В результате падения сбитого БПЛА загорелось техпомещение. К чести пожарных, возгорание оперативно локализовали. К сожалению, подобный случай для НПЗ, находящихся в европейской части РФ, не редкость. К участившимся атакам боевых дронов добавляется проблема, связанная с нехваткой запасных частей, поскольку еще недавно 80% сложного оборудования для предприятий нефтепереработки приобреталось за рубежом, в ставших недружественными странах. Чтобы в такое непростое время обеспечивать штатный режим работы НПЗ и не останавливать производство, нужны быстрые, порой нестандартные решения и финансирование.
Дата происшествия | Объект нападения | Собственник | Характеристика объекта | Последствия нападения |
---|---|---|---|---|
18 января | Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) расположен на территории 4-го района Большого порта Санкт-Петербург | С конца 2022 года 50% собственником ПНТ и председателем совета директоров является Елена Васильева — супруга прежнего совладельца предприятия Сергея Васильева |
Возможности по отгрузке нефтепродуктов — 1,1 млн т/месяц.
Пропускная способность — 12,5 млн т |
При попытке удара беспилотник был подавлен средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Обломки рухнули в районе терминала |
19 января | Клинцовская нефтебаза (г. Клинцы, Брянской области) | «Брянскнефтепродукт», в структуре «Роснефти» | Перевалочная нефтебаза класса IIIб, количество резервуаров 11 шт., объем резервуарного парка 8500 куб. м | Украинский дрон был подавлен средствами РЭБ, но при уничтожении он успел сбросить боеприпас — загорелись четыре резервуара с нефтепродуктами, пожар продолжался двое суток, ему присвоен повышенный ранг сложности. 32 человека эвакуировали |
21 января | Морской нефтепродуктовый терминал в Усть-Луге | «НОВАТЭК» |
Пропускная способность — 30 млн т в год, емкость резервуарного парка — 960 000 куб. м |
Пожар в результате «внешнего воздействия» задел две цистерны и насосную станцию, одна из емкостей разгерметизировалась |
25 января | «РН-Туапсинский НПЗ», Туапсе, Краснодарский край | «Роснефть» | Проектная мощность предприятия — 12,0 млн т в год по нефти | Завод был атакован тремя украинскими беспилотниками «Бобер». Все они были сбиты, но обломки одного из них попали на вакуумную установку, из-за чего начался пожар. Площадь пожара составила 200 кв. м |
3 февраля | «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», Волгоград | «ЛУКОЙЛ» | Мощность завода по переработке нефти — 14,8 млн т | Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров сообщил, что из-за атаки украинских беспилотников произошло возгорание. Система ПВО сбила два БПЛА, один из них упал на территорию нефтебазы |
12 марта | «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Кстово Нижегородская область | «ЛУКОЙЛ» | Мощность переработки — 17 млн т нефти | Беспилотник попал в нефтеперерабатывающую установку. Произошел взрыв, на территории завода начался пожар, который через несколько часов потушили с помощью специального пожарного поезда |
13 марта | «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», Рязань | «Роснефть» | Проектная мощность по первичной переработки — 17,1 млн т нефти в год | Атака беспилотников привела к пожару на двух установках первичной переработки нефти, на которые приходится 70% мощности завода. В результате атаки пострадали два человека |
13 марта | Завод «Киришинефтеоргсинтез» («КИНЕФ»), Кириши Ленинградской области | «Сургутнефтегаз» | Общая мощность по переработке — 20,5 млн т нефти в год | Беспилотник самолетного типа был сбит на подлете к заводу |
13 марта | Новошахтинский НПЗ, Ростовская область | Основной собственник с апреля 2021 года — ООО «Петон инвест технолоджи» (93%) | Первичная мощность переработки составляет 5,6 млн т нефти в год | По сообщению губернатора Ростовской области Василия Голубева, в результате работы дежурных систем РЭБ обломки трех БПЛА упали на территорию Новошахтинского завода нефтепродуктов, возник пожар |
