Итоги третьей «биржевой» пятилетки, перспективы создания новых рыночных площадок и независимые национальные индикаторы на товарно-сырьевые активы обсуждали более 50 спикеров из федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, а также из российских и зарубежных компаний-участников товарных рынков. Обширной оказалась и зрительская аудитория — более 2500 делегатов, представлявших интересы нефтяной (нефтяная промышленность), нефтеперерабатывающей (переработка нефти), газовой (нефтегазовая отрасль), лесной и химической отраслей, трейдеры, брокеры, банковские служащие.
Среди ключевых тем Форума можно выделить: вопросы, связанные с реализацией Плана мероприятий («дорожной карты») развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023–2025 годы (утверждено распоряжением правительства РФ № 4140-р от 23 декабря 2022 года); государственную политику в сфере развития конкуренции и повышения прозрачности отраслей; развитие инфраструктуры биржевой торговли, в том числе института Оператора товарных поставок (ОТП); ценовую аналитику товарных рынков.
В рамках «Биржевого товарного рынка-2023» прошли тематические сессии, посвященные отдельным товарным рынкам, встречи представителей бизнес-сообщества, пресс-брифинг, интервью и пресс-подходы на полях Форума, голосования по актуальным темам. На мероприятии состоялось вручение ежегодной отраслевой премии «Лидер биржевого товарного рынка».
«Ставим на карту!»
Под таким названием была организована пленарная сессия Форума, на которой шел разговор о результатах работы СПбМТСБ, а также о том, как будет реализовываться «дорожная карта» развития биржевых торгов, принятая правительством РФ. Модераторами «пленарки» выступили руководитель рабочей группы по вопросам экологической безопасности Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Анатолий Яновский и президент СПбМТСБ Алексей Рыбников.
Анатолий Яновский:
— За 15-лет существования Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржей пройден большой и серьезный путь. Начало этому пути было положено в результате принятия первой Энергетической стратегии России. В этом правительственном документе был впервые закреплен тезис о необходимости развития биржевых инструментов торговли топливно-энергетическими ресурсами.
Ситуация, в которой сейчас находится наша экономика, приводит к необходимости совершенно другого осмысления инструментов регулирования внутреннего рынка, поскольку санкционное давление на нашу страну приводит к изменению всей рыночной архитектуры. Я думаю, сейчас биржа столкнется с необходимостью существенно усиливать методическую и методическо-аналитическую работу, чтобы выйти на возможность формирования справедливых индексов, которые мы могли бы использовать в экономике для решения различных задач.
Максим Шаскольский:
— СПбМТСБ занимает в России лидирующие позиции в сфере биржевой торговли, построена надежная высокотехнологичная цифровая платформа, предлагается широкий спектр финансовых услуг, созданы возможности для прозрачного ценообразования на широкий перечень товаров. Биржа стала полноценным институтом развития топливно-энергетического комплекса.
Совместное обсуждение проблемных вопросов функционирования рынков, принятие решений — способствует качественному развитию продавцов и покупателей, а также совершенствованию механизмов антимонопольного регулирования.
В конце 2022 года правительством РФ утвержден план мероприятий развития организованной биржевой торговли на отдельных товарных рынках на 2023–2025 годы. ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Банком России, СПбМТСБ проводит работу по определению перечня биржевых товаров, в отношении которых необходимо формирование национальных ценовых индикаторов на основании биржевых и внебиржевых ценовых индексов для обеспечения экономической независимости.
Биржевая торговля показывает себя как эффективный рыночный инструмент, обеспечивающий баланс спроса и предложения на конкурентных условиях и способствующий формированию справедливых рыночных цен.
Сегодня мы подписываем трехстороннее соглашение между СПбМТСБ, ФАС России и правительством Мурманской области. Мы регулярно взаимодействуем с главой области Андреем Чибисом по различным вопросам, в том числе по ситуации с энергоносителями — ценами на мазут, уголь. Учитывая обращения губернатора, принимаем меры, чтобы в приоритетном порядке насытить внутренний рынок товарами по доступным ценам. Трехстороннее соглашение направлено на взаимовыгодное сотрудничество, экономию средств бюджета, устойчивое развитие ТЭК и коммунального хозяйства Мурманской области, совершенствование закупочных процедур и логистики, цифровизацию процессов, приобретение товаров предприятиями Мурманской области за счет использования биржевой инфраструктуры.
