15 сентября 2023 года «Газпром», используя Северный морской путь, впервые поставил в Китай партию СПГ. В сообщении компании говорилось: «Сегодня танкер-газовоз “Великий Новгород” с партией сжиженного природного газа, произведенного “Газпромом” на комплексе в районе КС “Портовая” (ред. — расположен в Выборгском районе Ленинградской области на северо-восточном побережье Финского залива), завершил разгрузку на приемном СПГ-терминале “Таншань” в Китае. Это первая поставка СПГ производства “Газпрома” по Северному морскому пути». О времени, затраченном на транспортировку, в холдинге не сообщили, но добавили, что использование маршрута Севморпути позволяет значительно сократить сроки доставки СПГ в государства АТР.
Ледовое плавание связано с риском
Как свидетельствуют данные отслеживания судов Refinitiv, танкер «Великий Новгород» грузовместимостью 170,2 тыс. куб. м был загружен 14 августа и преодолел расстояние в 8500 морских миль за 33 суток. При этом в Восточно-Сибирском море пришлось на сутки остановить ход по СМП и маневрировать в ожидании ледокола «Сибирь». Дальнейший маршрут газовоз прошел без проблем.
По мнению заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, «Газпром» совершил эту поставку в рамках эксперимента, чтобы протестировать возможности экспорта СПГ по альтернативной логистической схеме. Экономической целесообразности поставок сжиженного природного газа со среднетоннажного СПГ-завода КС «Портовая» по СМП в КНР на данный момент нет. По словам эксперта, сейчас премия на газ в Азии не такая большая, чтобы оправдать транспортировку в тихоокеанский бассейн на основе спота. «С другой стороны, стратегически СМП выгоден России, если создать необходимую логистическую инфраструктуру. Пока ее, очевидно, не хватает. Один крупнотоннажный проект на Балтике реализуется в Усть-Луге — надо посмотреть, как это будет работать», — отметил он.
По сравнению с газовозом «Великий Новгород» нефтеналивным танкерам «Приморский проспект» и NS Arctic пришлось потратить больше времени на доставку 224 тыс. т нефти в китайский порт Жичжао. «Приморский проспект» стартовал 12 июля из Приморска (Ленинградская обл., Выборгский район), а NS Arctic — 14 июля из порта Усть-Луга (Ленинградская область, Кингисеппский район). Первоначально предполагалось, что оба танкера затратят на транспортировку 38 суток. На деле получилось, что время от выхода из российского порта до прихода в китайский порт составило: для NS Arctic — 48 суток; для «Приморского проспекта» — 49 суток.
Почти 6 суток суда дрейфовали в Восточно-Сибирском море у Айонского ледового массива, самого труднопроходимого участка СМП, в ожидании ледокола «Таймыр», который осуществил проводку каравана.
Как рассказал газете «Коммерсант» генеральный директор «Атомфлота» (в структуре «Росатома») Леонид Ирлица, «танкеры, которые пришли и остановились, — это было все запланировано с точки зрения развития ледовой обстановки. Мы их специально привели раньше, чтобы при ослаблении ледовой обстановки они могли пройти. Да, задержали на несколько дней, но судовладельцев предупреждали об этом».
По его словам, ледовое плавание связано с риском и грузоотправители «прекрасно знали, какая ледовая обстановка будет». Тем не менее, по мнению руководителя «Атомфлота», пока рано оценивать результаты эксперимента по отправке по Севморпути грузов с продукцией нефтегазовых компаний.
«Мы их позвали, убедили их пойти и попробовать. “Росатом” провел большую работу с грузоотправителями и с переориентацией грузов на восток через север, потому что наблюдается острая необходимость сокращения продолжительности доставок грузов… В прошлом году не было, например, международных рейсов, потому что компании испугались политической обстановки. В этом году вроде политическая обстановка понятна, ледовая обстановка понятна».
Об изменчивости ледовой обстановки говорит тот факт, что в 2019 году она была совершенно другой, чем в 2023-м, что позволило российскому крупнотоннажному нефтеналивному танкеру «Проспект Королёва» преодолеть СМП, двигаясь на сжиженном природном газе в рамках коммерческого рейса из Мурманска в Китай, без задержек.
В ходе перевозки сырой нефти по Севморпути, как сообщало «РИА Новости», ссылаясь на слова капитана судна Олега Шишкина, было преодолено 2118 морских миль. Продолжительность рейса составила чуть больше 7 суток при средней скорости 12,2 узла. «Проспект Королёва» прошел весь маршрут по СМП без ледокольного сопровождения. На пути танкера лишь дважды встречались крупные айсберги, но, благодаря прогнозированию, маневрирования по пути следования и ледокольной проводки удалось избежать.
Целевые показатели и реалии
По результатам 2022 года общая загрузка СМП составила только 34 млн 34 тыс. т грузов. При этом, по словам заместителя генерального директора «Росатома», руководителя дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукши, целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» был превышен на 2 млн тонн. По информации «ГлавСевморпути» (входит в госкорпорацию «Росатом»), по состоянию на 13 декабря 2022 года основу грузопотока по СМП составили нефтегазовые инвестиционные проекты: нефть и нефтепродукты (7,224 млн т), СПГ и газоконденсат (20,489 млн т).
