Поразительно, но сегодня этот промысел, как и первая его скважина, остаются в строю, продолжая вносить вклад в общую копилку нефтедобычи компании «Удмуртнефть» (СП «Роснефти» и китайской нефтехимической корпорации Sinopec). Согласно данным «ЦДУ ТЭК», по итогам 2023 года из недр Архангельского месторождения было добыто 32,37 тыс. т нефтяного сырья. Это фактически столько же, сколько годом ранее (32, 4 тыс. т в 2022 году), и в два раза больше, чем в 2021 году (15,7 тыс. т). Цифры статистики показывают, что в «Удмуртнефти» не списывают со счетов месторождение-долгожитель, применяя на нем современные методы интенсификации нефтедобычи.
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|
49,8 | 48,4 | 42,9 | 14,7 | 15,7 | 32,4 | 32,37 |
По данным «ЦДУ ТЭК»
У истоков
Но вернемся к началу, в эпоху, когда нефтяная отрасль в Удмуртии только зарождалась. Начало геологического изучения удмуртских недр связано с именами профессора Казанского университета Александра Штукенберга (выделил Р1, Р2 и татарский ярус), доктора геологии и минералогии Николая Головкинского (в 1866 году выделил казанский ярус), выдающихся ученых-геологов Петра Кротова и Алексея Нечаева, которые в период 1860–1900 годов провели геологическую съемку большей части территории Вятской губернии (в ее состав входили удмуртские земли), стали применяться геофизические методы. Их усилиями была заложена основа дальнейшего изучения южного Прикамья.
После 1917 года здесь начались планомерные исследования, направленные на детальное изучение геологического строения и изыскание минерального сырья. А с 1930 года в Удмуртии целенаправленно стали искать нефть.
В период 1930–1945 годов проводились средне- и крупномасштабные структурно-геологические съемки, картировали структуры, благоприятные для последующих нефтепоисковых работ.
С 1935 года — Уральским геологическим управлением для изучения глубинного строения недр осуществлялись систематические геофизические исследования, которые позволили выделить ряд аномалий в геофизических полях и рекомендовать в этих зонах поиски нефти.
1939 год в Удмуртии ознаменовался началом проведения серьезных буровых работ. Специалисты треста «Прикамнефть» на Богатырской площади (Глазовский вал) пробурили три структурные скважины. К сожалению, буровым бригадам не удалось преодолеть верхнепермские отложения в красноцветных породах. Из-за большой их мощности, сложностей, связанных с условиями проводки скважин, отсутствия в те годы соответствующего оборудования структурное бурение пришлось надолго остановить. Однако полученные в результате анализа данные по тектонике и стратиграфии были обобщены, и к 1945 году у геологов уже было понимание в каких местах вести дальнейшие поиски нефти.
В феврале 1945 года в Удмуртской республике организовали геологоразведочную экспедицию «Ижевская нефтеразведка», а 20 апреля 1945 года распоряжением Государственного комитета обороны (ГКО) СССР за подписью председателя ГКО Иосифа Сталина была создана Государственная Всесоюзная Ижевская контора геологоразведочных и буровых работ. Позднее ее переименовали в трест «Удмуртнефтеразведка».
Результат не замедлил себя ждать. В августе 1945 года на Голюшурминской площади была пробурена первая в республике глубокая скважина. Вслед за опорной скважиной последовали другие. Однако многие структуры, рекомендованные на основе результатов геолого-съемочных работ, наличие нефтепроявлений промышленного типа не подтвердили бурением.
Тем не менее ценный геологический материал указывал на вероятную перспективность региона в плане нефтедобычи.
Первое нефтяное месторождение в Удмуртии — Вятское — было открыто в 1954 году; оно примыкало к крупному башкирскому месторождению Арланское. Как бы то ни было, благодаря долгожданному событию удалось привлечь дополнительное финансирование геологоразведочных мероприятий в республике. Первооткрывателями удмуртской нефти стали сотрудники Всесоюзной Ижевской конторы геологоразведочных и буровых работ под руководством Арсена Полушкина, который с 1946 года по 1963 год работал в удмуртской геологоразведке сначала — геологом, затем — главным геологом. Ижевская контора геологоразведочных и буровых работ также стала первооткрывательницей в 1958 году Тарасовского месторождения, в 1960 году — Кырыкмасского, в 1962-м — крупнейшего в Удмуртии Чутырско-Киенгопского. Но открытие месторождения — это только начало пути. Цель — запустить его в промышленную разработку. В этом смысле Архангельскому, которое было открыто в 1962 году, повезло гораздо больше. Именно ему принадлежат лавры первого в истории Удмуртии промысла, положившего начало нефтяной отрасли республики.
