Газ более экологичный и доступный энергоноситель. Выбросов загрязняющих веществ у автомобилей на метане в 3 раза меньше, чем на дизеле, и в 6 раз меньше, чем на бензине. В связи с необходимостью снижения выбросов вредных веществ, его популярность будет увеличиваться. Благодаря доступности природного газа, газомоторное топливо может стать более выгодным и экономически эффективным в сравнении с другими видами топлива.
Метан не нуждается в сложной переработке, в отличие от бензина, необходимые стадии — это очистка и сжатие. Какие-то сложные технологии не нужны, всё уже есть в наличии, считают учёные Института нефти и газа Сибирского федерального университета (СФУ).
С помощью господдержки
Развитие рынка ГМТ с помощью мер господдержки идет с 2013 года, новое качество оно приобрело в 2019 году с принятием соответствующей госпрограммы и субсидированием как строительства заправочной инфраструктуры, так и переоборудования транспорта на газ.
В марте 2020 года в рамках госпрограммы по развитию энергетики правительством была утверждена подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» с объемом госфинансирования в 19,3 млрд рублей. Она предусматривает увеличение по итогам 2024 года потребления газа в качестве моторного топлива до 2,7 млрд куб. м, а также рост числа газовых заправок — до 1273 единиц. До конца 2024 года также предполагается увеличить парк техники на природном газе не менее чем на 40 тыс. единиц.
В августе 2022 года вышло постановление об увеличении объема субсидирования расходов физлиц и бизнеса по переводу автотранспорта с бензина на метан. Объем субсидии был увеличен с 24% до 48% от общей стоимости переоборудования транспортного средства.
Спектр газа
В качестве моторного топлива можно использовать компримированный природный газ, сжиженную пропан-бутановую смесь (СУГ) и сжиженный природный газ. Отраслевые эксперты отмечают, что у каждого из этих вариантов есть свои преимущества и ограничения.
Производители СУГ акцентируют внимание на более развитой инфраструктуре. Государство в качестве приоритетного направления выбрало метан с точки зрения субсидирования, развития инфраструктуры, федеральных государственных и маркетинговых программ. Но исторически сложилось так, что ещё с 1980-х годов количество транспорта на пропан-бутане увеличивалось.
В среднесрочной перспективе спрос на СУГ останется достаточно стабильным, полагают отраслевые эксперты, потому что нельзя игнорировать развитую инфраструктуру СУГ. Ближайшие 6 лет, если КПГ и будет отвоевывать позиции у СУГ, то незначительно. Пока потребитель выбирает пропан-бутановую смесь.
У СУГ есть объективные недостатки — из-за большого количества примесей он менее экологически чистый, сообщили на кафедре топливообеспечения и горюче-смазочных материалов Института нефти и газа СФУ (нефть газ).
Сжигать пропан-бутан не очень хорошо с точки зрения рационального использования газа. И здесь можно вспомнить высказывание Менделеева о том, что дешевле топить печь ассигнациями. Но на этом этапе пропан-бутан нужен на рынке газомоторного топлива. И если смотреть на перспективу, то надо развивать направление компримированного природного газа, считают в Институте нефти и газа СФУ.
Эту точку зрения разделяют и на государственном уровне, делая ставку на метан. В случае с КПГ газ хранится в газообразном состоянии под высоким давлением, а СПГ — в жидком, и при низкой температуре.
Производство КПГ дешевле, ведь в данном случае из технологического процесса уходит дорогостоящая процедура сжижения газа. Однако для его хранения нужны резервуары большого объёма. Также важно, что СПГ имеет высокую энергетическую эффективность, а значит, и больший запас хода от одной заправки, объяснили учёные.
На сегодняшний день основными производителями газомоторного топлива являются крупные нефтяные и газовые компании — «Газпром», «НОВАТЭК», «Роснефть» и другие. Они производят газомоторное топливо на специализированных заводах и обеспечивают его поставку на автозаправочные станции по всей стране.
В России действует несколько крупных поставщиков газомоторного топлива. Они имеют свои собственные сети автозаправочных станций и обеспечивают поставку топлива на заправки. Кроме того, они предоставляют услуги по продаже и монтажу газобаллонного оборудования.