Как известно, руководством страны поставлена задача обеспечить к 2024 году ежегодную загрузку Севморпути до 80 млн т, и к 2030 году — 150 млн тонн. Также необходимо не забывать о создании инфраструктуры, способствующей достижению целевых показателей, и об увеличении суммарной мощности морских портов. Эти положения в качестве основных целей прописаны в федеральном проекте «Развитие Северного морского пути», который реализуется с 2018 года.
«Ведущие арктические компании — “НОВАТЭК”, “Восток Ойл”, “Газпром нефть”, “Норникель”, “Баимская”, “Северная звезда” — подписались под целевыми объемами грузов. В соответствии с соглашениями только эти компании должны поставить на СМП не менее 30 млн т в текущем году, в 2024-м — не менее 71 млн т, в 2030 году — более 190 млн т», — докладывал в мае президенту России Владимиру Путину министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Однако, по мнению ряда экспертов, перенаправление продукции нефтегазовых компаний из балтийских портов на Северный морской путь вряд ли приведет к значительному увеличению объемов перевозок. Чтобы нарастить транспортировку необходимо в достаточном количестве иметь танкеры ледового класса, которые в России массово не производятся, а также ледоколы. Без оперативного решения этих вопросов дополнительные объемы перевозок нефти по СМП оцениваются аналитиками только в 5–7 млн т в год.
Вкратце
18 сентября 2023 года МИД России сообщил о выходе РФ из Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Эта организация была учреждена как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 года на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия). Инициаторами ее создания выступили Россия и Норвегия. Постоянное членство в СБЕР было закреплено за Данией, Исландией, Норвегией, РФ, Финляндией и Швецией, а также Комиссией Европейских сообществ. Девять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония — имеют статус наблюдателей.
В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодёжной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.
«На протяжении 30 лет СБЕР являлся полезным и эффективным форматом трансграничного взаимодействия, способствовавшим поддержанию мира и стабильности на Севере», — говорилось на сайте ведомства.
Как отметили в российском МИДе, «по вине западных участников совета его деятельность с марта 2022 года фактически парализована. Финляндское председательство не подтвердило готовность передать России руководство в СБЕР в октябре 2023 года в нарушение принципа ротации, сорвав проведение необходимых подготовительных мероприятий. Ответственность за развал архитектуры Баренцева сотрудничества целиком и полностью лежит на наших “партнерах”. Россия продолжит реализовывать свои национальные задачи на Севере».
По мнению программного директора Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофея Бордачева, для России выход из Совета ничего не меняет и является закономерным.
«Наши северные регионы ни в коей мере не пострадают. Вопрос их развития — это прерогатива российского правительства. Если бы они жили за счет западных грантов, это был бы один разговор. Но тут история обратная — мы сами успешно развиваем наш Север», — сказал он.
В связи с дефицитом на СМП ледоколов есть вероятность, что до конца года будет принято решение о продлении на 5–7 лет сроков эксплуатации «Таймыра» и «Вайгача», которые были введены в работу соответственно, в 1989-м и 1990 году.
«Нынешние реалии говорят о том, что заместить эти ледоколы сиюминутно нечем. Заместить дизельными ледоколами? Но мы их еще не построили. Заместить другими атомными ледоколами? Их тоже пока физически нет. Чтобы не было ледокольной паузы, есть задача рассмотреть вопрос дополнительного продления ресурса за горизонт 36 лет эксплуатации. Если наши профильные институты подтвердят такую возможность, то будем продлевать. Необходимость такая существует — и эксплуатационная, и финансовая, и политическая», — считает Леонид Ирлица.
Кроме того, необходимо заняться вопросом, связанным с тарифами на ледокольную проводку. Эти тарифы не пересматривались с 2014 года, а цены за это время выросли в значительной степени.
В июле премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил решить вопрос стабильности цен на ледокольное обеспечение проводки судов в акватории Северного морского пути. В перечне дополнительных поручений по итогам стратегической сессии по развитию СМП, опубликованном на сайте правительства, говорится, что «Росатом» при участии экспертов совета участников судоходства по Севморпути и Минтранса должен предусмотреть «соблюдение баланса интересов владельцев грузов, судовладельцев, операторов ледокольного флота при регулировании судоходства и ледокольного обслуживания в акватории Северного морского пути». Еще одно поручение касается создания национальной системы дистанционного зондирования Земли для мониторинга льдоообразования и ледовой обстановки на основе современной национальной космической спутниковой группировки. Доклад по этому вопросу запланирован на декабрь 2023 года.
«День и ночь грохочет порт…»
Согласно информации главы Минтранса Виталия Савельева, прозвучавшей в конце марта 2023 года на итоговой коллегии министерства транспорта РФ, общее количество морских портов на конец 2022 года, включая порты новых регионов — Мариуполь и Бердянск, составило 63.
