месторождений, полагая, что это может нанести вред экологии. Ряд европейских государств не испытывают оптимизма относительно развития сланцевого направления из-за густонаселенности стран и экологических опасений.
Чешское Министерство окружающей среды не разрешает дальнейшую разведку сланцевого газа в свое стране. Мораторий на добычу ввела Болгария. Эксперты отмечают, что производственные технологии приводят к загрязнению грунтовых вод. В свою очередь, это означает, что вслед ними будет загрязнена вода, поступающая в городские коллекторы.
Агентство по защите окружающей среды EPA проводит исследование по оценке негативных последствий разработки сланцевых месторождений. Ожидается, что результаты появятся в 2014 году.
Обойдемся без сланцев!
На разработку сланцевых месторождений, по мнению руководства Минэнерго России, пока не следует ставить акцент. Затраты подобных проектов довольно высоки и делают экспорт добываемого сырья невыгодным. В ведомстве считают, что в процессе добычи углеводородов не нужно отдавать приоритет сланцевому газу, несмотря на то, что по его запасам Россия занимает одну из ведущих позиций в мире. Это при себестоимости добычи газа в РФ втрое ниже, чем в США.
Реализация сланцевых проектов в России не получает большого развития потому, что наша страна является мировым лидером по экспорту традиционного газа. Согласно данным Минэнерго, до 2020 года планируется вложить $ 1 трлн в развитие российского ТЭК. При этом специалисты ведомства подчеркивают, что целесообразно осваивать резервы уже имеющихся запасов природного газа вместо того, чтобы развивать менее экологичные и дорогостоящие технологии, в том числе и добычу слан- цевых углеводородов.
В настоящее время в России идет работа по расширению производства сжиженного природного газа (СПГ): строительство новых мощностей на Сахалине, Ямале и в Приморском крае. В ближайшие годы страна собирается увеличить долю отечественного СПГ в мире с текущих 4 % до 10 %.
Запасы традиционного газа в РФ более чем в четыре раза превышают запасы сланцевого, поэтому, отмечают эксперты, в долгосрочной перспективе добычей нетрадиционного газа заниматься не нужно. При этом отмечается, что важно следить за мировым производством для того, чтобы не отстать в плане развития технологий, которые могут стать актуальными через пятьдесят лет. Поскольку российский экспорт зависит от спроса в Европе, нужно постоянно изучать ситуацию на рынке. Она, например, может измениться из-за поставок сланцевого газа США.
Отзвуки «революции»
Интерес к сланцевому газу во всем мире растет быстрыми темпами. Истощение запасов природного газа на традиционных нефтегазовых месторождениях и высокий уровень потребления этого топлива на внутреннем рынке стали стимулом для развития проектов по производству сланцевых углеводородов в США.
Последствия «сланцевой революции» в североамериканской стране, по мнению отраслевых экспертов, могут оказаться ощутимыми для российского экспортного рынка. В результате 20-кратного увеличения добычи по сравнению с 2000 годом США сегодня не только достигли независимости от импорта газа, но уже в ближайшие годы планируют начать экспорт СПГ в Европу.
Излишки американского сланцевого газа направятся на европейские и азиатские рынки, что окажет давление на систему ценообразования в долгосрочных контрактах и заставит производителей газа пересмотреть текущую ценовую политику в сторону понижения стоимости газа. Это означает, что в перспективе на европейском рынке Россия может столкнуться с появлением нового конкурента.
За последнее десятилетие в Европе существенно выросла мощность принимающих СПГ-терминалов. Если в 2000 году регазификационные СПГ-терминалы могли принимать 200 млн куб. м в день, то сегодня этот показатель превысил 500 млн куб. м в день.
США достигли значительного успеха не только в сфере добычи сланцевого газа, но также и в области производства нетрадиционной нефти. Это направление сегодня развивается настолько быстро, что, согласно прогнозам экспертов нефтяной компании ВР, по темпам добычи углеводородов США могут опередить Россию и Саудовскую Аравию.
