
Согласно исследованиям ряда аналитических агентств, потребность мирового торгового флота в продуктах переработки нефти к 2020 году достигнет уровня 382–405 млн т в год. До 2050 года величина прогнозируется в пределах 402–543 млн т в год. Эти данные получены на основе предварительного прогноза роста мирового флота до 125–170 тыс. судов. При этом суммарная мощность двигателей судов оценивается в диапазоне 468,9–502,2 МВт к 2020 году и 657,4–890,3 МВт — на отдаленную перспективу до 2050 года. Удельный вес услуг судоходства в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) постоянно растет и, согласно оценкам экспертов, составляет 20 %.
По доходности бункеровочный бизнес специалисты ставят в один ряд с автозаправочным. Рентабельность бункеровочных услуг доходит до 16 %. Показатель в основном зависит от цен на мазут и возможности купить топливо (их стоимость, в свою очередь, определяются динамикой мировых цен на нефть).
Бункеровочный рынок развивается в мире благодаря взаимодействию перерабатывающей отрасли с портовыми терминалами, которые осуществляют финальную предпродажную доработку бункерного топлива.
Огромная доля ВИНК
В России обеспечение судов топливом долгое время оставалось прерогативой средних и мелких структур, работавших в одном порту. Зачастую бункеровка являлась монопольной деятельностью аффилированных с портом компаний. Ситуация стала меняться 10 лет назад, когда рынком заинтересовались крупные отечественные нефтяные компании и создали специализированные дочерние предприятия. Это было сделано для увеличения доходов от производства и сбыта нефтепродуктов, а также для гарантированного обеспечения потребителей качественным топливом.
Объем российского рынка судового топлива оценивается в 10 млн т в год. По экспертным оценкам, 70 % российского рынка бункеровки судов приходится на долю вертикально интегрированных нефтяных компаний («Газпром нефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ»), а также «Транснефти». Нефтяники быстро заняли лидирующее положение в бункеровке.
«ЛУКОЙЛ» присутствует на бункеровочном рынке давно. «Роснефть» и «Газпром нефть» в конце 2007 года потеснили за очень короткое время старейшие бункеровочные компании северо-западных портов России.
В структуре каждой нефтяной компании действуют специализированные дочерние компании, занимающиеся бункеровкой. Все они нацелены на увеличение объема продаж и рыночной доли. Основными операторами этого рынка являются: «Газпромнефть Марин Бункер», «РН-Бункер», Rosneft Marine UK Ltd., «ЛУКОЙЛ Бункер». Ряд российских бункеровочных предприятий работает также и за рубежом.
Крупные игроки
Деятельность компании «Роснефть» обеспечивается дочерними обществами «РН-Бункер» и Rosneft Marine UK Ltd и охватывает все основные районы бункеровки в России. Развитие бункеровочного бизнеса — одна из ключевых задач компании, которая наращивает свое присутствие на рынках конечных потребителей, диверсифицируя бизнес и увеличивая реализацию продукции. В 2013 году «Роснефть» реализовала бункерного топлива в российских портах по сравнению с 2012 годом больше на 18 % — до 3,3 млн т, что, по экспертной оценке, составляет около 25 % от всего российского рынка.
Производственная и логистическая инфраструктура «РН-Бункер» реализует нефтепродукты десяти нефтеперерабатывающих заводов компании (Рязанского, Комсомольского, Ачинского, Ангарского, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского, Саратовского, Туапсинского и Ярославнефтеоргсинтеза). Перевалка нефтепродуктов осуществляется на четырех портовых нефтебазах: на Сахалине, в Находке, в Архангельске и Туапсе. Кроме того, под перевалку используется плавучее нефтехранилище «Белокаменка».
«ЛУКОЙЛ-Бункер» имеет свой собственный бункеровочный флот, а также арендует на долгосрочной основе современные танкеры. Это позволяет тесно работать с экипажами, на регулярной основе обучать персонал, следить за техническим оснащением и контролировать качество и своевременность поставок топлива.
Флот компании состоит из 15 танкеров общей грузоподъемностью более 37 тыс. тонн. В настоящее время компания ведет деятельность в портах пяти регионов РФ. Основные места бункеровки флота — порты Балтийского, Баренцева, Черного морей, внутренние водные пути России.
