Русский учёный Дмитрий Менделеев в 1880-е годы заявил о том, что сжигать нефть и уголь — то же, что топить печь ассигнациями. Тогда в числе главных задач для промышленности он назвал разработку технологий получения из угля продуктов переработки — новых углеродных материалов и адсорбентов.
Поставленные ученым XIX века проблемы актуальны в XXI веке. Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский, говоря о том, что по своему потенциалу углехимия, конечно, — отрасль будущего, заметил, что «в это будущее нам надо еще суметь попасть». Он также отметил, что с учетом непростой экономической ситуации необходимо сконцентрироваться на главном, первоочередном, в то же время не упустив наиболее перспективные векторы развития углехимии.
Вице-премьер РФ Александр Новак подчёркивает, что на сегодняшний день продукция углехимии неконкурентоспособна, но промышленности совместно с научным сообществом необходимо развивать глубокую переработку угля и искать пути удешевления технологий.
Упустили накопленный потенциал
Сегодня развитие отрасли на этом направлении сложно назвать успешным, отметили участники заседания круглого стола на тему «Законодательное обеспечение развития глубокой переработки угля и углехимии», которое провёл комитет Государственной думы РФ по энергетике в октябре 2020 года. Если в советское время в РСФСР производилось свыше 20 тыс. наименований химической продукции из угля, нефти и газа, то сегодня отечественные предприятия производят в совокупности только 500–600 наименований.
В то же время в ряде стран с развитой экономикой в последние 25 лет интенсивно развивается химическая промышленность. Там производят около 200 тыс. продуктов. А Россия, обладая огромными запасами угля, становится импортером продуктов углехимии, уступая лидирующие позиции в области углехимического производства Китаю, США, Индии и другим странам.
В Китае, США, Индии, Германии, ЮАР, Австралии работают или находятся в состоянии строительства несколько десятков опытно-промышленных и промышленных установок по газификации, производству синтетических жидких топлив и химической продукции из угля. Значительные результаты в области глубокой углепереработки отмечаются в ЮАР, где в жидкое топливо перерабатывают 40 млн т угля в год. В Китае интенсивно развивается углехимическая наука и производство по всем известным направлениям.
В то же время в нашей стране создание новых производств по выпуску химической, нефтехимической и углехимической продукции, а также модернизация действующих производств осуществляются в основном по зарубежным технологиям с использованием импортного оборудования. Это приводит к еще большему отставанию как базовых, так и приоритетных отраслей промышленности от современного мирового технологического уровня, отметили участники круглого стола.
Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный, говоря об угольных месторождениях, считает, что будущее отрасли связано с переходом от экспорта угля как сырья к производству на его основе продукции с высокой добавленной стоимостью, развитием современной углепереработки и углехимии.
Новые планы, программы и комплексы мер
В 2014 году правительством РФ был разработан комплекс мер по развитию углехимической промышленности, целью которого является создание стимулирующей среды для внедрения технологий глубокой переработки угля.
Программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года предусматривается создание производств по глубокой переработке угля. В соответствии с предложениями угледобывающих регионов в программу включены перспективные проекты по углехимии.
Предусматрено создание углехимических кластеров в Кузбассе, Якутии, в Ростовской, Иркутской, Магаданской и Амурской областях, в Красноярском и Забайкальском краях. Кроме того, по инициативе администрации Кемеровской области и при поддержке Минэнерго России в перечень 25 инновационных территориальных кластеров, утвержденный правительством РФ, включен углехимический кластер по комплексной переработке угля и техногенных отходов в Кемеровской области.
В 2015 году образован Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН, в состав которого вошел Институт углехимии и химического материаловедения.
Надежда на учёных
Минэнерго России выступает за развитие в стране углехимии, так как спрос на уголь в мире начнет падать после 2040–2050 годов. В частности, в ведомстве считают перспективной возможность организовать в России производство синтетического топлива из угля. Помимо этого, следует усилить внимание к углехимическому производству всех заинтересованных сторон: фундаментальной науки, угольных компаний и органов власти, потому что от глубины переработки угля зависит доходность угольных компаний и добавочная стоимость продукта. Однако для развития такой отрасли необходимо решить ряд задач: от развития узкоспециализированных технологических процессов до решения вопросов законодательного обеспечения.
Российское правительство обращает внимание на перспективность производства синтетического жидкого топлива из угля, которое обладает несколько иными свойствами — оно более стабильно, чем топливо из нефтяного сырья. В этой связи Минэнерго России совместно с Минпромторгом начинают работу над перечнем современных технологий по производству синтетического топлива. В перспективе по ним можно будет заключать специальные инвестиционные контракты.
В Минэнерго отмечают, что всем заинтересованным сторонам нужно проработать создание нормативной базы и изучить мировой опыт производства синтетического топлива из угля. В ведомстве считают, что российская наука в состоянии создать прорывную технологию.
На сегодняшний день в стране появилось огромное число разработок в области углехимии, отмечают в Российском независимом профсоюзе работников угольной отрасли, при этом из 25 промышленных патентов, которые были выполнены по тематике «Углехимия» за последние годы, в промышленное производство не внедрен ни один. Можно надеется, что теперь эта ситуация изменится в лучшую сторону.
Большие возможности
В Минэнерго отмечают, что получение из угля продуктов с высокой добавленной стоимостью остается приоритетной задачей, и Россия имеет возможности восстановить свои позиции в этой области. В качестве одной из мер в ведомстве предлагают сконцентрировать научные силы и средства по развитию углехимии в Кузбассе.
Там уже созданы Центр кластерного развития «Кузбасский технопарк» и научный центр по углехимии, накоплена база научных и аналитических исследований в части конверсии угля в нетопливные продукты, имеется кадровый потенциал ученых, есть заделы по созданию углехимических кластеров. Помимо этого, Минэнерго России предлагает сформировать новый комплексный план научных исследований в области углехимии и максимально использовать меры господдержки по развитию кластерных инициатив.
Согласно мнению отраслевых экспертов, в целом в мире существует понимание того, что уголь останется одним из главных топливно-сырьевых ресурсов еще на десятилетия, поэтому эффективные технологии добычи, переработки и использования угля — критически важный вопрос, требующий максимально возможной концентрации ресурсов. В этой связи для углехимической отрасли открываются большие возможности.