«Нужно сделать нормальный индикатор»
Ускорение работы в этом направлении возникло после того, как международные рейтинговые агентства объявили об уходе из России. «Так как рейтинговые агентства постепенно уходят, очевидно, что у нас должны быть свои индикаторы. В настоящий момент у нас такая работа проводится совместно с Минэнерго. Мы полагаем, что она завершится успешно. Никто не мешает нам создавать эти индикаторы», — заявил представитель ФАС. По его словам, в настоящее время антимонопольное ведомство совместно с министерством финансов решает, как вести расчеты по создаваемому эталону нефти, а также обсуждают мероприятия, необходимые для того, чтобы распространить его на другие страны. «Мы сейчас считаем налогообложение от ценовых агентств, но агентства ушли, а мы не можем прекратить считать. У нас есть другой способ счета, но недостаточно удобный. Нужно сделать нормальный индикатор. При этом мы просто изменим индикатор с внешнего на собственный», — рассказал Виталий Королев.
Планы пришлось корректировать
Нужно заметить, что в октябре 2018 года о работе по созданию отечественного нефтяного эталона на базе марки Urals на площадке международного форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН) рассказывал бывший тогда заместителем министра энергетики РФ Алексей Текслер. Представитель энергетического ведомства отмечал, что правительством уже принята соответствующая «дорожная карта», что для стимулирования компаний Минэнерго предоставит графики экспорта в первую очередь тем, кто готов формировать соответствующие котировки. Он также обозначил сроки. Процесс может быть завершён через два года, то есть в 2020 году. Но в 2022 году отечественный нефтяной бенчмарк так и не заработал. При этом старший директор по рынкам сырой нефти Европы и Африки S&P Global Platts Джоэл Хэнли в том же 2018 году утверждал, что у Urals есть потенциал стать перспективным эталоном.
С тех пор ситуация изменилась: поменялось правительство, в министерство энергетики пришла новая команда, которой приходится работать в авральном режиме, реагируя на новые вызовы, в том числе, связанные с санкционной политикой западных стран в отношении российского ТЭКа. В итоге, планы по разработке и внедрению бенчмарка пришлось корректировать.
В июле 2022 года ряд информационных агентств сообщили, что в правительстве РФ возобновилось обсуждение вопроса о создании национального эталона нефти. В качестве предварительного срока для его решения назывался 2023 год. Появилась информация о том, что в результате переговоров, которые вели федеральные органы власти, производители нефти и Центробанк, было принято решение о запуске торговли нефтью на национальной платформе. По мнению экспертов, ускорение работы в этом направлении связано с тем, что министры финансов стран G7 договорились о потолке цен на сырую нефть из России, который начнет действовать с 5 декабря (ограничения для нефтепродуктов будут введены с 5 февраля 2023 года). Поэтому независимый национальный эталон должен поспособствовать ее продажам без внешнего давления со стороны недружественных стран.
Bloomberg со ссылкой на неназванные источники распространил информацию о «дорожной карте», составленной в правительстве, по созданию национального бенчмарка нефти в 2023 году. Согласно планам, с марта по июль 2023 года Россия начнет привлекать иностранных партнеров, чтобы увеличить объемы торгов до необходимых для установления ценового эталона. Власти РФ рассчитывают, что российским индикатором станут пользоваться покупатели из Китая, Индии и других стран-импортеров нефти, например, в ЕАЭС.
Движение в нужном направлении
О том, что создание национального бенчмарка нефти необходимо, что это движение в правильном направлении, в отрасли говорят давно. Но до определенной поры принятие решений не форсировалось. Сейчас дискуссии на эту тему завершились. В правительстве осознали, что в современных условиях тянуть с нефтяным индикатором нельзя. Одна из основных причин — помешать планам «большой семерки» установить ценовые ограничения на российскую нефть. Кроме того, собственный бенчмарк, по мнению аналитиков, повысит престиж, и соответственно, цену отечественной нефти; улучшит условия для экспорта; позволит избавиться от дисконта на российскую нефть по сравнению с маркой Brent; создаст площадку для биржевой торговли; уменьшит сложности, возникающие на торгах нефтяными фьючерсами в российской валюте.
Как объяснил генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский, «эталонные сорта нефти необходимы для биржевой торговли». «Поскольку Россия является номером один или номером два по объемам экспорта нефти в мире, то нам очень выгодно иметь свои индикаторы, чтобы спокойно чувствовать себя на бирже. Трейдеры всегда работают со стандартизированными товарами, и они понимают, что под любым контрактом будет единое обеспечение. Создание своего эталонного сорта нефти — это движение в правильном направлении, оно приведет к стандартизации торговли, что позволит ее увеличить», — утверждает эксперт.
Избавиться от дисконта
Как известно, бенчмарк — это биржевый индикатор, позволяющий оценивать состояние рынка или его секторов. Обычно в роли бенчмарка выступают фондовые индексы, процентные ставки, цены на ключевые товары, котировки валют.
