Сотрудничество демонстрирует устойчивый рост
«Отношения между нашими странами стремительно развиваются, поддерживается высокая интенсивность политического диалога на различных уровнях. Несмотря на внешнее санкционное давление на Россию и Иран, торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами продолжает демонстрировать устойчивый рост», — резюмировал итоги работы межправкомиссии Александр Новак.
В январе — июле 2022 года двусторонний товарооборот России и Ирана, отметил российский вице-премьер, составил $2,8 млрд, то есть по сравнению с 7 месяцами прошлого года он увеличился почти на 45%.
По данным ФТС России, объем российско-иранского товарооборота в 2021 году составил $4,04 млрд (в том числе российский экспорт составил $3,07 млрд, импорт — $0,97 млрд), что на 82% выше уровня 2020 года.
При этом российские власти ожидают, что рост товарооборота между двумя странами при сохранении текущей динамики будет расти и дальше. Этому поспособствует Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, которое находится в завершающей стадии утверждения.
Итогом работы 16-й постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству стал подписанный Александром Новаком и Джавадом Оуджи протокол заседания. Кроме того, стороны заключили меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Минздравом России и министерством здравоохранения и медицинского образования ИРИ в области регулирования лекарственных средств и медицинских изделий на территории РФ и Ирана; протокол о внесении изменений в соглашение о предоставлении Ирану государственного экспортного кредита на цели финансирования контракта на электрификацию железнодорожного участка «Гармсар — Инче Бурун» и меморандум о взаимопонимании между российской компанией «ВО Промсырьеимпорт» и иранской компанией SEDCO.
«Нефть в обмен на товары»
Основные направления взаимодействия в нефтегазовой сфере — своповые поставки нефти и газа, а также участие российских компаний в иранских добычных проектах (добыча нефти)и проектах по переработке (переработка нефти).
Нужно заметить, что Россия и Иран договаривались о своповых поставках в формате «нефть в обмен на товары» в 2014 году. Тогда предполагалось, что российские трейдеры будут участвовать в реализации иранской нефти, а на полученные средства Иран приобретет у РФ то, что ему необходимо. Однако программа так и не заработала. В 2017 году, несмотря на снятие санкций в отношении ИРИ, стороны продолжили обсуждать возможности использования данного механизма. В частности, было предложено использовать трейдинговые операции через структуру Минэнерго ФГУП «Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт». В итоге в ноябре 2017 году Иран продал российской структуре только один танкер. В сентябре 2018 году в Минэнерго России сообщили о том, что, так называемые своповые поставки нефти были возобновлены.
На заседании в Грозном вопрос о свопе углеводородов был одним из наиболее обсуждаемых. По словам Александра Новака, Россия и Иран ведут работу в этом направлении достаточно активно. Поставки нефтепродуктов уже осуществляются, более того, стороны договорились о расширении номенклатуры. Вопрос своповых поставок газа продолжает прорабатываться.
Ранее российский вице-премьер сообщал, что договоренность по обменным операциям по нефти и газу может быть достигнута до конца 2022 года, на первом этапе речь может идти о ежегодных поставках 5 млн т нефти и до 10 млрд куб. м газа.
В 2019 году, по данным ФТС России, в ИРИ было поставлено 3,7 тыс. т нефтепродуктов, в том числе 0,2 тыс. т дизельного топлива и 1,3 тыс. т мазута. В 2020–2021 годах поставки не осуществлялись.
