Департамент стратегического развития министерства транспорта РФ собрал информацию по потребности регионов в обновлении парка пассажирского автотранспорта на ГМТ.
Согласно данным, в настоящее время общее количество транспортных средств на природном газе в России насчитывает 20 840 ед., а дополнительная потребность составляет 6,5 тыс. единиц.
Одним из направлений расширения применения ГМТ, как отметили в ведомстве, является передача в лизинг экологичного и энергоэффективного городского автобусного транспорта. Также ведется разработка железнодорожного транспорта на газовом моторном топливе, запуск в эксплуатацию первых образцов планируется в 2026 году. В 2022 году начата эксплуатация первых двух двухтопливных паромов.
Планы отрасли до 2035 года
Минэнерго совместно с ключевыми игроками отрасли работает над созданием обновленной концепции «Модель ускоренного развития ГМТ отрасли до 2035 года».
Целью работы является подготовка документа стратегического планирования ГМТ, основанного на комплексном анализе текущего состояния рынка, отметили в ведомстве.
Модель ускоренного развития газомоторной отрасли в России предусматривает увеличение объемов производства техники, работающей на газомоторном топливе. Этого планируется достичь за счет формирования долгосрочного заказа предприятиям автомобилестроения, судостроения, локомотивостроения и машиностроения.
Помимо этого, на долгосрочной основе предусматривается обеспечение баланса между ценой на газомоторное топливо (компримированный газ и сжиженный природный газ) и нефтяными видами топлива.
Речь также идёт об опережающем развитии газозаправочной инфраструктуры, об увеличении объемов отечественного производства и комплектной поставки технологического оборудования для заправочных станций и для переоборудования автотранспорта. Сюда же входит и цифровизация газомоторной отрасли, создание цифровой платформы для мониторинга развития рынка газомоторного топлива.
Успехи достигнуты только в секторе автотранспорта
Разработка концепции развития рынка газомоторного топлива включает в себя комплексный анализ текущей ситуации и построения универсальной модели, учитывающей как международный опыт, так и современные реалии в целом, отмечают эксперты Минэнерго.
Анализ существующего рынка, подготовленный экспертами компании «Транспортная интеграция», занимающейся вопросами стратегического консалтинга и планирования, показал, что определенные успехи достигнуты только в секторе автотранспорта, но о заметном развитии водного, железнодорожного, коммунального транспорта, карьерной и промышленной техники, говорить не приходится. Более того, ни в одном государственном документе стратегического планирования нет целевых показателей по производству большинства видов такой техники. При этом многие потенциальные потребители газомоторной техники указывают на очевидную недостаточность заправочной инфраструктуры в качестве сдерживающего фактора.
В развитие концепции необходимо принятие комплексной государственной программы производства техники на ГМТ и схемы размещения объектов заправочной инфраструктуры. Только так можно будет достичь целевых показателей развития сектора, включая значительные экономические и экологические эффекты, считают эксперты компании «Транспортная интеграция».
Концепция развития рынка газомоторного топлива
Подготовка концепции развития рынка газомоторного топлива предусматривает, во-первых, развитие рынка газомоторного топлива за счет роста объемов его потребления населением и предприятиями отраслей экономики страны. Во-вторых — обеспечение синхронизированного развития парка газомоторной техники, мощностей по производству газомоторного топлива, газозаправочной инфраструктуры, сервисной сети и системы послепродажного обслуживания газомоторного транспорта.
При этом, как пояснили в Минэнерго, речь идёт не только о развитии сегмента автомобильного транспорта, но также и о водном, железнодорожном транспорте, о карьерной, сельскохозяйственной и специальной технике.
Программа развития ГМТ разделена на три этапа: в 2023–2025 годах предполагается завершить формирование всей необходимой нормативно-правовой базы, на 2025–2030 годы запланировано строительство основной инфраструктуры вдоль дорожной сети и постепенное увеличение её загрузки, а на 2030–2035 годы — основное наращивание потребления природного газа в качестве моторного топлива и общее увеличение парка газомоторного транспорта, сообщил первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин.
Три сценария развития
Документ прорабатывается в нескольких сценариях. Оптимистичный сценарий — отражает потенциально возможный спрос на газомоторное топливо в различных сегментах газомоторной техники.