Павел Сорокин:
— В развитии отечественного ТЭК мы сейчас подошли к такому моменту, когда приходится переосмысливать многие вещи в плане того, куда мы будем двигаться дальше, и принимать важные принципиальные решения. То, что было эффективно до текущего момента и обеспечивало наши потребности, сейчас уже не так актуально, нас от многих этих вещей отрезали.
Все прекрасно понимаем, что рынок складывается из множества продавцов и множества покупателей, а также из прозрачной и понятной площадки, где они могут заключать сделки, где есть четкое понимание о спросе и предложении. Если какой-то из этих компонентов отсутствует — либо недостаточное количество покупателей, либо недостаточно продавцов, либо нет ликвидности, — то цена, которую мы получим, не будет отражать реальность.
В последние несколько лет у нас идет дискуссия насчет ценообразования на различные виды нефтепродуктов, и многие стороны представляют свой интерес как некую справедливую цену. Это касается и покупателей, и продавцов. Но справедливой можно назвать цену, которая позволяет продавцу оставаться в плюсе и обеспечивает продолжение производства, а покупателю, который покупает по этой цене, позволяет оставаться на плаву и продолжать свою деятельность. К сожалению, в отдельные периоды, когда стоимость отечественных продуктов существенно отличается от экспортного паритета, тяжело говорить о справедливой цене. Они вызваны какими-то отклонениями от нормального функционирования отрасли. Например, когда возникают проблемы с вывозом товаров на экспорт, или наоборот, когда возникает дефицит на продукты. Поэтому здесь возникают очень важные нюансы. Что необходимо сделать, чтобы это устранить?
Для этого надо, чтобы на наших биржевых площадках помимо существенного объема, был адекватный индикатор, отражающий действительно экономическую стоимость товара, то есть, чтобы его можно было использовать и для налогообложения, и для формирования экспортной цены. Для этого необходимо, чтобы на площадке, где формируется данный ценовой индекс, также присутствовали и внешние контрагенты.
На протяжении 10–15 лет российская внутренняя цена при открытых каналах на экспорт являлась производной от экспортной альтернативы. Все остальные разговоры, которые идут вокруг этой тематики, не соответствуют не только экономической теории, но экономической практике.
Как, например, в прошлом году, когда мы понимали, что в экспорте появились определенные вызовы, которые приходилось решать. Так, дополнительные объемы нефтяной продукции пошли на внутренний рынок, что приводило к снижению цены. На снижение цены также влияют меры, которые нами применяются, — демпфер, обратный акциз, компенсирующий потерю экспортной пошлины. Поэтому, чтобы поддержать отечественный индикатор, нужно существенно расширить круг участников данного процесса — это раз. Второе — нужно развивать срочный рынок, это является обязательным условием для того, чтобы цена отражала реальность, потому что не имея возможности нормально хеджироваться (название термина происходит от английского слова hedge, которое переводится как «изгородь, преграда, препятствие»; на финансовых рынках так называют механизм снижения рисков за счет совершения дополнительных сделок, покрывающих убытки от основной инвестиции) в объеме, не имея возможности работать на сохранение, мы никогда не получим гибкости. Это то, над чем мы сейчас совместно с СПбМТСБ, ФАСом, Минэкономразвития работаем, то есть над тем, чтоб простимулировать развитие срочного рынка. Идет тяжело, потому что, объективно скажем, текущий формат функционирует пока нормально, а любые другие действия подразумевают отклонения от того, к чему все привыкли.
Но в текущем году мы постараемся сделать большой шаг вперед в части развития срочного рынка. Это именно то, что даст возможность сельхозпроизводителям хеджировать или закупать заранее нефтепродукты под посевную; это то, что даст авиапроизводителям, наконец-то, начать активно торговаться на бирже и возможно также хеджировать те пики и падения, которые мы наблюдаем в туристические сезоны; также это позволит многим независимым заправщикам и нефтебазам лучше планировать свои товарные потоки. Сейчас, когда мы перестраиваем свою внутреннюю финансовую систему, появился хороший шанс сделать шаг вперед.
В прошлом году были повышены биржевые нормативы (по бензину дошли до 12%, по ДТ — до 8,5%, по мазуту — до 4%), что имело дополнительный положительный эффект. По крайней мере, мы не наблюдали никаких моментов, когда товара на рынке не хватало. Этому предшествовала большая подготовительная работа и большая ответственность со стороны поставщиков на рынок. В ежедневном режиме мониторим, каждую неделю проходят заседания Биржевого комитета с участием представителей ФАС и Минэнерго. Сейчас вышли на такой уровень взаимопонимания и эффективной работы, когда большая часть возникающих проблем быстро подсвечивается и решается.
