Участники VII отраслевой конференции «Газомоторное топливо 2024» считают, что с учетом рыночной конъюнктуры развитие рынка газомоторного топлива является одним из важнейших направлений, способствующих увеличению потребления природного газа внутри страны и компенсации потерянных экспортных рынков сбыта.
Нереализованный потенциал АГНКС
Эксперты российской консультационной группы Creon Energy отмечают, что годовой объем потребления природного газа в качестве газомоторного топлива в России с 2012 года вырос более чем в 3,5 раза по итогам 2023 года. При этом они считают, что потенциал роста потребления не исчерпан.
Немаловажным остается тот факт, что развитие заправочной инфраструктуры опережает количество транспорта на газомоторном топливе. На сегодняшний день существующие в стране автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) готовы заправлять на 500 тыс. ед. машин больше, чем это происходит сегодня, сообщили в Creon Energy.
Строительство сетей АГНКС — это сложный с точки зрения коммерциализации вид бизнеса. Для его успеха необходимы «мультитопливные» заправки и привлечение сторонних клиентов, отмечают отраслевые эксперты. Важную роль в развитии этого направления играют субсидии на строительство АГНКС, которые компенсируют от 25% до 40% затрат. В связи с нереализованным потенциалом уже с 2024 года планируется увеличивать субсидии автопроизводителям на 2 млрд руб. ежегодно, сообщили в Creon Energy.
По данным мониторинга «Газпром газомоторное топливо», на конец июня 2024 года в России действовало более 950 ед. автомобильных газонаполнительных компрессорных станций различных операторов. Из них более 500 ед. АГНКС принадлежит «Газпрому».
Растущий рынок
Отраслевая конференция продемонстрировала растущий интерес к газомоторным технологиям в России. В ходе мероприятия обсуждалось развитие инфраструктуры, субсидирование, экономические и экологические преимущества газомоторного топлива; рассматривались вопросы развития парка газомоторной техники и газозаправочной инфраструктуры, а также сети по обслуживанию газомоторного транспорта.
Представители Центра по энергопереходу и ESG Сколковского института науки и технологий (Сколтех) сообщили, что доля природного газа в мировом потреблении топлива на транспорте составляет 4%. Подчеркивалось, что в большинстве стран наблюдается стагнация в этом направлении. В то же время Россия является одним из немногих растущих рынков в отрасли. С 2012 года количество автомобилей на газомоторном топливе в РФ увеличилось с 80 тыс. до 310 тыс. ед., а число АГНКС выросло с 240 ед. до 836 единиц.
Основными предпосылками перехода на газомоторное топливо отраслевые эксперты называют такие факторы, как необходимость снижения эмиссии парниковых газов, наличие развитой газотранспортной и газодобывающей инфраструктуры, а также высокая цена импорта нефтепродуктов.
В разных странах для предпосылки перехода на газомоторное топливо существуют свои факторы. Например, в Индии решающую роль играют экологические факторы, тогда как в Китае критичен фактор издержек — там автомобили на КПГ превосходят электромобили по среднегодовой стоимости владения, а также автомобили, оснащённые двигателями внутреннего сгорания.
Потребление газомоторного топлива
По данным специалистов российской консалтинговой компании «Имплемента», ориентированной на разработку прикладных решений в области инвестиционных и операционных проектов для добывающих и обрабатывающих отраслей, к концу 2023 года в России насчитывалось 3 млн ед. автомобилей на сжиженном углеводородном газе (СУГ), 285 тыс. ед. машин на КПГ и 3 тыс. ед. — на СПГ. Доля СУГ в российском автопарке, по данным «Имплемента», составляет менее 5%, КПГ — 0,5%, СПГ — менее 0,1%. Спрос на КПГ в России в период с 2020 года по 2023 год вырос на 90%, тогда как спрос на СУГ — лишь на 7%.
В Минэнерго прогнозируют, что потребление природного газа как моторного топлива увеличится с 2,2 млрд куб. м в 2023 году, до 3,3 млрд куб. м в 2025 году. Производители СПГ также проявляют интерес к этому сегменту. Поставки с малотоннажных заводов России выросли с 26 тыс. т в 2021 году до 93 тыс. т в 2023 году, отмечают специалисты «Имплемента».
В компании «Капрон», являющейся оператором на рынке химических продуктов, отмечают, что автотранспорт является вторым по величине сегментом рынка СУГ в РФ. В 2023 году на долю автотранспорта приходилось 33% потребления СУГ, на долю нефтехимии — 35%, на долю промышленности и бытовых нужд — 32%.
