Сегодня в Арктике, по данным «Роснефти», добывается 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа. При этом в российской Арктике сосредоточено 80% всех запасов арктической нефти и газа мира.
Российский континентальный шельф Арктики содержит более 85 трлн куб. м природного газа и 17 млрд т нефти, по данным Роснедр. В ведомстве отметили, что это является стратегическим резервом в развитии минерально-сырьевой базы Российской Федерации. В последние годы на суше совершались открытия только средних и мелких по запасам нефтегазовых месторождений.
В то же время по результатам геологоразведочных работ на шельфе на государственный баланс были поставлены крупные уникальные месторождения. И геологические работы в этом направлении продолжаются. Огромное количество сейсмических исследований выполнено в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях, отметили в Роснедрах.
Прирост запасов нефти в Арктике составил 13,4 млн тонн
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых РФ сообщила уточненные данные по количеству углеводородов в Арктической зоне. По данным ведомства, в 2023 году не было открыто новых месторождений, но при этом увеличились извлекаемые запасы на уже известных. В частности, прирост нефти и газового конденсата составил 13,4 млн т, а газа — 60,6 млрд кубометров.
Комиссия заявила, что в 2023 году количество углеводородов, доступных к добыче, выросло на 550 млн т нефти и конденсата, на 705 млн т газа. Доля Арктики в этом показателе составила 2,4% и 8,6% соответственно.
Особенности добычи в Арктике
В суровых климатических условиях Арктики сложившиеся классические технологии добычи углеводородов не применимы, отмечают отраслевые эксперты. Это связано с рядом особенностей региона.
В Арктике практически отсутствуют транспортные коммуникации. Большую часть года (порядка 9–10 месяцев) здесь длится холодная зима, нередко температура падает до минус 50 градусов. По полгода над горизонтом не восходит солнце, регионы живут в условиях полярной ночи. Толщина ледового покрова в морях Северного Ледовитого океана достигает двух и более метров. Более того, этот лед нестабилен, ему свойственна подвижность.
Отраслевые эксперты отмечают, что самые сложные вопросы при добыче в Арктике связаны с функционированием нефтедобывающих морских платформ, которые должны работать в условиях дрейфующих льдов. Как защититься от них, а также от прямых ударов волн, которые достигают высоты 10 метров? Порывы ветра в акватории северных морей достигают 50 м в секунду. Ледяной покров на Арктическом шельфе держится до 9 месяцев в году.
Все эти факторы сдерживают применение в этом регионе традиционных морских платформ, которые работают в условиях открытой воды.
Ликвидация разливов нефти в условиях вечного льда крайне затруднительный процесс. Использование классической техники при разливах на открытой воде (скимеров, боновых заграждений) становится невозможным, если нефть попадает под ледовый покров. Поэтому добыча должна вестись только при полной изоляции скважины от океана.
Запасы российского арктического шельфа
Шельф российской Арктики располагает запасами углеводородов в объеме 12,7 млрд т. н.э., из них временно недоступны по техническим и экономическим причинам 9,3 млрд т. н.э., то есть 73% от всех фактических запасов сырья в морских районах Баренцева и Карского морей, в том числе — 8,8 трлн куб. м газа, согласно оценкам экспертов компании «Южморгеология» (входит в состав «Росгеологии»).
По расположению транзитных и морских нефтегазопромысловых районов в российской Арктике и Охотском море, считают специалисты, можно определить условную зону доступности для освоения морских месторождений имеющимися сейчас в России технико-технологическими комплексами. Ширина этой зоны, исходя из удаленности от берега, составляет примерно 60 километров.
Месторождения, расположенные мористее, то есть находящиеся дальше от береговой линии моря, чем другие районы этой зоны, образуют группу временно недоступных для освоения по техническим причинам или невостребованных по экономическим обстоятельствам.
Причины связаны с тем, что пока нет надежных технических средств и технологий для освоения таких месторождений в сложных физико-географических условиях Арктики, поясняют эксперты.