Количество газовых автозаправок
Каждый год количество создаваемых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) растет. По данным Минэнерго, общее количество газовых автозаправок, включая АЗС, использующих сжиженный природный газ, за 2022 год составило 896 штук, что на 49% больше, чем годом ранее. Мощности этих объектов позволяют обеспечивать газомоторным топливом свыше 500 тыс. автомобилей, сообщили в компании «Газпром газомоторное топливо».
Потребление газа в виде моторного топлива за период с 2021 года по 2022 год выросло на 28% и достигло 1,72 млрд кубометров. Эти данные Минэнерго приводит по состоянию на март 2023 года.
Общее количество газомоторных заправок в стране до 2035 года планируется увеличить до 1435 ед., сообщил первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Он подчеркнул, что для дальнейшего развития рынка газомоторного топлива в России необходимо не только создавать новые объекты газозаправочной инфраструктуры, но и увеличивать загрузку уже действующих.
Если в 2019 году в качестве моторного топлива использовалось около 1 млрд куб. м газа, то к началу 2023 года эта цифра уже увеличилась до 1,7 млрд куб. м, а к 2025 году должна вырасти до 3,3 млрд куб. м, что наглядно подчеркивает необходимость увеличения загрузки действующих АГНКС, отметил Павел Сорокин.
В Минэнерго ожидают, что к 2030 году число газовых заправок в стране должно увеличиться до 1875 единиц. Для сравнения: всего в России, по данным Российского топливного союза, сейчас действует порядка 23 000–24 000 АЗС.
Потребление газомоторного топлива возросло на 12%
На заправку природным газом автотранспорта, работающего на метане, в 2022 году в России было израсходовано на 12% газа больше, чем в 2021 году, сообщили в компании «Газпром газомоторное топливо».
Наибольший прирост был зафиксирован в Сахалинской области — 82%, Белгородской — 26%, Санкт-Петербурге — 20%, Ленинградской области — 17% и Свердловской — 15%. В компании подчеркнули, что речь идет о тех регионах, где разработаны и действуют эффективные меры поддержки транспорта, который работает на природном газе.
Природный газ остается одним из самых перспективных на рынке моторного топлива России и с точки зрения доступности по цене, и меньшего вреда для окружающей среды, если сравнивать с бензином и дизельным топливом. Отраслевые эксперты подчёркивают, что стоимость компримированного природного газа сохраняется на уровне не более 50% от стоимости бензина или дизельного топлива, что позволило сократить транспортные издержки при перевозке пассажиров и грузов.
5,9 млрд руб. на развитие заправочной инфраструктуры КПГ
Когда мы говорим о развитии российского рынка газомоторного топлива, то речь, как правило, идет именно о метановом сегменте, и динамика численности парка это также отражает. В частности, количество автомобилей на КПГ с 2018 года увеличивается более чем на 7% в год, сообщило издание Neftegaz.ru.
Бюджетные субсидии компримированного природного газа в 2023–2025 годах составят 5,9 млрд руб., следует из правительственных поправок к проекту трехлетнего федерального бюджета. Документ опубликован в электронной базе данных Госдумы.
В 2023 году на развитие газозаправок запланировано выделение 1 230 млн руб., в 2024 году — 2 млрд 212 млн руб., в 2025 году — 2 млрд 460 млн рублей. Средства выделяются в рамках федерального проекта «Чистая энергетика».
КПГ реализуется через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, где он осушается, сжимается в компрессоре и подается в баллон транспортного средства под давлением 200 атмосфер. Основные потребители такого газа — пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт и коммунальная техника.
За 10 лет газозаправочная инфраструктура в России, работающая на сжатом (компримированном) природном газе, по данным «Газпрома», выросла втрое — до 728 объектов к началу 2023 года. Более половины из них (56%) — это станции «Газпрома». Частные инвесторы также заинтересованы в строительстве станций под брендом компании: первые такие АГНКС появились осенью 2022 года, а сегодня по договору франчайзинга работают уже 11 объектов.
