Как сообщили организаторы, в Международном конференц-центре Абдуллатифа Рахала на западном побережье алжирской столицы собрались 11 глав государств и правительств (Алжира, Боливии, Ирана, Ливии, Катара, Ирака, Мавритании, Мозамбика, Венесуэлы, Сенегала, Туниса). Кроме того, в качестве почетного гостя была приглашена Италия — единственная страна из Евросоюза, которую представляла делегация министерства окружающей среды и энергетической безопасности.
Тема седьмого саммита ФСЭГ — «Природный газ для безопасного и устойчивого будущего», что было обусловлено растущей важностью газа как доступного, надежного и устойчивого энергетического ресурса для обеспечения социально-экономического развития. Как отметил, обращаясь к делегатам, генеральный секретарь ФСЭГ Мохамед Хамель, «Саммит предоставляет возможность принять участие во всесторонних дискуссиях, охватывающих геополитические, экономические и политические события. Это также возможность углубиться как в ближайшие, так и в долгосрочные перспективы и проблемы в секторе природного газа». По его мнению, мероприятие подтверждает важную роль ФСЭГ в укреплении сотрудничества между странами-членами, пропаганде природного газа как ключевого элемента в достижении Целей устойчивого развития ООН, обеспечении стабильности на рынках природного газа и решении проблем энергетической безопасности, доступности и устойчивости.
ВкратцеФСЭГ — межправительственная организация, объединяющая ведущих мировых экспортеров газа. На данный момент ее членами являются 14 государств (Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла, Мавритания и Сенегал), которые контролируют более 70% мировых запасов газа, 52% мирового экспорта СПГ и 47% поставок газа по трубопроводам.
Программа была насыщенной. В первый день члены специальной рабочей группы высокого уровня дорабатывали проект декларации и повестки дня Саммита для рассмотрения на внеочередной министерской встрече.
Во второй день состоялось внеочередное министерское совещание, на котором обсуждалась и утверждалась документация, включая проект декларации и проект пресс-релиза. В заключительный день главы государств и правительств рассмотрели и приняли Алжирскую декларацию.
В ходе министерского совещания отмечалось, что Саммит проходит в период региональной и международной напряженности, особенно после блокады Красного моря, спровоцированноой нападениями йеменских ополченцев-хуситов на торговые суда. В связи с этим представитель Катара заявил, что его страна была вынуждена приостановить поставки сжиженного природного газа (СПГ) через Суэцкий канал, что может иметь серьезные последствия, в частности, на европейском рынке.
Кроме того, нападения хуситов вызвали рост цен на нефть и газ. Больше всего от эскалации пострадали европейские страны и, в частности, страны, граничащие со Средиземноморьем. Как пояснил в начале февраля президент Управления Суэцкого канала Усама Раби, доходы, получаемые от морского транзита в январе 2024 года, снизились на 46% по сравнению с тем же периодом 2023 года. Если в январе 2023 года по водам Суэцкого канала прошло 2155 судов, то в январе 2024 года — 1362. До военной эскалации на ключевом торговом маршруте между Азией, Ближним Востоком и Европой проходило около 70 судов в сутки. Сегодня это число сократилось почти вдвое, и отказ от этого маршрута для тех, кто следует транзитом из Европы на Ближний Восток, означает более длинные и дорогие маршруты.
На Саммите в Алжире был представлен «Глобальный газовый прогноз до 2050 года». Согласно докладу, глобальный спрос на природный газ «обречен на дальнейший рост». К 2050 году он увеличится на 34%.
В отчете представлен обзор будущего природного газа до 2050 года и развивающихся тенденций энергетического рынка, а также важные долгосрочные прогнозы и анализ, которые помогут принимать политические и инвестиционные решения. Согласно документу, «природный газ является универсальным источником энергии, которому суждено оставаться незаменимым на протяжении десятилетий».
ФСЭГ отметил, что «природный газ, как стратегический партнер возобновляемых источников энергии, готов сыграть центральную роль в содействии справедливому энергетическому переходу». Его использование как более чистого топлива дает многочисленные преимущества, способствуя «значительному сокращению обезлесения и загрязнения, одновременно улучшая качество воздуха и играя фундаментальную роль в сокращении выбросов парниковых газов». Ведь не случайно природный газ является важнейшим компонентом производства нефтехимической продукции и удобрений, гарантирующих безопасность пищевых продуктов.
