Большинство задач, выполняемых «ЦДУ ТЭК», формируется под запросы Минэнерго. Оперативные решения, разработка ведомственных нормативно-правовых документов, а также законодательные инициативы в сфере ТЭК опираются на статистические и аналитические материалы, представляемые Центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса.
![]()
ПАВЕЛ СОРОКИН,
заместитель министра энергетики РФ«Аналитика и прогноз в энергетических отраслях — это не компиляция других источников, а гигантская работа по моделированию всех сегментов мировой энергетики, топливных балансов каждой страны. Тут нужны система сбора данных, анализа и команда, которая должна отслеживать информацию, обновлять её. Безусловно, перед нами стоит задача по совершенствованию работы. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Важно, чтобы всесторонняя поддержка по предоставлению такой информации и независимой оценке различных инициатив оказывалась как руководству Минэнерго, так и нашим ведущим компаниям».
Эксперты «ЦДУ ТЭК», готовящие статистические и информационно-аналитические материалы на основе ежесуточного мониторинга производственной деятельности организаций ТЭК, рассказывают о своей работе
![Sirovoy.gif Sirovoy.gif](/upload/medialibrary/e36/Sirovoy.gif)
ЕВГЕНИЙ СЫРОВОЙ,
заместитель директора «ЦДУ ТЭК»
— Какие направления в «ЦДУ ТЭК» Вы курируете?
— Я курирую вопросы оперативного мониторинга производственных и экономических показателей предприятий ТЭК России в сфере добычи углеводородного сырья, его переработки и распределения, включая нефтехимический комплекс до второго передела и ценовую конъюнктуру по ним.
В моей компетенции находится работа отделов диспетчерской оперативной информации, мониторинга нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, мониторинга ценовой конъюнктуры. Анализ и прогноз в нашей работе, это, скорее, верхушка айсберга. Основная часть выполняемых функций находится не на виду и представляет собой сбор, обработку, верификацию и хранение входящей информации от абонентов и подготовку регламентных отчетов, включая описательную статистику.
— Можно назвать основных абонентов отчетности?
— В рамках отдела диспетчерской информации — это дежурные диспетчерские службы, плановые и производственные отделы добывающих и перерабатывающих предприятий. Охват огромный — вся отрасль. Это добывающие и нефтеперерабатывающие компании как крупные, так и небольшие. Помимо абонентов, которые представляют отчетность непосредственно с производственного объекта, нам присылают информацию и диспетчерские службы, находящиеся в ведомстве федеральных органов власти (ФОИВ). Это подразделения МЧС, «Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России» («САЦ Минэнерго России») и прочих государственных учреждений. Наши диспетчеры каждые сутки собирают и уточняют данные от поставщиков информации по тем или иным событиям. Очень важно личное общение с абонентами с использованием всех доступных нам средств коммуникации.
— Какие бывают события?
— Плановые и внеплановые. При плановых событиях работа ведется в обычном формате — то есть получение сводки, уточнение данных, верификация (проверка и подтверждение информации), занесение в базу данных. Внеплановые — штормы в портах, порывы трубопроводов и разливы нефти и нефтепродуктов, внеплановые остановки технологического оборудования на заводах (НПЗ) — внеплановые ремонты, аварии, нарушение подачи электричества, чрезвычайные происшествия и аварии на шахтах.
— У отдела мониторинга нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности схожие функции?
— Да. По нефтепереработке и нефтехимии также сбор, обработка, анализ, хранение данных по поступлению сырья на переработку, производство нефтепродуктов как основных, так и по номенклатуре моторных топлив в максимально необходимом приближении.
— Возникают ли проблемы со сбором информации?
— Да, возникают. В основном это связано с несоблюдением сроков предоставления отчетности, нарушением так называемой бланкетности, когда абоненты подают данные, игнорируя установленные формы, отказом от предоставления информации, непониманием общей концепции и необходимости ведомственного учета Минэнерго России со стороны абонентов.
