В рамках санкционной политики в отношении РФ министры финансов стран G7 2 сентября 2022 года договорились ограничить цены на российскую нефть и нефтепродукты, не увеличивая всплеск инфляции. К ограничению цен присоединились государства «большой семерки», ЕС, Австралия, Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Лихтенштейн, Новая Зеландия, Норвегия, Северная Македония, Украина, Черногория и Швейцария. Ограничение цены на сырую нефть подразумевало введение с 5 декабря 2022 года потолка цен на нефть из России на уровне $60 за барр. (price cap). На российский экспорт нефтепродуктов санкции начали действовать с 5 февраля 2023 года.
Нефть из РФ торгуется с дисконтом
Как не раз отмечали российские власти и эксперты, в том числе западные, идея с потолком существенного эффекта не принесла. Тем не менее на мировых рынках нефть из России торгуется с дисконтом.
Стоимость одного барреля нефти по сортам, согласно информации «ЦДУ ТЭК» — филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, в апреле 2024 года составила:
- Brent (Dtd) — $90,05;
- Urals (Med — базис поставки Южная Европа) — $77,7;
- Urals (Rdam — базис поставки Северо-Западная Европа) — $74,81.
Как видим, дисконт относительно мирового бенчмарка Brent существует, и уровень его достаточно ощутимый. В результате приток от экспортной выручки сокращается, что, в свою очередь, влияет на инвестиционную политику российских нефтегазовых компаний.
При установлении потолка цен нефтегазовому комплексу РФ приходится оперативно решать ряд задач, связанных с тем, что при невыполнении условий price cap РФ теряет доступ к:
- 55% танкеров, которые вывозят российскую нефть из страны и принадлежат Греции;
- страховым услугам расположенной в Лондоне Международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев International Group of P&I Clubs — она обеспечивает страховыми услугами около 95% мирового тоннажа морских судов;
- услугам швейцарских трейдеров.
Как отмечают отраслевые эксперты, обход санкций требует определенных вложений, причем они не приводят к получению высокой маржи. Поэтому зачастую приходится рассчитывать на то, чтобы сохранить производство на текущем уровне, сохранить бизнес.
С 2022 года РФ занята созданием альтернативных платежных механизмов, которые позволят ей избежать денежных потоков через американскую и европейскую финансовые системы.
Китай уже рассчитывается с Россией юанями за нефть и газ. Возможно появление новых азиатских маркеров цен на нефть, котируемых в юанях. Поскольку механизмы ограничения нефтяных цен вынуждают нашу страну искать незападных поставщиков услуг по перевозкам и страхованию, в Азии может возникнуть отдельный рынок, также котируемый в валютах, отличных от долларов США и евро.
Россия может попытаться распространить эти механизмы на торговлю с Индией, которая в настоящее время ведется в дирхамах ОАЭ. В целом объем торговли между Китаем и Россией таков, что может привести к созданию нового регионального стандарта и набора инструментов с рабочей валютой, отличной от доминирующего в настоящее время доллара США.
Этому способствуют действия российских властей. Так, согласно указу президента РФ Владимира Путина № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» от 27 декабря 2022 года следует, что запрещаются поставки российской нефти и нефтепродуктов иностранным гражданам и компаниям, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены». Сроки действия запрета на поставки нефтепродуктов в такие страны определяет правительство. Исключения на поставку нефти и нефтепродуктов могут быть сделаны на основании «специального решения» президента РФ, говорится в документе.
Сами компании и физические лица, заключившие контракты на поставку, обязаны не допускать наличия в соглашениях и дополнениях к ним положений о потолке цен. Также они должны обеспечить мониторинг неприменения этого условия вплоть до конечного покупателя.
Примечательно, что указом президента РФ № 317 «О внесении изменения в указ президента РФ от 27 декабря 2022 года № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» от 28 апреля 2023 года разрешены поставки российских нефти и нефтепродуктов «дружественным» странам по цене ниже потолка, введенного странами Запада в конце 2022 года. Исключение затронет уже действующие контракты. Таким образом, президент внес изменения в свой указ от декабря 2022 года, который запретил поставки любому иностранному бизнесу и гражданам, если контракт учитывал потолок цен. То есть российские власти разрешили поставлять нефть и нефтепродукты из РФ государствам, не включенным в список «недружественных», по заключенным ранее контрактам, даже если они предусматривают применение механизма потолка цен.
Россия за четыре месяца 2024 года увеличила долю дружественных стран в структуре экспорта нефти до 95%, около 70% расчетов за нее обеспечиваются национальными валютами, сообщил вице-премьер Александр Новак.
Распоряжением правительства РФ № 430-р «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» от 5 марта 2022 года был утвержден перечень недружественных стран. В перечень стран, совершающих в отношении России недружественные действия, вошли государства, которые ввели санкции против РФ или присоединились к ним.
По состоянию на 20 марта 2022 года в него вошли: Австралия, Албания, Андорра, Багамские Острова, Великобритания (включая о. Гернси, о. Джерси и о. Мэн (владения Британской короны, а также подконтрольные ей — о. Ангилья, Британские Виргинские острова, Гибралтар), страны Евросоюза, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария, Япония.
При работе с контрагентами из этих государств, согласно правительственному распоряжению, необходимо учитывать новые требования законодательства.
Правила выдачи разрешений на сделки с иностранными лицами утверждены постановлением правительства РФ № 295 от 6 марта 2022 года (далее — Правила). Данное постановление разработано в соответствии с пунктом 2 указа президента РФ № 81 от 1 марта 2022 года.
Сделки, перечисленные в Правилах, можно разделить на две категории. Для первой разрешение понадобится в любом случае, а для второй оно нужно, только если стороной сделки является иностранное лицо, связанное с недружественными государствами.
Принятые меры направлены на обеспечение экономической безопасности страны.