Приветствие президента
Глава Минэнерго России Николай Шульгинов, выступая на 7-м Саммите Форума стран-экспортеров газа, зачитал приветствие президента РФ Владимира Путина, в котором говорилось, что сотрудничество в рамках ФСЭГ, представляющей собой авторитетную многостороннюю структуру, становится особенно востребованным в нынешний непростой для мировой энергетики период. «Налицо серьезные проблемы и трудности, обусловленные нарушением устоявшихся транспортных и логистических цепочек, обострением конфликтов во многих районах добычи углеводородного сырья и угрозой террористических атак на объекты энергетической инфраструктуры.
Исходим из того, что непременными условиями стабильного функционирования международного энергетического рынка должны оставаться: строгое соблюдение принципов честной конкуренции, а также надежная защита законных интересов газовых экспортеров на недискриминационной основе без каких-либо противоправных односторонних барьеров и ограничений. Партнерское взаимодействие членов ФСЭГ по продвижению комплексной модернизации газовой отрасли призвано обеспечить максимально высокий уровень экологической безопасности добычи, переработки и транспортировки природного газа, а также гарантировать всеобщий доступ к этому недорогому источнику энергии», — было сказано в президентском послании.
«Тенденция роста спроса на газ продолжает доминировать»
По словам главы Минэнерго России, со времен шестого Саммита ФСЭГ, который проходил в Дохе (Катар) в феврале 2022 года, энергетический сектор столкнулся с новыми вызовами. При этом прежние проблемные явления мировой энергетики, такие как: медленное восстановление после пандемии, недоинвестирование в нефтегазовый сектор, проинфляционная монетарная политика ведущих мировых экономик, несбалансированная климатическая политика ряда ведущих экономик в целях форсированной декарбонизации — сохраняют свою актуальность. Но доминирующим негативным фактором стала политизация энергетического взаимодействия. «Именно геополитический фактор стал определять развитие мировой энергетики, резко изменил представления об энергетической безопасности, нелигитимные ограничения недружественных стран привели к дестабилизации мировых энергетических рынков», — сказал Николай Шульгинов.
Он также заострил внимание на актуальных вопросах энергетической безопасности и защиты энерготранспортной инфраструктуры. «Сейчас страны-инициаторы односторонних ограничений, которые пытались ограничить возможность развития российского ТЭК и изолировать его от мировой энергетической системы, сами столкнулись с неблагоприятными энергетическими последствиями. В качестве антикризисных мер вводят механизм совместных закупок природного газа, который является нерыночным инструментом, с целью навязывания своих условий поставщикам трубопроводного газа и СПГ из отдельных стран, последующую их дискриминацию. Внедрение подобных механизмов подрывает принципы свободного рынка, имеет негативные последствия для газовой отрасли», — заявил представитель России.
Николай Шульгинов уверен, что несмотря на имеющийся разброс в оценках и прогнозах, а также на вводимые отдельными игроками ограничительные меры, глобальная тенденция роста спроса на природный газ продолжает доминировать. Россия подчеркивает особую роль газа, как– энергоресурса ХХI века, «который способствует достижению цели устойчивого развития ООН в силу его доступности, надежности, универсальности и экологичности». С помощью природного газа можно достичь климатической нейтральности, не обременяя мировую экономику чрезмерными финансовыми затратами, считает руководитель российского энергетического ведомства.
В связи с этим именно работа ФСЭГ должна помочь адекватному пониманию роли газа в достижении климатических целей. «Нам нужно мыслить не лозунгами, а предпринимать реальные шаги для снижения выбросов», — заявил Николай Шульгинов.
В своей речи министр также подчеркнул, что за последние два года российский ТЭК, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, показал высокую степень стрессоустойчивости, достойно справился с вызовами, продолжил надёжно обеспечивать энергобезопасность страны и обязательства перед иностранными партнёрами.
«Продолжается переориентация экспорта российского газа на новые рынки с акцентом на укрепление сотрудничества со странами АТР, развиваются новые СПГ-кластеры. Работаем над раскрытием потенциалов транспортных коридоров, которые позволят увеличить мобильность российских энергоресурсов. Видим необходимость в наращивании усилий для развития финансового и страхового обеспечения экспорта энергоресурсов, не зависеть от западных финансовых институтов. Речь в первую очередь идет о расширении расчетов в ликвидных национальных валютах. Последовательно выступаем за сбалансированное обеспечение интересов всех участников газовых рынков», — рассказал Николай Шульгинов.
