В регионах с развитой угледобывающей промышленностью складывается плохая экологическая обстановка. Пыль и вредные токсичные вещества накапливаются в воздухе. Они могут попадать в воду, а оттуда в грунт и продукты питания. В организм человека они проникают через органы дыхания, слизистые глаз, кожу, пищеварительный тракт.
При добыче угля вредные вещества попадают в воздух. Если выработка ведется открытым способом, то атмосфера загрязняется пылью. Она образуется во время взрывов вскрышной породы и непосредственно при добыче.
При закрытом способе добычи воздух загрязняется метаном. Кроме того, из шахт и открытых карьеров в атмосферу попадают тяжелые металлы — ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, а также формальдегиды, сера, диоксид кремния. Выбросы летучих органических веществ, сажи, золы, углекислого и угарного газов возникают во время аварий и пожаров в шахтах и карьерах.
Загрязнение грунтовых вод характерно для подземной добычи угля. В верхние водоносные горизонты попадают угольная пыль, масла и нефтепродукты из работающей техники, а также тяжелые металлы, оксиды серы и хлора, которые превращаются в кислоты.
Еще одна проблема подземной добычи — нарушение водоносных горизонтов. Из-за постоянной откачки воды в шахтах она уходит в глубокие слои породы. На поверхности пересыхают реки, озера, болота, начинается эрозия почв.
Всё это происходит при добыче угля без учёта экологических требований, что стало одной из главных причин, которая привела к закрытию угольных шахт в ряде стран.
Аварии на шахтах
В ноябре 2021 года на шахте «Листвяжная» в Беловском городском округе Кемеровской области произошел взрыв метано-воздушной смеси. Погибли 51 человек, в том числе пять горноспасателей, 12 человек госпитализировали из-за отравления газовоздушной смесью.
В феврале 2022 года горная порода обрушилась в шахте «Обуховская». В результате на глубине 550 м под завалами находились горнорабочие. Там обрушился мост, по которому уголь транспортировали из здания сушки в закрытый склад. Обошлось без жертв.
По итогам происшествия Ростехнадзор инициировал проверку. Ведомство заявило о том, что главная причина зафиксированного в 2021 году на объектах ТЭК увеличения количеств аварий и травм — это введённый из-за коронавируса мораторий на плановые проверки.
Кроме того, как отмечают эксперты, к росту аварий привели и другие факторы, например, привлечение неквалифицированных подрядчиков и пренебрежение требованиями безопасности.
По информации Минэнерго, аварии в ТЭК в последние три года стали следствием не только нарушения правил техники безопасности при эксплуатации оборудования, но и в результате ошибок персонала, а также высокого уровня износа объектов.
Причиной аварий и катастроф также становятся стихийные бедствия. Во второй половине марта Сибирь по-настоящему лихорадило: в регионе произошло сразу несколько землетрясений, магнитуда одного из которых достигла 4,3 балла. Причём эпицентр, где интенсивность толчков была на балл выше, находился прямо на северной оконечности угольного разреза «Краснобродский».
В Якутии в марте 2022 года республиканское управление МЧС сообщило о землетрясении в 3,5 балла, из-за которого пришлось приостановить работу шахты «Денисовская» и эвакуировать работавших горняков. Пострадавших не было, равно как и обрушений кровли, однако на участке конвейерного транспорта произошёл вывал угольных бортов горных выработок.
«Дорожная карта» от негативного воздействия на окружающую среду
Комментируя утверждённую «дорожную карту» по сокращению негативного воздействия предприятиями угольной промышленности на окружающую среду, заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко, которая и подписала этот документ в марте 2021 года, сообщила, что в России в последние годы увеличились выбросы вредных веществ в атмосферу от добычи угля.
По её словам, загрязнение водных источников, снижение качества воды влечёт за собой ухудшение состояния всей экосистемы. В этой связи более активное использование НДТ — это не дань времени, а реально сформированный запрос людей, всей экономики на экологичность, в том числе в области осуществления деятельности по добыче угля. С этой целью, отметила Виктория Абрамченко, планом мероприятий ставится задача внедрения современных и не причиняющих здоровью человека вреда технологий при закрытой перевалке угля.
После аудита природоохранной деятельности предприятий по добыче угля, будут выработаны предложения по изменению законодательства, необходимые для совершенствования регулирования в области охраны окружающей среды.