— Как решаете возникающие проблемы?
— Такие вопросы решаются с помощью персональной работы с исполнителем по тем или иным отчетам — разъясняем, объясняем. Проводятся обязательные беседы с руководителями высшего и среднего звена компаний-абонентов. В некоторых случаях приходится прибегать к административной помощи Минэнерго, в том числе в части корректировки либо создания общих или адресных административно-распорядительных документов.
— Расскажите об участии «ЦДУ ТЭК» в работе штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в РФ.
— «ЦДУ ТЭК» является постоянным членом штаба по мониторингу ситуации, связанной с производством и потреблением нефтепродуктов в РФ. Заседания Минэнерго проводит раз в неделю. В последнее время в них также принимают участие представители ФТС России, министерства топлива и энергетики Республики Крым, «РЭА» Минэнерго России, «РЖД», Российского топливного союза и приглашенных организаций. К каждому мероприятию мы готовим доклад о ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, включая данные о накоплении товарных остатков моторных топлив, ценовой конъюнктуре, налогах и дифференциалах. Еженедельно проходят и заседания Биржевого комитета ФАС России, где также рассматривается текущая ситуация на рынке нефтепродуктов. «ЦДУ ТЭК» делает доклад по показателям, адаптированным уже под задачи Биржевого комитета.
![Petrov.gif Petrov.gif](/upload/medialibrary/a5a/Petrov.gif)
ВЛАДИСЛАВ ПЕТРОВ,
руководитель департамента оперативной информации и мониторинга переработки нефти и газа «ЦДУ ТЭК»
— В «ЦДУ ТЭК» я пришел из газовой отрасли недавно, ранее работал в НИИГАЗэкономика ведущим научным сотрудником. Прогнозирование — это одна из задач, которой я занимаюсь, но свои цели и задачи вижу несколько шире. В перспективе есть планы переформатировать работу аналитики, воспользовавшись средствами анализа данных, расширить наши аналитические возможности по всем направлениям.
— Какой инструментарий может использоваться в аналитической работе?
— Вообще говоря, методика прогнозирования сейчас превратилась из некоего искусства в мастерство. Искусство — это то, что невозможно воспроизвести…
— Может, прогнозирование — это все же волхвование?
— Нет. Но это достаточно сложная математическая процедура. И, конечно, нужно чувствовать данные. То есть так просто прийти в отрасль и попытаться что-то спрогнозировать, наверное, не удастся, — все равно нужно ощущать какие вещи значимые, какие менее значимые. Одно дело прогнозы продаж — они, в общем очевидны. В энергетике — другое. Запрогнозировать можно все что угодно. Цену на нефть на 50 лет — пожалуйста. Никаких проблем — компьютер все вытерпит. Но другой вопрос — какой смысл и какое содержание в этих прогнозах.
Например, кто мог знать, что будет пандемия Covid-19? Все прогнозы 2019 года оказались несостоятельными в связи с введением локаута. Хотя уже в ноябре 2019 года было понятно, что в Китае возникли проблемы. Все данные уже тогда были, но увидеть последствия никто не мог.
Вся проблема заключается в том, что прогноз строится на основании уже свершившихся фактов. То есть мы интерполируем свершившееся. Любое отклонение от того, что мы уже прожили, выбрасывает все прогнозы в помойку. А такой глобальный локаут, который мы пережили, уникален и никаким образом не прогнозировался. Зато теперь мы знаем, что в любую энергетическую модель стоит добавить данные по глобальным эпидемиям. Они, конечно, слабо прогнозируются, но все равно там какая-то периодичность на самом деле есть. То есть можно добавить — хуже не будет.
— Как создается продукт прогнозирования?
— С моей точки зрения, конечным продуктом является осведомленность лица, принимающего решение. Это самое важное. В современном виде, как я вижу, это будет некое приложение, уже настроенное специалистами и подключенное к актуальным базам данных, способное предоставлять информацию, как правило, в графическом виде с возможностью детализации. Графическое изображение представляется наиболее понятным, наиболее быстро воспринимается. Самое главное, должно восприниматься быстро и просто. В перспективе я вижу, что «ЦДУ ТЭК» станет центром компетенций, который в том числе предоставляет уникальные аналитические услуги.
