В России существует более 200 моделей автотранспорта, которые работают на природном газе. Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также специальная техника. В последнее время количество произведенного транспорта на газомоторном топливе значительно выросло.
По данным автопроизводителей, в первом полугодии 2024 года было выпущено 4 тыс. машин на компримированном природном газе (КПГ) — метане. Это на 290% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Рост реализации произведенного транспорта составил 163%, сообщили в компании «Газпром газомоторное топливо».
«Газпром» обеспечивает российских автопроизводителей заказами на производство новых моделей транспорта на КПГ и сжиженном природном газе (СПГ). В числе газомоторных новинок «КАМАЗа», разработанных для нужд «Газпрома», появились: вахтовый и пригородный автобусы, а также передвижная мастерская.
Заказы компании помогают заводам расширять линейку газомоторных автомобилей. Среди перспективных направлений для использования природного газа в качестве топлива — карьерная техника для горнодобывающей отрасли, железнодорожный и водный транспорт.
За счет бюджетных средств сегодня регионы приобретают пассажирские автобусы. Этому способствует ряд проектов: федеральный — «Развитие общественного транспорта», национальный — «Безопасные качественные дороги» и другие.
Ближайшие планы по производству газомоторной техники
Согласно сообщению «Газпрома», компания подписала соглашение о сотрудничестве в области производства и поставки техники на природном газе с группой ГАЗ. В частности, будут разработаны новые модели пассажирских и грузовых автомобилей в газомоторном исполнении. Ожидается, что их внешний вид будет выполнен в высокотехнологичном дизайне.
Компания «АМК Стандарт» наладит выпуск и поставку новых моделей отечественной дорожно-строительной и специальной техники на природном газе для нужд «Газпрома». На объектах группы сегодня востребованы газомоторные бульдозеры, погрузчики, экскаваторы, автомобильные краны и краны-трубоукладчики.
«Газпром» и «Судостроительная корпорация «Ак Барс»» из Татарстана заключили соглашение о сотрудничестве, предполагающее разработку судов на газомоторном топливе. Речь идёт о расширении использования газомоторного топлива на водном транспорте в акватории Санкт-Петербурга.
По условиям соглашения, «Ак Барс» разработает несколько моделей судов на газомоторном топливе и подготовит предложения по обеспечению их дальнейшего сервисного обслуживания, а власти Татарстана окажут компании содействие в решении организационных вопросов.
Правительство Санкт-Петербурга проработает меры поддержки организаций, эксплуатирующих газомоторные суда в акватории города, а «Газпром» окажет содействие в создании пунктов бункеровки судов и обеспечении поставок газомоторного топлива.
Переоборудование автомобилей: с бензина на газ
За первое полугодие 2024 года на метан переведено почти 6,5 тыс. автомобилей, что на 46% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, по данным «Газпром газомоторное топливо».
Газобаллонное оборудование (ГБО) позволяет машине работать не только на бензине или солярке, но и на газе. Благодаря такой модернизации водители могут сэкономить значительные средства на топливе. ГМТ также увеличивает срок службы и положительно влияет на качество работы свечей зажигания из-за уменьшения образование нагара на них, отмечают специалисты. И, наконец, автомобили, использующие в качестве топлива газ, наносят гораздо меньшей вред экологии, нежели машины с бензиновыми или дизельными двигателями.
Установка ГБО входит в число самых популярных доработок автомобилей. С начала 2024 года по ноябрь месяц было переоборудовано почти 9 тыс. автомашин в рамках программ «Газпром газомоторное топливо», что на 15% больше, чем за аналогичный период 2023 года, сообщили в компании. Лидерами в этой отрасли стали Ростовская область, Краснодарский край и Ставропольский край.
В 2024 году «Газпром газомоторное топливо» реализовал первый совместный проект с «Ростелекомом» по переоборудованию 1345 ед. автомобилей в автопарках всех региональных представительств. Также стартовал второй этап федерального проекта с «Почтой России», в рамках которого планируется перевести на природный газ более 600 ед. транспортных средств.
«Газпром» помогает увеличению российского парка газомоторной техники. Например, реализует ряд программ по переводу транспорта на газ. Так, в рамках запущенного в 2023 году проекта «Народное топливо», и население, и организации могут переоборудовать автомобили без собственных вложений или зафиксировать льготную стоимость топлива EcoGas.