Вице-премьер подчеркнула, что экологическая ответственность угледобывающих компаний должна быть безусловной. В этой связи любые регуляторные новации должны обеспечивать их переход на использование НДТ с учётом допустимого воздействия на водные объекты и атмосферу.
Мероприятия в 18 регионах страны
Мероприятия плана по сокращению негативного воздействия предприятий угольной промышленности на окружающую среду коснутся угледобывающих компаний в 18 регионах страны. Речь идёт о Кемеровской области, Кузбассе, Иркутской, Сахалинской, Амурской, Новосибирской, Ростовской, Тульской, Магаданской областях, а также Забайкальском, Красноярском, Приморском, Хабаровском краях, Чукотском автономном округе и республиках Саха (Якутия), Хакасия, Тыва, Бурятия, Коми. Наибольшее количество потенциально опасных объектов находится в Приморском крае, Кемеровской и Тульской областях, Пермском крае и Республике Коми.
Согласно плану, важнейшим блоком станет реализация среднесрочных программ по экологии горного производства на основе использования НДТ. По итогам анализа отчётов о выполнении среднесрочных программ Росприроднадзором ежегодно будет формироваться план-график проведения проверок предприятий угольной отрасли.
Зампред правительства Виктория Абрамченко сообщила, что в рамках поэтапного перехода на новую систему регулирования в сфере охраны окружающей среды Росприроднадзору предписано выдать таким предприятиям комплексные экологические разрешения.
До 31 декабря 2022 года такие разрешения получат угледобывающие предприятия, включённые в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60%. Другие предприятия угольной отрасли такое разрешение получат до 31 декабря 2024 года.
Расплата за нарушения при перевалке угля в портах
Осенью 2021 года Минприроды внесло в правительство законопроект об ужесточении ответственности за нарушение экологических норм при перевалке угля в портах. Законопроектом предлагается установить в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) штрафы для стивидоров за невыполнение предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды при перевалке, дроблении и сортировке угля в портах в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
Если компания дважды не выполнит предписание, штраф увеличивается втрое от 300 тыс. до 600 тыс. рублей. Более того, в таком случае ее деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Споры между регуляторами и бизнесом о том, как бороться с грязной перевалкой угля, идут с 2018 года. Тогда законопроект о запрете открытой перевалки угля вносился в Госдуму депутатами от ЛДПР, но не был принят.
Годом ранее, в сентябре 2020 года, законопроект подготовил Минтранс. В министерстве поясняли, что его принятие позволит государству разрывать договор аренды со стивидором (причалы при терминалах находятся в госсобственности) в случае приостановки судом деятельности компании из-за экологических нарушений.
Оборотная сторона медали
На сегодня окончательного решения о том, нужно ли вводить запреты и как наказывать за нарушения, нет. Одним из способов стимулирования, по мнению ФАС, может быть установление более высоких железнодорожных тарифов при транспортировке угля в порты с открытой перевалкой. Такая инициатива принадлежит спецпредставителю президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Иванову. Он подчёркивает, что в России три порта «отвечают лучшим мировым стандартам». Это — Усть-Луга, Тамань и Восточный.
По мнению отраслевых экспертов, введение новых штрафов вряд ли серьезно отразится на ситуации с экологией в портах, потому что суммы штрафов для портов несущественны и вряд ли окажут значимое влияние на отрасль.
По мнению экспертов, приостановление деятельности терминалов, в случае выдачи предписаний, которые невозможно устранить в короткий срок, требующих строительства объектов, может привести к потерям не только для стивидорных компаний, но и к невыполнению уже заключенных экспортных контрактов. Также могут возникнуть проблемы у железнодорожников.
Дома с угольным отоплением переведут на газ и электричество
Правительство намерено перевести частные жилые дома с угольного отопления на газовое или электрическое и, таким образом, снизить концентрацию вредных веществ в атмосфере в городах, где реализуется национальный проект «Чистый воздух».
Этот федеральный проект входит в состав национального проекта «Экология». Он предусматривает в период с 2019 года по 2024 год уменьшение на 20% совокупного объема выбросов в атмосферу в 12 крупных промышленных центрах России (в том числе в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Норильске, Череповце и Чите). На эти цели за шесть лет планируется потратить 480,5 млрд руб., в том числе чуть больше 100 млрд руб. бюджетных средств.