Целевой сценарий — предусматривает реализацию модели ускоренного развития газомоторной отрасли за счет существенного увеличения объемов производства и переоборудования техники на ГМТ и обеспечения опорной транспортной сети объектами газозаправочной инфраструктуры. В целевом сценарии прописывается увеличение количества объектов газозаправочной инфраструктуры в России с 896 ед. в 2022 году до 2696 ед. в 2035 году, то есть на 1800 единиц. В качестве рекомендуемого выбран целевой сценарий, предусматривающий реализацию модели ускоренного развития газомоторной отрасли.
Базовый сценарий — отражает развитие газомоторной отрасли в современных условиях с учетом внешних вызовов и нестабильности на мировых энергетических рынках.
Разработка новой концепции развития рынка ГМТ предполагает, что потребление метана на транспорте за период с 2023 года по 2035 год в базовом сценарии должно увеличиться до 10,7 млрд куб. м в год, сообщил директор департамента развития газовой отрасли министерства энергетики Артём Верхов. Он отметил, что потребление метана на транспорте в целевом сценарии, предусматривающем ускоренное развитие, должен увеличиться в 7,6 раза — с 2 млрд куб. м до 15,2 млрд куб. м в год. При этом потребление компримированного газа (КПГ) должно вырасти более чем в 5 раз — до 8,2 млрд куб. м, а потребление СПГ — в 16 раз — до 5 млн тонн.
По данным департамента развития газовой отрасли Минэнерго, в 2022 году в качестве моторного топлива было потреблено 1,72 млрд куб. м метана, что на 29% больше, чем годом ранее. При этом в текущем 2023 году этот показатель в соответствии с госпрограммой должен увеличиться ещё на 26% — до 2,17 млрд кубометров.
Использование метана в качестве ГМТ соответствует цели по достижению углеродной нейтральности в России к 2050–2060 годам, так как выбросы углекислого газа от потребления природного газа на 25% ниже, чем от других видов топлива.
Согласно оценке эффектов, которые ожидается получить от реализации целевого сценария концепции развития рынка газомоторного топлива в РФ, общий объем сокращения выбросов парниковых газов за период 2023–2035 годов составит 60,3 млн тонн. Общий объем снижения расходов на топливо за этот же период составит 5,1 трлн рублей.
Рост потребления СПГ на рынке газомоторного топлива
Ожидается, что существенную роль в использовании газомоторного топлива, как наиболее выгодного для потребителей, сыграет рост потребления СПГ. Если по компримированному газу планируется увеличение потребления в 3–4 раза, то использование СПГ в качестве моторного топлива к 2035 году может вырасти в 10–15 раз, сообщил Павел Сорокин. Он отметил, что наращивание объёмов потребления сжиженного природного газа станет возможными благодаря его использованию не только грузовым сухопутным транспортом и сельскохозяйственной техникой, но также речным и морским флотом.
Программа развития мини-СПГ синхронизирована с газификацией и догазификацией. Это позволит к 2035 году создать до 80 объектов мини-СПГ, которые обеспечат ежегодное потребление грузовым транспортом около 5–6 млрд куб. м природного газа, считает первый заместитель министра энергетики.
Использование малотоннажного СПГ может стать хорошим решением для газификации населённых пунктов, удаленных от Единой системы газоснабжения, и в первую очередь населенных пунктов Дальнего Востока, считает Артём Верхов. При этом директор департамента развития газовой отрасли подчеркнул, что ключевым для развития СПГ-газификации является формирование новых центров потребления газа на базе «якорных потребителей». Для малотоннажного СПГ таким «якорным» потребителем является транспорт на газомоторном топливе.
Субсидии для заправочной инфраструктуры СПГ
В 2023 году готовится к запуску программа субсидирования производственной и заправочной инфраструктуры СПГ, сообщил директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго. Он отметил, что в нынешнем году федеральным бюджетом предусмотрена субсидия в размере 700 млн руб., которая позволит простимулировать строительство 11 криогенных автозаправочных станций (КриоАЗС), на них можно заправлять транспорт, использующий в качестве топлива СПГ.
При этом Артём Верхов отметил, что по итогам проведённых в Минэнерго совещаний были предложены новые правила предоставления субсидий на строительство КриоАЗС. Если ранее для получения поддержки от государства инвестору было необходимо обеспечить строительство СПГ-заправок на протяжении всей трассы, то теперь планируется субсидировать каждый объект отдельно. Они должны располагаться в непосредственной близости от транспортной артерии, по выбору инвестора.