17 марта | Славянский НПЗ, Славянск-на-Кубани, Краснодарский край | «Славянск-ЭКО» | Текущая мощность переработки — до 5,2 млн т в год | В ночь на 17 марта НПЗ пытались атаковать несколько дронов, аппараты нейтрализовали, но после падения одного из них возник пожар |
27 апреля | Славянский НПЗ, Славянск-на-Кубани, Краснодарский край | «Славянск-ЭКО» | Текущая мощность переработки — до 5,2 млн т в год | НПЗ атаковали 10 беспилотников |
4-5 мая | Ильский НПЗ, пгт Ильский, Северский район, Краснодарский край | Входит в структуру холдинга КНГК-Групп («Кубанская нефтегазовая компания») | Мощность переработки — 6,6 млн т нефти в год | Завод был атакован беспилотником в ночь на 4 мая. Произошли три взрыва в промежуток от 2:35 до 3:00. На следующий день, 5 мая — опять прилет дрона. После атаки дрона на НПЗ начался пожар |
9 мая | «Газпром нефтехим Салават», Салават, Республика Башкортостан | «Газпром» | Объем переработки углеводородного сырья по итогам 2022 года составил 6,774 млн т | Беспилотник атаковал предприятие. Повреждено строение насосной станции |
12 мая | «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», Волгоград | «ЛУКОЙЛ» | Мощность завода по переработке нефти — 14,8 млн т |
В результате атаки БПЛА возник пожар на установке первичной переработки нефти АВТ-1 производительностью 18,590 т в сутки (49% мощности НПЗ) |
17 мая | «РН-Туапсинский НПЗ», Туапсе, Краснодарский край | «Роснефть» | Проектная мощность предприятия — 12,0 млн т в год по нефти | Атака БПЛА |
18 мая | Славянский НПЗ, Славянск-на-Кубани, Краснодарский край | «Славянск-ЭКО» | Текущая мощность переработки — до 5,2 млн т в год | На территорию предприятия упали шесть беспилотников |
31 мая | Афипский НПЗ, пгт Афипский, Северский район, Краснодарский край | «ФортеИнвест» | Мощность предприятия — 6,25 млн т в год по нефти | Завод был атакован дроном-камикадзе |
Таблица составлена на основе мониторинга СМИ
Поломка оборудования приводит к упущенной выгоде
В качестве примера такой ситуации можно привести случай, произошедший на заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» («НОРСИ»), когда внезапно вышла из строя турбина.
Аварию вызвала поломка компрессорного оборудования иностранного производства, которое невозможно было оперативно заменить из-за западных санкций. На НПЗ эксплуатируются две установки каталитического крекинга, позволяющие выпускать высокооктановый бензин. Их ввели в эксплуатацию в 2010 году и 2015 году. В начале января 2024 года из строя вышла более старая установка. Ранее аналогичная авария произошла 26 декабря 2023 года и на второй установке. Тогда ее удалось достаточно быстро запустить.
По информации Reuters, долгое время ремонтом подобного оборудования в России занималась американская транснациональная нефтяная инжиниринговая компания UOP. После начала проведения СВО на Украине UOP, как и другие западные фирмы, вышла из российского бизнеса, что создало определенные трудности с поиском запчастей.
Из-за этого сбоя упущенная выгода «ЛУКОЙЛа», по расчетам Reuters, могла составить почти $100 млн в месяц. Honeywell International Inc (материнская компания UOP) в связи с этим заявила, что не поставляла никакого оборудования, запчастей, продуктов или услуг НПЗ в Нижнем Новгороде с февраля 2022 года. Более того, Honeywell сообщила Reuters, что активно работает над выявлением и прекращением любой возможной утечки своей продукции в Россию через третьи лица. Американская компания соблюдает все применяемые требования к экспортным лицензиям, санкционным законам и постановлениям.
Возвращаясь к ситуации с поломкой на «НОРСИ», по сообщениям СМИ, предприятие сократило производство. В то же время, по данным «ЦДУ ТЭК», в апреле 2024 года на завод «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза» поступило 662,9 тыс. т нефти, что составило 47,1% к апрелю 2023 года, а в период с января по апрель 2024 поставки составили 3812,8 тыс. т, то есть 74,6% к аналогичному периоду 2023 году. Согласно данным «ЦДУ ТЭК», в июне поставки сырья на предприятие достигли 830,8 тыс. т (59,6% к июню 2023 года), в целом за шесть месяцев на «НОРСИ» поступило 5328,7 тыс. т, что значительно меньше, чем в прошлом году за этот период — 66,9% к январю — июню 2023 года.
