Страны, как правило, заинтересованы в привлечении иностранных финансовых вложений, поскольку приток их приводит к росту ВВП, увеличению объема производства, обновлению парка промышленного оборудования, а также открывает доступ к новым современным инновациям. Сумма вложенных инвестиций определяет степень участия страны в мировом хозяйстве, развития ее регионов и степень интереса иностранных инвесторов к налаживанию деловых связей с данным государством. Экономически развитые страны и компании, как правило, являются основными источниками ПИИ. Они инвестируют средства во вновь создаваемые структуры, создают филиалы или приобретают уже существующие фирмы.
Офшорные инвестиции
Большую популярность получило понятие «офшорная инвестиция», которую можно рассматривать как инвестиции в налоговые гавани, накопленные третьими странами.
Эта тема до недавнего времени была важной и для России, поскольку большинство внешних инвестиционных оборотов страны происходило в офшорных зонах, а в отечественной экономике испытывался острый дефицит в «продуктивных» инвестициях.
По мнению ряда финансовых аналитиков, большая часть прямого инвестирования в Россию возвращается именно из офшоров.
К ним относятся активы, ранее полученные российскими предпринимателями и помещенные туда для налоговой льготы, а также для получения иностранных юрисдикций. Государственная компания по деофшоризации, которую правительство РФ проводило до введения контрсанкций против западных стран, обеспечивала прямые иностранные инвестиции до 60–80%.
До 70% зарубежных инвестиций, поступавших в последнее время в Россию, представляли собой офшорный капитал российского происхождения. Теперь, отмечают наблюдатели, наметилась тенденция нейтрализации офшорных капиталов. В современных инвестиционных потоках становится заметным процесс фрагментации. Направления финансовых потоков все более преследуют геополитические интересы, чем географические. Принимающие страны определяют ценность входящих активов именно с этой точки зрения.
Рекордный вывод резидентами России почти 160 млрд руб. отмечен с 1 января по 3 марта 2023 года. Больше за 5 месяцев было выведено только однажды — в конце 2008 года по статье «Прочие инвестиции».
Статистический сборник Росстата «Инвестиции в России 2023» достаточно наглядно показал, как разительно в 2022 году в РФ начала меняться картина инвестирования в основной капитал по формам собственности. Так, всего российские инвестиции в основной капитал в 2022 году составили 25 141,8 млрд руб. (90,2% к общему объему инвестиций в основной капитал), что на 5 152,9 млрд руб. больше, чем в 2021 году, из них смешанные государственно-частные инвестиции были зафиксированы на уровне 1 129,1 млрд руб., что оказалось больше на 100,1 млрд руб., чем в 2021 году. При этом иностранные вложения в российскую экономику в 2022 году составили 823,0 млрд руб., то есть меньше, чем год ранее, на 691,1 млрд рублей. Если в 2021 году процент иностранных инвестиций в России к общему объему вложений в основной капитал составлял 6,5%, то в 2022 году этот показатель снизился до 3,0%.
Причина такого снижения — санкции западных стран в отношении российской экономики и ответные контрмеры со стороны властей РФ привели к оттоку прямых иностранных инвестиций.
Согласно данным Росстата, в категории «добыча нефти и природного газа» объем российских инвестиций в 2022 году составил 1 783 709,8 млн руб., что на 304 953,1 млн руб. было больше, чем годом ранее. Обращает на себя тот факт, что формат государственно-частного партнерства в этом виде деятельности не только остается на низком уровне, но и сокращается: в 2022 году смешанные российские инвестиции (в рамках государственно-частного партнерства) составляли 30 731,6 млн руб., по сравнению с 2021 годом они уменьшились на 25 806,3 млн рублей. Иностранные же инвестиции в основной капитал в категории «добыча нефти и природного газа» уменьшились более чем в 3 раза — с 137 031,4 млн руб. в 2021 году до 44 859,1 млн руб. в 2022 году.