Этот шаг упростит получение субсидии на строительство КриоАЗС и станет стимулом для инвесторов, что положительно отразится не только на использовании СПГ на транспорте, но и на развитии ГМТ в целом, считает Артём Верхов.
Говоря о субсидировании малотоннажных СПГ-проектов, он уточнил, что основной целью программы государственной поддержки является использование природного газа для внутреннего рынка. Уже подготовлены правила субсидирования КриоАЗС и малотоннажных СПГ-заводов. Соответствующий проект в настоящее время находится на межведомственном согласовании.
В координационном центре при правительстве ведётся работа, которая предусматривает мониторинг реализации СПГ-проектов, координацию программ по импортозамещению, снижение административных барьеров, комплексное взаимодействие органов государственной власти и компаний.
Сжиженный и компримированный природный газ по сравнению с дизельным топливом и бензином дешевле почти в два раза, поэтому использование метана на транспорте выгодно для всех категорий потребителей, отмечают отраслевые эксперты.
Меры по расширению использования газомоторного топлива
На протяжении последних лет потребление метана на транспорте ежегодно увеличивается на 25–30%, отмечают в Минэнерго. В ведомстве ожидают, что эта тенденция сохранится и в нынешнем 2023 году, и потребление природного газа транспортом составит 8 млрд кубометров.
Расширение использования метана в качестве моторного топлива предусматривает комплекс мер, и в этой связи проводится детальный анализ всех видов потребления, включая поезда, речной транспорт и сельскохозяйственную технику.
Говоря о потреблении природного газа водным транспортом, Павел Сорокин отметил, что основные пункты бункеровочной инфраструктуры планируется создать на Чёрном и Балтийском морях, в районе Мурманска, на Ямале, а также на Дальнем Востоке.
«Это основные точки, способные создать максимальное потребление природного газа водным транспортом», — пояснил он, добавив, что речь идёт не только о морских судах, но и о речных.
Сейчас необходимо увеличивать закупки общественного транспорта и коммунальной техники на ГМТ, считает Павел Сорокин. По его словам, это позволит эффективнее развивать заправочную инфраструктуру, расширение которой формирует основу для дальнейшего увеличения спроса на метан в качестве моторного топлива.
Использование метана обладает огромным потенциалом, уже сейчас создаётся конкуренция, что является важным критерием формирования рынка в целом.
Говоря о программе поддержки строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), Артём Верхов отметил, что в прошлом году к ней присоединились 14 новых регионов. Кроме того, с текущего года отменён приоритет у субъектов, входящих в перечень первоочередных, поэтому теперь все регионы могут претендовать на субсидии на равных условиях.
Он напомнил, что в 2022 году для граждан и организаций малого и среднего бизнеса был установлен двукратный повышающий коэффициент для субсидий на переоборудование транспорта на метан, а также повышен предельный возраст транспорта, который можно переоборудовать по субсидии, до 15 лет. В 2022 году для использования газа в качестве моторного топлива было переоборудовано более 9,4 тыс. ед. транспорта.
Госдума об ускорении перехода на газомоторное топливо
Выплаты из бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в 2023 году планируются в размере 1,2 трлн руб. против 2,2 трлн руб. в 2022 году, сообщил на коллегии Минэнерго глава думского комитета по энергетике Павел Завальный и призвал отрасль скорее переходить на газовое моторное топливо. По его словам, программа расширения использования газа на транспорте реализуется, рост к 2021 году составил 28%, однако нужно сделать планы по замещению моторного топлива более амбициозными.
«План до 2030 года — 5–6 млн т замещения. При этом структура запасов нефти ухудшается, себестоимость растет. И это будет приводить к подорожанию ГСМ, жидких топлив на внутреннем рынке, а альтернатива — это газ. И замещение газом имеет большой бюджетный эффект», — подчеркнул он.
По словам Завального, для развития рынка СПГ нужен «якорный» потребитель, и это — транспорт. А значит, необходимы более амбициозные планы по развитию газомоторного топлива, в том числе СПГ, и не 5–6 млн т замещения, а 10–12 млн т, как было по первоначальному плану, а, может быть, даже и более. Тогда можно решить проблемы социальной газификации, считает глава думского комитета по энергетике.