На рынке нефти существуют несколько глобальных индикаторов. Основные из них: европейская Brent Blend и американская West Texas Intermediate (WTI). На протяжении 30 лет цены на все сорта нефти на мировом рынке определяются на их базе, отражая рыночную стоимость. Причем организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) имеет собственный эталонный показатель, так называемую корзину, которая представляет собой средневзвешенный показатель отпускных цен для семи сортов нефти: Saharan Blend (Алжир), Minas (Индонезия), Bonny Light (Нигерия), Arab Light (Саудовская Арабия), Dubai (Объединенные Арабские Эмираты), Tia Juana (Венесуэла) и Isthmus (Мексика).
В мире добывается несколько десятков сортов нефти. Только Россия поставляет на рынок шесть сортов. Основной из них — Urals — вышел на мировой рынок в 1970-х годах. Он представляет собой смесь из нефти, добываемой в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) и Республике Татарстан. Urals считается менее качественной из-за высокого содержания серы, а также тяжелых и циклических углеводородов. При этом по цене она имеет привязку к Brent. Из-за высокого содержания серы изначально продается со скидкой по отношению к сорту Brent. Плотность Urals —
31–32°API, содержание серы — 1,2–1,3%. Свойства Brent: плотность около 38°API, серы 0,2–1%.
Обычно скидка на баррель Urals, где концентрация серы в два-три раза больше, чем в Brent и WTI, составляла 10–15% относительно цены европейского барреля. Но из-за санкций сейчас наша нефть продается с гораздо большим дисконтом, весной 2022 года она была почти на $40 дешевле, чем Brent. Сейчас разница уменьшилась почти в два раза.
По информации «ЦДУ ТЭК», стоимость одного барреля нефти (среднее средних значений) по сортам в июле составила: Brent (Dtd) — $112,69, Urals (Med — базис поставки Южная Европа) — $72,79, Urals (Rdam — базис поставки С-З Европа) — $72,49.
Но решение G7 ограничить цены на нефть из РФ потолком в $40–60 за баррель вынуждает российские власти ускорить создание национального бенчмарка, что в перспективе даст возможность осуществлять ценообразование Urals непосредственно в России и позволит уйти от привязки к Brent. Аналогичные ожидания и с другим российским экспортным сортом — восточносибирской нефтью ESPO, которая поставляется по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»), ее привязывают к Dubai Crude. Плотность ESPO — 34,8°API, содержание серы — 0,62%.
Национальный нефтяной индикатор, по мнению экспертов, должен также расширить зону использования рубля, в том числе и в международных расчетах (за счет снижения количества нефти, которая продается за доллары).
Наша справка
Brent — это низкосернистый сорт нефти. Изначально нефть Brent добывалась на одноимённом шельфовом месторождении, расположенном в бассейне Восточных Шетландских островов в Северном море. Великобритания открыла нефтегазоносный участок в 1970 году, а назван он был по первым буквам горизонтов — Broom, Rannoch, Etive, Ness и Tarbert.
Начиная с 1980‑х годов, нефть Brent закрепилась на международных товарных биржах в качестве образцового сырья. Однако в первозданном виде ее уже давно не существует. Месторождение полностью истощено, для добычи эталонной марки задействуют соседние горизонты Северного и Норвежского морей, которые тоже постепенно истощаются.
Требования к бенчмарку
Чтобы сформировать нефтяной бенчмарк, добываемая продукция должна соответствовать определенным критериям. В качестве таких критериев аналитики выделяют: стабильное качество нефти; надежные поставки и долгосрочные добычные объемы; узнаваемость на рынке, большое количество потребителей этого сорта нефти; развитая нефтетранспортная система, обеспечивающая гарантированные поставки потребителям; развитый ликвидный рынок биржевых инструментов (фьючерсы, форвардные сделки, спрэды).
Как Urals, так и ESPO всем этим требованиям удовлетворяют, кроме, пожалуй, последнего — рынка нефтяных фьючерсов, который в РФ пока не развит в должной мере.
Подвижки на бирже
Однако и в этом плане уже есть определенные подвижки. Так, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) организовала торги физическими партиями сырой нефти на базисах Южный Балык, Янгпур, Уса, Варандейский терминал. По результатам торговли формируются показатели динамики и уровня цен в трех нефтегазоносных бассейнах: Тимано-Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский. Торги начались в 2011 году и сегодня осуществляются как в биржевой секции «Нефть», так и в системе электронных торгов внебиржевого рынка СПбМТСБ. А в ноябре 2016 года на СПбМТСБ началась торговля фьючерсами на нефть сорта Urals.
По результатам 2021 года в секции «Нефть» было реализовано 196,475 тыс. т, что в 2,6 раза больше показателя прошлого года, на сумму 8,168 млрд рублей. В секции ведут торги 48 участников (с учетом их клиентов). В системе электронных торгов внебиржевого рынка (СЭТ ВР) объем реализации нефти на экспорт в рамках онлайн-аукционов составил 2,9 млн тонн.
Как отмечают аналитики, без отечественного бенчмарка торговать нефтяными фьючерсами в российской валюте сложно.