В 2022 году на объектах розничной сети «Газпрома» было реализовано более 1 млрд куб. м КПГ. За год компания увеличила сеть на 48 станций, в том числе 11 объектов по схеме франчайзинга, до 405 заправок, сообщили в компании «Газпром газомоторное топливо».
50 метановых заправок на трассах до конца 2026 года
До конца 2024 года компания «Газпром газомоторное топливо», которая является крупнейшим игроком на рынке КПГ в России, планирует построить более 20 заправок на основных федеральных трассах РФ, сообщили в компании. Практически все они будут расположены по обеим сторонам дороги. В 2023 году построят заправки на трассах: М-10 в Новгородской области, М-7 в Татарстане и М-4 в Воронежской области.
В 2024 году планируется завершить строительство заправок на автодорогах: М-11 и А-114 на участках в Ленинградской области, М-7 в Пермском крае и Татарстане, М-10 в Московской и Тверской областях, М-5 в Рязанской области, М-12, М-1, ЦКАД на участках в Московской области. До конца 2026 года компания «Газпром газомоторное топливо» планирует построить на трассах 50 новых метановых заправочных станций.
Сегодня созданная инфраструктура компании может заправлять на полмиллиона машин больше, чем потребляют автомобили в настоящее время. Автопроизводители пока еще не удовлетворяют существующий спрос на машины на метане.
Новые объекты «Газпрома» для заправки автомобилей природным газом
В Ростовской области в апреле 2023 года начали работу шесть новых станций — в Егорлыкском, Красносулинском, Миллеровском, Морозовском и Семикаракорском районах. В Тульской области — две в Богородицком районе. В Краснодарском крае — одна в Павловском районе. Ежедневно на новых станциях смогут заправляться около 4,5 тыс. машин.
Основная часть введенных в эксплуатацию газозаправочных станций располагается вблизи федеральной трассы М-4 «Дон» — одного из самых востребованных маршрутов среди логистических компаний и частных автовладельцев.
Планируется строительство первого в Краснодарском крае малотоннажного комплекса «Газпрома» по сжижению природного газа производительностью 12,5 тыс. т СПГ в год. Он будет построен в станице Павловской рядом с новой газозаправочной станцией.
Сжижение природного газа и его реализация будут производиться на одной площадке. При необходимости СПГ может быть доставлен с помощью криогенных передвижных автогазозаправщиков до других газозаправочных станций, расположенных вдоль трассы М-4, или непосредственно к крупным автопаркам в южных регионах.
Развитие рынка газомоторного топлива в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах
На долю регионов, входящих в ЮФО и СКФО, приходится почти треть общего объема реализации газомоторного топлива в России. В числе лидеров — Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарская Республика и Республика Дагестан.
При этом южные регионы имеют большой потенциал для дальнейшего наращивания использования газа на транспорте. «Газпром» ведет активную работу по развитию газозаправочной инфраструктуры на федеральных трассах, в том числе проходящих по территории ЮФО и СКФО — М-4 «Дон», Р-22 «Каспий», Р-215 «Астрахань — Махачкала», Р-217 «Кавказ». В планах компании строительство не менее 25 объектов.
Часть газозаправочных станций при необходимости будет оснащена оборудованием для производства и реализации СПГ. Это позволит обеспечить сжиженным газом магистральный транспорт, а также станет стимулом для развития применения СПГ на технике сельхозпроизводителей.
Развитие газозаправочной инфраструктуры в Краснодарском крае
В апреле были подписаны план мероприятий («дорожная карта») по ускоренному переходу на природный газ в качестве моторного топлива и развитию газозаправочной инфраструктуры на территории Краснодарского края на период c 2023 года по 2025 год, а также план мероприятий («дорожная карта») по синхронизации реализации масштабного инвестиционного проекта по строительству газомоторной инфраструктуры в городе Сочи в 2023–2024 годах.
Цель документов — создать условия для более широкого применения в Краснодарском крае природного газа. Для этого «Газпром» планирует построить восемь газозаправочных станций, в том числе четыре — в Сочи. Кроме того, компания совместно с администрацией региона проработает вопрос подбора и предоставления земельных участков для строительства еще 20 станций после 2025 года. Планируется реализация мер, направленных на увеличение парка газомоторной техники в Краснодарском крае.