Экономические обстоятельства обусловлены комплексным влиянием на рентабельность освоения морских месторождений мировых цен на углеводородное сырье, конкуренцией со стороны разрабатываемых сухопутных месторождений и предложений неуглеводородной энергетики.
Сухопутные территории Арктической зоны
В настоящее время к сухопутным территориям Арктической зоны относятся: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также части Карелии, Коми, Якутии, Красноярского края и Архангельской области.
Несколько лет назад в России был принят пакет экономических стимулов для развития Арктической зоны. Бизнес, работающий на таких территориях, может пользоваться большим набором льгот и преференций.
Также принята Стратегия развития Арктики, предполагающая стимулирование в регионах, относящихся к Арктической зоне, строительства новых производств, геологического изучения недр, освоения новых месторождений полезных ископаемых.
Кроме того, в Арктике действует специальный экономический режим для частных инвестиций, которые вкладываются в создание новых и модернизацию действующих производств. Арктическая Стратегия также предполагает значительное улучшение всех сфер социальной жизни граждан, упрощенную процедуру предоставления земельных участков, сохранение и популяризацию культурного наследия и языков малочисленных народов.
Включение двух нефтяных районов ХМАО в зону Арктики
Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды 31 января поддержал законопроект, предлагающий внести в Арктическую зону России два муниципалитета Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) — Березовский и Белоярский, на территориях которых в прошлом веке начиналось освоение нефтяных запасов Западной Сибири.
Речь идет о законопроекте № 533 485 8 «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (в части расширения территорий, входящих в состав Арктической зоны РФ)».
Глава профильного комитета Дмитрий Кобылкин отметил, что добыча нефти в ХМАО снижается, и с годами эта тенденция продолжится. Между тем в регионе создана обширная инфраструктура, построены моногорода, проживает много людей, для сохранения численности населения нужны рабочие места, в том числе за счет активного развития новых сфер экономики.
В Минвостокразвития пояснили, что есть соответствующие критерии для включения территорий в Арктическую зону. К ним относятся: экстремальные климатические условия, отнесение к районам Крайнего Севера, низкая плотность населения, зависимость от северного завоза, места традиционного обитания коренных малочисленных народов, а также привязка к Северному морскому пути. В ведомстве также отметили, что расширение Арктической зоны осуществляется по оценкам экспертизы РАН.
По географическим и природно-климатическим характеристикам Березовский и Белоярский муниципалитеты, по словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, схожи с территориями Арктики. Включение их в Арктическую зону будет способствовать расширению наукоемких производств, развитию программы геологического изучения, освоению новых месторождений полезных ископаемых, сохранению и популяризации культурного наследия и языков малочисленных народов.
Березовский и Белоярский районы
Березовский район расположен в северо-западной части ХМАО, в основном в пределах Западно-Сибирской равнины. Это родина тюменской нефти, именно здесь начиналось освоение недр Западной Сибири. В сентябре 1953 года на окраине села Березово было открыто первое западносибирское месторождение газа. В этом районе, в частности, расположены добычные лицензионные участки «Газпрома».
Белоярский район граничит с Березовским и является важным для компании «Сургутнефтегаз». Также на территории района осуществляет добычу «ЛУКОЙЛ».
Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов отметил, что включение двух районов ХМАО в зону Арктики будет способствовать освоению компанией трудноизвлекаемых запасов. Он также подчеркнул, что у компании имеется 4 месторождения в Белоярском районе, и принятие этой территории в зону Арктики станет большим подспорьем, потому что там находятся трудноизвлекаемые запасы.
Первый резидент Арктической зоны в ХМАО
Компания «БелоярскНефтеСервис», которая принадлежит «Куноватской нефтегазовой компании», первой получила статус резидента Арктической зоны Российской Федерации на территории ХМАО. «Куноватская нефтегазовая компания» является комплексным подрядчиком по освоению малых месторождений нефтегазовой отрасли. Компании принадлежит лицензия на разработку до 2045 года Окраинного лицензионного участка в ХМАО.