Газозаправочная инфраструктура и переоборудование автомобилей
Представители Национальной ассоциации СПГ сообщили, что к концу 2023 года в России действовало 1080 ед. газозаправочных станций для автомобилей на КПГ и 59 станций для авто на СПГ. Продажи КПГ в транспортном секторе составляют 1680 млн куб. м в год, а СПГ — 202 млн куб. м в год.
По данным Национальной ассоциации СПГ, в 2023 году в России было переоборудовано 14 тыс. ед. автотранспортных средств для использования КПГ, из них 7,2 тыс. — с использованием субсидий. Для сравнения, в 2022 году было переоборудовано 24,3 тыс. ед. автономных транспортных средств, из них 9,4 тыс. — с применением субсидий.
Средняя загрузка криогенных автозаправочных станций (КриоАЗС), которые используются для заправки автомобилей на СПГ, по информации Национальной ассоциации СПГ, увеличилась с 3,2 млн нормальных куб. м в год (нм куб./год) в 2022 году, до 3,41 млн нм куб./год в 2023 году. Аналогичный показатель для АГНКС, обслуживающих авто на КПГ, снизился с 2,04 млн нм куб./год в 2022 году до 1,98 млн нм куб./год в 2023 году.
Цены на КПГ в «бензиновом эквиваленте» в июне 2024 года составляли 22,3 руб./литр, на СПГ — 28,1 руб./литр, на СУГ — 34,6 руб./литр, тогда как на бензин АИ-92–50,9 руб./литр. Это делает газомоторное топливо экономически привлекательным для автовладельцев и транспортных компаний, подчеркнули представители Национальной ассоциации СПГ.
В Союзе предприятий газомоторной отрасли, отметили, что доля автомобилей на газомоторном топливе в структуре российского автопарка составляет 10%. Китайские поставщики наращивают долю на нашем рынке компонентов газотопливных систем, которая, как ожидается, увеличится с 30% в 2023 году до 55% в 2024 году.
Спрос на тяжелую грузовую технику вырос из-за переориентации экспорта на Восток. По итогам первых пяти месяцев 2024 года, по данным Союза предприятий газомоторной отрасли, объем продаж седельных тягачей на газомоторном топливе увеличился на 44,6%, до 21,1 тыс. единиц.
В компании «Техтранслизинг» подчеркнули, что некоторые крупные потребители, такие как «Почта России», уже оценили преимущества техники на газомоторном топливе перед дизельными грузовиками.
Концепция развития рынка газомоторного топлива
На VII отраслевой конференции «Газомоторное топливо 2024» рассматривались вопросы о возможных дополнительных мерах господдержки, которые необходимы для перехода на газомоторное топливо. В частности отмечалось, что над созданием новой концепции «Модель ускоренного развития ГМТ отрасли до 2035 года» работают ключевые игроки отрасли совместно с Минэнерго. Это было в конце июня, а уже в начале октября директор департамента развития газовой отрасли министерства энергетики РФ Артем Верхов на Петербургском международном газовом форуме сообщил о том, что ведомство рассчитывает до конца 2024 года принять концепцию развития рынка газомоторного топлива.
«Несмотря на все усилия, которые прикладывают Минэнерго и Минпромторг, загрузка АГНКС, к сожалению, не растет. В некоторых регионах она даже падает. Здесь мы предлагаем в рамках поручения президента концепцию развития рынка газомоторного топлива, которую в прошлом году презентовали на ПМГФ. Мы эту концепцию разработали, прошли один круг согласования с федеральными органами исполнительной власти, с компаниями, получили большое количество замечаний и предложений, отработали их, сейчас у нас завершается второй круг согласительных процедур», — сказал Верхов. Он выразил надежду на то, что в 2024 году правительство утвердит концепцию.
По его словам, вопросы к концепции в основном есть у Минфина. Речь идет о вопросах поддержки с точки зрения налогов и бюджетных средств. Верхов также подтвердил прогнозы Минэнерго по потреблению ГМТ к 2035 году. Согласно оптимистичному сценарию, речь идет о 15,4 млрд куб. м в год. Таким образом, по сравнению с 2023 годом потребление ГМТ в России может вырасти в 7 раз.
В период 2024–2035 годов за счет перехода транспортных средств и специальной техники на использование газомоторного топлива снижение общих затрат на топливо составит 6,4 трлн рублей. Такие расчеты представлены в «Концепции развития рынка газомоторного топлива в РФ на период до 2035 года».