Китай не дремлет
Помимо США потенциал добычи сланцевого газа высок в таких странах, как Китай, Австралия, Аргентина, Канада, включая ряд европейских стран — Норвегию, Францию, Румынию, Германию, Швецию, Великобританию и Польшу. Два последних государства активно занимаются разведочным бурением и лицензированием участков. Но коммерческой добычи нет ни в одной европейской стране.
На фоне развития газодобывающей отрасли, использующей технологии сланцевой добычи, активный интерес к извлечению нетрадиционных ресурсов проявляют в Китае. Именно поэтому китайская нефтяная компания PetroChina приобрела у канадской корпорации EnCana половину ее бизнеса по добыче сланцевого газа в провинциях Британская Колумбия и Альберта — за $ 5,4 миллиарда. Госкорпорация China National Offshore Oil Corporation инвестировала $ 2,16 млрд в американскую Cheasepeake Energy, чтобы получить доступ к передовым технологиям и методикам освоения сложных месторождений.
В партнерстве с ExxonMobil
В нашей стране добывать нефть на сланцевых месторождениях российские компании собираются в партнерстве с иностранными инвесторами. «Роснефть» планирует вести эту работу совместно с ExxonMobil. Американская нефтегазовая компания имеет соответствующий опыт и обладает необходимыми технологиями.
В 2009 году ExxonMobil сделала стратегическую ставку на нетрадиционную добычу энергоресурсов и вложила $ 40 миллиардов. За эту сумму была куплена XTO Energy, занимающаяся производством газа из сланцев.
Российская и американская корпорации согласовали условия разработки залежей сланцевой нефти в Западной Сибири. В 2012 году «Роснефть» и ExxonMobil подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого компании будут вести совместную работу по оценке возможностей коммерческой добычи трудноизвлекаемых запасов нефти Баженовской и Ачимовской свит в Западной СиКомпания ExxonMobil согласовала условия разработки залежей сланцевой нефти в Западной Сибири. Американский инвестор обязался вложить в проект $ 300 миллионов. Совместному предприятию (СП) «Тризнефть Пилот САРЛ», где ExxonMobil принадлежит 49 % акций, а «Роснефти» — 51 %, будет передано эксклюзивное право проводить работы на Ачимовских и Баженовских отложениях.
В рамках программы реализации проекта, компании планируют использовать горизонтально направленное бурение, используя гидроразрыв пласта, а также заняться углублением уже имеющихся. Будут выбраны наиболее перспективные участки, где начнется эксплуатационно-разведочное бурение. Срок ввода в эксплуатацию скважин не уточняется.
Помимо изучения и разработки российских участков с залежами трудноизвлекаемой и сланцевой нефти ExxonMobil и «Роснефть» планируют заняться аналогичными проектами на территории Канады и США.
Планы на Самарскую область
Специалисты «Роснефти» признают, что освоение нетрадиционных ресурсов является технологическим вызовом для компании, но есть уверенность, что реализация проектов придаст импульс развитию новых технологий и прикладной науке. В этой связи Statoil и «Роснефть» в 2013 году подписали соглашение о совместной разработке сланцевой нефти в Самарской области. Обе компании планируют выполнить программу исследований сланцевых формирований на 12 лицензионных участках в регионе.
Компании также подписали соглашение об основных принципах реализации проекта совместной опытной разработки доманиковых отложений на 12 лицензионных участках в Самарской области. Долевое участие «Роснефти» в проекте составит 51 %, Statoil — 49 %. Согласно условиям, Statoil предоставит финансирование в размере до $ 60 млн для реализации программы опытных работ, а также современные технологии и квалифицированных специалистов.
Проекты «Газпром нефти»
По мнению руководства «Газпрома», добыча сланцевого газа для России неактуальна. В то же время интерес госмонополии вызывает сланцевые нефть и газ. Ее разработка связана с высокими геологическими рисками и требует принципиально новых технологических решений и значительных финансовых вложений.