Минприроды в апреле 2022 года разработало проект постановления, которое вводит новые цели предоставления регионам межбюджетных трансфертов для снижения объемов выбросов в атмосферный воздух. Из федерального бюджета будет профинансирован перевод частных домов с угольного отопления на газовое, электрическое или комбинированное, включая приобретение, установку, монтаж внутридомового оборудования, приборов учета, систем отопления.
Евросоюз в 8 раз увеличил закупку угля из ЮАР
Рост потребления угля в энергетике идет вразрез со стремлением ряда стран к декарбонизации и принципами устойчивого развития (ESG). Принятая в 2019 году европейская «зеленая сделка» (European Green Deal) предполагает, что страны ЕС должны стать углеродно-нейтральными к 2050 году. При этом об отказе к 2040 году от угля, считающегося грязным топливом из-за высокой эмиссии СО2, уже объявили порядка 50 стран.
Европейский союз, осуждавший Африку за вредные выбросы в атмосферу, увеличил закупку угля из ЮАР в восемь раз, превысив все экологические нормы. Об этом сообщило французское издание Le Figaro.
Сотрудники информационного агентства напомнили, что Запад неоднократно обвинял страны африканского материка в неумеренном использовании твердого полезного ископаемого в качестве топлива для производства электроэнергии. Однако сейчас, столкнувшись с кризисом на фоне международной политической обстановки, Европа стала активнее скупать уголь из Южной Африки.
Министр окружающей среды ЮАР Барбара Криси указала партнерам из Европы на их лицемерие, заявив, что те государства, которые ранее критиковали ее страну за высокий уровень выбросов в атмосферу, сегодня сами нарушают экологические нормы.
По словам экспертов, лидеры Евросоюза рассматривают уголь из Африки как единственный выход из сложившегося энергетического кризиса.
Германия возвращается к углю
Германия разрешила возобновить работу электростанций, использующих для производства энергии бурый уголь, пишет interia.pl. Причина — энергетический кризис. Это разозлило читателей издания. Ведь именно Германия в свое время запретила Польше использовать бурый уголь.
Речь идет об энергоблоках станций Jänschwalde E&F в Лужицком угольном бассейне, принадлежащих концерну Leag, и в Рейнском бассейне — принадлежащих RWE Niederaußem E&F и Neurath C. Их работа разрешена до 30 июня 2023 года.
В эпоху кризиса энергоблоки, работающие на буром угле, призваны помочь сократить количество природного газа, используемого для производства электричества. Их общая мощность составляет 1,9 гигаватт. Для сравнения: каждая из трех немецких атомных электростанций имеет мощность от 1,4 до 1,5 гигаватт.
Ранее планировалось окончательно отключить блоки Jänschwalde до 30 сентября 2022 года, а блоки в Рейнском угольном бассейне до 30 сентября 2023 года.
Как отмечают отраслевые эксперты, это логичное решение, потому что именно бурого угля в Польше и Германии много.
Австрия продлила срок использования угольной электроэнергетики
Власти Австрии планируют вернуть к работе угольные электростанции, закрытые из-за отказа использовать загрязняющее атмосферу ископаемое топливо, в ответ на сокращение поставок российского газа, сообщил Bloomberg.
19 июня правительство Австрии, которая стала второй страной в Европе, полностью отказавшейся от угля при производстве электроэнергии, поручило госкомпании Verbund подготовить к работе законсервированную угольную электростанцию в Меллахе (200 км от Вены), закрытую два года назад.
Таким образом, Австрия присоединилась к Франции, Великобритании и Германии, которые решили продлить срок использования угольной электроэнергетики на фоне сокращения поставок российского газа, отмечает Bloomberg.
Эксперты Института развития технологий напоминают, что сейчас от угля в электроэнергетике полностью отказались четыре страны: в 2016 году это сделала Бельгия, в 2020 году — Швеция и Австрия, а в 2021 году — Португалия.
Закрыть все угольные ТЭС до 2025 года планировали Великобритания, Италия, Франция и Ирландия. Стремление ЕС снизить зависимость от импорта газа, возможно, вынудит некоторые из этих стран сдвинуть сроки полного вывода оставшихся угольных энергоблоков, считают эксперты.
Парадоксально, но именно климатические отклонения подталкивают к росту потребления угля, замечают эксперты EY. Они это объясняют тем, что аномальные температуры в последние два года привели к опустошению ПХГ в Европе и к последующему росту цен на газ с осени 2021 года. А уголь остается относительно дешевым топливом.