Переработка нефти
Часть добываемой нефти перерабатывается на местных мини-НПЗ, часть экспортируется в Киргизию на НПЗ в г. Джелал-Абад. По данным Argus Media, на территории Таджикистана действуют небольшие нефтеперерабатывающие установки и мини-НПЗ в количестве 21 штуки. Постоянно работает не более 10 из них.
В 2017 году таджикско-китайское предприятие TK-oil, учрежденное китайской Dong Ying heli Investment and Development и таджикской — «Хасан и Ко», в рамках первого этапа планировало ввести в эксплуатацию НПЗ мощностью 500 тыс. т нефти в год (с дальнейшим увеличением мощности до 1,2 млн т нефти в год) в свободной экономической зоне Дангара. Однако затем запуск завода в эксплуатацию был отложен. В сентябре 2019 года строительство завода мощностью 500 тыс. т было завершено.
Кроме того, в Таджикистане планируется ввести в эксплуатацию мини-НПЗ мощностью 300 тыс. т в год в г. Турсунзаде.
Крупнейший НПЗ HEli в Таджикистане простаивает из-за нехватки сырья.
Производство нефтепродуктов
В 2022 году на НПЗ Таджикистана было произведено 12,7 тыс. т (–52,6% к 2021).
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020* | 2021* | 2022* | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бензин | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 0,3 |
Дизельное топливо | 2,5 | 4,6 | 9,8 | 17,1 | 12,5 | 5,2 | 5,9 | 3,9 |
Мазут | 4,6 | 7,0 | 9,2 | 25,9 | 15,5 | 6,7 | 12,6 | 4,0 |
По данным Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан
* По данным Argus Media (без учета СУГ)
Импорт нефтепродуктов
В 2022 году, по данным Argus Media, Таджикистан импортировал 853 тыс. т нефтепродуктов. Поставки нефтепродуктов, по данным UN Comtrade, в 2022 году осуществлялись в основном из России (87,3% поставок), Туркменистана (5,5%), Белоруссии (2,8%), Казахстана (2,2%).
В структуре импорта нефтепродуктов преобладали дизельное топливо (305,3 тыс. т, или 44,2%), автомобильный бензин (209,5 тыс. т, или 30,3%), битум (23,8 тыс. т, или 3,4%), авиакеросин (10,9 тыс. т, или 1,6%), смазочные масла (7,0 тыс. т, или 1,0%).
Экспорт российских нефтепродуктов, в основном, осуществляется компаниями «Газпром нефть» с Омского НПЗ и «Фортеинвест» с Орского НПЗ. Также крупные отгрузки моторного топлива поступают с НПЗ «Газпром нефтехим Салават» и пермского завода «ЛУКОЙЛ».
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
621 | 622 | 511 | 549 | 602 | 652 | 691 | 853 |
По данным Argus Media (без учета СУГ)
Поставки российских и казахстанских нефтепродуктов осуществляются через 2 таджикско-узбекских погран-перехода: Бекабад (в северные районы страны) и Кудкули (в центральные и южные районы). Поставки туркменских нефтепродуктов производятся через узбекско-таджикский погран-переход Амузанг — Хошады.
С 1995 года поставки российских нефтепродуктов в Таджикистан осуществлялись без взимания таможенных пошлин на основании соответствующих Протоколов к Межправительственным соглашениям о создании в СНГ зоны свободной торговли.
С 1 мая 2010 года были введены таможенные пошлины на поставку российских нефтепродуктов в Таджикистан. В итоге в стране значительно выросли цены на нефтепродукты.
В конце 2013 года пошлины снова были отменены.
В 2014 году в совместном российско-таджикском индикативном балансе максимальный объем беспошлинных поставок составлял 1 млн т, в 2015 году — 860 тыс. тонн. Квота на беспошлинный импорт нефтепродуктов из России в Таджикистан в 2016 году была сохранена на уровне 2015 года и составила 860 тыс. тонн. В 2017–2019 годах квота была снижена до 830 тыс. тонн.
Обсуждалась возможность поставки моторного топлива в Таджикистан из Ирана.
Потребление нефтепродуктов
Крупнейшими игроками на розничном рынке нефтепродуктов в Таджикистане являются частные таджикские компании «Тоджирон» и «Умед-88». Расширяет свое присутствие на розничном рынке российская «Газпром нефть» (44 АЗС).