Страна | Инвестиции |
---|---|
Кипр | 156 892,3 |
Бермуды | 49 481,58 |
Великобритания | 48 725,05 |
Нидерланды | 44 166,8 |
Люксембург | 30 651,49 |
По данным Банка России
Совместные проекты с Китаем
В настоящее время правительство РФ активно работает над привлечением инвестиций в российскую экономику из дружественных стран. Создается благоприятный инвестиционный климат для китайских и индийских компаний. Россия видит перспективу не только в наращивании поставок углеводородов в КНР и Индию, но и в увеличении финансовых вложений в проекты, связанные с развитием ТЭК на территории РФ. Как отметил в декабре 2023 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине, сейчас двумя государствами реализуются 80 совместных проектов на общую сумму почти 20 трлн рублей. Также глава российского правительства подчеркнул, что во взаимных расчетах страны полностью перешли на национальные валюты. «Более 90% платежей осуществляются в рублях и юанях», — сказал Михаил Мишустин.
Китай активно участвует в большом инвестиционном проекте России — Ямал СПГ, в котором 20% акций принадлежат китайской корпорации CNPC, а еще 10% — Фонду Шелкового Пути. Другая китайская компания Sinopec приобрела 10% холдинга «СИБУР», крупнейшей нефтехимической компании России, с целью реализации сразу нескольких важных для Китая проектов, включая «Запсибнефтехим» в Тобольске, а также строительства Красноярского завода синтетических каучуков, продукция которого напрямую продается на рынке Поднебесной.
Sinopec также принадлежит 49% акций в холдинговой компании, управляющей активами «Удмуртнефти» (51% — у «Роснефти»).
Другой крупный нефтяной проект с участием китайского бизнеса — «Верхнечонскнефтегаз» (актив «Роснефти»). В нем доля китайского капитала составляет 20%, стоимостью $1,1 миллиарда. Проект «НОВАТЭКа» по добыче природного газа и по производству СПГ на Гыданском полуострове (Арктик СПГ-2) также стал привлекательным для китайских игроков и получил 10% долевого участия китайских дочерних компаний предприятия CNPC. Стоимость сделки составила по экспертным оценкам порядка $25 миллиардов. Таким образом, доля иностранных инвесторов в данном проекте на текущий момент — 30%. Все вышеперечисленные проекты являются стратегически важными для КНР по причине получения долгосрочных контрактов по цене ниже рыночной на поставку производимой продукции на китайский рынок.
Пекин также заинтересован в инвестиционных проектах по строительству транспортных коридоров из России. Одним из таких проектов является коридор «Европа — Западный Китай», общая протяженность которого составляет 8,5 тыс. км, из них 2,2 тыс. км проходит по территории РФ, 2,8 тыс. км — Казахстана и 3,5 тыс. км — Китая. Строительство коридора началось в 2008 году и должно завершиться к 2024 году, при этом объем грузоперевозок будет составлять 33 млн т в год. Инвестиции китайских компаний в данном проекте составляют 150 млрд рублей.
Россия запустит первый на Дальнем Востоке морской терминал для экспортной перевалки сжиженного углеводородного газа (СУГ) мощностью 1,0 млн т в год, который получил совместное финансирование с Китаем и может заработать в конце 2025 года.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сообщил о планах совместно с китайским производителем нефтехимической продукции Hebei Haiwei инвестировать в строительство терминала Ремсталь в порту Советская гавань около 7 млрд рублей. Соглашение об этом было подписано в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Китай 16–17 мая 2024 года.
