Выступивший на мероприятии глава думского комитета Павел Завальный отметил, что электроэнергетика всегда находится в фокусе внимания депутатов, поскольку все понимают, что именно эта энергетическая отрасль (нефтегазовая отрасль, нефтяная промышленность) сегодня — «наше все, жизнь без нее просто останавливается». Поэтому вопросы надежности электроэнергетики и ее развития в условиях внешнего давления, санкционных ограничений и энергоперехода требуют своевременного совершенствования законодательства. В этой связи Павел Завальный напомнил, что в январе была проведена актуализация перспективных планов развития отрасли (каменный уголь, природный газ), и комитет ждет внесения связанных с этим законопроектов.
Заместитель главы Минэнерго России Павел Сниккарс, которого пригласили на заседание, заявил, что, 2023 год, несмотря на внешние вызовы, энергетическая отрасль прошла успешно. Производство и потребление электроэнергии по итогам прошлого года продемонстрировали положительную динамику: +1,0% к 2022 году (1 180,5 млрд кВт∙ч) по выработке и +1,2% по потреблению (1 167,3 млрд кВт∙ч).
Был обеспечен запуск новой генерации общей мощностью 0,81 ГВт. Из них 340 МВт пришлась на объекты ВИЭ, в том числе малые ГЭС в Ставрополье и Карачаево-Черкесии, объекты ветроэнергетики (Кузьминская ВЭС, Труновская ВЭС, Кольская ВЭС). Активно велось сетевое строительство. Так, в эксплуатацию ввели воздушную линию (ВЛ) 110 кВ «Певек — Билибино» протяженностью 490 км в Чукотском автономном округе.
Замминистра подчеркнул, что механизм конкурентного отбора мощности на модернизацию для генерации важен и министерство энергетики выступает за дальнейшее продление программы ДПМ (договор о предоставлении мощности) после 2031 года для любых станций.
«Для нас важно решение конкретных локальных дефицитов. Это не только Дальний Восток, это Сибирь и Юг России, — сказал Павел Сниккарс. — Сибирь — порядка 1,2 ГВт, Юг — около 1,1 ГВт и Дальний Восток — до 2 ГВт. Это планы до 2029 года». Заместитель министра убежден, что, учитывая сроки строительства станций, «решения нужно принимать уже сейчас, чтобы обеспечить необходимый объём электроэнергии для развития экономики».
Как отметил в докладе представитель Минэнерго, благодаря тому что в России действует единая энергосистема, в стране есть крупные электростанции с большой установленной мощностью, которая иногда в 3–4 раза превышает потребление одного субъекта.
«Когда некоторые регионы утверждают, что они энергодефицитны, это не совсем правильный тезис. За счет централизованной системы энергоснабжения мы покрываем эту нагрузку либо перетоками, либо строительством генерации. Министерство централизованно планирует развитие энергетики, при этом мы используем рыночные механизмы в виде конкурсов на поиск контрагентов, чтобы оптимизировать ценовую нагрузку на потребителей. Поэтому программа ДПМ будет продолжать работать», — пояснил Павел Сниккарс.
Он также уточнил, что механизм ДПМ применят для развития Юга. Выбор компании, которая планирует участвовать в строительстве генерации и в дальнейшем получать гарантированный возврат инвестиций, будет осуществляться через конкурсные процедуры или иные решения.
Больших общесистемных сбоев в работе ЕЭС России в 2023 году не зафиксировано, что говорит о том, что потребности экономики в дополнительных объемах электроэнергии удовлетворяются, а стагнации в отраслях промышленности нет.
Заместитель главы энергетического ведомства рассказал также о том, что в рамках антисанкционных мер поддержки ранее запланированные проекты по строительству объектов новой генерации были перенесены по срокам ввода в 2022 году на 2 года вперед, поэтому ожидается, что объем вводимой мощности, в том числе по ВИЭ-генерации, в 2024 году существенно вырастет.
Государственная Дума по итогам прошлого года приняла три важных закона, касающиеся электроэнергетической отрасли:
- № 489-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», который создает правовые основы для введения в РФ системы сертификации источников происхождения электрической энергии. Это важно для того, чтобы обеспечить сокращение косвенного уровня углеродного следа, а также способствует формированию ESG-отчетности, создает условие для доступа к «зеленому» финансированию.
- № 516-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты РФ». Согласно документу, внедрена целевая модель функционирования агрегаторов режима управления потреблением электрической энергии, с помощью услуг которых можно эффективно реализовывать управляемое снижение энергопотребления в качестве системной услуги. Кроме того, этим законом вводятся нормы, направленные на создание системы регулярного финансового мониторинга деятельности энергосбытовых организаций для укрепления платежной дисциплины на энегорынках.