Нефтеперерабатывающее предприятие | апрель 2024 | % к апрелю 2023 | январь — апрель 2024 | % к январю — апрелю 2023 | июнь 2024 | % к июню 2023 | январь — июнь 2024 | % к январю — июню 2023 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
РН-Туапсинский НПЗ | 70 | 9,7 | 628,7 | 21,66 | 38,0 | 4,4 | 1137,0 | 25,0 |
Рязанская НПК | 1 075 | 104,2 | 4 123,3 | 95,5 | 1 316,9 | 124,9 | 6 750,5 | 106,3 |
ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка | 1 267,9 | 113,9 | 4 701 | 107,7 | 987,9 | 86,8 | 6 734,4 | 105,1 |
Киришинефтеоргсинтез | 1 324 | 84,5 | 6 053,8 | 98,8 | 1 390,0 | 114 | 8 792,7 | 100,2 |
Новошахтинский ЗНП | 381,9 | 92,0 | 1 528,4 | 103,5 | 83,9 | 20,9 | 2 060,6 | 89,8 |
Сызранский НПЗ | 218,9 | 43,2 | 1 191,8 | 63,3 | 353,0 | 73,8 | 1 768,8 | 61,3 |
Афипский НПЗ | 644,8 | 119,9 | 2 299,7 | 99,7 | 631,7 | 137,4 | 3 535,2 | 104,7 |
Ильский НПЗ | 503,8 | 134,8 | 1 929,8 | 116,1 | 355,9 | 116,9 | 2 684,6 | 116,6 |
ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез | 662,9 | 47,1 | 3 812,8 | 74,6 | 830,8 | 59,6 | 5 328,7 | 66,9 |
По данным «ЦДУ ТЭК»
Ситуация по запчастям для НПЗ вышла на критический уровень
Отраслевые эксперты предупреждают, что наши нефтеперерабатывающие заводы будут вынуждены в самое ближайшее время переходить на неоригинальные детали из-за нехватки «родных» запчастей, потому что до санкций порядка 80% сложного оборудования для нефтепереработки покупалось за рубежом. Это чревато не только сбоями поставок топлива, но и возможным возникновением аварийных ситуаций, а также ведет к незапланированным расходам.
Первое время у компаний еще был запас иностранных комплектующих, но за год-полтора после введения санкций он закончился. Параллельный импорт какое-то время рассматривался в качестве инструмента, который может спасти ситуацию. Но, как показывает практика, он отнюдь не панацея, поскольку долго, дорого и рискованно. Теперь производство важных для НПЗ оборудования и комплектующих уже просто необходимо наладить в России. Но тут проблема — конструкторской документации к закупаемому иностранному оборудованию, как правило, нет, и теперь, чтобы произвести отечественные запчасти, ее нужно заново разработать. То есть необходим так называемый обратный инжиниринг — процесс создания копии детали или всего узла по уже существующему образцу.
Однако действующие в РФ нормативы, например, правила промышленной безопасности, утвержденные Ростехнадзором, устанавливают необходимость строжайшего соблюдения предприятиями руководства по эксплуатации оборудования. А эти нормы требуют использовать только оригинальные запчасти.
Используя же копии, НПЗ рискуют попасть сегодня под штрафы, поэтому потенциал применения обратного инжиниринга в России пока сильно ограничен. Как сообщили «Известия», представители крупного нефтяного бизнеса еще в 2022 году предлагали правительству пересмотреть нормы по ремонтам, но реализацию этого отложили, чтобы лучше оценить ее последствия для производственной безопасности и избежать рисков роста аварийности.
Сейчас ситуация по запчастям уже вышла на критический уровень, поэтому Минпромторг совместно с Минэнерго и нефтяными компаниями прорабатывали возможность нормативно-правового закрепления таких условий, при которых использование неоригинальных запасных частей при условии прохождения ими входного контроля эксплуатирующей организации и наличии ограничений, установленных инструкциями производителей, не будет квалифицировано надзорными органами как нарушение требований к ремонту эксплуатируемого на опасном производственном объекте импортного оборудования.
По мнению ряда отраслевых экспертов, бесконтрольный отказ от импортных запчастей может повысить аварийность промышленных объектов, поэтому разрешать использовать свои детали следует только тем компаниям, которые смогут подтвердить компетентность в собственном производстве и безопасность их применения. То есть тут необходима специальная сертификация производства критически важных для НПЗ деталей и узлов.
Особая актуальность этой задачи подкрепляется тем, что дефицит кондиционных (отвечающих требованиям технологических процессов нефтепереработки) запчастей для НПЗ чреват авариями и затягивающимися ремонтами, а также осложняет сам процесс модернизации.
НПЗ в зоне риска
Вторая проблема российской нефтепереработки, которая подразумевает непланируемые расходы — это участившиеся с начала 2024 года атаки украинских беспилотников на объекты нефтепереработки.
По подсчетам ряда аналитиков, в зоне поражения украинскими дронами может находиться 10 крупных российских НПЗ, что составляет почти половину российской нефтепереработки. Эксперты также считают, что дроны не способны нанести большой ущерб, но, вот, что они могут сделать — это вывести из работы чувствительные элементы оборудования, которое будет трудно заменить.
«Вопрос безопасности обсуждается, работа ведется»
Из-за участившихся в начале года инцидентов правительство с 1 марта объявило полугодовой запрет на экспорт бензина. Это была мера по защите внутреннего рынка с целью стабилизации цен. И хоть в экспертном сообществе уверены, что подобные происшествия некритичны, так как отрасль отличается структурной гибкостью, убытки российская нефтепереработка понесла.
