По мнению обозревателей, итоги конференция в Египте вряд ли окажут заметное влияние на динамику глобальных выбросов парниковых газов. Если в области финансирования и поддержки наметились определенные подвижки, то сильных решений по ограничению эмиссий парниковых газов принято не было. Известная 19-летняя экоактивистка из Швеции Грета Тунберг отказалась от участия в СОР27, более того она обвинила организаторов саммита, заявив, что «людей у власти» не интересует экология, а сам экологический форум для них — это возможность для «гринвошинга, лжи и мошенничества». Иного мнения о Конференции координатор проектов по климату и энергетике Гринпис Полина Каркина, она считает, что такие форумы как СОР27 — «это возможность наладить диалог с миром по совместным и срочным мерам реагирования на изменение климата».
«Закрывающееся окно»
Перед началом конференции эксперты из United Nations Environment Programme (UNEP, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде) опубликовала доклад о выбросах парниковых газов. В документе, который получил красноречивое название «Закрывающееся окно», говорилось о том, что человечество не справляется с удержанием прироста среднегодовой температуры на уровне 1,5–2 °C в текущем столетии по сравнению с доиндустриальными показателями. Согласно утверждению ученых, работавших над докладом, если мир будет продолжать жить также, как сегодня, то к 2100 году прирост среднегодовой температуры составит 2,8 °C.
На предыдущем СОР26 был принят так называемый «климатический пакт Глазго». Документ направлен на то, чтобы не допустить повышения средней глобальной температуры до 2 °C. С этой целью страны обязались расширить определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ), то есть пересмотреть в сторону ужесточения собственные климатические цели. Многие государства дали обещания достичь углеродной нейтральности через 30–50 лет, то есть значительно снизить выбросы, а остаток компенсировать за счет большего поглощения СО2 экосистемами. Россия, напомним, намерена это сделать к 2060 году.
Получилось, что ОНУВ, согласно пакту, действительно обновили, однако на выбросы это пока никак не повлияло. Ученые UNEP считают, что, если выполнение обещаний будет происходить и дальше в таком темпе, то среднегодовой прирост потепления к концу века удастся удерживать в пределах 2,4–2,6 °C. Причина — нынешние ОНУВ недостаточно амбициозны. Чтобы выйти на траекторию 1,5 °С, которая запланирована изначально, в течение следующих восьми лет ежегодные глобальные выбросы должны сократиться на 45% по сравнению с прогнозом выбросов, по которому человечество идет сейчас. Вывод напрашивается однозначный, утверждают в UNEP, — постепенные и половинчатые решения в сфере борьбы с климатическими изменениями больше не приемлемы, и действовать нужно быстро и строго, поскольку окно возможностей по удержанию глобального потепления закрывается.
Нефтегазовое лобби
Обращает на себя внимание тот факт, что конференция по климату вызвала большой интерес у представителей нефтегазового бизнеса. По наблюдениям экспертов из Global Witness, посланцев от разработчиков ископаемых видов топлива в Шарм-эль-Шейхе было больше на 25%, чем на прошлогоднем форуме в Глазго. Их численность превышала совокупное число делегатов тех десяти стран, которые наиболее пострадали от катастроф, вызванных изменением климата. К примеру, глава Африканской организации производителей нефти Омар Фарука Ибрагим откровенно высказался о том, что прибыл на конференцию «продавливать» поддержку разработки нефти и газа в Африке. По его мнению, обещанные богатыми странами «зеленые» технологии и финансирование — это призрачный ресурс, ради которого континент не должен отказываться от имеющихся ископаемых запасов.
Поэтому неудивительно, что присутствие на СОР27 нефтегазового лобби повлияло на итоговый документ, согласование которого заняло почти два дня. В него не вошло положение, продвигаемое как на уровне экоактивистов, так и на уровне руководителей Индии, США и ЕС, о постепенном отказе от всех ископаемых энергоресурсов. Противниками резких решений, касаемых отказа от нефти и газа, выступила достаточно широкая коалиция, среди которых были Саудовская Аравия, Китай, Ирак, Иран и Россия.