- № 501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» улучшил условия деятельности для промышленных производителей за счет применения к ним положений о неснижении «дальневосточной надбавки», сохранил для них сниженные тарифы на более длительный срок, а также создал правовые основы для заключения долгосрочных договоров по принципу «бери или плати» в том числе в изолированных энергосистемах.
Нужно заметить, что правительство РФ жестко контролирует своевременное принятие подзаконных актов, необходимых для реализации норм ранее принятых федеральных законов. Это позволяет, по мнению замминистра, заложенные законодателем конструкции оперативно реализовывать на практике.
На ближайшую перспективу перед Минэнерго и электроэнергетическими компаниями стоят неотложные цели. Важнейшие из них — проекты Энергетической стратегии РФ до 2050 года и генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, а также план действий по реализации Стратегии социально-экономического развития России до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов.
Павел Сниккарс обозначил необходимость решения первоочередных отраслевых задач, к которым относятся:
- реализация проекта по объединению на параллельную синхронную работу ОЭС Сибири и ОЭС Востока, а также введение режима конкурентного рыночного ценообразования на территории ДФО;
- совершенствование моделей работы оптового и розничного рынков, расширение конкуренции в вопросах доступа потребителей на энергорынки;
- проработка комплекса вопросов по развитию гидро-энергетики, включая определение источников финансирования строительства новых ГЭС, введение правового регулирования создания водохранилищ;
- внедрение новых механизмов конкурентных отборов мощности, более точно учитывающих технико-экономические показатели работы объектов генерации, в частности их фактическую востребованность;
- решение проблем, связанных с отсутствием регулирования майнинговой деятельности, введение модели регулирования, стимулирующего майнеров оптимально размещать свои объекты потребления на территории тех регионов, где это не порождает риски энергодефицита;
- совершенствование регулирования в сфере технологического присоединения к электросетям, дальнейшее сокращение числа документов, оптимизация сроков и состава административных процедур;
- решение отдельных вопросов регулирования ВИЭ-генерации, включая введение финансовых гарантий для участников розничных отборов ВИЭ и введение обязанности согласовывать места размещения объектов ВИЭ с системным оператором для оптовых участников.
От лица Минэнерго замминистра попросил членов комитета энергетики Госдумы поддержки в принятии трех законопроектов:
- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам расширения ценовых границ оптового рынка, прежде всего, на территории ДФО. Как заметил Сниккарс, уже сейчас объемы сетевого строительства таковы, что технологические ограничения для работы значительной части ДФО в режиме конкурентного ценообразования фактически сняты. Законопроект внесен в правительство РФ для его оперативного рассмотрения; затем его представят в Государственной Думе в течение весенней сессии, с тем чтобы с июля 2024 года ценовая зона на Дальнем Востоке полноценно заработала;
- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» по вопросам регулирования правового статуса систем накопления энергии. Известно, что такие системы довольно часто используются в зарубежных странах для выравнивания неравномерности выдачи в сеть ВИЭ-генерации, с их помощью обеспечивается повышение надежности энергоснабжения потребителей, развитие технологий малой и распределенной генерации и интеллектуальных сетей. На законодательном уровне необходимо определить суть этого понятия, что позволит ввести полномочия правительства регулировать особенности участия на оптовом и розничных рынках электрической энергии компаний, которые занимаются реализацией проектов, связанных с накопительными системами. В настоящее время законопроект проходит процедуры межведомственного согласования;
- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» в сфере подготовки к отопительному периоду. В свете происходящих аварий в системах теплоснабжения актуальность этой проблемы ни у кого не вызывает сомнений. Законопроект направлен на повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Документом планируется обеспечить выполнение требований к содержанию схем теплоснабжения в части наличия в них оценки надежности теплоснабжения, а также наличия мероприятий по резервированию систем теплоснабжения.
Минэнерго России готово принять активное участие в обсуждении положений этого законопроекта.
В ходе дискуссии депутаты уделили внимание проблеме системной надежности в генерации и сетевого комплекса в ходе процесса консолидации сетей и создания системообразующих ТСО, энергообеспеченности и механизмам развития электроэнергетики Дальнего Востока, вопросам продления и совершенствования механизмов ДПМ, экономического стимулирования когенерации, импортозамещения, цифровизации отрасли и обеспечения информационной безопасности.