Запуск терминала Ремсталь позволит перенаправить с запада на восток дополнительный объем российского СУГ в условиях действующего эмбарго Евросоюза на импорт сжиженного газа из РФ. Китай, крупнейший в мире потребитель и импортер СУГ, может нарастить ввоз продукта уже в 2024 году до нового исторического рекорда, превысив показатель 2023 года в объеме 32 млн тонн. Частная Ремсталь, владелец которой бизнесмен Рифкат Бадрутдинов, начала строительство терминала для СУГ в порту Советская Гавань 5 лет назад. «Ожидаем открытия финансового потока для возобновления строительства», — сообщил Бадрутдинов. Общую стоимость строительства РФПИ оценило в 30 млрд рублей. Ранее Ремсталь оценивала срок на достройку терминала с момента открытия финансирования примерно в 18 месяцев.
Реализация проекта Ремстали даст новый канал поставок СУГ в Китай и другие страны АТР экспортерам из РФ, использующим в настоящее время на Дальнем Востоке только сухопутные погранпереходы, в основном железнодорожные. Экспорт СУГ из РФ в Китай по железной дороге стабильно растет в последние годы, однако доля этих поставок в общем объеме отгрузок на внешние рынки пока незначительна.
Согласно расчетам Reuters, доля поставок из РФ в Китай от всего объема железнодорожного экспорта СУГ из России в 2022 году составила 4,3% (0,15 млн т из 3,496 млн т), в 2023 году — 5,6% (0,202 млн т из 3,61 млн т), в январе — апреле 2024 года — 8,9% (0,106 млн т из 1,19 млн т). С началом морских отгрузок из РФ появится возможность выйти на потребителей на востоке и юге Китая, которые закупают СУГ через порты. Кроме того, откроются рынки Вьетнама, Республики Корея, Индонезии и других стран. По данным Ремстали, по проекту уже пройдена государственная экологическая экспертиза, получено разрешение на строительство, приобретено и поставлено основное технологическое оборудование. По оценке компании (на декабрь 2023 года), на остаточное строительство необходимо 21 млрд руб., в т. ч. на реконструкцию железнодорожной станции Советская Гавань.
В ходе заседания межправительственной российско-китайской комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики вице-премьер России Юрий Трутнев заявил, что более 90% ПИИ на Дальнем Востоке — 26 инфраструктурных проектов на сумму $1,6 млрд — финансируются китайскими государственными компаниями. Это указывает на 150% увеличение региональных китайских инвестиций в годовом исчислении. Китай также является крупнейшим торговым партнером Дальневосточного федерального округа России (ДФО): с января по август 2022 года его рост составил 45% в годовом исчислении ($14,3 млрд). Дальний Восток является важнейшим активом России в привлечении китайских инвестиций.
Сотрудничество с Индией
Как посчитали аналитики Kpler, Индия приобретает у России половину всего объема морского экспорта нефти и 38% всего экспорта «черного золота». Многие факторы указывают на потенциал роста закупок: развитие энергетики в самой Индии, реэкспорт переработанной нефти в Европу.
Страны Евросоюза отказались от большей части поставок нефти из РФ, но при этом они потребляют дизельное топливо, которое вполне возможно произведено из российской нефти, об этом сообщал Bloomberg.
В 2022 году импорт дизельного топлива в ЕС из Индии подошел к отметке 305 тыс. барр. в сутки, показывают данные Kpler, что являлось максимальным показателем с января 2017 года. В общей сложности поставки дизельного топлива и газойля в Европу в ноябре 2023 года должны были вырасти до 935 тыс. барр. в сутки, что на 5% больше, чем в октябре 2023 года. Компания подсчитала, что Индия покупает около 1,6 млн барр. российской нефти в сутки.
Согласно расчетам Kpler, чтобы удовлетворить спрос на топливо и реализовать строящиеся заводы, Индии до 2030 года необходимо около 6 млн барр. в сутки. Таким образом, страна может покупать еще больше. Но Нью-Дели интересует нефть с дисконтом, о чем и было уже неоднократно заявлено.
