Больше 70% нашей планеты покрыто водами Мирового океана. Загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами считается одной из основных экологических проблем. Разлив нефти в море — это катастрофа, которая затрагивает огромное количество видов животных и растений, причем не только в море, но и на суше.
Когда разлитая в море нефть достигает берегов, то она и оказывает негативное влияние и на жизненные процессы земли. В конечном счете, разлив нефти, по мнению экологов, приводит к разрушению целой экосистемы.
Нефть разлагается на протяжении долгого времени, а распространяется по поверхности водоёмов с большой скоростью. Образовывая плёнку, она блокирует доступ воздуха и солнечных лучей в воду. Ликвидировать последствия разлива сложно, для этого требуется много средств и времени.
Загрязнение вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами зависит не только от объемов углеводородов. Имеет значение и то, какие именно нефтепродукты попали в воды океана, поскольку они имеют различные уровни токсичности. Также важна информация о том, где и когда произошел разлив, какая там биологическая среда. Эти факторы влияют на скорость естественных процессов рассеивания или разбавления загрязнения. Например, самыми устойчивыми к загрязнению, по оценке экологов, считаются скалистые и песчаные берега.
Разлившаяся в океане нефть помимо прямого влияния на биосферу, также попадает в пищу человека. Согласно исследованиям экологов, содержание в воде нефтепродуктов выше 0,1 мг/л придает рыбе неустранимый привкус и специфический запах.
Мировой объем нефти, разлитой танкерами в океане в 2023 году
Объем нефти, разлитой нефтяными танкерами в 2023 году, составил примерно 2 тыс. метрических т, по данным опубликованным немецкой компанией Statista, специализирующейся на рыночных и потребительских данных. Это было заметное снижение по сравнению с предыдущим годом, отмечают эксперты.
В 2018 году в результате инцидентов с нефтяными танкерами произошла утечка в общей сложности 116 тыс. метрических т нефти, что является самой большой утечкой за 24 года. Большая часть утечки в 2018 году произошла из-за столкновения танкера Sanchi с грузовым судном CF Crystal в Восточно-Китайском море. В результате нескольких взрывов Sanchi затонул. Погибла вся команда в составе 32 человек. Это происшествие считается худшей катастрофой нефтяного танкера в мире за последние десятилетия.
С 1970-х и 1980-х годов среднегодовой объем разлитого танкерами «черного золота» значительно снизился, отмечают эксперты Statista.
Основными источниками попадания в Мировой океан нефти с танкеров являются сбросы балластных, промывочных, трюмных вод. Речь идёт о том, что наливные суда в открытом море при промывке своих танков откачивают за борт трюмные воды, наполовину состоящие из солярки и машинного масла.
В ряду основных источников загрязнения Мирового океана называют потери при погрузке и разгрузке нефти и нефтепродуктов, и, конечно же, — аварии. По статистике, собранной американскими учеными, около 35% нефтяных утечек — являются потерями во время добычи или транспортировки.
Крупные инциденты 2023 года
В британском порту Пул в Дорсете в марте 2023 года произошла утечка около 200 барр. пластовой жидкости, включая нефть. Комиссия порта сообщила, что разлив произошел из-за неисправности на трубопроводе нефтегазовой компании Perenco.
Утечка случилась на нефтяном месторождении Wytch Farm, где добывают около 14 тыс. барр. нефтяного эквивалента в сутки. Тогда в компании Perenco заявили, что ситуация находится под контролем, ведется очистка. Как сообщила британская BBC, из трубопровода вытекла пластовая жидкость, состоявшая из воды и нефти. Пул является крупнейшей естественной гаванью в Европе и объектом особого научного интереса, где обитают различные болотные птицы.
В декабре 2023 года в Мексиканском заливе был ликвидирован разлив нефти. Авария произошла из-за разрыва подводного трубопровода, что привело к утечке 26 тыс барр. нефти. По объёму это эквивалентно двум плавательным олимпийским бассейнам.
В устранении утечки участвовали шесть нефтяных компаний, которым пришлось остановить добычу в размере 62 тыс. барр. нефти в сутки. Среди них — Occidental Petroleum Corp, W&T Offshore Inc и Talos Energy.
Утечка произошла вблизи штата Луизиана. Этот разлив считается крупнейшим в США со времен катастрофы Deepwater Horizon в 2010 году, когда в океан вылилось 3,2 млн барр. нефти.