Первым проектом добычи сланцевой нефти в Западной Сибири стало освоение Баженовской свиты Верхне-Салымского нефтяного месторождения, расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра (ХМАО). Этот проект ведет Sаlym Petroleum Development (SPD) — совместное предприятие «Газпром нефти» и британо-голландского концерна Shell. В 2013 году «Газпром нефть» и Shell создали еще одно СП «Ханты-Мансийский нефтяной альянс» для разработки новых запасов сланцевой нефти в ХМАО.
Сейчас «Газпром нефть» проводит исследование залежей сланцевой нефти в рамках разработки Красноленинского месторождения в ходе совместных работ с Shell на Верхне Салымском месторождении. В январе текущего года было начато бурение горизонтальной оценочной скважины. В период с 2014 года по 2015 год SPD планирует пробурить пять таких скважин, применяя технологию многоступенчатого гидроразрыва пласта.
Второй проект по изучению возможностей добычи сланцевой нефти «Газпром нефть» реализует на Бажено-Абалакском месторождении, для чего компания проводит бурение разведочных скважин и 10 эксплуатационных скважин. На участке, где весной 2013 года успешно завершились испытания первой эксплуатационно-оценочной скважины (тогда компания получила фонтанирующий приток нефти дебитом 80 куб. м в сутки), в течение текущего года планируется пробурить еще четыре. Новая фаза проекта по изучению залежей предусматривает бурение четырех наклонно-направленных скважин глубиной 2,7–2,8 тыс. метров. Буровые работы начались в конце 2013 года, завершить их планируется летом 2014 года.
Надежды на нетрадиционные запасы
Реализация этого проекта позволила продолжить работу по созданию концептуальной модели месторождения и залежей Бажено-Абалакского комплекса, а также спланировать дальнейшее освоение участка и наметить точки бурения. Итоги испытания четырех новых скважин помогут провести расширенный комплекс исследований для определения перспективности разработки запасов нефти, уточнить геологическую модель пласта и его продуктивность. Осенью 2014 года компания планирует оценить возможность бурения эксплуатационных скважин для промышленного освоения Бажено-Абалакского комплекса Пальяновской площади.
Опытно-промышленные работы на Баженовской свите SPD рассчитывает начать в 2016 2017 годах, в 2018–2019 годах планируется полномасштабная разработка этого проекта. Согласно базовому сценарию, ожидаемый объем добычи нефти может составить 1,8 млн т в год.
Стратегия «Газпром нефти» до 2025 года предполагает поддержание добычи на уровне 100 млн т н. э. и сохранение уровня обеспеченности запасами в течение 20 лет. Это, по мнению экспертов компании, потребует активного вовлечения в разработку трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов.
Также «Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ» уже несколько лет изучают возможность добычи нефти из Баженовских залежей.
Технологии от Schlumberger
Для повышения эффективности разработки трудноизвлекаемых запасов сланцевой нефти, в первую очередь залежей Баженовской свиты, «Газпром нефть» и Schlumberger в феврале 2014 года подписали дополнение к действующему между ними с 2011 года рамочному соглашению о технологическом сотрудничестве.
Взаимодействие компаний затронет планы «Газпром нефти» по освоению Бажено Абалакского комплекса Пальяновской площади Красноленинского месторождения, а в дальнейшем и других проектов на территории ХМАО.
Schlumberger предоставит российскому партнеру технологические решения в области разработки нетрадиционных ресурсов, подкрепленные опытом международных экспертов этой компании.
Инвестиции на перспективу
Аналитики полагают, что из-за отсутствия технологий добычи углеводородов на сланцевых месторождениях российские компании пока не готовы без иностранных партнеров заниматься добычей трудноизвлекаемой нефти, используя только свой потенциал. За счет подобных проектов в ближайшем будущем вряд ли можно будет поддерживать достигнутый уровень производства углеводородов. Скорее всего, это можно считать инвестициями на перспективу.