Мы можем выйти на более высокий уровень. Крупные аналитические центры — Pricewaterhouse, Wood Mackenzie — цифры берут, исходя из работающих мировых моделей рынков энергоресурсов. Это то, на чем, собственно, строится отдел аналитики. Я вижу свою задачу, чтобы «ЦДУ ТЭК» вошло в число таких центров. Для этого у нас есть все предпосылки, имеется колоссальное количество данных, которое при должном уходе и внимании должно принести свои плоды.
— Это мечта?
— Безусловно, нужно заявлять о себе, нужно завоевывать авторитет. Мало того, что нужно строить модели — это половина дела, — но нужно еще показывать, что эти модели верифицированы адекватно, то есть насколько они соответствуют действительности.
— Кто потребитель этого продукта?
— Мы здесь созданы для того, чтобы, в первую очередь, обслуживать запросы Минэнерго. Все остальное — вторичные задачи. У нас есть заказчики, которые интересуются нашей информацией. По большому счету никто не мешает любому нашему контрагенту приобрести сырую информацию, вкачать ее и провести на этом аналитику. Если у них есть соответствующий аналитический отдел, если есть соответствующие компетенции. Он может покупать голые данные, это будет стоить дешевле.
Перед нами стоит задача — сформировать на базе «ЦДУ ТЭК» центр компетенций, владеющий такой информацией, которую никто больше предоставить не может.
![Kotov.gif Kotov.gif](/upload/medialibrary/ff1/Kotov.gif)
ПАВЕЛ КОТОВ,
начальник отдела мониторинга нефтяной промышленности «ЦДУ ТЭК»
— Расскажите об основных задачах, которые стоят перед отделом. Какую информацию Вы обрабатываете? Кто ее основной получатель?
— В задачи отдела входит информационное обеспечение деятельности «нефтяного» и «транспортного» секторов топливно-энергетического комплекса России.
Блок нефтедобычи собирает данные по добыче нефтяного сырья, газового конденсата, разведочному и эксплуатационному бурению, использованию и состоянию фонда скважин, капитальному и подземному ремонту скважин; межремонтному периоду работы скважин; вводу новых скважин, технологическим процессам воздействия на призабойную зону скважин; вводу новых месторождений; строительству объектов обустройства месторождений; выполнению основных технико-экономических показателей в нефтедобыче.
Блок транспорта нефти отвечает за исполнительный баланс нефтяного сырья; свод заявок производителей по добыче и распределению нефтяного сырья; поставку нефти на переработку в РФ и на экспорт; транзит нефтяного сырья.
Информационные продукты отдела выполняются с максимальной детализацией по производителям, поставщикам и регионам. Потребителями информации являются государственные органы: в первую очередь, это Минэнерго России, но также бывают запросы из правительства, Государственной думы, ФНС.
Информация, собранная и обработанная отделом, интересна и для участников нефтяного бизнеса: добывающих, перерабатывающих и сервисных предприятий, информационных агентств и т. д.
![Artamonova.gif Artamonova.gif](/upload/medialibrary/0c5/Artamonova.gif)
АНАСТАСИЯ АРТАМОНОВА,
начальник отдела мониторинга газовой промышленности «ЦДУ ТЭК»
— Основной задачей отдела является мониторинг показателей производственной деятельности предприятий нефтяной и газовой отраслей топливно-энергетического комплекса России по следующим направлениям:
- Сбор, обработка документированной информации и формирование баз данных о функционировании субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу газа (природного и попутного) в РФ на суше и на шельфе морей; субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих переработку и подготовку углеводородного сырья и производство нефте-, газо- и других продуктов, таких как сжиженный углеводородный газ, бензин газовый стабильный, широкая фракция углеводородов, сжиженный природный газ, сухой отбензиненный газ, этан, гелий, сера, газовый конденсат; субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих транспортировку и хранение углеводородного сырья; объектов производственной деятельности, на которых осуществляются добыча, переработка, производство, транспортировка, хранение и отгрузка углеводородного сырья и продуктов их переработки.