Также страны не смогли договориться о полном запрете добычи и использовании угля. Пришлось, как и на СОР26 в Глазго, довольствоваться формулировкой о том, что его потребление должно поэтапно снижаться, а неэффективные субсидии на ископаемое топливо — отменяться. В заключительном документе впервые указывалось на существование энергетического кризиса и необходимость масштабного форматирования энергетических систем. В очередной раз подчеркивалась насущность задачи по ускорению перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В то же время в формулировке ВИЭ была сделана приписка «энергетика с низкими выбросами». По мнению экспертов, это открывает поле деятельности для развития атомной энергетики и газа. Без отклика осталась идея, за которую ратовала Великобритания, о прохождении пика глобальных выбросов к 2025 году.
Вкратце
На СОР27 было объявлено о запуске:
- новой пятилетней рабочей программы по продвижению решений в области климатических технологий в развивающихся странах;
- рабочей программы, которая направлена на срочное расширение масштабов деятельности по смягчению последствий изменения климата и реализацию этой деятельности. Первые мероприятия в рамках данной программы будут организованы сразу после COP27, а продолжится она до 2030 года. Правительствам также было предложено: усилить ОНУВ на период до 2030 года, к концу 2023 года активизировать усилия по поэтапному сокращению использования угля в энергогенерации и отказу от неэффективных субсидий на ископаемое топливо;
- пакета из 25 совместных действий в пяти ключевых областях: энергетика, автомобильный транспорт, сталь, водород и сельское хозяйство;
- спутниковой системы оповещения и реагирования на выбросы метана (MARS), которая позволит UNEP подтверждать выбросы, о которых сообщают компании, и фиксировать изменения (основные цели — объекты ТЭК, сельского хозяйства и животноводства).
Основные решения
Как отмечают обозреватели, несмотря на энергетический кризис и непростые геополитические реалии, 27-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата все же завершилась принятием пакета решений, подтверждающих обязательство стран ограничить рост глобальной температуры на 1,5 °C выше доиндустриального уровня. Решения направлены на укрепление действий стран по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к неизбежным последствиям изменения климата, а также на усиление поддержки развивающихся стран в виде финансирования, передачи технологий и наращивания потенциала.
Важным решением COP27 стала договоренность о создании специального Фонда по финансированию «потерь и ущерба» («loss and damage»).
Почти три десятилетия развивающиеся страны пытались получить материальную помощь для компенсации за наносящие «потери и ущерб» катастрофические явления, в список которых входят ураганы, жара, засуха, лесные пожары, а также повышение уровня моря и таяние ледников. На форуме в Шарм-эль-Шейхе участники обозначили эту проблему в качестве приоритетной в климатической повестке. Стороны договорились создать переходный комитет для вынесения рекомендаций о том, как ввести в действие механизмы финансирования в рамках Фонда к COP28. Ожидается, что первое заседание переходного комитета состоится до конца марта 2023 года. То есть за счет каких средств и институтов будет происходить финансирование — пока неясно.
Кроме того, на Конференции была достигнута договоренность о способах достижения Глобальной цели по адаптации, которые призваны способствовать повышению устойчивости наиболее уязвимых слоев населения. Окончательно эти механизмы будут доработаны на COP28. Было объявлено и о новых обязательствах по мобилизации более чем $230 млн в Адаптационный фонд РКИК ООН. Постоянному комитету ООН по климатическим финансам было предложено подготовить отчет об удвоении финансирования адаптации для рассмотрения на следующей Конференции сторон в 2023 году.
В документе также подчеркивалось, что глобальный переход к низкоуглеродной экономике потребует инвестиций в размере не менее $4–6 трлн в год. Предоставление такого финансирования потребует быстрой трансформации финансовой системы, ее структур и процессов с привлечением правительств, центральных банков, коммерческих банков, институциональных инвесторов и других финансовых субъектов.
На этом фоне достаточно серьезно прозвучала озабоченность относительно того, что цель по мобилизации $100 млрд в год к 2020 году так и не была не достигнута (по данным ОЭСР, максимальная сумма сбора составляла $83,3 млрд в 2020-м). Стороны РКИК обратились к развитым странам с призывом достичь этой цели, а банки развития и международные финансовые учреждения призвали мобилизовать климатическое финансирование.
Важного прогресса удалось достичь в области защиты лесов — было объявлено о запуске Партнерства лидеров лесного хозяйства и климата, которое направлено на объединение действий правительств, предприятий и общественных лидеров для прекращения утраты лесов и деградации земель к 2030 году. Кроме того, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил о плане стоимостью $3,1 млрд, который направлен на защиту всех людей на планете с помощью систем раннего предупреждения в течение следующих пяти лет. Также им был инициирован новый инструмент, позволяющий отслеживать выбросы по всему миру — в базе данных почти 80 тыс. источников промышленных выбросов, в том числе российских.