Разливы в Черном и Каспийском морях
В морском порту Новороссийск 22 февраля 2024 года произошел разлив нефтепродуктов из судна Hai Jin Jiang (флаг Панамы). По подсчетам специалистов, размер вреда Черному морю составил более 450 млн рублей. В адрес иностранной компании-судовладельца направлено требование о добровольном возмещении ущерба. На Hai Jin Jiang наложен арест — пока не будет возмещен вред, судно не покинет территорию морского порта Новороссийск, об этом сообщила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова.
По данным Азово-Черноморского филиала водолазной службы «Морспасслужба», площадь нефтяного разлива составила 300 кв. метров. Во время аварийно-спасательных работ было ликвидировано загрязнение. На утилизацию было передано около 120 т нефтепродуктов.
Казахское телеграфное агентство 2 апреля 2024 года сообщило о разливе нефти у месторождения Кашаган в Каспийском море. По данным космического мониторинга, 30 марта в районе Кашаганского месторождения был выявлен нефтяной разлив. Он отобразился на радиолокационном изображении спутника у казахстанского месторождения и места добычи нефти Кашаган. Площадь разлива составила около 7 кв. км, пятно дрейфовало на север Каспийского моря. Месторождение принадлежит North Caspian Operating Company N. V.
Шельф Сиамского залива — центр техногенных рисков
По мнению многих отраслевых экспертов, самой страдающей от техногенного воздействия частью Мирового океана является Сиамский залив, а, точнее, его шельф, принадлежащий Таиланду. В числе факторов, способствующих такому положению дел, — стареющая инфраструктура, растущий спрос на топливо, мизерные штрафы и неэффективные методы борьбы с утечками.
Жители прибрежных районов возмущены сложившейся ситуацией. Дело в том, что для ликвидации разливов местные службы используют не сорбенты, поглощающие нефть, которые впоследствии можно собрать, а диспергаторы. Эффект от их эксплуатации прямо противоположенный, они не впитывают маслянистые пятна, а, напротив, рассеивают их, создавая видимость отсутствия проблемы. Но в реальности углеводороды вместе с самим поверхностно-активным веществом попросту растворяются в воде, что ведёт к их постепенному накоплению в заливе и повышению токсичности, отмечают отраслевые эксперты.
Например, в январе 2022 года в департамент по контролю загрязнения окружающей среды Таиланда был подан запрос на приобретение 5 тыс. л диспергатора. Вначале он был отклонён, но затем разрешение на применение этого растворителя было получено. Общественность Таиланда в итоге так и не узнала о том, какой конкретно объём антропогенных отходов попал в залив.
Около 47 тыс. л нефти 25 января 2022 года вылилось из нефтепровода Star Petroleum Refining вблизи города Мап Та Пхут в провинции Районг. В перерасчёте на тонны это примерно столько же, сколько попало в Чёрное море в связи с аварией на судне Hai Jin Jiang. Точнее сказать эксперты не смогли — плотность различных сортов нефти меняется.
Разливы нефти на шельфе Таиланда
В сентябре 2023 года на шельфе Таиланда случилось ещё более крупное происшествие. Утечка нефти произошла из танкера, принадлежащего дочерней компании государственного конгломерата PTT — Thai Oil. Первоначально её масштабы оценивались в 45 тыс. л, но позже возросли до 60 тыс. л нефти, согласно данным приложения для поиска судов в реальном времени Vessel Finder.
Всего в период с 2015 года по 2021 год, то есть за семь лет, департамент морских и прибрежных ресурсов Таиланда задокументировал 146 прецедентов, связанных с обнаружением сравнительно крупных масляных пятен на поверхности прибрежных вод в 23 провинциях государства. В 2022 году лишь в Сиамском заливе было зафиксировано 22 таких случая, сообщило агентство Reuters. Эксперты отмечают рост таких прецедентов.
Чтобы изменить неблагоприятную тенденцию, необходимы существенные инвестиции, которые позволят усовершенствовать профильные технологии и сделать логистику более безопасной, считают отраслевые эксперты. Однако руководители компаний, занимающихся транспортировкой нефти, не заинтересованы в том, чтобы делать крупные вложения в модернизацию своей инфраструктуры. Им гораздо проще заплатить штраф, который, как сообщил Reuters, составляет менее $2 тысяч.