Письмо в Совет министров
В июне 1967 года руководители Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики обратились с письмом «Об организации добычи нефти и усилении геологоразведочных работ на территории Удмуртской АССР» в ЦК КПСС, в котором пожаловались на министерство геологии РСФСР, сдерживавшее темпы геологоразведочных работ в республике. При этом указывалось, что «потенциальные извлекаемые запасы нефти на территории Удмуртской Республики оцениваются значительными цифрами». Однако, несмотря на большую перспективность, Мингео РСФСР на 1967 год установило тресту «Удмуртнефтеразведка» объем капвложений на глубокое бурение только 3,1 млн рублей. «Наши просьбы в Госплан CCCP и Министерство нефтедобывающей промышленности СССР о практическом решении вопросов организации нефтедобычи в Удмуртской АССР не дали положительного решения», — говорилось в письме.
Удмуртский обком КПСС и Совет министров республики просили поручить Госплану страны и министерству нефтедобывающей промышленности организовать в 1967–1969 годах на территории Удмуртской АССР добычу нефти в объеме 3–4 млн т, а в 1971 году до 7–8 млн тонн. Для этого предлагалось создать в Ижевске нефтепромысловое управление «Удмуртнефть».
Дальше события развивались стремительно. ЦК КПСС рекомендовал министерству нефтедобывающей промышленности еще раз изучить нефтеперспективность территории Удмуртской АССР и доложить о результатах работы. Уже через месяц специалистами Миннефти СССР была подготовлена пояснительная записка, где говорилось: «Произведенные предварительные расчеты капитальных вложений показали, что открытие месторождений Киенгопского вала позволяет считать организацию добычи нефти в Удмуртии целесообразной». В ведомстве также приняли во внимание выгодное географическое положение открытых в республике нефтепромыслов и близость развитых нефтяных районов Урала и Поволжья; учли и достаточно развитую сеть железных дорог.
В результате 11 августа 1967 года появился приказ за подписью министра нефтедобывающей промышленности СССР Валентина Шашина «О мероприятиях по освоению нефтяных месторождений в Удмуртской АССР». Согласно приказу, предписывалось Главному управлению по добыче нефти в северо-восточных районах и Главному управлению капитального строительства в месячный срок подать для рассмотрения на коллегии министерства предложения о выполнении первоочередных мероприятий для осуществления капитального строительства производственных и других объектов, обеспечивающих организацию добычи нефти в 1968 году. Кроме того, управлению кадров Миннефти СССР совместно с Главным управлением по добыче нефти необходимо подобрать и направить в распоряжение нового нефтепромыслового управления «Удмуртнефть» высококвалифицированных специалистов в области добычи нефти, бурения и капитального строительства.
Так, в 1971 году в Ижевске было сформировано нефтепромысловое управление «Удмуртнефть», начальником которого назначили Мустафу Рагим-Заде. В 1973 году в соответствии с решением правительства СССР и приказом министерства нефтяной промышленности управление преобразовали в производственное объединение (ПО). Руководить ПО стал Валентин Кудинов, который почти четверть века руководил предприятием. В 2021 году «Удмуртнефти» было присвоено его имя.
Параллельно с административными усилиями по созданию производственной структуры на Архангельское месторождение стали завозить буровое оборудование. К тому времени, — в марте 1966 года, — запасы нефти и растворенного газа по участку были посчитаны и утверждены в ГКЗ. В августе 1968 года бригада конторы бурения № 2 треста «Татнефтегазразведка» под руководством опытного мастера Рафгата Хасанова начала бурить первую эксплуатационную скважину. В начале октября 1969 года скважина № 163 стала давать продукцию.
Запуску в эксплуатацию Архангельского месторождения предшествовала большая работа. В непростых условиях, по суровому бездорожью было проложено 130 км трубопроводов, 52 км нефтесборных сетей и выкидных линий, 35 км линий электропередачи, построено 16 трансформаторных подстанций.
Наша справка«Удмуртнефть» — крупнейшее нефтедобывающее предприятие Удмуртской Республики. В августе 2006 года 96,86% акций компании были куплены у «ТНК-ВР» китайской нефтехимической корпорацией Sinopec через специально созданную компанию «Промлизинг». В результате дальнейшего выкупа акций у миноритарных акционеров «Промлизинг» увеличил свою долю в уставном капитале «Удмуртнефти» до 97,08%. 11 декабря 2006 года «Роснефть» реализовала опцион на приобретение у Sinopec 51% компании «Промлизинг».