Лидер розничного бункеровочного рынка
В 2007 году «Газпром нефть» создала дочернее предприятие «Газпромнефть Марин Бункер» для организации круглогодичных поставок судовых топлив и масел для морского и речного транспорта. Компания планирует до 2020 года инвестировать $ 220 млн в создание сети терминалов в портах России, соответствующей инфраструктуры и собственного бункерного флота для того, чтобы к этому времени занять 30 % рынка России.
Производство судового топлива, соответствующего международным стандартам, планируется увеличить до 4,2 млн т, а к 2020 году объем реализации бункерного топлива поднять до 7 млн т в год, из которых для сбыта за рубеж намечено 4,5 млн т в год. Развивать эти проекты предполагается в разных регионах: в Ленинградской области, в Калининграде, в Южном федеральном округе, на Дальнем Востоке.
На сегодняшний день в состав компании входят девять региональных представительств (Калининград, Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск Туапсе, Владивосток, Ярославль, Азов). Помимо этого компания имеет еще шесть дочерних обществ: Gazpromneft Marine Bunker Balkan. A. — бункеровка судов в черноморском порту Констанца; AS Baltic Marine Bunker — в балтийском порту Таллинн, «Газпромнефть Шиппинг» — управление собственным флотом компании, состоящим из восьми судов; «Газпромнефть Терминал СПб» — эксплуатация бункерного терминала в Санкт-Петербурге; «Новороснефтесервис» припортовый терминал, обеспечивающий перевалку и хранение судового топлива компании на Черном море; «Новороссийский Нефтеперевалочный Комплекс » — морской терминал, основная задача которого перевалка топлива в район Черного моря.
На пути к намеченной цели
«Газпромнефть Марин Бункер» довольно успешно реализует намеченные планы и сегодня стала лидером розничного бункеровочного рынка РФ. По итогам 2013 года суммарный объем реализации судовых топлив компании составил 3,2 млн тонн. Это на 10 % больше соответствующего показателя 2012 года и составляет 18,6 % общероссийской реализации.
Компания заняла прочные позиции на большинстве локальных рынков России и, согласно оценкам специалистов, имеет самую обширную географию деятельности на территории РФ среди всех российских бункерных предприятий.
Активность «Газпром нефти» в части бункеровочного бизнеса наблюдается и на международном рынке. В 2013 году «Газпромнефть Марин Бункер» через дочернее предприятие Gazpromneft Marine Bunker Balkan S. A. начала реализацию судового топлива в румынском порту «Констанца». Здесь с 2010 года уже присутствует «ЛУКОЙЛ Болгария Бункер». В августе текущего года дочернее предприятие «Газпром нефти» вышло на прибалтийский рынок, организовав продажи в порту «Таллин» через эстонское подразделение AS Baltic Marine Bunker.
Танкерный флот
В 2013 году компания «Газпромнефть Марин Бункер» первой среди операторов региона получила разрешение на работу в морском порту Сочи, что позволило ей позднее аккредитоваться на обслуживании круизных лайнеров, предназначенных для размещения гостей прошедших Олимпийских игр. Поставку осуществляли собственные суда-бункеровщики «Газпромнефть Вест», «Газпром-нефть Зюйд-Вест» и «Газпромнефть Норд-Ист».
В 2012 году компания купила два новых танкера-бункеровщика: для работы в «Большом порту Санкт-Петербурга» («Газпромнефть Норд-Вест») и для работы в морских портах Приморского края («Газпром-нефть Зюйд-Ист»). Сегодня танкерный флот «Газпромнефть Марин Бункера» состоит из восьми бункеровщиков, отвечающих требованиям международных конвенций. Планируется, что к 2025 году флот будет состоять из 20 судов, пять из которых будут приобретены после 2020 года.
Успехи в Черноморском регионе
Больших успехов компания добилась в Черноморском регионе — одном из наиболее быстрорастущих по грузообороту в России. Сегодня на него приходится 25 % в структуре общего грузооборота российских портов. Объем рынка судового топлива в 2013 году здесь оценивался в 2,5 млн тонн.
В 2013 году «Газпром нефть» закрепила свои позиции на Черном море, выкупив у компании DeloPorts 100 % ную долю акций «Новороснефтесервиса» и «Новороссийского нефтеперевалочного комплекса». Портовое и внепортовое предприятия, имеющие развитую инфраструктуру, были объединены в единый комплекс, в результате чего удалось создать целостную логистическую цепь хранения и перевалки судового топлива, которое компания реализует во всех Черноморских портах.