Согласно оценке аналитиков ВШЭ, на сегодняшний день индийские компании вложили $15 млрд в российскую нефтегазовую инфраструктуру. Среди крупнейших инвесторов, участвующих в российских проектах — OVL, консорциум ONGC (ONGC Videsh Ltd., Oil IndiaLimited,Indian Oil Corporation и Bharat Petroresources), Tata Power. Объекты индийских инвестиций: Ванкорское месторождение (50%), «Сахалин-1» (20%), проекты в ДФО России (например, Крутогоровское месторождение на Камчатке). Нужно также отметить, что индийские власти продвигают национальную программу «Делай в Индии», которая направлена на стимулирование производства продукции вторичной обработки.
При этом среди рисков сотрудничества российских и индийских компаний эксперты называют:
- угрозу попадания под вторичные американские санкции;
- недостаточность инвестирования Индии в российскую инфраструктуру для развития газового сектора;
- инвестирование России в строительство нерентабельных СПГ, затраты на которые могут не окупиться вследствие изменения внешнеполитической ситуации и потери новых партнеров;
- невыгодное расположение газовых месторождений и проблемы с поставками газа по суше (из-за напряженных отношений Индии и Пакистана).
Со стороны России пока наблюдается не так много инвестиционных вложений в индийский ТЭК. Единственный крупный проект — покупка «Роснефтью» 49% акций компании Essar Oil Limited на сумму $3,9 миллиарда. Позже компания была переименована в Nayara Energy Limited. В настоящее время Nayara Energy Limited принадлежит НПЗ Вадинар, мощность первичной переработки нефти которого составляет 20 млн т в год (2 место в Индии); индекс сложности Нельсона — 11,8 (входит в десятку лучших заводов мира). Предприятие обладает высокой гибкостью по сырью и возможностью переработки тяжелых и сверхтяжелых сортов нефти. Кроме того, важным активом Nayara Energy Limited является собственный глубоководный порт Вадинар и нефтяной терминал с общей пропускной способностью 58 млн т в год. Также активно развивается сеть из более 6 тыс. АЗС по всей Индии с планами дальнейшего роста (в основном по модели Dealer Owned — Dealer Operated — с минимальным вовлечением инвестиций акционеров). В «Роснефти» считают, что индийские активы обладают рядом стратегических преимуществ:
- интегрированная бизнес-платформа на растущем индийском рынке, имеющая стабильный денежный поток и потенциал существенного роста маржи переработки;
- готовая инфраструктура и большое количество возможностей для дальнейшего развития в переработке, нефтехимии, трейдинге, рознице и B2B продажах;
- доступ к высокопремиальным рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии;
- стратегически выгодное расположение с точки зрения поставки нефти — около 70% индийского импорта нефти проходит через штат Гуджарат, в котором расположен НПЗ Вадинар;
- перерабатывающие активы, обладающие высокой гибкостью по сырью, что позволяет реализовать потенциал монетизации трейдингового портфеля «Роснефти», а также получать операционные синергии и повышать экономическую эффективность деятельности НПЗ.
В январе 2024 года президент РФ Владимир Путин на встрече со студентами в Калининграде анонсировал строительство «Роснефтью» нефтехимического предприятия в Индии. По информации портала neftegaz.ru, нефтехимический комплекс (НХК) Nayara Energy планируется построить на базе НПЗ Вадинар.
В газовой сфере крупнейшим поставщиком СПГ в Индию является «Газпром», сотрудничающий с компаниями GAIL и ONGC. Поставки газа из России осуществляются по морю танкерами. В Индии действуют четыре терминала для приема СПГ, планируется строительство еще девяти.
Объектом потенциальных инвестиций со стороны индийских инвесторов можно назвать «Арктик СПГ-2» — проект «НОВАТЭКа» на полуострове Гыдан.
В 2012 году «Газпром» подписал 20-летний контракт с GAIL, по которому он должен поставить в Индию 2,5 млн т СПГ.
Взаимодействие с исламским миром
Достаточно тесное сотрудничество России намечается со странами, входящими в Организацию исламского сотрудничества (ОИС).