В 2024 году государственная субсидия на производство автомобилей на метане выросла до 5 млрд рублей.
Успехи в выпуске комплектующих для транспорта на ГМТ
Самые крупные автопарки экологичного транспорта сегодня находятся у транспортно-логистических компаний, таксопарков, физических лиц, а также у предприятий и организаций группы «Газпром».
Благодаря взаимодействию «Газпрома», а также единого оператора рынка «Газпром газомоторного топлива» с федеральными, региональными органами власти и производителями техники, удалось добиться значительных результатов как в выпуске комплектующих для транспорта на метане, так и в выпуске газомоторных машин.
«Газпром» совместно с российскими промышленными предприятиями работает над выпуском комплектующих для сборки газомоторного транспорта. В 2023 году «Газпром» запустил в Московской области первое в стране серийное производство подкапотного газобаллонного оборудования для автомобилей на КПГ. В Республике Татарстан компания «РариТЭК Холдинг» начала производство широкой линейки криогенных топливных баков для транспорта на СПГ.
Территории активного развития рынка ГМТ
Долгосрочный потенциал прироста потребления газа «Газпрома» за счет развития рынка газомоторного топлива, которое перспективно как для автомобильного, так и для железнодорожного, морского и речного транспорта, по данным компании, оценивается в 10 млрд кубометров. В 2023 году на станциях компании реализовано свыше 70% от общего объема продаж газомоторного топлива в стране.
Если говорить о дальнейших шагах, которые нужны для эффективного развития рынка газомоторного топлива, то, по мнению председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, во-первых, необходимо производить не менее 10% транспорта на природном газе от существующих мощностей предприятий. Во-вторых, важно предусмотреть на федеральном уровне дополнительные субсидии производителям газомоторных автомобилей в общем объеме 10 млрд руб. ежегодно. В-третьих, установить в регионах, где достаточно метановых заправочных мощностей, запрет на приобретение за счет бюджетных средств транспорта на нефтяных видах топлива.
На сегодня уже очевидно, что рынок газомоторного топлива стал неотъемлемой частью экономики страны, а перевод транспорта на метан представляет собой инвестиции в будущее регионов.
Юг России, по словам Виктора Зубкова, является территорией активного развития рынка газомоторного топлива. Регионы Южного федерального округа сохраняют лидерство по объемам потребления природного газа на транспорте. В 2022 году Ростовская область первой преодолела отметку в 100 млн куб. м метана. В 2023 году она повторила результат. Второе место традиционно занял Краснодарский край.
Газомоторный транспорт для сельского хозяйства
С учетом уже созданной заправочной инфраструктуры и масштабной деятельности «Газпрома» по газификации регионов России перспективным направлением для расширения применения газомоторного топлива является сельскохозяйственная техника. Работа в этом направлении уже ведется.
При содействии «Газпрома» производители сельхозтехники выпустили первые образцы тракторов и комбайна на природном газе. Один из этих образцов — пропашной трактор на СПГ был представлен в 2023 году на Петербургском международном газовом форуме.
В 2023 году «Газпром» и министерство сельского хозяйства России подписали соглашение о сотрудничестве. В рамках его выполнения стороны определили потребность агропредприятий на 2024 год в газомоторной технике, предназначенной для перевозки сельхозпродукции. Чтобы компенсировать сельхозпроизводителям часть затрат на ее покупку, Минсельхоз прорабатывает возможность выделения субсидий.
В 2024 году стороны работают над реализацией программы закупки и перевода на природный газ сельхозтранспорта и зерносушильного оборудования предприятиями агропромышленного комплекса.
Сегодня, по данным Минсельхоза России, на предприятиях аграрно-промышленного комплекса (АПК) на природном газе работает порядка 15 тыс. машин. Природный газ в качестве топлива используют 1,3% грузовой техники, 1,5% легковых автомобилей и 2,3% автобусов в автопарке аграриев.
Самыми крупными потребителями природного газа, в качестве моторного топлива для нужд АПК, являются: агропромышленный холдинг «Мираторг», группа компаний «Русагро» и транспортная компания «ИТЕКО». В ее автопарке 50% составляют автомобили на метане, что позволяет ежегодно экономить на топливе 1 млн руб. с одной единицы техники.