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 1 мес. 2022 | % к 1 мес. 2021 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Товарооборот | 1 285,1 | 2 184,4 | 1 707,0 | 1 745,0 | 1 588,9 | 2 220,3 | 4 040,5 | 193,5 | -31,0 |
Экспорт РФ | 1 016,9 | 1 881,5 | 1 314,8 | 1 205,7 | 1 197,5 | 1 423,5 | 3 068,2 | 105,4 | +3,5 |
Импорт РФ | 268,2 | 302,9 | 392,2 | 539,3 | 391,4 | 796,8 | 972,3 | 88,2 | -46,1 |
По данным ФТС России
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 1 мес. 2022 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 16,8 | 7,4 | 6,6 | 4,0 | 3,7 | – | – | – |
Автобензин | – | – | 4,5 | – | – | – | – | – |
Дизтопливо | 9,8 | 2,2 | 0,7 | 0,9 | 0,2 | – | – | – |
Топочный мазут | 6,7 | 4,9 | 0,4 | 1,3 | 1,3 | – | – | – |
По данным ФТС России
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|---|
53,5 | 95,0 | 105,1 | 91,5 | 32,2 | 20,0 | 37,7 |
По данным ОПЕК
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экспорт | 23,3 | 23,3 | 12,2 | 12,3 | 12,9 | 12,7 | 15,1 |
Импорт | 2,4 | 2,8 | 4,3 | 4,6 | 4,4 | 4,1 | 4,5 |
По данным ОПЕК
Совместные проекты
Известно, что в Иране уже реализуется ряд инвестиционных проектов по добыче нефти с участием российских компаний. Ожидается, что в рамках достигнутых в Грозном договоренностей уже в следующем году это взаимодействие выйдет на новый уровень, объемы добываемого сырья увеличатся, будут разрабатываться новые месторождения.
Так, российская компания «ЗН-Восток» (учреждена «Зарубежнефтью» в 2017 году) с 2023 года начнет разрабатывать нефтяное месторождение Шадеган, объем добычи которого, по оценкам геологов, может достигать 7 млн т в год.
В июле 2022 года «Газпром» и NIOC в рамках подписанного меморандума договорились проанализировать возможности взаимодействия по разработке нефтегазовых и нефтяных месторождений Ирана, свопу, крупно- и малотоннажным
СПГ-проектам, строительству магистральных газопроводов. Стороны планируют осуществлять совместные поставки газа в третьи страны.
Конкретнее об этих договоренностях рассказал заместитель министра нефти Ирана Ахмад Асадзаде. По его словам, Россия планировала начать разработку 6 нефтяных и 2 газовых месторождений на территории Ирана, а «Газпром» имеет перспективу транспортировать российский газ через Иран в соседние страны (в Пакистан и страны Персидского залива).
Наша справка
Иран располагает крупнейшим среди стран-членов ОПЕК танкерным флотом, состоявшим на начало 2017 года из 47 судов (включая супертанкеры типа VLCC) суммарным водоизмещением 10,98 млн тонн. Флотом управляет национальная танкерная компания National Iranian Tanker Company (NITC), входящая в структуру NIOC.
Опыт противодействия санкциям
Санкции оказали значительное влияние на экспорт «черного золота» из Ирана. Согласно архивным данным, в 1970-е годы Иран экспортировал порядка 5 млн барр. нефти в сутки (около 19% мировой торговли нефтью), считаясь одним из мировых лидеров в этом направлении. Уже в 2021 году, по оценкам западных СМИ, ИРИ отправила на мировой рынок лишь 1,5 млн барр./сутки (включая нелегальный экспорт).
В настоящее время Иран реализует нефть главным образом китайским компаниям, однако нефтепереработчики из ЕС, Индии, Восточной Азии заинтересованы в иранском сырье и готовы вернуться к покупкам при ослаблении западных санкций. Более того, некоторые продолжают перерабатывать нефть «страны ариев», даже не догадываясь об этом.
Для ухода от западных санкций Иран уже в 2010-е годы стал применять схемы с перегрузкой нефти с танкера на танкер в море, транспортируя «черное золото» на танкерах с выключенными транспондерами (системы слежения для передачи груза другим кораблям). Таким образом, согласно официальному трекингу морских перевозок экспорт нефти составляет лишь 20–40% от общих объемов поставок. «Вторичными хабами», занимающимися реэкспортом иранской нефти, стали ОАЭ, Оман и Малайзия.
На фоне санкционных ограничений Иран предлагает своим покупателям выгодные условия при поставках — скидки, отсрочку в оплате и другие опции. Есть информация, что в 2020 году скидки на иранскую нефть доходили до 20% к нефти марки Dubai, поскольку кроме санкционного давления в этот период добавилось резкое сокращение спроса в Китае
из-за пандемии. Однако сейчас дисконт не превышает 5–7%. Кроме того, Иран активно использует схемы с оплатой нефти товарами. Так, в 2013 году из-за невозможности перевести оплату за поставленную из Ирана нефть Китай расплатится за нее вагонами метро. Россия, как видим, также участвовала и продолжает участвовать в подобных схемах.
