Отраслевые эксперты высказывают сомнения, что за оставшиеся шесть с небольшим лет можно успеть выпустить, импортировать и переоборудовать запланированное количество автомобилей в объёме 49%.
Эксперты Национального исследовательского центра развития рынка газомоторного топлива считают, что Россия может перевести на газ 10% автомобилей через 10–15 лет. Они также полагают, что за этот же период можно переоборудовать на газ половину общественного транспорта РФ.
Первые автомобили на газе
История становления газомоторного транспорта в нашей стране началась в конце 1930-х годов. Однако Великая Отечественная война помешала развитию этого направления. Возрождение отрасли началось в 1970-х годах, тогда использовался в основном пропан-бутан. В 1976 году появились серийные грузовики ГАЗ. За 15–20 лет было выпущено более 100 тыс. авто, они были популярны. В 1982 году возник интерес к метану, за 10 лет заводы ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ произвели более 70 тыс. метановых автомобилей. Строились и заправки. Затем приоритетным направлением стало использование ДТ, на рынке газомоторного топлива опять наступило затишье.
Кстати, первыми придумали использовать газ для воздушных судов советские инженеры. Ту-155 в конце 80-х поднимался в воздух с двигателем HK-88 на жидком азоте. В 1989 году самолет переоборудовали, и он совершил успешный полет на сжиженном газе.
В 2010 году в Нижнем Новгороде начали выпускать ГАЗель «Бизнес» на пропане, но автозавод быстро переключился на метан, и первая серия метановых ГАЗелей увидела свет уже в 2013 году, а за 10 лет их выпустили более 10 тыс., рассказали в компании «Современные транспортные технологии». Линейка начала расширяться.
В 2014 году начала работать программа субсидирования покупки транспортных средств на метане. В 2016-м вышел среднетоннажный ГАЗон NEXT CNG на сжатом метане (CNG — Compressed Natural Gas) — компримированном природном газе, и с того момента при появлении нового семейства авто обязательно выпускалась и его метановая версия. Так, в 2019 году увидела свет ГАЗель NEXT CNG (до наших дней выпущено три тыс. штук), в 2020 году — микроавтобус ГАЗель NEXT CNG. Серийный выпуск ГАЗелей на метане стартовал в 2013 году, но подготовка к продвижению ГМТ-техники, разумеется, велась загодя.
Люксовые марки автомобилей стали переоборудовать на метан
Как сообщает компания «Газпром газомоторное топливо», в 2021 году владельцы люксовых автомобилей стали переоборудовать их под метан. В пункты переоборудования обращались владельцы автомобилей таких марок как: Mercedes-Benz, Lexus, Infiniti, Сadillac. В 2021 году такие машины составили около 3% от общего количества газовых автомобилей по стране, а ведь еще недавно статистика по переоборудованным на ГМТ машинам практически не пополнялась премиальными моделями.
На установку газобаллонного оборудования (ГБО) и производство газомоторной техники в заводском исполнении государство до 2024 года выделяет свыше 15 млрд руб., сообщили эксперты Creon Group, отметив также, что пока доля транспорта на ГМТ в России не превышает 2%. Но Минэнерго России прогнозирует, что после 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд куб. м, количество стационарных газозаправочных объектов — до 1273 ед., а парк техники на природном газе вырастет на 40 тыс. машин.
Газомоторный автопарк в России
В период с 2020 года по 2022 год в России, по данным Минэнерго, с бензина и дизтоплива на газ были переоборудованы 35 200 автомобилей. В 2022 году в России, по данным компании «Газпром газомоторное топливо», было произведено 7 тыс. новых автомобилей, работающих на природном газе, а переоборудовали на метан 19,5 тыс. ед. автотехники. На 1 января 2023 года газомоторный автопарк в РФ насчитывал порядка 285 тыс. единиц.
«КАМАЗ» по итогам 2022 года выпустил более 1,7 тыс. ед. газомоторной техники — 906 газомоторных автомобилей и почти 800 автобусов на метане, об этом сообщила пресс-служба предприятия. В компании указали, что новые обстоятельства, связанные с западными санкциями, не оказали существенного влияния на производство газомоторной техники, но потребовали перепроектирования серийного модельного ряда ГМТ под доступную компонентную базу. Задачу удалось решить в кратчайшие сроки.