Позиция России
По информации заместителя министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Аноприенко, темпы потепления на территории России превышают среднемировые в 2,5 раза, а в российской арктической зоне — в 3,7 раза. Температура в Арктике за последние 30 лет поднялась более чем на 4 °C. «Потепление неизбежно сопровождается сокращением площади морского льда. По данным многолетних наблюдений, за последние 10 лет она уменьшилась более чем в три раза», — утверждает Сергей Аноприенко. А потому решение проблемы изменения климата без России невозможно, уверен эксперт.
По словам российских участников СОР27, наша страна проводит последовательную и активную политику по предотвращению изменения климата и адаптации к его неблагоприятным последствиям в полном соответствии с Рамочной конвенцией ООН и Парижским соглашением. За последний год в РФ был разработан широкий набор инструментов в целях сокращения выбросов парниковых газов в различных секторах экономики и достижения углеродной нейтральности, разрабатывается дорожная карта по реализации долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития, в которой будут предусмотрены меры по декарбонизации энергетики, водородной генерации, электрификации транспорта и повышению энергоэффективности. Эти шаги позволят привлечь дополнительное государственное и частное финансирование, а также получить новые и более надежные научные данные о состоянии глобального климата и влиянии энергоперехода на мировую и национальную экономику.
Российская делегация на COP27 призывала к тому, чтобы «зеленые» проекты страны не были подвержены искусственным ограничениям со стороны других государств, поскольку это может затруднить всеобщую борьбу с климатическим кризисом. В результате, удалось добиться, чтобы вопрос вывода низкоуглеродных технологий из-под санкций был перенесен на следующий год.
Делегаты из России объясняли, что наша страна может иметь важное значение для мира не только при переходе на более чистые источники энергии, но и при разработке месторождений металлов, необходимых для развития ВИЭ.
На заключительном этапе конференции представители РФ резко высказывались против постепенного отказа от всего ископаемого топлива, что, по их мнению, усилит энергетический кризис. Российские переговорщики мотивировали свое несогласие тем, что COP — не энергетический форум, а полный переход на возобновляемые источники — это не инклюзивно, поскольку у каждой страны свой путь к сокращению выбросов.
Глава делегации, советник президента РФ Руслан Эдельгериев заявил, что итоговый документ, принятый на конференции в Египте, вызвал у российской стороны разочарование прежде всего тем, что был изменен текст Парижского соглашения по климату. Причем, по его мнению, «этот процесс никем не согласовывался и не обсуждался».
В предложенном документе, считает Руслан Эдельгериев, «активно навязывается 2050 год в качестве единого срока достижения углеродной нейтральности, необходимость пика выбросов до 2030 года, использование тех или иных источников энергии». При этом он подчеркнул заинтересованность властей РФ в решении климатических проблем, однако эта работа, по его словам, должна идти прозрачно, без «закулисных игр».
Без подвижек
Совместное заявление участников встречи, как утверждает ВВС, не понравилось никому, кроме организаторов мероприятия. Тем не менее, по мнению ряда экспертов, до полного провала не дошло, но и значительных подвижек, направленных на борьбу с глобальным потеплением, достичь не удалось.
Так, ответственный за подготовку Великобритании к конференции ООН по климату, британский политик Алок Шарм заявил, что согласованное коммюнике оставляет желать лучшего. «Учёные говорят нам, что с 2025 года выбросы нельзя увеличивать. Ничего про это в тексте нет. Чёткие обязательства отказаться от угля — в тексте про это ни слова. А в последний момент ещё и выхолостили пункт про энергетику», — сказал он.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш напомнил, что обещание богатых стран задуматься о том, кто, когда и сколько заплатит бедным за промышленную революцию, никак не предотвращает вызванную ею природную катастрофу. «Фонд компенсаций нужен, но он не спасёт нас, когда климатический кризис смоет с карты островное государство или превратит африканскую страну в пустыню», — сказал он.
Более умеренная оценка СОР27 прозвучала из уст председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Она отметила, что итоговое соглашение саммита является всего лишь «маленьким шагом на пути к климатической справедливости».