По итогам 2021 года Иран поставил на внешние рынки 37,7 млн т нефти (+88,6% к уровню 2020 года). Основными потребителями иранской нефти в 2021 году стали Китай (30,1%) и прочие страны Азиатско-Тихоокеанского региоа (57,0%).
Гибкость иранских поставок обеспечивает наличие собственного танкерного флота (одного из самых больших в мире) и большие запасы нефти в хранилищах, что позволяет балансировать добычу, не допуская резкого снижения даже при падении спроса на внешних рынках.
Пытаясь противостоять санкциям, в ИРИ стараются снижать зависимость от экспорта нефти. В 2010-х годах здесь заметно увеличилось производство нефтепродуктов, которые также поставляются на экспорт. Еще 2000-е годы Иран сосредоточился на развитии НПЗ на юге страны, расположенных вблизи от основных добычных мощностей. Расширение НПЗ Бандар-Аббаса и НПЗ Исфахана позволило заметно увеличить поставки моторных топлив на внутренний рынок, но в условиях низких регулируемых цен на топливо Иран был вынужден импортировать 90–200 тыс. барр. в сутки моторных топлив (в основном бензинов).
К началу 2018 года суточное потребление бензина выросло до 0,62 млн б/с, при этом, как утверждают западные СМИ, более 20% всего спроса приходилось на контрабандные поставки за рубеж.
В Иране власти регулируют цены на бензин и другие нефтепродукты, часто не изменяя стоимость топлива годами. Как результат, жители приграничных районов скупают топливо тоннами и вывозят его на продажу в соседние страны. В 2019 году Иран превратился в нетто-экспортера бензина. Несмотря на запреты, оборудование для НПЗ поставлялось компаниями из США и стран Евросоюза.
Как и в случае с экспортом нефти, Иран при поставках нефтепродуктов на внешние рынки использует схемы реэкспорта через системы «вторичных хабов». Крупнейшим импортером иранских нефтепродуктов являются ОАЭ, покупающие большую часть поставляемых из Ирана мазута и дизельного топлива. В портах ОАЭ эти нефтепродукты перегружаются на другие танкеры и экспортируются в третьи страны как «продукция ОАЭ». Кроме того, Иран является крупным поставщиком в соседние страны — Афганистан и Ирак.
По итогам 2021 года экспорт нефтепродуктов Ираном составил 15,1 млн т при импорте 4,5 млн тонн. Иран экспортирует мазут, СУГ, нафту в страны АТР, а импортирует дизельное топливо и автомобильный бензин.
В последние годы Иран создал устойчивые модели финансирования развития НПЗ. Для этих целей создаются консорциумы из банков и инжиниринговых компаний, акционерами новых НПЗ обычно являются частные инвесторы и государственные организации. Ставка на развитие нефтехимии стала одним из основных элементов антисанкционной стратегии Ирана.
В качестве противодействия санкционному давлению в Иране решили сосредоточиться также на производстве нефтехимической продукции, которое за последние 15 лет выросло в 4 раза, а экспорт нефтехимических продуктов стал вторым по величине источником валютных доходов (после экспорта нефти). Сейчас на нефтехимию приходится 37% всего ненефтяного экспорта.
В стране работают более 80 крупных нефтехимических компаний, большинство из которых являются частными. Высокой инвестиционной привлекательности сектора способствует доступ к дешевому сырью и возможность экспортировать большую часть производимой продукции. В 2021 году поставки нефтехимической продукции на экспорт достигли 30 млн т, внутреннее потребление составило лишь 20 млн тонн.
Несмотря на ужесточение западных санкций в 2010-х годах, Иран обеспечил положительную экономическую динамику — за эти годы ВВП страны вырос на 10%. Во многом этому способствовал курс на диверсификацию производства и экспорта — увеличение экспорта нефтепродуктов и нефтехимии не позволило в полной мере компенсировать потери от санкций против нефтяной отрасли, но смягчило санкционный удар.