Льготный лизинг для перевода сельхозтехники на ГМТ
Минсельхоз подготовило список льготного лизинга некоторых видов оборудования, необходимого для более активного перевода сельхозтехники на газомоторное топливо.
В список включены баллоны высокого давления для СПГ, термоизолированные резервуары для хранения такого газа, сооружения для сжижения, хранения и регазификации газа, газовые и комбинированные горелки.
В Минсельхозе сообщили, что показатель количества транспорта на газомоторном топливе будет увеличиваться, поскольку эксплуатационные расходы в данном случае на 20% ниже дизельных аналогов. Кроме того, большой потенциал заложен в переводе на газомоторное топливо тракторов и зерносушильных комплексов. В частности, в сфере сушки зерна более 500 потенциальных потребителей уже заинтересованы в переводе комплексов на газ.
По оценке «Россельхозбанка», переход на ГМТ позволит сократить расходы отечественных сельхозпроизводителей на топливо на 100 млрд руб. в год.
Расширение использования в АПК сельхозтехники на газомоторном топливе будет зависеть от создания инфраструктуры для ее заправки. Эта сфера требует господдержки, считает первый заместитель гендиректора «Ростсельмаша» Алексей Швейцов.
«Вопрос самый максимальный — создание инфраструктуры. Если тот же грузовой автомобильный транспорт может спокойно подойти к заправке, то вряд ли это возможно с поля. Соответственно, необходимо создать ту инфраструктуру, которая обеспечит работоспособность», — сообщил Швейцов.
По его словам, цена зарядной станции для четырех таких автомобилей в полях сегодня стоит в пределах от 27 млн до 55 млн руб., а заправка одной машины может происходить от 10 мин до 50 минут.
Швейцов сообщил, что «Ростсельмаш» готов выпускать такую технику и первая модель газомоторного трактора проходит испытания в Самарской области. «Но нужно поддержать всех — и сельхозпроизводителя, и сельхозмашиностроителя в плане создания инфраструктуры и самих разработок на данный момент, которые ведутся», — сказал он.
Метановые заправки на федеральной автодороге М-12 «Восток»
Две новые КПГ-станции планируется разместить в Павлово-Посадском районе Московской области по пути следования высокоскоростной магистрали. Каждая заправка с производительностью 7 млн куб. м газа в год будет оснащена тремя двухпостовыми колонками и сможет заправлять порядка 200 автомобилей в сутки. Компания «Газпром газомоторное топливо» сообщила о том, что автомобильные комплексы для реализации КПГ и СПГ планируется построить на участках во Владимирской, Нижегородской областях, на территории Татарстана и Чувашии.
Трасса М-12 «Восток» объединяет крупнейшие региональные центры и агломерации от Москвы до Казани. Сейчас на них прорабатывается размещение автозаправочных станций, гостиниц и торговых центров в составе многофункциональных зон.
В апреле с площадки Татарстанского международного форума по энергетике и энергоэффективности компания «Газпром газомоторное топливо» запустила газозаправочную станцию вблизи магистрали М-12 «Восток» в Бехтеревском сельском поселении Елабужского района. В среднем в сутки она может заправлять метаном порядка 250 ед. автомашин.
Проект по сбыту СПГ в качестве моторного топлива
В прошедшем году «НОВАТЭК» реализовал через газовые заправки 53 тыс. т СПГ, следует из отчета компании. В нём говорится, что по состоянию на конец 2023 года функционируют 14 пунктов заправки автомобильной техники СПГ — в Северо-Западном, Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах.
Заправочные пункты размещены на основных федеральных трассах, в городах и на территории промышленных предприятий и позволяют выполнять заправку коммерческого и муниципального транспорта, а также карьерной техники.
«НОВАТЭК» реализует проект по сбыту СПГ на внутреннем рынке в качестве моторного топлива и автономной газификации. Большая часть газа для этих целей производится на малотоннажном СПГ-заводе в Магнитогорске, запущенном в 2020 году. По итогам 2023 года с него было реализовано около 45 тыс. т СПГ.
В компании предполагают, что мощности производства малотоннажных СПГ-заводов в России в 2031 году превысят объемы потребления газомоторного топлива. Речь идет не о крупных заводах вроде «Ямал СПГ», а о малотоннажных, мощностью от 15 тыс. т до 125 тыс. т, которые развиваются для обслуживания техники на газе.