В нынешней экономической ситуации иностранные компании не интересуются российской частью арктического шельфа, считают в Минприроды России. При этом в ведомстве подчёркивают, что сегодня в мире имеется не так много направлений для инвестиций, которые могли бы быть интересны и окупаемы в течение 10–15 лет, нефтегазовая отрасль одна из них.
Для активизации развития нефтегазовых проектов на шельфе в правительстве РФ рассматривалась возможность использования норвежской шельфовой модели. Этот вариант предполагает, что у госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные и иностранные компании.
В Минэнерго России отмечают, что инвесторам в арктический шельф нужно создать условия, чтобы внутренняя норма рентабельности по проектам составляла не менее 20%. На текущий момент она колеблется от отрицательной стоимости до 10%. Интерес частных и иностранных компаний и связанный с ним вопрос либерализации доступа к шельфу будет также зависеть от инвестиционной привлекательности морских проектов, а для этого важно создать условия для привлечения инвестиций в геологоразведку и добычу углеводородов в Арктике.
В настоящее время ведомства готовят законопроект, расширяющий перечень субъектов, которые могут работать на арктическом шельфе. Документ должен предполагать, что координировать работы на новых арктических шельфовых проектах будет специальная государственная компания. Планируется, что возможность продления сроков выполнения лицензионных обязательств и изменения иных лицензионных условий будут осуществляться по решению правительства.
Нерешённые проблемы
Жесткие климатические условия — сильные морозы и вьюги, движение льдов, полярная ночь — всё это значительно осложняет работу добывающих компаний в Арктике. Строительство арктических трубопроводов обходится в три раза дороже, чем их прокладка в обычных условиях. Особые требования предъявляются к работам на шельфе, например, чтобы защитить трубопроводы от айсбергов, на дне вырывают глубокие траншеи. Буровые установки в Арктике нужно укреплять так, чтобы они смогли выдержать натиск льда. При появлении крупных айсбергов их приходится отсоединять и уводить на безопасное расстояние.
Сложные природные условия сдерживают развитие судоходства. Инфраструктура Северного морского пути пока не позволяет пополнять запасы топлива, пресной воды, провизии, отмечают эксперты. В этой связи пока еще рано говорить о высокой инвестиционной привлекательности российской Арктики в силу ограниченности объектов для капитальных вложений.
Арктические проекты подразумевают привлечение значительных средств для завоза техники и материалов, поскольку в регионе нет инфраструктуры. При этом услуги по доставке зачастую значительно превышают стоимость грузов, предназначенных для строительства объектов. Также требуется привлекать большое количество специалистов.
В других странах для разработки месторождений в арктических широтах создаётся система поддержки инвесторов, начиная от предоставления им налоговых льгот и заканчивая обустройством необходимой инфраструктуры.
Например, в Канаде бизнес на пять лет освобожден от всех налогов, если идет на Север. А среднегодовая ставка процентов по кредиту варьируется от 3% до 5,3%.
Северные страны вкладывают большие средства в развитие своих арктических территорий, в повышение комфортности проживания.
Cокращение населения
В 2013 году в России была разработана доктрина «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года», где обозначены ключевые области российских интересов в этом регионе.
Для освоения шельфовых месторождений в РФ принят закон об освобождении от вывозных таможенных пошлин на углеводороды, добытые на шельфе, а также пониженная ставка налога на добычу полезных ископаемых.
Для привлечения дополнительных инвестиций в шельфовые проекты с 2017 года вступил в силу закон, в соответствии с которым действует принцип: чем больше средств нефтегазовые компании вкладывают в геологоразведку, тем для них ниже налог на прибыль. То есть расходы нефтегазовых компаний по геологическому изучению учитываются в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5. Помимо этого вводится механизм консолидации затрат на проведение поисково-оценочных работ на шельфе.
Несмотря на принимаемые меры в последнее время, россияне активно покидают этот регион. За последние семь лет, по данным РАНХиГС при президенте РФ, население российской Арктической зоны уменьшилось на 63 тыс. человек, и тенденция сохраняется.
Если посмотреть на регионы, то в наибольшей степени население городов, по данным «Росстата», сократилось на Чукотке — минус 46% без учета административных изменений. Среди лидеров по убыли и такие северные регионы, как Магаданская (–41%), Мурманская (–36%) и Сахалинская (–22%) области, Камчатский край (–31%).
Десять арктических проектов
В российской части Арктики, по данным аудиторской компании KPMG, развивается десять инвестиционных проектов, из них пять относятся к энергоресурсному направлению, и ещё пять входят в сферу добычи угля и руды. Основные территории проектного развития — это континентальная часть Арктики — Ямал, север Красноярского края и Чукотка. По данным аудиторской компании, в арктической зоне добывается 16% от общей добычи нефти в России. Доля газа с арктических месторождений достигает 39% от всей газодобычи в стране. При этом территория неразведанного арктического шельфа составляет более 90%, неразведанная территория континентальной части Арктики — более 53%.
Развитие технологий и транспортировка углеводородов по Северному морскому пути в страны Азии и Европы может сделать арктические проекты экономически целесообразными, полагают эксперты, но для этого необходимы значительные инвестиции.