С учетом существенной перестройки грузопотоков по железной дороге с запада на восток, нам предстоит эффективно встроить все биржевые инструменты в данный процесс. Здесь «РЖД» эффективно взаимодействует со всеми участниками. Но при этом нам нужно это выстроить не в ручном режиме, а в системном; с тем, чтоб те же биржевые продажи гарантированно достигали покупателей в любой период времени, и могли также полноценно использоваться.
Когда вся работа будет сделана, а мы уверены, что это уже близкий обозримый срок, то можно уже говорить о выходе на следующий этап развития биржевых механизмов для внутреннего рынка.
Но для того, чтобы мы могли это использовать для налогообложения и для ценообразования, мы должны понимать, что индикатор реально все отражает, поскольку налогообложение идет от экспортной цены, ведь как раз там изымается рента. Мы должны понимать, что потенциально такой индикатор должен отражать реальную экономическую стоимость нашего товара. Сейчас западные ценовые агентства котируют не соответствующую действительности цену на нефть, которая не соответствует не только реальной стоимости товара, но и реальному положению дел на рынке. Поэтому здесь также идет большая работа с биржей по формированию отечественных индикаторов.
Алексей Моисеев:
— Я согласен с оценкой ситуации Павла Юрьевича о том, что Россия осталась без нормального доступа к рыночным индикаторам. Это привело нас к мысли о том, что биржевую торговлю товарами надо расширять не только в части нефти и нефтепродуктов, но и в части широкого круга других товаров. Сейчас сложилась ситуация, согласно которой фактически невозможно внутри российской финансовой системы хеджировать цены на большое количество видов продукции. Связано это с двумя причинами. Первая — отсутствие возможности покупать контракты на иностранных биржах. Здесь мы не можем ничего исправить. Нас от этого отключили. И вторая причина — узость биржевого рынка внутри нашей финансовой системы. Поэтому мы разработали законопроект, согласно которому правительство наделяется полномочием назначать группы товаров, которым будет устанавливаться минимальная доля оборота на бирже, что уже работает по аналогии в отношении ряда сырьевых товаров. Данный законопроект сейчас проходит согласование, я рассчитываю, что мы весной успеем представить его в Государственную думу с тем, чтобы в весеннюю сессию обеспечить его принятие.
Оказалось, что биржевая инфраструктура — это важный элемент. Поначалу было мнение, что многочисленные биржи — это история из 90-х, и в настоящее время они не нужны, поскольку финансовый рынок сам разберется. Оказалось, что не разберется; и оказалось, не только для расчета налогов это действительно необходимо, но и для определения правильного ценообразования, для определения справедливости цены, для появления инструментов хеджирования рисков цен. То есть необходимо, чтобы была ликвидная торговля на бирже. От нее можно будет выстраивать всевозможные финансовые контракты — разновидности форвардов, фьючерсов и других. Мы сейчас видим, что компании несут несвойственные для себя риски, связанные с волатильностью цен на их товары, которые раньше всегда этот риск продавали финансовому рынку, то есть покупали страховку финансового рынка. Но сейчас это сделать невозможно. Поэтому законопроект проходит тяжело. Многие опасаются, что такого рода обязательства приведут к усложнению обычаев торговли, которые сложились. Но действительно, как сказал Павел Юрьевич, надо искать баланс, чтобы не навредить игрокам на товарных рынках. И мы на это настроены.
Дорожный просвет
Сессия по рынку нефтепродуктов и срочному рынку имела название «Дорожный просвет». Ее модерировали генеральный директор «Российского энергетического агентства» Минэнерго России Алексей Кулапин и вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов.
Первая часть сессии была посвящена рынку нефтепродуктов и затрагивала вопросы, связанные с стабилизацией цен с помощью рыночных механизмов, ценообразованием на ключевые нефтепродукты, изменением в структуре торгов в связи с глобальными переменами, развитием проекта Оператора товарных поставок с участием «РЖД» и торговлей в сегменте мелкого опта.
Во второй части обсуждались государственные инициативы по развитию срочного товарного рынка.
Алексей Кулапин:
— Рынок нефтепродуктов остается основным для СПбМТСБ. Каждая четвертая тонна топлива, производимого в стране, реализуется на бирже. С 2017 года работает фьючерсный рынок нефтепродуктов, который не только выполняет роль опережающего ценового индикатора на нефтепродукты, но и позволяет эффективно фиксировать цены будущих продаж и планировать закупочно-сбытовую деятельность. Можно смело сказать, что развитие рынка производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар — одно из важных направлений развития биржи.