Сверх этой суммы виновники происшествия должны компенсировать издержки на очистку акватории, а также возместить ущерб пострадавшим сторонам. Но обычно это не такие большие суммы для бизнесменов, поэтому, как полагают отраслевые эксперты, оснований для изменения конъюнктуры пока нет.
Возможно, они появятся потому, что 837 жителей побережья Районга в 2023 году подали иск к компании Star Petroleum Refining на сумму около $138 миллионов. Пострадавшие утверждают, что причиной аварии, произошедшей в январе 2022 года, стало ненадлежащее техническое обслуживание физически устаревшего трубопровода. А её следствием — резкое сокращение популяции в районе происшествия рыбы, крабов, кальмаров и креветок, что снизило объём улова и самым негативным образом повлияло на качество жизни рыбаков.
Супертанкеры представляют экологическую угрозу
Европейские страны закупают нефть в США, которую транспортируют крупнотоннажными танкерами. В частности, судами типа Suezmax, вмещающими 200 тыс. т, и VLCC (Very Large Crude Carrier) вместимостью 320 тыс. т нефти. Это связано с тем, что использование судов меньшей вместимости обходится значительно дороже.
В этой связи отраслевые эксперты отмечают, что именно крупнотоннажные нефтяные танкеры уже давно фигурируют в перечне причин, приводящих к самым значительным экологическим катастрофам, произошедшим в океане.
Самый крупный в 1960-х годах нефтяной танкер Torrey Canyon напоролся на риф 18 марта 1967 года вблизи от английского полуострова Корнуолл. В результате 14 из 18-ти его танков были разорваны, нефтяное пятно площадью 225 кв. км нанесло значительный ущерб британскому курорту. Тогда было разлито 36 млн галлонов (164 млн л) нефти.
Чтобы уменьшить ущерб от оставшихся на затонувшем танкере 80 тыс. т нефти, британские военно-воздушные силы 28 марта 1967 года сбросили на судно сорок две бомбы весом по 450 килограмм. Бомбардировки продолжались на следующий день. Это ещё 161 бомба и 16 ракет.
В течение нескольких последующих дней вытекшую нефть поджигали напалмом, устроив в районе катастрофы грандиозный пожар и нанеся значительный экологический ущерб. Тогда в окрестностях курорта Корнуолл погибло 90% популяции птиц, бесчисленное количество рыбы и морских обитателей.
Крупнейшие аварии нефтяных танкеров
После аварии танкера Torrey Canyon было принято несколько международных конвенций, законов и правил, регламентирующих спасательные работы в подобных случаях. Однако эти меры не могут исключить возможность повторения подобных катастроф.
Это подтвердила катастрофа с нефтяным супертанкером Amoco Cadiz, принадлежавшим американской компании. Напоровшись на подводные скалы, крупнотоннажный танкер затонул 17 марта 1978 года у северных берегов Франции. В результате аварии вылилось 240 тыс. т нефти, от которой пострадала значительная часть побережья Бретани. От экологической катастрофы погибло огромное количество морских обитателей, включая устричные плантации, многие тысячи рыб и птиц.
В марте 1989 года нефтяной танкер Exxon Valdez, следовавший из Аляски в Калифорнию, налетел на риф и получил серьезную пробоину. Авария привела к разливу несколько десятков тыс. т нефти, из-за чего погибло множество рыб, птиц и животных, обитавших в районе побережья Аляски. Даже через многие годы после катастрофы в пробах воды были обнаружены следы нефти.
В январе 1993 года произошла авария из-за отказа двигателя у танкера MV Braer, следовавшего вдоль берегов Шотландии со значительным грузом нефти из Норвегии. После того, как неуправляемое судно вынесло на скалы, его спасти не удалось. В результате крушения произошла утечка почти 85 тыс. т нефти, нефтяное пятно площадью в 9 кв. миль накрыло песчаные пляжи острова Сент-Ниньян, частично затронув и побережье Шотландии.
По оценкам экологов, одним из самых крупных инцидентов, нанесших ущерб Европе, стало крушение нефтяного танкера Prestige у берегов Испании 13 ноября 2002 года. Судно попало в сильный шторм, и из-за образовавшейся в его корпусе пробоины в океан попали тысячи тонн нефти, образовав на поверхности вдоль береговой линии нефтяное пятно длиной более 1 тыс. километров. Эта авария нанесла местной флоре и фауне огромный ущерб, который тогда был оценен в €4 миллиарда.