В управлении «Газпромнефть Марин Бункера» также находится бункеровочный терминал в «Большом порту Санкт-Петербурга». Одной из основных целей, определенных стратегией бункеровочного бизнеса «Газпром нефти» до 2025 года, является создание собственной сети из семи терминалов.
Из прошлого в будущее
В соответствии с планами 2008 года, компания намеревалась инвестировать $ 143 млн в строительство двух новых терминалов в Ленинградской области — «Большого порта Санкт-Петербурга» и порта «Усть-Луга». Кроме того, была запланирована реконструкция нефтяного терминала в Калининграде и приобретение шести бункеровочных судов. Около $ 40 млн компания планировала направить на строительство терминала в порту «Находка» и для приобретения четырех танкеров.
По оценкам специалистов «Газпром нефти», емкость дальневосточного рынка бункеровки к 2020 году должна превысить 3 млн т в год. Для работы в портах «Новороссийск», «Туапсе», «Тамань», «Кавказ» и гаванях Азовского моря предполагалось построить три танкера на общую сумму $ 16 миллионов.
К 2025 году, в рамках долгосрочной стратегии «Газпром нефти», предусмотрено увеличение объемов реализации бункерного топлива до 8,2 млн твг. Если эти планы увенчаются успехом, то, по оценкам экспертов, «Газпромнефть Марин Бункер» может войти в первую двадцатку крупнейших международных бункеровочных компаний.
Руководство предприятия в перспективе планирует создать собственную обширную сеть в российских портах, а также расширить свое присутствие на международном бункеровочном рынке.
Независимые игроки
На долю независимых операторов приходится 30 % российского рынка бункеровки. Например, «Балтийскаятопливная компания» работает преимущественно в Санкт-Петербурге и в Северо-западном регионе. Бункеровочный флот этой компании насчитывает 25 судов. В число независимых входит Группа «Трансбункер», которая обслуживает клиентов в дальневосточных портах и владеет крупнейшим нефтеналивным терминалом в Ванино. Кроме того, бункеровкой занимаются и некоторые промышленные компании, обслуживающие, прежде всего, собственный флот. В частности, «Норильский никель», имеющий арктический транспортный флот из пяти судов усиленного ледового класса (обеспечивает круглогодичное регулярное сообщение между северными российскими и зарубежными портами), строит судно-бункеровщик для жидкого топлива грузоподъемностью 1,1 тыс. т и ценой в 300 млн рублей.
Динамично растущее направление
Большинство ведущих участников российского рынка бункеровки работают как в морских, так и в речных портах. Речная бункеровка является наиболее динамично растущим направлением. Основное отличие морской бункеровки от речной заключается в объемах разовой заправки и разных типов топлива.
У речных судов бункерные баки намного меньше, чем у морских (как правило, их объем не превышает 100 т). Объем разовой бункеровки составляет от 30 до 50 тонн. Речные суда заправляются преимущественно дизельным топливом, а морские — мазутом. Поэтому в морских портах соотношение мазута и дизеля — 80 к 20, а в речных — наоборот.
Нефтяные компании, располагающие собственной переработкой, по большей части полностью покрывают потребности того и другого сегмента. Емкость этого рынка достаточно велика: крупные речные судоходные компании потребляют несколько десятков тысяч тонн топлива в год.
Жесткие требования отрасли
В развитых странах идет борьба за ужесточение экологических норм и требований по выбросам вредных веществ в атмосферу и акваторию, потому что никто не застрахован от всякого рода случайностей. В этой связи в 2015 году на бункеровочном рынке ожидается усиление требований.
Это должно произойти согласно решению Международной морской организации, которая определила, что в зонах особого контроля выбросов окислов серы ECA (Emission Control Area) уровень содержания серы в судовом топливе не должен превышать 0,1 %. С 2020 года ограничения по сере будут распространяться на весь мир, правда, в несколько более либеральном, чем для зоны ECA, варианте — до 0,5 %.
Таким образом, судовладельцам придется переходить на менее тяжелое топливо. Это, прежде всего, отразится на морских судах, которые сейчас заправляются в основном мазутом. Вероятно, что значительная часть перейдет на более экологически чистый дизель или низкосернистый мазут, которого в России производится немного, а массовый спрос потребует очередной модернизации НПЗ. В качестве одной из весомых альтернатив дизелю на данный момент рассматривается природный газ. Он дешевле мазута и дизеля, но для того чтобы начать бункеровку газом, необходимо модернизировать флот и построить соответствующую инфраструктуру сразу во всех портах.