Как отметил советник президента РФ Игорь Левитин, для РФ определились знаковые транспортно-логистические коридоры: «Север — Юг», «Запад — Восток» и «Северный морской путь». И практически все страны ОИС, по словам Левитина, готовы присоединиться к коридору «Север — Юг». Они понимают его значение. «Какие есть проблемы? Это различие нормативно-правовых документов, то есть нам их нужно синхронизировать, чтобы тот, кто едет за рулем автомобиля, не чувствовал, что он попадает в страну с другой нормативно-правовой базой. Мы встречались с представителями Ирана, Казахстана, Киргизии. Нам эту проблему нужно решать сообща», — сказал советник президента.
Инициаторами коридора «Север — Юг» называют три страны: Россию, Иран, Индию. Как считают в РФ, Иран видится наиболее безопасным вариантом для транзитного маршрута. «Север — Юг» должен обеспечить выход России и Ирана на международные рынки, помочь преодолеть санкционную изоляцию.
Иран также готов к сотрудничеству, к покупке российского сырья для перепродажи далее в Индию и Пакистан как способ диверсификации торговли в обход санкций. Для Тегерана важны инвестиции российских компаний в строительство и реконструкцию объектов энергетической сферы. Оба государства рассчитывают переориентироваться во внешней торговле на страны Востока взамен западным партнерам.
В конце февраля 2024 года министр нефти Ирана, председатель совета директоров National Iranian Oil Company (NIOC) Джавад Оуджи по итогам 17-го заседания российско-иранской межправкомиссии (МПК) заявил, что с компаниями из России подписаны контракты на разработку 8 иранских нефтяных месторождений, которые обеспечат прирост более 200 тыс. барр. нефти в сутки.
В ходе недавно завершившейся Iran Oil Show 2024 глава NIOC Мохсен Ходжастех Мехр сообщил, что тендер на разработку 7 нефтяных месторождений в Иране выиграли иностранные инвесторы, но не уточнил, сколько из них были российскими. Известно, что работу в Иране также осуществляет компания «ЗН-Восток».
Помимо разработки нефтяных и газовых месторождений свои интересы в Иране может реализовывать «Газпром». В его планах:
- завершение наполовину готового проекта по производству СПГ в Иране — Iran LNG, который должен включать 2 линии сжижения по технологии Linde общей мощностью 10,8 млн т в год (проект остановлен в 2018 году из-за санкций США);
- потенциальные проекты плавучих СПГ-заводов (FLNG);
- проекты малотоннажного СПГ;
- своповые поставки нефти, нефтепродуктов, газа;
- обмен технологиями, связанными с нефтью и газом.
В ходе визита в мае 2024 года главы «Газпрома» Алексея Миллера в Иран на встрече с первым вице-президентом страны Мохаммадом Мохбером обсуждалось создание совместного исследовательского центра газовой промышленности, газового хаба на севере Ирана, а также центра торговли газом и электроэнергией. Нужно отметить, что РФ и Иран неоднократно обсуждали вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере, в том числе создание газового хаба. В данном случае речь идет о создании электронной торговой площадки на юге Ирана — в промышленном районе Асалуйе провинции Бушер на берегу Персидского залива, где находится производственный центр месторождения Северное/Южный Парс, которое Иран делит с Катаром.
В качестве источников газа назывались иранский газ и газ с месторождений, разрабатываемых при участии российских компаний, также Иран рассчитывает привлечь к проекту Туркменистан и Катар.
Бизнес-модель в современных условиях должна быть основана на новых способах генерации прибыли. Причем их нужно искать на внешних рынках, поддерживая добычу внутри страны, чтобы обеспечить масштаб операций. Как советует ряд отраслевых экспертов, в качестве внешних рынков отечественным компаниям следует сотрудничать с теми странами, которые не поддержали жесткий режим санкций, то есть с государствами Азии, Латинской Америки, Африки. ВИНКи должны уходить туда, открывая там производство конечной продукции, пытаться продавать ее и уже там генерировать прибыль.