Антон Карпов:
— Прошедший год был достаточно сложным как для страны, так и для экономики. Однако инструмент биржевой торговли показал хорошие результаты. Более 29 млн т основных видов нефтепродуктов (дизельное топливо — 50%, автомобильные бензины — 37%, мазут — 6%, авиакеросин — 5%, прочие — 2%) было реализовано. Рынок нефтепродуктов уже сложился. И эти цифры говорят, что биржевой инструмент рынком востребован, понятен как продавцам, так и покупателям.
2023 год мы посвятим двум инфраструктурным проектам, которые сегодня запустили. Совместно с нашими партнерами из «РЖД» мы рассчитываем в этом году реализовать на рынке нефтепродуктов проект, связанный с созданием Оператора товарных поставок, который позволит участникам полностью систематизировать отношения, направленные на исполнение биржевых договоров по железной дороге. Сейчас мы находимся в диалоге с сообществом, основными продавцами и с покупателями (Российский топливный союз, Ассоциация товарно-сырьевого рынка) для того, чтобы этот инструмент отшлифовать. Рассчитываем, что до конца года 50% наших рынков мы переведем на новый инструмент. Нам кажется, что это интересно и удобно. Следующий шаг будет связан с развитием инфраструктуры.
Второй инфраструктурный проект мы реализуем совместно с компанией ОТП ТЭК, которая ранее выступала оператором поставок только на рынке природного газа. Этот проект очень похож на проект, который мы реализовали с «Транснефтью», где трубопроводная компания выступает оператором товарных поставок. С «ОТП ТЭК» мы хотим охватить сегмент, который у нас слабо представлен; это работа с частными нефтебазами. Сегодня уже разработана технология, с помощью которой мы хотим вовлечь в биржевую торговлю как можно большее количество частных нефтебаз, которые до недавнего времени из процесса биржевой торговли выпадали.
Срочный рынок — еще одно направление, которое для нас является значимым. Прошлый год для срочного рынка оказался менее удачным, чем предыдущие. С февраля, по понятным причинам, мы видели существенное падение объемов торгов, но уже сейчас наблюдается положительная динамика, жизнь на этот рынок возвращается, участники заключают сделки, обороты опять стали расти.
Обозначу три основных группы задач на 2023 год. На спотовом рынке — это совершенствование инфраструктуры. В настоящее время ведем работу по формированию семейства индикаторов. Эта задача сегодня поставлена на самом высоком уровне. О национальной системе ценовых индикаторов говорится в различного рода документах и поручениях. Сегодня с Банком России занимаемся аккредитацией семи наших основных индикаторов — это региональные индексы. Прошли уже первое обсуждение, получили рекомендации от Банка России. Надеемся, что в этом году мы получим верифицированные регуляторами ценовые индикаторы.
По срочному рынку. Мы видим возможность двигаться в сторону расчетных фьючерсных контрактов на наши индексы. И, конечно, будем продолжать работу над тем, чтоб вопросы хеджирования вошли в практику работы наших основных компаний.
Третье направление, которое мы ведем на регулярной основе на базе совета секции «Нефтепродукты», связано с совершенствованием методов и методик противодействия недобросовестным практикам. Такая работа ведется уже несколько лет. У нас есть кодекс деловой этики. Документ живой, постоянно совершенствуется. Постоянно находимся в диалоге с рынком относительно того, какие практики относить к добросовестным, какие к недобросовестным. Ищем решения, находим компромиссы. В случае, если эти практики нарушаются, применяем меры административного воздействия.
Антон Рубцов:
— Первое, что прозвучало — ликвидность. Мы каждый год говорим о повышении нормативов. И в 2022 году, если подводить итоги, мы увеличили нормативы еще на 1%, то есть планомерно двигались к их увеличению (до 12% — по бензинам, до 8,5% — по дизельному топливу и так далее). В 2022 году на бирже, по нашим данным, отторгованы 29,1 млн т нефтепродуктов, что на 8% выше, чем в 2021 году. Это значит, что роль норматива здесь не являлась определяющей, что в свою очередь говорит о том, что биржу можно считать полноценным каналом реализации нефтепродуктов, и работу в этом направлении нужно продолжать.