На шельфе Арктической зоны России, но данным Минэнерго, открыто 33 месторождения. Затраты на освоение арктических месторождений, особенно морских, значительно выше, чем освоение большинства других месторождений. Если посмотреть статистику бурения нефтяных и газовых скважин, то из почти 300 морских скважин, пробуренных в России, на Арктику приходится менее 90.
При этом регион имеет значительный потенциал развития, преимущественно в нефтегазовой отрасли. Но проекты на шельфе недостаточно рентабельны, они содержат риски при текущих ценовых условиях, к тому же из-за санкций ограничены в доступе к технологиям глубоководного бурения. Единственным эксплуатируемым месторождением на шельфе Арктики в России является Приразломное. На материке за последние годы введены в эксплуатацию такие проекты, как Новопортовское месторождение «Газпром нефти», Южно-Тамбейское месторождение и «Ямал СПГ» «НОВАТЭКа», Восточно-Мессояхское месторождение, разрабатываемое «Газпром нефтью» совместно с «Роснефтью». Государство помогает развитию этих проектов предоставлением налоговых льгот, а также обеспечением трубопроводной инфраструктуры, координируя инвестиционную программу «Транснефти» трубопровод «Заполярье — Пурпе».
Привлекательность для иностранного бизнеса
Говоря об инвестиционной привлекательности в этом регионе нужно отметить уже имеющиеся высокотехнологичные проекты, как например, технология сжижения природного газа «Арктический каскад», патент на него принадлежит компании «НОВАТЭК». Процесс сжижения с использованием этой технологии обеспечивает высокую энергоэффективность за счет максимального использования арктического климата.
Ещё одним высокотехнологичным направлением для этого региона является разработка криогенных сталей в проекте «Арктик СПГ-2». Они предназначены для получения, перевозки и хранения сжиженных газов, температура кипения которых составляет –180 °С.
В рамках конкретных проектов интерес иностранных компаний к участию в развитии российского Севера все же появляется. Например, французская Total, китайские CNODC, CNOOC, а также японский консорциум Mitsui & Co и JOGMEC участвуют в реализации проекта «Ямал СПГ-2». Помимо этого заключены соглашения о размещении заказов на суда ледового класса на южнокорейских верфях. Архангельский Северный арктический федеральный университет и Корейский полярный исследовательский институт договорились о проведении совместных исследований и разработке совместных образовательных программ.
Вложения в транспортную инфраструктуру
В освоении Арктики главная роль принадлежит Северному морскому пути (СМП). Это фактически единственный путь доставки углеводородов, так как по суше в районе Крайнего Севера организовать транспортировку невозможно. СМП соединяет Тихий океан и Атлантику, связывает Европу с Дальним Востоком и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Согласно прогнозам KPMG, с учетом развития утвержденных проектов разработки месторождений и тех, которые имеют лицензионные обязательства в среднесрочной перспективе до 2023–2025 годов, грузопоток по Северному морскому пути может увеличиться в четыре раза — до 40 млн тонн.
Для активного развития Арктики России нужны четыре ледокола, считают эксперты транспортной группы FESCO. Чтобы караваны судов в большом количестве ходили по СМП, необходимо запустить в эксплуатацию минимум десять ледоколов. С учетом того, что стоимость строительства каждого такого судна составляет $700 млн, необходимые вложения в их сооружение составляют $7 миллиардов. Эти вложения быстро не окупятся, и поэтому их источником должен быть не только государственный бюджет, но и частные инвестиции, отмечают эксперты группы FESCO.
Миллиарды долларов на освоение региона
Во что обойдется освоение российского сектора Арктики? В зависимости от масштабов работ эксперты называют разные цифры — от $300 млрд до $700 миллиардов. Например, минимальная стоимость только одной небольшой разведочной скважины на арктическом шельфе составляет $150 млн, отмечают эксперты международных нефтесервисных компаний. Существенное удорожание работ в регионе связано с затратами на развитие имеющейся или, как правило, отсутствующей береговой инфраструктуры. Для сравнения — в Каспийском море стоимость разведочной скважины, пробуренной с использованием современных технологий, составляет менее $100 млн, а в Западной Сибири средние разведочные скважины обходятся в $1,5–2 млн, большие — в $5–10 миллионов.
Стоимость обустройства одного небольшого промысла на арктическом шельфе может доходить до десятков миллиардов долларов. Если говорить о крупных месторождениях, как например, Долгинское (протяженность участка составляет 90 км) в Печорском море, то трудно даже предположить, сколько может стоить его освоение. Установка только одной платформы обойдется в $1–1,5 миллиарда.
Опыт освоения Арктики показывает, что, какую бы современную технологию компания не использовала, начав разведку, она не застрахована от разочарований, потому что запасы углеводородов могут оказаться значительно ниже прогнозов. Именно это и произошло в 2009 году, когда British Petroleum и «Роснефть» после пяти лет работы отказались от дальнейшей разработки проекта «Сахалин-4», поскольку найденные запасы там оказались намного меньше ожидаемых.
Таким образом, для реализации российских арктических нефтегазовых проектов, в особенности на шельфе, где слишком велики затраты на создание инфраструктуры, инвестиций только частных компаний будет недостаточно. Без помощи государства они не смогут справиться с арктическими проектами.