- Субъектный и объектный балансовый мониторинг показателей работы топливно-энергетического комплекса России, в том числе: организация сбора и обработки информации, необходимой для целей формирования среднесрочных и долгосрочных планов развития газовой отрасли РФ; формирование балансовых моделей деятельности основных групп предприятий ТЭК в газовой отрасли; формирование предложений по формам и показателям наблюдения за деятельностью предприятий ТЭК в части добычи, производства, транспорта, переработки и распределения газа и продуктов его переработки; сбор, обработка и обобщение оперативной информации в целях наблюдения за ходом выполнения балансовых показателей, соответствия действующих балансовых моделей реальным отношениям в ТЭК, информирования системы управления ТЭК о ходе выполнения показателей утверждённых балансов по РФ; осуществление своевременной корректировки структуры баланса газового сырья и баз данных в связи с изменением производственных связей, отраслевых структур управления и состава нефтегазовых компаний; обобщение балансов газа и газопродуктов на Российскую Федерацию с выявлением не учитываемых направлений движения и распределения, в т. ч. сравнением суммарных показателей по России с данными ФТС России, Росстата и других ФОИВ.
- Взаимодействие с компаниями и предприятиями, участвующими в добыче газа, переработке газа, производстве, транспортировке и распределении газа и газопродуктов независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности, в целях формирования достоверной базы данных о работе подконтрольных им объектов производственной деятельности.
- Взаимодействие со структурными подразделениями Минэнерго России и другими федеральными органами исполнительной власти (ФТС России, Росстат и др.) и органами исполнительной власти субъектов федерации по вопросам формирования государственных информационных ресурсов путем получения достоверной и документированной информации от предприятий ТЭК;
- Обеспечение министерства энергетики РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ достоверной информацией о деятельности предприятий ТЭК.
Ежегодно выпускается сборник для президентской коллегии, содержащий в себе также графики, таблицы и анализ газовой отрасли. На регулярной основе отдел готовит справки, содержащие в себе данные о текущей ситуации газовой отрасли в регионах РФ касательно добычи газа, переработки, производства таких важных продуктов топливообеспечения как газ, СПГ, СУГ, БГС и прочие. Информация по регионам также подготавливается в оперативном режиме по запросу министерства. Помимо основных региональных запросов выполняется подготовка материалов по определенным кластерам и зонам, например, по добычным предприятиям Арктической зоны, по шельфу России.
Подготовка материалов может иметь содержание как в разрезе технологических функций (добыча, переработка, транспортировка), так и в разрезе определенного продукта (его производство, отгрузка, хранение). Каждый продукт имеет подвиды и подкатегории. Например, газ всего содержит в себе природный газ газовых скважин и попутный газ нефтяных скважин, сжиженные углеводородные газы подразделяются на фракции пропан, бутан, СПБт, изобутан и т. д. Подготовка информации охватывает полный анализ субъектов и объектов и их взаимодействия.
Весь сбор информации сводится к составлению баланса как по любому предприятию, так и по продукту, начиная от появления его на свет в качестве сырья и заканчивая конечным потребителем.
Особое внимание уделяется прогнозированию как на основе данных предприятий, так и на основе экспертной оценки состояния отрасли в текущий момент. Данные материалы помогают Минэнерго составлять балансы по основным продуктам нефтегазопереработки.
![Gubanov.gif Gubanov.gif](/upload/medialibrary/787/Gubanov.gif)
ДЕНИС ГУБАНОВ,
директор проекта мониторинга угольной и торфяной промышленности «ЦДУ ТЭК»
— Какие основные задачи вашего подразделения?