Были попытки продвигать свою экспортную марку за рубежом на международных биржах. Так, в 2006 году был начат проект торговли новой экспортной маркой на базе Urals — REBCO (Russian Export Blend Crude Oil). Но за шесть лет присутствия на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) не было заключено ни одной сделки по фьючерсам REBCO.
В 2018 году в Минэнерго прорабатывали вопрос вхождения Urals в состав маркерного сорта Brent. Бывший в то время заместителем министра энергетики Алексей Текслер говорил: «Цена на наш Urals формируется как дисконт к цене Brent. Учитывая, что нефть Brent в объёмах добычи на порядок меньше, чем Urals, всё равно именно она является эталоном. Нам кажется это неправильным, и поэтому мы продвигаем идею нашего собственного бенчмарка Urals». А директор по стратегии и развитию бизнеса группы Argus Media Мэтью Томпсон отмечал в 2018 году, что «Urals уже выступает как бенчмарк, но нужны ещё дополнительные усилия, чтобы его продвинуть». По его словам, для преобразования Urals в национальную эталонную марку необходимо в первую очередь непосредственное участие правительства России и рыночных игроков, готовых взять на себя необходимые риски. Ещё одним важным фактором должна стать готовность мирового сообщества поддержать эту инициативу.
Наша справка
WTI (West Texas Intermediate) — западнотехасский средний сорт, служит маркером для импортируемой в США нефти.
В 1970‑х годах из‑за эмбарго арабских государств-членов ОПЕК и исламской революции в Иране стоимость нефти выросла примерно в 10 раз, что вынудило правительство Соединенных Штатов ввести государственное регулирование внутренних цен на нефть и нефтепродукты. После отказа от госрегулирования в 1981 году WTI стал эталонным сортом для торговли в США. Торги фьючерсами на WTI были запущены на бирже NYMEX в 1983 году.
Основой ценообразования WTI является баланс запасов на нефтяном хабе Кушинг (Оклахома).
Трудности на пути
Кроме проблем с развитием ликвидного рынка биржевых инструментов, эксперты отмечают и другие трудности при создании эталонного сорта нефти. Для этого необходимо, чтобы это сырье с гарантированными и постоянными характеристиками добывалось на крупном месторождении и обеспечивало бы большой объем торгов. В нашей стране много различных месторождений, на которых осуществляется добыча различных сортов нефти, сильно отличающихся друг от друга по составу. Из тех, что поставляются на экспорт, можно выделить: Siberian Light, добываемую в ХМАО, формируемую в нефтепроводе «Восточная Сибирь — Тихий океан» ESPO, сахалинские сорта «Сокол» и «Витязь», Arctic Oil (ARCO) с Приразломного месторождения. В принципе, из них можно было бы создать эталон. Теоретически это возможно, но, если посмотреть рационально, без определенной инфраструктуры с учетом разброса месторождений на огромной территории, смешать эти сорта в один эталонный вряд ли получится.
Кроме того, для хранения эталонной нефти нужны огромные хранилища. Чтобы их построить необходимы большие инвестиции. «Сейчас в России нет нужного количества нефтехранилищ даже для стратегических запасов. Что уж говорить о коммерческих, предназначенных для дальнейшей продажи», — подчеркнул глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Ведущий эксперт Фонда национальной безопасности Игорь Юшков считает, что создание эталонного сорта подразумевает торговлю на глобальных площадках, как это происходит с Brent, однако «по политическим мотивам нам это никто сделать не даст». Поэтому необходимость в национальном бенчмарке — вопрос достаточно спорный. «Управлять ценой мы все равно не сможем. Будет ли этот сорт дороже Urals? Нет, не будет. Смысла в этом нет. Скорее это некий имиджевый шаг», — сказал эксперт.
Тем не менее, по утверждению представителей как энергетических компаний, так и правительственных структур, дискуссии о бенчмарке прошли. Решение принято, в настоящее время создание отечественного эталонного сорта находится на ранней стадии. Федеральным органам власти еще предстоит определить, нужны ли стране какие-либо дополнительные правовые рамки для торговли нефтью на основе нового ценового эталона.
С этой точки зрения сейчас достаточно скрупулезно изучается опыт Китая, где в марте 2018 года был запущен нефтяной фьючерсный контракт в юанях, который уже по итогам первого года применения по объему торгов уступил только фьючерсным контрактам на Brent и WTI. КНР активно занимается продвижением этого инструмента, пытаясь перенести его использование для ценообразования не только импортируемой нефти, но и в масштабах, как минимум, Азиатско-Тихоокеанского региона, где в настоящий момент в качестве бенчмарков используются цены ближневосточных сортов нефти Dubai и Oman и в меньшей степени глобальный бенчмарк Brent.
По мнению заместителя главы Минэнерго Павла Сорокина, важно, «чтобы биржевый индикатор отражал стоимость товара». «Это означает наличие большого количества продавцов и покупателей, это обязательный элемент, иначе индикатор не отражает реальное положение дел. Здесь еще нужно говорить про равномерность и регулярность поставок. Уже есть компромиссные моменты, которые позволяют эту работу претворить в жизнь», — отметил представитель энергетического ведомства.