Представлено два сценария развития — базовый и целевой. Первый предполагает сохранение всех существующих и запланированных стимулов для расширения использования ГМТ. Целевой сценарий предусматривает ускоренную модель развития, строительство 318 гражданских судов и 149 магистральных и маневровых локомотивов, а также 2,9 тыс. ед. карьерной техники на СПГ.
На ГМТ планируется выпустить 3,8 тыс. ед. коммунальной и дорожно-строительной техники, а также 18,8 тыс. ед. сельскохозяйственной техники.
Уникальный регион по разнообразию транспорта на метане
Речь идёт о Башкирии. К примеру, в Стерлитамаке (второй по численности населения город в Республике) на экологичном топливе работает санитарный транспорт, а также автомобили государственных служащих.
В Башкортостане ежегодно выделяются значительные средства на увеличение автопарка на метане. В 2024 году федеральным и региональным бюджетом запланированы средства в размере почти 55 млн рублей. С программами компании «Газпром газомоторное топливо» на метан за последние 8 лет здесь переведены свыше трех тысяч автомашин.
В Республике растет потребление экологичного топлива пассажирским транспортом. До 2030 года регион планирует приобрести еще 400 ед. автобусов на метане.
Благодаря широко развитой газозаправочной сети, Башкирия может стать лидером по использованию метана в агропромышленном секторе, отмечают отраслевые эксперты. По информации министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, до 2028 года сельхозпроизводители приобретут 454 ед. техники на метане.
На сегодня в Башкирии действует одна из самых крупных газозаправочных сетей в стране — 51 станция, из них 18 — эксплуатируются компанией «Газпром газомоторное топливо».
Международные маршруты на газомоторном топливе
Перспективы для российского газомоторного топлива есть и за пределами нашей страны. Например, на ГМТ рассчитывают в рамках развития международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», который позволит объединить Россию, Азербайджан и Иран единым автомобильным маршрутом.
Создание МТК «Север — Юг» является важной частью трассовой стратегии «Газпрома» по развитию рынка газомоторного топлива, сообщили в холдинге. Этот востребованный международный маршрут включает семь федеральных автомобильных дорог от Санкт-Петербурга через Москву и до границы с Республикой Азербайджан.
В 2023 году «Газпром» открыл сразу шесть новых станций на трассе М-4 «Дон»: в Краснодарском крае, Ростовской и Тульской областях. Благодаря этому от Москвы на природном газе можно доехать до южного берега России через Тулу, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и до Новороссийска.
К 2026 году планируется строительство еще 13 объектов на маршруте «Север — Юг» в Тверской, Воронежской, Ленинградской и Московской областях.
Объединенный газомоторный рынок Белоруссии и России
«Газпром трансгаз Беларусь» и «Газпром газомоторное топливо» обсуждают возможность формирования объединенного газомоторного рынка Белоруссии и РФ, сообщила в середине апреля 2024 года пресс-служба белорусского предприятия.
В Санкт-Петербурге прошло совещание представителей двух компаний по вопросам взаимодействия в области развития рынка газомоторного топлива Союзного государства.
«Стороны обсудили основные направления развития автомобильной газозаправочной сети в Республике Беларусь и Российской Федерации, выстраивания эффективного взаимодействия по гармонизации законодательств двух стран. В качестве основы для расширения интеграции и формирования будущего объединенного газомоторного рынка стороны рассматривают создание совместного предприятия», — говорится в сообщении.
Было принято решение сформировать рабочую группу по проработке «Газпром трансгаз Беларусью» и «Газпром газомоторное топливом» вопроса о создании совместного предприятия.
В конце сентября белорусский министр энергетики Алексей Кушнаренко сообщил о том, что совместную стратегию по использованию природного газа в качестве ГМТ планируется разработать в Белоруссии и России.
«В Минске соберутся три профильных комиссии Союзного государства — по транспорту, промышленности и энергетике. С приглашением министерств и ведомств, газомоторных компаний, белорусских производителей техники, которая работает на природном газе, таких как: «БЕЛАЗ», «МАЗ», «Гомсельмаш», «БелДжи». Будет вырабатываться совместная стратегия по использованию природного газа. Тем более что в Республике планируется построить завод СПГ», — отметил он.
Кушнаренко подчеркнул, что уже сегодня есть определенная кооперация. Так, Новогрудский завод газовой аппаратуры выпускает комплектующие для группы компаний «ГАЗ» и для «Газпром газомоторные системы». Министр предложил активно использовать промышленный потенциал Белоруссии в совместной стратегии Союзного государства по использованию газа в качестве газомоторного топлива.