По его словам, Форум стран-экспортеров газа является ведущей организацией, предоставляющей возможность совместной выработки мер в интересах продвижения роли газа по обеспечению стабильности мировых рынков энергоресурсов.
«Мы и дальше должны руководствоваться здравым смыслом и потребностями рынка, снабжать его чистой энергией. В этом контексте настроены на повышении роли ФСЭГ и развитие сотрудничества с максимально широким кругом стран», — подчеркнул глава Минэнерго России.
Алжирская декларация
Предложения российской стороны были учтены на министерском совещании и вошли в итоговый документ Саммита, который назвали Алжирской декларацией.
Согласно документу, страны-члены ФСЭГ заявляют об абсолютных и постоянных суверенных правах на свои ресурсы природного газа. Они привержены целям организации и намерены укреплять роль Форума, подчеркивая его вклад в глобальную энергетическую безопасность, справедливость и устойчивость. Усилия членов ФСЭГ направлены на эффективное управление и поощрение использования ресурсов природного газа с целью содействия устойчивому развитию, которое приносит пользу как производителям, так и потребителям.
В декларации отмечена важность сотрудничества и координации между странами-членами для развития исследований, инноваций, знаний и передачи технологий, связанных с природным газом, а также для обмена передовым опытом и содействия наращиванию потенциала. ФСЭГ поддерживает активный и значимый диалог между производителями, потребителями и другими заинтересованными сторонами с целью обеспечить безопасность как спроса, так и предложения, способствовать стабильности рынка и выступать за открытые, прозрачные, беспрепятственные и недискриминационные рынки природного газа.
В декларации Саммита высказано осуждение «всех односторонних экономических ограничений, предпринимаемых без предварительного одобрения Совета Безопасности ООН, а также любого экстерриториального применения национальных законов и правил против стран-членов ФСЭГ, которые негативно влияют на разработку и торговлю природным газом и ставят под угрозу безопасность поставок природного газа». Члены ФСЭГ обеспокоены по поводу повторяющейся нестабильности спроса на природный газ, которая отрицательно влияет на глобальные экономические показатели, они готовы работать со всеми сторонами для достижения сбалансированных и надежных рынков природного газа.
В документе говорится о важности среднесрочных и долгосрочных контрактов на природный газ, справедливых и стабильных ценах, а также устойчивых инвестициях для повышения энергетической безопасности и поддержки развития устойчивых энергетических систем.
Участники Форума стран-экспортеров газа заявляют о решимости укреплять сотрудничество с целью поддержания надежности и устойчивости систем природного газа, обеспечения эффективных и надежных поставок природного газа и расширения использования природного газа для устойчивого развития, смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Они призывают к своевременным инвестициям в обеспечение стабильности рынка и беспрепятственного потока финансовых ресурсов, доступа к технологиям и передаче знаний на недискриминационной основе.
«Подчеркиваем исключительную значимость защиты критически важной газовой инфраструктуры, включая трансграничную инфраструктуру, чтобы обеспечить ее надежность и устойчивость, а также укрепления международного сотрудничества в деле снижения рисков, предотвращения и защиты от стихийных бедствий, технологических сбоев и антропогенных угроз, включая преднамеренные нападения и злонамеренное использование информационно-коммуникационных технологий с учетом обстоятельств», — сказано в Алжирской декларации.
ФСЭГ не приемлет любое искусственное вмешательство на рынки природного газа, включая попытки изменить функции рынков по установлению цен и управлению рисками, а также введение политически мотивированных ценовых ограничений, которые могут только усугубить напряженность на рынке и препятствовать инвестициям, необходимым для удовлетворения растущего спроса на энергию.
Отдельным пунктом в документе прописано «неприятие любого использования изменения климата в качестве оправдания принятия мер, которые препятствуют инвестициям в газовые проекты и создают средства произвольной дискриминации или скрытых ограничений, прямо противоречащих правилам международной торговли».
7-й Саммит ФСЭГ заявил о решительной поддержке африканских стран в их стремлениях и похвальных усилиях по борьбе с энергетической бедностью, решению проблем, связанных с доступом к энергии, и содействию устойчивому, справедливому и инклюзивному социально-экономическому развитию, одновременно защищая окружающую среду, в соответствии с программами ООН в области развития до 2030 года и Африканского союза на период до 2063 года.
Форум приветствовал подписание Соглашения о создании штаб-квартиры Института газовых исследований ФСЭГ в Алжире, цель которого разрабатывать и продвигать инновационные технологии для природного газа и связанных с ним отраслей на благо стран-членов ФСЭГ.