С подробным докладом по этой теме выступил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев. В частности, он сказал:
— «Национальным планом по развитию конкуренции на 2021–2025 годы», который был принят в декабре 2022 года, утвержден план мероприятий по развитию организованной биржевой торговли на отдельных товарных рынках.
Я хотел бы сказать, что биржевая торговля — это не только механизм, являющийся ликвидным и позволяющий приобретать на бирже соответствующие объемы товарной продукции (нефтепродукты цены, бензин цена, дизельное топливо цена). Это также инструмент, которым мы активно пользуемся с точки зрения оценки справедливой стоимости нефтепродуктов (для определения соответствующих цен в качестве рыночных или нерыночных).
В рамках «дорожной карты» мы продолжаем нашу работу. Нам импонирует, что, согласно принятому в декабре документу, в эту работу вовлечены все федеральные органы власти — Минфин, Минэнерго, ФНС, Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Банк России. Таким сильным коллективом нам доступно сделать многое. Считаю также, что очень качественно работает биржевой комитет. Его решения и рекомендации позволяют в значительной степени корректировать шероховатости, имеющиеся в нормативных документах, или те вещи, которые напрямую нельзя урегулировать документами биржи, но по которым нам ставят вопросы участники рынка. В таких случаях мы понимаем, что рыночная жизнь всегда шире, чем те документы, которые у нас есть. И мы вместе с коллегами с биржи всегда находим адекватные решения, позволяющие развивать рыночные механизмы. Поэтому биржевый рынок уже сейчас можно признать состоявшимся.
Естественно, мы будем продолжать работу по увеличению обязательной торговли на бирже соответствующими видами нефтепродуктов, а также другими товарами.
Коллеги из Минфина говорят, что необходимо принятие закона, который установит требования по иным рынкам там, где нет крупных доминирующих субъектов для установления обязательной доли продажи на рынке. Действительно, такой закон нам очень нужен. Сейчас статья 6 Закона «О защите конкуренции» говорит о том, что если товар торгуется на бирже и установлены соответствующие индикаторы объемов продаж на рынке, то это позволяет говорить нам о том, что такая цена не может считаться монопольно высокой. В этом смысле мне кажется, что те участники рынка, которые сейчас биржевыми механизмами не пользуются, после принятия законопроекта эти механизмы начнут применять. В таком случае они будут защищены от антимонопольного расследования, что позволит им более четко ориентироваться в рыночной конъюнктуре, а значит, пойдет на пользу соответствующим рынкам.
Мы понимаем, что целый ряд рынков, по которым начались биржевые торги, находятся еще в недостаточной стадии развития. Однако базовые фундаментальные вещи заложены. Поэтому есть уверенность, что шансы достижения высоких показателей в этом плане достаточно высоки. И 2023 год для нас будет показательным относительно того, как мы будем продолжать работу по установлению показателей для обязательных объемов продажи на бирже, чтобы эти ценовые индикаторы позволяли определять баланс спроса и предложения.
Важным вопросом является тема импортозамещения ценовых индикаторов. Мы с вами знаем, что у нас нефтяные аналогии привязаны к Argus, кроме того, еще целый ряд других показателей в сферах угля и железной руды также привязаны к индикаторам иностранных агентств. В этой связи есть опасность, что мы в какой-то момент можем стать объектом для недружественных манипуляций. Поэтому с коллегами из федеральных органов и Банка России ведется активная работа относительно определения перечня ключевых товаров, а также формирования национальных рыночных индикаторов цен на ключевые группы товаров и над оценкой возможностей биржевых и небиржевых индикаторов при налоговом и бюджетном контроле.
Мы изменили положение, связанное с регистрацией внебиржевых сделок в целом ряде отраслей. Это позволяет нам видеть сделки хоть и в конфиденциальном режиме, но для целей антимонопольного контроля, и определять те ценовые индикаторы, которые на внебиржевом рынке формируются. Нужно сказать, что с механизмами у нас в целом практически все в порядке, нам только нужно немного нормативную базу докрутить, дальше уже можно будет двигаться в сторону собственных национальных индикаторов, отталкиваться от них для налогообложения.
Мы подготовили собственный проект постановления. Его обсуждают, в том числе и на биржевом комитете. Он также касается биржевых индикаторов. Естественно, ключевым здесь будет принятие закона, о котором говорили коллеги из Минфина.
Что еще необходимо сделать? Мы полагаем, что надо расширять право правительства устанавливать биржевые объемы продаж на ключевые группы товаров в целях формирования ценовых индикаторов даже на тех рынках, где отсутствуют выраженные доминанты. Также необходимо определиться и одобрить методики расчета индексов и иных показателей коллегиальным органом, который будет создан при ФАС.
Нам необходимо будет провести большую работу, связанную с продолжением регистрации внебиржевых договоров, а также определить вопросы, связанные с аффилированностью производителей и дистрибьютеров тех или иных товаров.
Какие еще мероприятия у нас запланированы? Во-первых, мы считаем, что с развитием у нас срочного рынка нам нужно уделять внимание производным финансовым инструментам, в частности, по внедрению политики хеджирования в компаниях. Это приоритетный важный сюжет, он позволит хеджировать ценовые изменения. Все-таки биржевой механизм — рыночный, и там флуктуации даже по развитому рынку нефтепродуктов мы видим довольно сильные. Я, например, в последнее время наблюдаю рыночные эффекты о снижении стоимости зимнего дизельного топлива.
Необходимо продолжать интеграцию, связанную с развитием биржевых механизмов в ЕАЭС и, в перспективе, в БРИКС. С учетом внешнего санкционного давления решения в этом направлении видятся в числе приоритетных. Идет активное взаимодействие с федеральной таможенной службой, которая обеспечивает нам информационно-статистическую поддержку. В результате мы имеем важную для нас информацию в плане вывоза соответствующих товаров на экспорт, их объемы и цены. На энергетических рынках предполагаем развивать биржевые торги в мелкооптовом сегменте, а также увеличивать роль «Оператора торговых поставок», для этого уже привлечены «РЖД», «Газпром межрегионгаз» и «Транснефть».
Планируется активное развитие рынков природного газа, химической и нефтегазохимической промышленности, лесного комплекса. Постараемся находиться в «зеленом» тренде, стимулировать рынки, связанные с торговлей углеродными единицами. Отрадно, что СПбМТСБ активно включилась в этот процесс.
Биржевая торговля плотно входит в товарные отношения на территории РФ и ЕАЭС. Ее индикаторы должны стать отличным бенчмарком для проведения налоговой и таможенной политики.