Одним из самых весомых по значимости объединений на рынке бункеровки в мире является Международная ассоциация бункеровочного бизнеса (IBIA). Ассоциация объединяет более 600 судовладельцев, поставщиков бункеровочного топлива, брокеров, баржинговых и других сервисных компаний из 66 стран мира. По мнению экспертов организации, сжиженный природный газ (СПГ) становится альтернативой жидкому топливу с низким содержанием серы. На сегодняшний день использование топлива ограничено внутренними водами государств и смежными водами, являющимися районами торгового судоходства. По этой причине большинство мощностей по хранению СПГ находится в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Вопрос без ответа
Ответ на вопрос о том, какое топливо окажется более востребованным в обозримой перспективе на отечественном рынке бункеровки — мазут, дизель или природный газ — остается открытым. Скорее всего, ужесточение требований Международной морской организации приведет к постепенному замещению мазута дизельным топливом, несмотря на то что второе в среднем на 40 % дороже первого. С технической точки зрения, по мнению экспертов, мазутные двигатели проще перевести на дизель и газойль.
На вопрос о том, какое топливо выберут судовладельцы четкого ответа пока нет. Но, учитывая, что сроки введения новых экологических норм приблизились, запрос на тот или иной вид топлива будет сформулирован очень скоро. Российские нефтяники смогут ответить на него, предоставив потребителям качественный продукт по разумным ценам.
Радикальная мера для нарушителей
Глава Приморского края обратился в Правительство РФ с инициативой запретить бункеровку судов в открытом море из‑за частых разливов нефтепродуктов. Жители поддержали эту инициативу. В июне — октябре текущего года у южных берегов Приморья, в том числе в Хасанском районе, где расположен Морской биосферный заповедник, разливы нефтепродуктов фиксировались дважды. Еще один случай произошел недалеко от Находки.
В конце июня 2014 года у берегов Хасанского района Приморья были обнаружены нефтяные пятна. Силами МЧС и волонтеров побережье удалось очистить от нефти. Всего специалисты убрали 300 куб. м загрязненного грунта с 7 км береговой линии. Ущерб оценивается более чем в 10 млн рублей.
Очередной разлив нефтепродуктов в Хасанском районе произошел 11 октября 2014 года. Виновником оказался моторист судна «Сказочный мост». Моряк ночью самовольно сбросил загрязненные воды с теплохода в море. Компания-судовладелец «Транзит-ДВ» ликвидировала последствия разлива.
Кроме того, в настоящее время полиция Находки проводит проверку по факту загрязнения нефтепродуктами прибрежной полосы местной бухты Попова. О разливе стало известно 19 октября. На место прибыли сотрудники полиции, представители прокуратуры, МЧС, Росприроднадзора.
Проверки начались
Из-за утечек нефтепродуктов во время заправки в портах наносится ущерб животному и растительному миру. При этом природоохранное законодательство четко регламентирует действия портовых служб по обеспечению безаварийной и экологически безопасной заправки судов.
Минприроды России приступило к проведению комплексных проверок соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении бункеровочных работ во всех морских портах России. В настоящее время Минприроды совместно с Росприроднадзором сформировали график проведения мероприятий. В первую очередь, контроль будет осуществляться за зарубежными и российскими бункеровочными компаниями, судами, осуществляющими транспортировку нефтепродуктов, нефтебазами, морскими портами в Приморье, Калининградской области и Санкт-Петербурге. На втором этапе будут проверены объекты транспортной инфраструктуры в акваториях Баренцева и Белого морей, прежде всего, «Мурманский порт». Весной инспекторы отправятся с проверками в порты Камчатки и Сахалина.
ФАС уполномочен заявить
Развитие конкуренции на рынке услуг по бункеровке судов, по мнению представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС), позволит сделать шаг к формированию безбарьерной среды осуществления деятельности бункеровочными компаниями.
Антимонопольный орган не раз сталкивался с нарушениями, возникающими на этом рынке, в том числе в части действий органов власти, направленных на недопущение, устранение, ограничение конкуренции, отмечается в сообщении. Так, 5 февраля 2014 года комиссия ФАС России признала Центральную энергетическую таможню, Северо- Западный и Южный таможенные посты, нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», и выдала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Действия Центральной энергетической таможни ограничили хозяйствующих субъектов в выборе способа и места бункеровки судов.
В этой связи руководство антимонопольного органа призывает к формированию безбарьерного рынка бункеровочных услуг в России всех его участников.