Таким образом, с 2006 года «Удмуртнефть» работает под управлением «Роснефти» и Китайской нефтехимической корпорации Sinopec.
Архангельский починок
Архангельское месторождение нефти расположено в юго-западной части Удмуртской Республики на территории Увинского района. Когда-то здесь был Архангельский починок, который и дал название промыслу. Сейчас такого населенного пункта не существует. Хотя известно, что первым 63 поселенцам из разных уездов Вятской губернии (часть из них трудились на Ижевском оружейном заводе) еще в 1883 году было выделено «521 десятин земли под лесом на освоение и заселение». Свой починок они и назвали в честь архангела, на чье покровительство уповали в этом мире.
Земельные угодья сельская община распределяла по принципу «заможности», то есть кто сколько мог обработать. К началу XX века в починке появились первые веялки, был выкопан пруд. К 1920 году в Архангельском насчитывалось 56 усадеб и 298 человек жителей. В 1931 году архангельцы вошли в колхоз имени Пушкина. Известно, что в те годы в починке не было ни школы, ни медпункта. В магазин за продуктами ходили в село Красное, благо находилось оно в трех верстах.
В годы Великой Отечественной войны несколько десятков мужчин были мобилизованы, большинство из них с фронта не вернулись. Как отмечают местные историки, уже в 1930-х годах некогда богатое и достаточно многочисленное сельское поселение стало сокращаться. Причины общие для крестьян того времени: коллективизация, война, голод конца сороковых, тяжелые условия труда в колхозе. В 1959 году починок насчитывал только 107 жителей.
Окончательно сельское поселение погубили административные преобразования, начавшиеся в Удмуртии в 1960-х годах. Архангельский починок приписали к огромному Увинскому району, таким образом, он оказался на окраине, по отношению к районному центру Уве — «у черта на куличках». Результат администрирования — 27 ноября 1967 года населенный пункт официально прекратил свое существование.
Буквально через два года на территории бывших колхозных угодий начнется промышленная разработка первого в Удмуртии нефтяного месторождения. На месте Архангельского починка возведут производственную базу для Воткинского НГДУ (структурное подразделение «Удмуртнефти»), построят рабочие корпуса, подстанцию, установят нефтяные качалки, нефтесборные сооружения. Отсюда проложат магистральный нефтепровод в Татарстан.
Общие сведения о месторождении
Архангельское месторождение находится в 50 километрах к юго-западу от столицы Удмуртской Республики — Ижевска, в 5 км западнее села Нылга. Оно приурочено к области Камско-Вятского водораздела и расположено в северной части Можгинско-Сарапульской возвышенности. Это всхолмленная местность, чередующаяся водораздельными участками с неглубокими оврагами и долинами рек. На площади Архангельского с юга на север текут малые притоки реки Сия: Каравайка и Сурсовайка. Месторождение приурочено к водоразделу рек Нылга и Постолка.
Абсолютные отметки поверхности в целом по месторождению изменяются от 118 до 200 метров. Перепад высот достигает 80 метров.
Климат умеренно-континентальный с коротким прохладным летом и продолжительной зимой. Продолжительность безморозного периода составляет 5–6 месяцев. Наибольшие морозы наблюдаются в январе — феврале, когда температура опускается до –40 °С. До конца марта почва промерзает на глубину 1,3–1,5 метров.
Восточная и южная часть месторождения покрыта лесами, представленными преимущественно хвойными породами деревьев.
Геологические особенности и свойства нефти
Как выяснили геологи, месторождение располагается на восточном склоне северного купола Татарского свода вблизи его сочленения с Верхнекамской впадиной. Продуктивный пласт на месторождении приурочен к песчаникам и алевролитам верхнего девона, кыновскому и пашийскому горизонтам. Продуктивный пласт песчаника расчленяют плотные породы — глинистые алевролиты и аргиллиты на ряд проницаемых пропластков. Продуктивный пласт подразделяют на две пачки: верхнюю и нижнюю. Обе пачки гидродинамически связаны. В верхней пачке сосредоточено 88% запасов нефти, в нижней — 12%.