— Основными задачами отдела является сбор, обработка данных по работе угольных предприятий, в том числе производственные показатели, связанные с добычей различными способами различных видов углей, поставка угольной продукции как на внутренний рынок, так и на внешние рынки по направлениям, по странам.
— Углепереработка тоже входит?
— На шахтах и разрезах добывается не чистый уголь. Каменный уголь нуждается в дополнительных процессах переработки, поскольку содержит множество примесей, которые снижают качество угля. Чтобы отделить уголь от таких примесей, на обогатительных фабриках производится обогащение или очищение угля. В результате этих процессов происходит снижение содержания ненужных минеральных примесей. Помимо этого, уголь сортируется на фракции по сортам и размерам куска. И только после данных процессов продукция поступает к конечному потребителю. Таким образом, углепереработка (обогащение) является неотъемлемой частью производства угольной промышленности. Данные по работе обогатительных фабрик также собираются и анализируются для подготовки информационно-справочных материалов.
— С кем приходится контактировать, чтобы получить информацию?
— С представителями самого предприятия — на уровне главного инженера, маркшейдера или начальника смены. При необходимости получения более определенных данных связываемся с руководством. К нам точно также поступают сведения по экономическим показателям, производственным затратам, а также по численности и категориям персонала на предприятии. Регулярно осуществляется мониторинг задолженности по выплате заработной платы и оплаты труда работников в зависимости от категорий занятости.
После того, как данные к нам поступили, мы формируем отчеты. На основании этой аналитики готовятся материалы по динамике развития в течение определенного периода (месяц, квартал, год). В последнее время наблюдалось снижение по добыче, поставка была минимальная, всё это наложилось на неприятности, связанные с пандемией.
Очень много угольных предприятий находятся в регионах с другими часовыми поясами. Но здесь неудобство связано не столько по времени, сколько с перебоями интернет-связи. Из-за этого порой бывает невозможно получить отчет по электронной почте. Тогда звоним напрямую диспетчеру или начальнику смены, благо контакты у нас налажены.
— Какие бывают нештатные ситуации?
— Нештатные ситуации у нас связаны с авариями на предприятиях, эту информацию получает наша диспетчерская служба. Все аварии — взрывы, затопления, завалы, обрушения, выбросы метана, взрывы пылегазовоздушной смеси. Помимо внештатных ситуаций сотрудники нашего угольного отдела отслеживают информацию о новых строительствах, модернизации производства и ликвидации угольных предприятий.
Тесно взаимодействуем с Росстатом. Получаем информацию из регионов, в частности, у нас хороший контакт с администрацией Кемеровской области, Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Стараемся, чтобы у нас была полная информация по предприятию, начиная с момента его рождения — проектирования, строительства до выхода на уровень производственной мощности.
— Проблемы с предоставлением информации возникают? Если да, то каким образом стараетесь решать?
— Такие ситуации часто возникают. Есть такая мудрость — сделай людям добро, и добро к тебе вернется. Тоже самое и здесь. Игра никогда не должна идти в одни ворота. Если мы вам предоставляем какую-либо информацию, соответственно — и нам хотелось бы получить от вас данные в таком же формате. Чтоб не получалось так: мы вам дали информацию, а когда мы запрашиваем, то в ответ слышим отговорки.
Например, очень часто в этом отношении приходится чуть ли не воевать с предприятиями, органами исполнительной власти и другими контрагентами. Угольные компании свои цифры проверяют, что мы выдаем, они контролируют. Не все участники рынка охотно идут на контакт и часто отказываются сообщать информацию о своей деятельности.
— В этом случае Минэнерго помогает?
— Поддержка министерства, конечно же, есть. Но хотелось, чтобы она была более действенной. Кстати, Минэнерго является основным получателем нашей информации. Кроме того, в данных «ЦДУ ТЭК» заинтересованы «САЦ Минэнерго России», администрации и правительства субъектов РФ, ФАС, налоговая и таможенная службы.