По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики инвестор займется строительством объектов промышленной инфраструктуры в ХМАО. Объем инвестиций в проект превысит 3 млрд руб., при его реализации будет создано 150 рабочих мест.
В «БелоярскНефтеСервисе» рассчитывают, что построенные ими промышленные объекты помогут добывающим компаниям за счет транспортной доступности осваивать новые перспективные участки нераспределенного фонда недр.
По словам губернатора автономного округа Руслана Кухарука, власти ХМАО ведут активную работу по привлечению инвесторов в проекты развития Белоярского и Березовского районов, вошедших в состав Арктической зоны. На первом этапе эти регионы станут площадкой для реализации порядка 10 инвестпроектов, сообщил Кухарук.
Российский газ Арктики
В Российском газовом обществе отмечают, что в Арктике сосредоточено порядка 3/4 всех отечественных запасов газа и почти вся его добыча. Доля нефти скромнее: около 20% всех запасов и чуть менее 15% всей отечественной добычи приходятся на Арктическую зону; здесь же — половина всех запасов конденсата и более 2/3 его добычи.
Добыча российского газа в основном ведется в Арктике: более 80% сырья извлечено из недр северных территорий. Лидером является Ямало-Ненецкий автономный округ. Работают здесь такие крупные компании, как «Газпром» и «НОВАТЭК».
Флагманский проект «Газпрома» на полуострове Ямал — Бованенковское месторождение, проектный уровень добычи которого составляет 115 млрд куб. м в год. По производству оно несколько уступает Заполярному (мощность 130 млрд куб. м газа в год). Всего на Ямале у «Газпрома» 32 месторождения, запасы которых превышают 26 трлн кубометров.
Арктическими газовыми проектами также занимается «НОВАТЭК». На базе Южно-Тамбейского месторождения работает «Ямал СПГ», Утреннее (расположено на полуострове Гыдан) — перспективный проект «Арктик СПГ-2».
Нефть на Ямале добывают не в таких количествах, как газ. Так, «Газпром нефть» разрабатывает месторождение нефти и конденсата Новопортовское. Эта же компания ведет добычу на Приразломном в Печорском море. Приразломное — пока единственный в Арктике проект по подводной добыче нефти.
Более перспективен для нефтедобычи в арктической зоне не Ямал, а Таймыр: «Роснефть» запускает здесь проект «Восток Ойл», который обеспечит извлечение из недр 100 млн т нефти в год.
На текущий момент на российском шельфе недропользователи располагают 130 лицензиями разного типа, из которых наибольшее число приходится на долю «Роснефти» — 45, «Газпрома» — 37. Меньшее у «ЛУКОЙЛа» — 9, у «Ямал-шельфа» — 6 лицензий, по данным портала goarctic.ru.
Высокий потенциал региона
Нефтегазовые компании разрабатывают проекты, которые должны нарастить уровень добычи углеводородов. Их интересы связаны преимущественно с Западной Арктикой. Это обусловлено экономикой проектов: можно достроить необходимые ветки нефте- и газопроводов и использовать действующие магистральные ветки трубопроводов.
В Академии инжиниринга нефтяных и газовых месторождений сообщили, что крупные инфраструктурные проекты предусматривают интеграцию Арктической зоны России с районами с развитой инфраструктурой. Это освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, полуостровов Ямал и Гыдан, месторождений углеводородов, расположенных на континентальном шельфе арктических морей: Варандейское, Медынское, Долгинское, Каменомысское море, Обская губа.
В Восточной Арктике есть потенциал добычи на шельфе, но этот регион слабо изучен, да к тому же моря там более глубокие, что существенно увеличивает затраты на реализацию проектов, отметили в Академии инжиниринга нефтяных и газовых месторождений.