Эффективная нефтенасыщенная мощность пласта колеблется от 6 до 14,8 м на северных и восточных крыльях
и до 8–10 м в сводовой части месторождения. Этаж нефтеносности равен 15,5 м, размеры залежи в пределах контура нефтеносности — 11,3˟2,3 километров
Продуктивный пласт Д0 + Д1, общая мощность его составляет 10,2–30 метров. Пористость — 20%; нефтенасыщенность — 82%; проницаемость — 470 мд; начальное пластовое давление — 182–192,2 атмосфер. Товарные свойства нефти — парафинистая, смолистая, высокосернистая.
Извлекаемые запасы — 7,09 млн т, коэффициент нефтеотдачи — 0,5.
Нефтеносность Архангельского месторождения представлена девонской системой отложений терригенных коллекторов со средней глубиной залегания 1820 метров.
Плотность нефти, г/куб. см | 0,855 |
Газовый фактор, куб. м/т | 18 |
Вязкость, мПа*с | 3,6 |
Содержание серы, % масс | 2,45 |
Содержание парафина, % масс | 3,55 |
Давление насыщения, мПа | 10,4 |
Из отчета «Анализ коррозионной ситуации эффективности применяемых средств противокоррозионной защиты на предприятиях «Удмуртнефти»; УдмуртНИПИнефть, 2001 год
Производственные показатели
По воспоминаниям ветеранов «Удмуртнефти», на начальном этапе разработки многие скважины месторождения отличались высоким дебитом, некоторые из них вплоть до 1987 года фонтанировали. Долгое время Архангельское эксплуатировалось на естественном режиме, потом перешли на упруго-водонапорный, что было обусловлено фильтрационно-ёмкостными свойствами нефтеносной залежи — пористостью и проницаемостью пласта.
Как было отмечено в отчете УдмуртНИПИнефти, по состоянию на 1 ноября 2001 года на Архангельском месторождении было пробурено 103 скважины; из них добывающих — 45 (3 были в бездействии), нагнетательных — 11, контрольных и пьезометрических — 17. В консервации находилось 8 скважин, в списке ликвидированных числилось — 22 единицы.
Средний дебет на тот период составлял 6,9 т нефти в сутки при обводненности 94,4%.
После нескольких десятилетий непрерывной эксплуатации объемы добычи на Архангельском месторождении, находящемся на поздней стадии отработки, стали естественным образом падать.
Однако специалисты «Удмуртнефти» благодаря грамотному подбору эффективных геолого-технических мероприятий (ГТМ), стараются поддерживать производственные показатели на приличном уровне. Наиболее эффективные ГТМ, которыми пользуются на промысле, — это ремонтно-изоляционные работы, применение насосов с большей производительностью.
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 |
---|---|---|---|
Среднесуточная добыча нефти | 260 | 280 | 330 |
Годовая добыча нефти | 94 900 | 102 200 | 120 450 |
По данным УдмуртНИПИнефти
2022 | 2023 | |
---|---|---|
Эксплуатационный фонд | 29 | 28 |
в том числе фонд, дающих продукцию | 27 | 27 |
По данным «ЦДУ ТЭК»
Две скважины
На начало 2024 года, согласно данным «ЦДУ ТЭК», эксплуатационный фонд Архангельского месторождения составлял 28 скважин, из них 27 — давали продукцию.
Скважина № 163, с которой начиналась нефть Удмуртии, работает и сегодня. За годы эксплуатации она обеспечила добычу более 425 тыс. т сырой нефти.
Другая легенда Архангельского — скважина 100Р. Ее ввели в промышленную разработку также осенью 1969 года. Уникальность 100Р в том, что она более 20 лет проработала без проведения мероприятий по повышению нефтеотдачи пласта. На начальной стадии ее суточный дебит достигал 125 т безводной нефти. Позднее скважина давала нефть с минимальным процентом обводненности, а накопленная за годы работы добыча превысила 1 млн тонн.
Как рассказал газете «Известия Удмуртской Республики» оператор по добыче нефти и газа ЦДНГ № 10 «Удмуртнефти» Александр Перевозчиков, сейчас эта «особенная» скважина «показывает стабильные результаты — 15 т в сутки».
В нынешних условиях руководство «Удмуртнефти» имени Валентина Кудинова нацелено использовать на месторождениях, находящихся на поздних этапах разработки, новые высокоэффективные технологии. К ним относят бурение горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов в обводненных малодебитных скважинах, проведение гидроразрывов пласта. Эти мероприятия, по утверждению специалистов, позволят повысить их дебит
в 1,5–2 раза.