В этой связи любопытна позиция министерства финансов РФ в отношении предложения «Роснефти» по облегчению условий получения господдержки для не успевающих провести модернизацию НПЗ. По мнению ведомства, решение о продлении на два года инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефть и ее применении с 2027 года при незавершенной модернизации, о чем в связи с «возросшими рисками террористического характера» обратился к правительству глава компании Игорь Сечин, должно приниматься в каждом случае на уровне президента или премьера. Также Минфин выступил против льгот по НДПИ на обеспечение защиты НПЗ от беспилотников. В результате госкомпании придется в основном за свой счет реализовывать расширенный и затратный комплекс мер физической защиты нефтяных объектов от дронов.
В Минэнерго России серьезно относятся к нападениям украинских БПЛА. В марте 2024 года директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго Артем Верхов рассказал, что ведомство совместно с Росгвардией разрабатывает меры безопасности для нефтеперерабатывающих заводов. По его словам, они включают установку на НПЗ зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь».
«Вопрос безопасности, конечно, обсуждается, работа ведется. И есть законодательная инициатива наших коллег. Насколько я понимаю, мы можем в случае выхода какого-то оборудования из строя всегда перенаправить потоки топлива, главное, чтобы РЖД не подкачало. Обычно так мы и делаем», — сказал Верхов в ходе круглого стола в Совете Федерации.
Россия ведет работу по совершенствованию методов защиты объектов топливно-энергетического комплекса от атак беспилотников; исключить их на 100% невозможно, однако предприятия удается оперативно восстанавливать для штатной работы отрасли, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. «Конечно, на 100% исключить невозможно (повреждения энергообъектов), иногда случаются те ситуации, которые были. Тем не менее идет и восстановление быстрыми темпами, для того чтобы обеспечивать работу предприятия в полном объеме, — сказал Новак, отвечая на вопрос о защите предприятий ТЭК от беспилотников. — Эта работа ведется, и не первый день, есть соответствующее законодательство — безопасность объектов ТЭК, в рамках которого проводятся защитные меры безопасности». По словам вице-премьера, ремонт атакованных объектов идет быстрыми темпами, так как восстановление необходимо для обеспечения работы предприятий в полном объеме.
В июне «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргcинтез» вернул в работу основную установку первичной переработки нефти АВТ-6 после восстановительного ремонта. Как известно, АВТ-6 была остановлена 12 марта из-за пожара, который возник в результате атаки беспилотника (БПЛА). Загрузка установки сразу после запуска составила около 15 800 т в сутки, что соответствует 60% её мощности. До аварии АВТ-6 на «НОРСИ» могла перерабатывать в среднем 25 710 т сырья в сутки. Ввод в работу АВТ-6 позволит заводу обеспечить вакуумным газойлем собственного производства другое оборудование — установку каталитического крекинга КК-1 (мощность — 5710 т в сутки по сырью). Напомним, КК-1 была остановлена 4 января из-за поломки турбокомпрессора, и в начале июня возобновила работу после ремонта.
Проблему нужно решать комплексно
Как подчеркнул генеральный директор Союза нефтегазопромышленников России, член Экспертного совета Комитета ГД РФ по энергетике, член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Сергей Черных, нефтегазовые компании сегодня освобождены от обязанности публиковать подробные отчетные данные, поэтому дать оценку потерь проблематично.
Вопрос, связанный с обеспечением безопасности НПЗ, по мнению Черных, комплексный, и предприятия ТЭК не могут его решить самостоятельно «хотя бы потому, что за организацию использования воздушного пространства РФ отвечает Росавиация, а не отраслевые компании». «Это находится в ведении Минобороны: еще в советские времена была создана полная радиолокационная защита всей территории страны, которой, правда, сегодня в том масштабе уже нет. Кроме того, отсутствует государственное регулирование в этой области (а его и не было раньше — ведь новая отрасль рождается прямо на наших глазах). Соответственно, нет общих стандартов для оборудования», — заметил эксперт. Наши нефтегазовые компании не имеют возможности установить на каждом заводе какую-то систему ПВО, потому что это прерогатива военных.
Как видим, российская нефтяная отрасль и вертикально интегрированные нефтяные компании в последние несколько лет столкнулись с достаточно большими сложностями в ведении бизнеса. Последствия пандемии, продолжающаяся СВО, санкционное давление, часто меняющиеся правила госрегулятором, растущая налоговая нагрузка, сокращающийся поток свободных денег — все это заставляет компании принимать оперативные меры и менять свои стратегии и инвестиционные программы.