Газ дешевле бензина
Топливо — основная статья расходов при эксплуатации коммерческих парков. Его доля в общих затратах может достигать 30%, отмечают в компании «КазКонтракт Трейд». В погоне за экономией владельцы коммерческих парков пробуют переходить на газ. Инвестиции в установку газобаллонного оборудования можно окупить за 4,5 месяца, воспользовавшись госсубсидией.
В 2022 году правительство увеличило нормативы субсидирования в 2 раза: с 24% до 48%. Опыт эксплуатации на транспорте показывает, что газ экономичнее бензина и дизеля. Но показатели разнятся — от 10% до 55% — в зависимости от того, какой транспорт используется.
Для магистральных грузоперевозок экономически эффективно использовать тягачи на сжиженном природном газе (СПГ-тягач), считают в компании «КазКонтракт Трейд». Их запас хода составляет 800–900 километров. У тягача на компримированном природном газе (КПГ-тягач) — в два раза меньше: порядка 400 километров. Стоимость дизельного топлива составляет порядка 52–56 руб., газа — 32–33 рубля. Опыт эксплуатации «КазКонтракт Трейд» показывает, что экономия на топливе достигает 10–20%, но, как отмечают в компании, она растворяется в существующих барьерах.
В «Автомобильной компании — Мостранс» считают, что экономический эффект от использования техники на СПГ составляет от 30% до 40%. Конкретные цифры зависят от ряда факторов, основной из них — наличие разветвленной сети заправок. Можно долго рассуждать об эксплуатации дизельных и газовых тягачей, искать сходства и отличия. Но в любом случае экономический эффект достижим, если вы используете технику ежедневно в полном объеме. Причем на длительных регулярных магистральных перевозках этот эффект еще более значим. А вот при отсутствии заправок рядом эффект будет ничтожным, прибыль теряется на холостых пробегах и времени на заправку, подчеркнули в «Автомобильной компании — Мостранс».
Тормоз для газовых авто
Основная проблема развития грузовых газовых коммерческих парков — это низкая плотность заправочной инфраструктуры. По данным за 2022 год в России насчитывалось около 30 криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС), которые строятся в основном вдоль крупных федеральных трасс. С учетом госсубсидий к 2030 году в Минэнерго обещают расширить сеть до 180 заправок.
Все 36 СПГ-тягачей компании «КазКонтракт Трейд» работают только на маршруте «Москва — Санкт-Петербург», потому что полностью обеспечена заправочными станциями только магистраль М-10, подчеркнули в компании. Дизельная фура, разгрузившись в Санкт-Петербурге, может забрать там же груз и поехать, например, в Воронеж. СПГ-тягач так не может. Он должен в Санкт-Петербурге искать обратную загрузку, чтобы не возвращаться на базу в Москву порожним.
Отраслевые эксперты отмечают, что разветвленность сетей газовых заправок серьезно разнится от региона к региону. Из-за неразвитости инфраструктуры и ограниченной пропускной способности КриоАЗС времени на заправку СПГ-тягача уходит в среднем в 4 раза больше, отмечают в компании «КазКонтракт Трейд». По их оценке, дизельная фура проводит на АЗС в среднем 15 минут, СПГ-тягач — около 1 часа. При этом львиная доля уходит на ожидание в очереди, а сам процесс заправки занимает 9–10 минут.
Сейчас, по оценкам «НОВАТЭКа», в России насчитывается порядка 2 тыс. ед. СПГ-тягачей. А для эффективного развития заправочной инфраструктуры требуется предложение СПГ-техники не менее 3 тыс. ед. в год, сообщили в компании «НОВАТЭК-СПГ топливо», при этом подчеркнув, что такого объема предложения у нас на данный момент нет.
В России дефицит заправочной инфраструктуры. Сейчас в стране немногим более 30 КриоАЗС, которые построены в основном вдоль крупных федеральных трасс. С учетом госсубсидий к 2030 году обещают расширить сеть до 180 заправок.
Кому это выгодно?
Специалисты в сфере автотранспорта полагают, что не для всех категорий пользователей газовое топливо является экономически выгодным. Несмотря на то что некоторые автомобили с гибридным двигателем стоят дешевле, чем привычные авто на двигателе внутреннего сгорания, их содержание обходится дороже, пояснили в ГК «АвтоСпецЦентр». Например, цены Toyota Camry составили 4 200 000–4 900 000 руб. в зависимости от комплектации. При этом в 2023 году в некоторых гибридных автомобилях в паспорте транспортного средства учитывались мощности электромотора и двигателя внутреннего сгорания, что увеличило сумму транспортного налога и ОСАГО.