На наш взгляд, в моменте нет никакой необходимости продолжать наращивать, как жесткий норматив, обязательства реализации для нефтяных компаний. Поэтому пока мы говорим о том, что продолжаем жить в том регулировании и требованиях, которые существуют, потому что те компании, которые имеют такие возможности, они и так торгуют выше норматива. Ликвидности сегодня достаточно и с точки зрения задач антимонопольного органа. На биржевой индикатор мы смотрим, как на сигнал именно спотового рынка на реакцию в моменте изменения баланса спроса-предложения. Биржа действительно сформировала хороший здоровый индикатор, позволяющий принимать быстрые решения.
Затрону тему срочного рынка. Как только нам удастся развить срочный рынок и вывести его на другой масштаб ликвидности, мы будем не только понимать ситуацию в моменте, но и видеть ситуацию чуть дальше. Соответственно, решения могут быть более прогнозируемые для всех участников. Это упростит задачу планирования, снизит ажиотаж вокруг спотового рынка. Еще раз подчеркну, в принципе, ничего такого, когда у нас ценник взлетает на оптовой бирже в споте, ничего страшного не происходит, поскольку те, кто были готовы к этому риску, они и работают в этом риске; те, кто хотели заранее себя застраховать, то, в принципе, у них есть для этого инструменты. Срочный рынок в некотором смысле позволит это усилить.
О направлениях и развилках, которые мы обсуждаем по срочному рынку, и к которым мы в министерстве энергетики склоняемся. Мы считаем, что надо принимать нормативку максимально быстро, поскольку дискуссии уже все проведены. Но сегодня нужно сделать право компаниям ставить в зачет срочный рынок. По нашему мнению, это станет импульсом для принятия крупными нефтяными компаниями решения для создания собственных локальных документов, чтобы войти в этот рынок. Это не будет каким-то жестким требованием, чтобы не сломать практику торговли, не вымыть товар с привычного для многих спотового рынка. Это будет некое поступательное движение. У нас есть согласованный доклад с коллегами, сейчас он на рассмотрении в правительстве. Здесь важно сказать, поскольку срочный рынок является максимально либеральным, мы настаиваем, чтоб каких-то жестких требований к нашим компаниям с точки зрения производителей не применялось. С участием, например, регулярности и равномерности. Как только этот рынок разовьется, там все само по себе будет отрегулировано.
О транспортировке. Хотелось, чтобы все к этому внимательно отнеслись. Одним из факторов, с которым мы столкнулись, когда вышли на высокие объемы реализации нефтепродуктов, к этому в меньшей степени оказались готовы поступательные практики «РЖД». Те, кто знаком с такой практикой, знает, что есть основное планирование и дополнительное. Так вот, чем больше нефтепродуктов торгуется на бирже, тем больше неопределенности с точки зрения, куда груз поедет. Таким образом, перед нами встает много задач. Первая — мы идею с ОТП поддерживаем, потому что она позволяет создать дополнительную прозрачность. Но непонятно почему уже в работающий инструмент так слабо верят независимые участники рынка? Я бы все-таки призвал не жадничать, а начать работать. Иначе мы не сможем сдвинуть крупных игроков, им сложнее под эту систему подстраиваться. Это первый тезис.
Второй. Чтобы планировать лучше, нам поможет срочный рынок. По Дальнему Востоку мы склоняемся к тому, что надо продлить решение в части 60 дней, что снимет все вопросы, связанные с планированием. По сути, коллеги из «РЖД» будут видеть наши отгрузки на два месяца вперед.
Следующая тема — укрупнение базисов и правильного клиринга. Смысл в том, что управление этими потоками — дело непростое. Биржевые торги приводят к тому, что едет все в разные стороны, что, конечно, усложняет процесс. Решение этого вопроса позволит более качественно распределять ресурсы и тогда, я думаю, объемы сами по себе будут увеличиваться.
Об индикаторах. Я бы предложил здесь группировать продукцию. Вот у нас есть продукты конечного потребления — типа бензина, ДТ, сжиженных углеводородных газов — прекрасные товары для биржи. И на эти товары, где малый объем экспорта, национальный индикатор отражает только баланс спроса и предложения внутреннего рынка. По дизельному топливу уже меньше. С нефтью всё гораздо сложнее. Поэтому нужно идти путем, и мы им идем — электронной торговой площадки. То есть, где можно стандартизировать условия, где нет — оставить гибкость, чтобы наши компании в сегодняшних условиях могли максимально развивать торговлю.