В прошлом году грузооборот всех морских портов РФ по основной номенклатуре наливных грузов, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), составил 436,8 млн т (+3,4% к 2021 году), в том числе сырой нефти — 256,0 млн т (+7,5%), нефтепродуктов — 138,8 млн т (–5,3%), сжиженного газа — 35,2 млн т (+8,8%).
Всего грузооборот морских портов России за январь — декабрь 2022 года увеличился на 0,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 841,5 млн тонн.
Как отмечается в статистических материалах Минтранса России, в I квартале 2023 года грузооборот всех российских портов продолжал расти. Он достиг 220,2 млн т, что на 20 млн т больше показателя за аналогичный период прошлого года (смотри таблицу «Грузооборот морских портов»).
В связи с ростом активности на СМП возрастает роль портов Арктического бассейна. С перевалкой нефти и нефтепродуктов в Арктике связано, прежде всего, развитие таких портов как: Варандей (нефть, генеральные грузы), Харасавэй (нефть и газовый конденсат); Витино (нефть, нефтепродукты, конденсат).
В морском порту Диксон предусматривается строительство и реконструкция объектов инфраструктуры за счет внебюджетных источников финансирования: угольный терминал Чайка, нефтяной терминал Таналау (Пайяхское и Северо-Пайяхское месторождения). Морской порт Тикси обрабатывает продовольственные, генеральные, строительные грузы, контейнеры, уголь, круглый лес, продукты деревообрабатывающей промышленности, нефтепродукты, осуществляется доставка грузов в страны АТР.
Порт Провидения — морской порт федерального значения, имеющий геостратегическое преимущество. Это пункт формирования каравана судов, следующих под проводкой ледоколов по СМП; основные грузы — дизтопливо, уголь, продовольствие, стройматериалы.
Морской порт Певек обладает самыми глубоководными причалами и является наиболее механизированным портом. Основные виды грузов — генеральные, контейнерные, уголь, песок, щебень, нефтепродукты легких сортов. Но поскольку этот порт является замерзающим, навигация по нему открыта с июля по октябрь. В настоящее время здесь модернизируют инфраструктуру.
В Архангельске строится глубоководный район морского порта. Проект включает два специализированных терминала — для минеральных удобрений, нефтеналивных грузов и газового конденсата, а также четыре универсальных терминала общей мощностью до 38 млн тонн. К глубоководному району планируется построить подъездные автомобильную и железную дороги. Стоимость строительства оценивается в 149,8 млрд рублей.
Проектируемые и уже строящиеся мощности всех российских портов составляют 260 млн тонн. Для выполнения Комплексного плана и поставленной государством задачи этих портовых мощностей будет более чем достаточно. Однако в том, что реализация некоторых проектов будет осуществлена в полном объеме, сегодня нет уверенности из-за отсрочек, переносов, сомнений инвесторов и мировой экономической ситуации. По мнению некоторых экспертов, добавляет неопределенности агрессивная санкционная политика западных держав по отношению к России и нестабильность финансовых рынков.
Морские бассейны | Арктический | Балтийский | Азово-Черноморский | Каспийский | Дальневосточный | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Годы | 2021 | 2022 | 2021 | 2022 | 2021 | 2022 | 2021 | 2022 | 2021 | 2022 |
Наливные грузы, % | 15,5 | 15,8 | 31,9 | 34 | 33,7 | 32,6 | 1,0 | 0,7 | 17,9 | 16,9 |
По данным Росморречфлота
I квартал 2023 | I квартал 2022 | I квартал 2023 в % к I кварталу 2022 | |
---|---|---|---|
Итого: | 220,2 | 200,2 | 110,0 |
в том числе: | |||
сухогрузы | 105,4 | 90,1 | 117 |
наливные | 114,8 | 110,2 | 104,2 |
из них | |||
нефть | 68,6 | 62,8 | 109,2 |
нефтепродукты | 35,0 | 36,2 | 96,7 |
сжиженный газ | 8,9 | 9,8 | 91,0 |
По бассейнам: | |||
Арктический | 24,6 | 23,9 | 117 |
Балтийский | 114,8 | 110,2 | 104,2 |
Азово-Черноморский | 220,2 | 200,2 | 110,0 |
Каспийский | 1,6 | 1,24 | 128,5 |
Дальневосточный | 105,4 | 90,1 | 117 |
По данным Росморречфлота
Более оптимистично смотрит на ситуацию глава «Росатома» Алексей Лихачев. «Эмбарго, введенное европейскими странами на поставку российской нефти и нефтепродуктов, не только стало вызовом, но и открыло новое окно возможностей для появления дополнительной грузовой базы на СМП. Благодаря Северному морскому пути возникла возможность переброски очень многих транспортных морских активностей с запада на восток», — сказал он на совещании у президента.
А значит, что, несмотря на риски и существующие проблемы, поставки российских углеводородов с Балтики через Северный морской путь продолжатся.