Основным преимуществом газового авто является экономия на топливе, особенно если автомобиль эксплуатируется в мегаполисах. Гибридные авто потребляют на 25% меньше топлива, чем автомобили на двигателе внутреннего сгорания. Однако дорогое обслуживание, ремонт и содержание нивелируют данную выгоду. Гибридные двигатели выгодны для тех автомобилистов, которые регулярно и интенсивно используют автомобиль.
Если потребитель живет в «шаговой доступности» от АГНКС, то переход на газовое топливо, безусловно, актуален, а дисконт 30% — хороший стимул. Если до ближайшей газозаправочной станции 100 км (а такие случаи — не редкость), то едва ли стоит переводить авто на «газовые рельсы».
Основным механизмом роста автопарка остается переоборудование транспорта, а заводское производство техники пока отстает от ожиданий. С 2014 года в России было произведено свыше 55 тыс. автомобилей на метане.
В настоящее время в стране фактически отсутствует собственное производство газобаллонного оборудования, отмечают отраслевые эксперты. Рынок переоборудования транспорта в России зависит от иностранных комплектующих. На российских предприятиях использовали преимущественно итальянскую технику. Из-за санкций ввоз её в страну оказался под запретом.
Впрочем, как отмечают в компании «ГНП Сеть АГЗС ГНП», к осени 2022 года удалось наладить поставки в рамках параллельного импорта. Эксперты компании считают, что больших проблем с тем, чтобы заместить импортное оборудование, возникнуть не должно.
Опасная самодеятельность
Среди водителей автотранспорта иногда можно услышать мнение о том, что газ более взрывоопасен. Комментируя это, заведующий кафедрой топливообеспечения и горюче-смазочных материалов Института нефти и газа СФУ, доктор технических наук Юрий Безбородов говорит, что «это глупости». Если разливается бензин, он, как правило, разливается на землю, и там не хватает только искры, чтобы всё это воспламенилось. А газ испаряется и улетает.
Другое дело, когда переоборудование автомобиля с бензина на газ произведено некачественно, то ни к чему хорошему это не приводит, отметил учёный. В частности, он рассказал, что в Томске видел переоборудованный «пазик». На его крыше лежали баллоны с метаном под давлением. Там уже была нарушена центровка и так далее. Когда созданы такие условия, то, разумеется, это несёт в себе потенциальную угрозу.
Совместное с Китаем производство грузовиков на метане
Компания «БН-Моторс» (автодилер из Брянска) решила расширить свой бизнес и заняться не только продажей машин, но и их сборкой. Речь идет о китайских грузовиках, которые оснащают заводской аппаратурой, позволяющей ездить на природном газе — метане. Марка грузовиков не названа, но учитывая, что «БН-Моторс» стала эксклюзивным дилером BAW в России, выбор очевиден. Как отмечают отраслевые эксперты, моделью для сборки, скорее всего, станет грузовик BAW T7 грузоподъемностью 2–2,5 тонны. BAW — это китайский автопроизводитель, ведущий свою деятельность с 1958 года.
Первоначально машины будут поставлять из Китая с последующей локализацией производства на площадке в Брянске. С российской стороны партнером «БН-Моторс» в этом проекте станет компания «Газпром газомоторное топливо». В июне 2023 года обе компании подписали соглашение о намерениях выпускать автомобили на метане. Согласно достигнутым договоренностям, покупатели грузовиков получат карту участника программы лояльности, которая позволит заправляться на газпромовских АГНКС со скидкой 20%.
В конце мая 2023 «Газпром газомоторное топливо» и компания «БейбенТракРус» подписали соглашение о сотрудничестве с целью развития рынка природного газа в качестве моторного топлива. «БейбенТракРус» является дистрибьютором одного из крупнейших китайских автопроизводителей — BeiBen Truck. Бренду в этом году исполнилось 35 лет.
На российском рынке отмечается повышенный спрос на транспорт на метане — в сегментах магистральных тягачей и коммерческого транспорта, отмечают в компании «Газпром газомоторное топливо». Сотрудничество позволит расширить парк отечественной газомоторной техники современными и технологичными машинами.
Будущих владельцев иностранных газовых машин «Газпром газомоторное топливо» поддержит в рамках маркетинговой программы «Экономия для новых транспортных средств». Она работает для физических и юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей.