Программа РЭН была сформирована по четырем направлениям: «Международная повестка», «Развитие отраслей ТЭК», «Научно-технологическое развитие и цифровая трансформация», «Устойчивое развитие и климат».
Элементы трансформации и приоритеты
Основным событием Форума стало пленарное заседание с участием президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Республики Ирак Мухаммеда Судани. Тема «пленарки» — «Новая реальность мировой энергетики: создавая будущее».
В своем выступлении российский лидер рассказал о структурной трансформации, которая сейчас проходит в экономике РФ: меняется география внешней торговли, параметры занятости, отраслевая картина; глубинные изменения, затрагивающие все направления работы (добычу и переработку энергоресурсов, сервис и логистику, взаимодействие с зарубежными партнерами), переживает наша энергетика. В ходе панельной дискуссии президент обозначил 4 элемента трансформации отечественного топливно-энергетического комплекса: обеспечение национального рынка, развитие глубокой переработки нефти и газа, полный суверенитет ТЭК РФ, новые перспективы и география экспорта. По словам Владимира Путина, эти элементы «учитывают внешние факторы, но при этом носят фундаментальный характер, являются частью суверенной, долгосрочной стратегии нашей страны».
Приоритетом для отечественного ТЭК президент назвал развитие внутреннего рынка и стабильное его снабжение энергоресурсами. В связи с этим он рекомендовал правительству РФ действовать более оперативно для стабилизации поставок топлива российским потребителям. «В последние месяцы был скачок цен на бензин и дизельное топливо. Принят ряд решений, которые призваны вернуть ситуацию в нормальное русло. Правительство прошу действовать более оперативно, превентивно — до того, как ситуация приобретет острый характер», — отметил глава государства. Он также подчеркнул, обращаясь к руководству энергокомпаний: в приоритете должны быть поставки топлива на национальный рынок, достаточное предложение топливно-энергетических ресурсов внутри РФ. «Будем последовательно работать над качественным развитием собственного рынка, увеличением его емкости, возможности здесь огромные», — сказал Путин. По его словам, ключевыми условиями в этом направлении должны стать стабильность и доступность цен на электроэнергию, сырье, топливо.
Биржевая магистраль для ТЭК
Важнейшим инструментом развития рыночных отношений является биржевая торговля, которая в настоящее время в России переходит к новому этапу своего формирования. Об этом шла речь в ходе делового завтрака. Своеобразным девизом мероприятия, организационную поддержку которого в рамках РЭН-2023 осуществляла «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ), стало его название «Маршрут построен: биржевая магистраль для ТЭК».
Модератором делового завтрака выступал председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный. Во вступительном слове он напомнил, что одной из главных причин развала Советского Союза являлась экономика.
Павел Завальный,
председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике, президент Российского газового общества (модератор):
— Экономическая модель командной экономики не выдержала соревнования с более прогрессивной рыночной моделью. Не гонка вооружений, а именно это являлось основной причиной развала СССР. Поэтому в новой России было принято решение о нацеленности на более либеральную экономику, построенную на конкуренции, рыночном ценообразовании всех товаров и услуг. И мы до сих пор находимся в процессе этого строительства.
15 лет назад была создана биржа для торговли сырьевыми товарами. Сегодня сырьевые товары — основа нашей экономики. ТЭК занимает 25% ВВП страны, из них нефтегазовый сектор — около 20%.
На каком этапе находится сейчас СПбМТСБ? На мой взгляд, период юности прошел, но период зрелости еще не наступил. Российский товарный рынок сегодня переходит к новому этапу своего развития. Его маршрут определяется планом мероприятий, «дорожной картой» развития биржевой торговли до 2025 года, утвержденной правительством в 2022 году. «Дорожная карта» предусматривает активное использование биржевого потенциала на рынках нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля; расширение перечня биржевых товаров, дальнейшее совершенствование системы регистрации не биржевых договоров. Главными вызовами времени в разрезе укрепления энергетического рынка страны эксперты называют формирование независимых национальных индикаторов на всю группу товарно-сырьевых активов, развитие единой межотраслевой информационной среды в рамках проекта создания связок между биржевой торговлей и транспортом, логистику и выстраивание реализации товаров с низким углеродным следом.
Каких результатов мы достигли за прошедшие полтора года, с момента принятия «дорожной карты»? Какие дальнейшие шаги предстоит сделать для достижения целей, поставленных в плане развития? Нужно ли вносить какие-то изменения, коррективы?
Виталий Королёв,
заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России):
— Сейчас крайне актуальный вопрос — создание отечественных ценовых индикаторов, что закреплено в «дорожной карте». Эта насущная необходимость связана с тем, что до последнего времени российские площадки использовали зарубежные данные, включая иностранные товарные индексы. Внутренние цены были привязаны к ним, что создавало предпосылки их повышения. «Дорожная карта» разрабатывалась нашей службой совместно с Банком России. Нами сформирован перечень тех товаров, на которые эти индикаторы разрабатываются.
На протяжении последних 10 лет формируются российские внебиржевые и биржевые индикаторы. Хочу сказать, что биржевой рынок в сфере нефтепродуктов по праву занял серьезное место в нашей жизни и то, какое внимание уделяется работе этого рынка, особенно сейчас, когда происходит стабилизация цен внутреннего рынка после определенной волатильности, говорит о том, что созданные индикаторы позволяют оценивать рыночную ситуацию.
Конечно, рыночная ситуация может быть разной. Могут быть попытки спекулятивного воздействия, вымывания объемов для целей экспорта, использование роботов. Но в целом довольно эффективно с этим борется и сама Биржа, а также правительство, Минэнерго и, конечно же, ФАС. Недавно на Бирже ввели изменения в регламент, согласно которым подразумевается возможность проведения выездных проверок участников биржевых торгов на предмет добросовестности их поведения. Думаю, это охладит пыл тех, кто хотел погреть руки на сложной ситуации на соответствующих рынках нефтепродуктов.
Для нас сейчас самым важным является принятие закона, который сейчас находится в правительстве на согласовании и утверждении, о том, чтобы на определенных рынках не менее 25% объема производства соответствующих товаров продавалось на биржевых торгах. Это поднимет ликвидность тех биржевых товаров, которые еще недостаточно распространены на Бирже. Мы уже говорили о том, что 25% нефтепродуктов уже продается на Бирже. То есть рынок нефтепродуктов ликвидный, есть специальные совместные приказы, которые устанавливают объемы торгов. Недавно принято решение, чтобы объемы для бензинов и дизеля были повышены. В ближайшее время выйдет совместный приказ Минэнерго и ФАС по этому поводу.
Параллельно с этим мы разработали проект акта правительства, который утверждает порядок формирования национальных индикаторов. Примерно этот порядок будет выглядеть так: Биржа формирует свои цены, после этого организаторы торгов направляют разработанные методики в Центральный банк, который рассматривает их и дает заключение. Затем дает заключение отраслевой федеральный орган исполнительной власти. И на заседании коллегиального органа (комиссия, в которую входит ФАС, Минэнерго, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвия, Минсельхоз, налоговая служба и Банк России) проводится работа по межведомственной оценке этой методики, после чего она в установленном порядке утверждается правительством.
Такой порядок в настоящее время работает на биржевом комитете ФАС. Предварительно уже одобрены следующие методики, которые были получены от Банка России — это методика внебиржевого индекса на подсолнечное масло и сахар, методика индекса афинированного (очищенного) золота, методика расчета индикаторов на нефтепродукты. Работа продолжается, новые методики будут еще выходить по перечню продуктов, который направлен в правительство на утверждение.
В осеннюю сессию мы ожидаем принятия закона, сразу после которого проект акта правительства, закрепляющего порядок, описанный мною, будет принят и реализован.
Модератор: — Хочу задать вопрос по биржевой торговле газом. Согласно Энергостратегии, будет реализовываться второй этап либерализации рынка газа, и Биржа должна играть в нем ключевое значение. Либерализация не будет касаться населения, системы ЖКХ. Что касается промышленных потребителей, на мой взгляд, этот процесс уже начался, — мы это видим через ускоренный рост регулируемых тарифов, оптовых цен для промышленности. Как оцениваете перспективу биржевой торговли газом?
Виталий Королёв: — Потребители газа получают в данное время его не столько по биржевым торгам, сколько по прямым договорам. Эта практика будет расширена на основании проекта закона. По поводу его продвижения создана большая рабочая группа. В законопроекте прописана возможность формирования договоров по принципу take or paу, приоритетная продажа промышленным потребителям газа и целый ряд других важных новел.
Относительно биржевого сегмента. В отличие от других рынков биржевые торги газа не производят впечатление очень активных. Во многом на то есть объективная причина, поскольку, когда продает практически один только «Газпром», совершенно ясно, что он большой заинтересованности в биржевой реализации не имеет. С 1 декабря поднимается на 10% оптовая цена на газ для промышленных потребителей. Это является безусловным фактором того, что будет стимулироваться движение в сторону биржевых торгов, потому что потребители будут пытаться приобрести товар по более низкой цене, со скидкой. Соответственно, возможно, это позволит сформировать более активное задействование биржевых механизмов.
Модератор: — Мы формируем на пространстве ЕАЭС торговлю нефтью, нефтепродуктами, электроэнергией и газом. К 2025 году должен быть создан общий рынок и правила работы на нем. Как вы видите роль и место Биржи в торговле энергоресурсами после 2025 года в ЕАЭС?
Виталий Королёв: — Я бы считал, что наша российская Биржа должна стать базой, к которой все другие должны присоединиться. СПбМТСБ является наиболее опытной, обладает объемной площадкой, имеет опыт в данной сфере.
Модератор: — В свете прозвучавших тезисов о необходимости формирования независимых национальных индикаторов хотел бы уточнить позицию Банка России, как регулятора биржевой инфраструктуры. Как идет процесс создания национальной системы финансовых и товарных индикаторов? Что делается в этом направлении? Как продвигается подготовка закона об администраторах финансовых индикаторов?
Лариса Селютина,
советник заместителя председателя Центрального банка РФ:
— Процесс создания системы национальных финансовых индикаторов уже идет, не дожидаясь законодательного регулирования. Банк России в 2020 году на Международном финансовом банковском конгрессе поднял вопрос о необходимости развития национальных ценовых агентств, установления требований к их продуктам и использования их ценовой информации участниками финансового рынка и регуляторами. Мы уже тогда начали готовить концепцию закона об администраторах финансовых индикаторов. Но на тот момент сложно было конкурировать с Bloomberg и Refinitiv, а на товарном рынке с Platts и Argus, чьи ценовые показатели прочно закрепились в практике нашего рынка и даже в регулировании. Они широко использовались во всех нормативных актах Банка России и правительства. Однако их скоропалительный уход из РФ освободил нишу и дал возможность заниматься российским ценовым агентствам.
Банк России оперативно в 2022 году решением совета директоров разрешил использовать на финансовом рынке данные российских ценовых агентств — Сbonds, «Интерфакс», «Национальный расчетный депозитарий» (НРД). У этих компаний бизнес стал стремительно развиваться, потому что потребность участников финансового рынка очень большая. И поскольку эти данные стали использоваться в регулировании, Банк России создал внутри экспертную группу, которая начала проверять методики расчета финансовых индикаторов по финансовым продуктам. Мы проверяем методики с точки зрения их количественной и качественной верификации, оцениваем надежность источников данных. Но в отсутствии закона это делается на добровольной основе. По результатам проверок ценовым агентствам направляются рекомендации, и они сами активно участвуют в этой работе, стремятся улучшить качество своих индикаторов и методик. На товарном рынке была создана экспертная группа на базе биржевого комитета ФАС с участием заинтересованных министерств и ведомств. Этой группой одобрено 6 методик по 9 видам товаров. На некоторые продукты уже одобрены индикаторы, запущены фьючерсы. Эти фьючерсы тоже пользуются достаточно большим спросом. Поэтому можно сказать, что система уже начинает работать и развиваться. Но нам, конечно, необходимо закрепить на уровне закона это направление деятельности. В этой связи проект закона об администраторах финансовых индикаторов готов, находится на рассмотрении Госдумы и готовится к первому чтению. Основные аспекты, которые он устанавливает — это правовые основы осуществления деятельности администраторов, полномочия Банка России по регулированию, контролю и надзору в этой сфере, предусматривается порядок включения администраторов и их методик в реестр.
Основное требование к администратору — это наличие качественной методологии расчета индикаторов. Что нас отличает от международной практики, где в основном используется опросный метод? У нас разрабатывается методика, согласно которой мы будем проверять и верифицировать по тем видам товаров, которые наиболее востребованы на рынке, и которые Банк России и правительство считают приоритетными, а также контроль за их ценообразованием. Законопроектом предусматривается добровольное включение в реестр, который будет вести Банк России. Для участников отсутствуют ограничения для использования иностранных котировок. Но по мере развития российских индикаторов будут смещаться фокусы использования индикаторов именно на те, которые находятся в реестре в России.
И еще один важный момент — в законопроекте прописано, что в нормативных актах Банка России и правительства будут использоваться индикаторы, которые находятся в реестре.
Модератор: — Одно время обсуждался вопрос о создании в нашей стране финансового центра, который занялся бы укреплением рубля, чтоб наша национальная валюта со временем приобрела в мире статус резервной. Понятно, что курс рубля по отношению к другим валютам определяется развитием и состоянием экономики страны, а также теми товарами, которые поставляются на внешний рынок. В этом смысле наш главный товар — все-таки углеводороды. Конечно, есть влияние стоимости нефти на внешних рынках на курс рубля — не прямое, но косвенное. На следующий год, по мере окончания налогового маневра, не будет таможенных пошлин, и цены на внутреннем рынке могут сравняться с ценами на международных рынках. Появятся возможности биржевой торговли нефтью на международном уровне. Такая возможность укрепит курс рубля, устранит многих посредников. Вы видите такую перспективу? Ставите такую задачу или нет?
Лариса Селютина: — На уровне руководства Банка рассматриваются различные варианты укрепления нашей национальной валюты. Но если говорить о тех аспектах, которые сегодня необходимо срочно решать, это создание системы индикаторов. Россия имеет большое количество продуктов, которые востребованы за рубежом. И если мы постепенно сместим центр торговли этими товарами с зарубежных площадок на свои площадки, то, как мы думаем, появится приток покупателей. Положительный пример уже есть — по пшенице. Мы год назад аккредитовали индикатор на пшеницу, был запущен фьючерс. Сейчас мы видим, что на этот индикатор ориентируются иностранные покупатели.
Мы создаем условия, чтобы иностранным участникам можно было свободно приходить и торговать на наших биржах. И мы сейчас видим интерес к той цене, которая формируется на наших биржевых торгах. Надеемся, что постепенно эта система распространится, и мы станем центром, по крайней мере, по тем видам товаров, где мы имеем достаточно серьезные амбиции в части того, что Россия должна устанавливать цены здесь.
Модератор: — В прошлом году президентами РФ и Турции была поставлена задача о создании российско-турецкого газового хаба. Что происходит сейчас на этом треке? Какая работа ведется в направлении создании газового хаба? Что сделано? Что предстоит сделать? И когда мы увидим первые торги?
Ахмет Тюркоглу: — В прошлом году я был в России на мероприятии, где президент России сказал, что он поддерживает создание газового хаба в Турции. Но у нас случилось землетрясение, от которого пострадали 20 млн человек. Возникли трудности с поставками.
Если создавать хаб, то нужно иметь много поставщиков и покупателей. Россия — один из поставщиков. Также у нас есть Иран, Азербайджан, США, Ливия. Сейчас мы пытаемся построить трубопровод из Ирака. Важно создать множественную систему продавцов и поставщиков.
В новый хаб мы должны включить европейские страны — Италию, Венгрию, страны Балканского региона.
Недавно наш президент заявил, что в Стамбуле будет организован финансовый центр. А наша энергетическая биржа будет основным финансовым игроком в этом центре. Мы сейчас планируем переехать в новое здание, и будем создавать финансовую платформу хаба. У нас есть рынки поставок электроэнергии, газа. И они будут расширяться. Планируется охватить больше сырьевых товаров. При финансовом центре будет организована система торговли. Уже очень скоро станет понятно, как оперировать всем этим.
Модератор: — Вы считаете, что предпосылки для создания хаба еще не созданы? Как я понимаю, газ поставляют не страны, а компании, они являются поставщиками. В данном случае, это «Газпром», иранские компании, азербайджанские компании, по СПГ вообще десятки поставщиков. То есть предпосылки есть для создания полноценного газового хаба. Но что-то тормозит его создание. Не политические ли мотивы тормозят? Может быть, некоторые игроки просто не разрешают Турции создать такой хаб? Как они нам запретили поставки газа в Европу… Не чувствуете вы такую подоплеку?
Ахмет Тюркоглу: — Я очень тщательно слежу за российским экспортом. Создание хаба — это очень важно. Здесь никакого вопроса нет. Но компании, с которыми мы ведем бизнес в этом секторе, — российские, иранские, азербайджанские, американские — пытаются извлечь максимум прибыли. И, если не будет конкуренции, то разумные цены трудно установить. Поэтому какие-то компании не хотят в конкурентной среде работать. Хотя то, что компании стремятся максимально увеличить свою прибыль — это нормально. Но биржа не позволяет некоторым сторонам максимизировать свои прибыли, и держат их на разумном уровне.
Модератор: — Максимизировать прибыль — это Соединенные Штаты и их компании, захватившие европейский рынок. $400 — сейчас средневзвешенная цена за 1000 кубометров. Вот они и максимизировали свою прибыль.
Модератор: — Как Минэнерго России оценивает состояние нашей биржевой торговли? На каком этапе мы находимся? Что предстоит сделать, чтобы добиться большей эффективности биржевой торговли в развитии конкуренции на энергетическом рынке?
Павел Сорокин,
первый заместитель министра энергетики РФ:
— Биржа за последнее время прошла большой путь, расширила перечень продуктов, которые торгуются на биржевой площадке, что является большим шагом в сторону более прозрачного ценообразования. Мы прекрасно понимаем, что в любой открытой экономике цена внутреннего рынка стремится к экспортной альтернативе или к импортной альтернативе, если товар дефицитен. Это нормальная ситуация. И в таких условиях говорить о том, что может формироваться абсолютно независимая котировка, значит лукавить. В нынешних условиях котировка может отрываться от данных принципов ценообразования при условии наличия либо переизбытка предложения, либо его нехватки. Наша задача — обеспечить достаточность предложения, чтобы биржа являлась прозрачной площадкой для всех независимых игроков.
И, благодаря прозрачности рынка, в те моменты, когда возникают какие-то рыночные перекосы, чтобы мы за счет биржевой котировки понимали, какую реальную цену могут заплатить участники экономической деятельности за тот или иной товар. К сожалению, чтобы достичь такого баланса, необходимо предпринять еще много различных действий. У нас в целом есть достаточно большое количество спекулянтов или аффилированных с ними компаний, с этим необходимо бороться. То есть не должно быть таких ситуаций, когда в первые секунды одним игроком выкупается 80–90% объема. О каком справедливом индикаторе можно говорить в такой ситуации? Поэтому любой игрок, который приходит на торги, должен понимать, что он сможет купить товар. Также необходимо обеспечивать достаточную ликвидность. Здесь нужно упомянуть совместный приказ ФАС и Минэнерго, недавно вступивший в действие, он увеличивает нормативы продаж до 15% по бензину, и 12,5% по дизелю. Дальше будет идти работа и по другим товарам, в том числе в ТЭК.
Если мы уберем перекосы в сторону таких спекулятивных факторов, и при этом дадим достаточный объем, то эта цель выполнима. Важный шаг в этом направлении уже сделан. Мы рассчитываем, что существенное увеличение нормативов продаж, даст хороший эффект.
За последние 20 лет были многие подходы к снаряду по созданию российского бенчмарка. Но все мы понимаем, что без ликвидности со стороны покупателей никакими директивами и никакими уговорами не создать такую котировку. Здесь надо думать над тем, как сделать торговлю и использование данной площадки привлекательной для покупателей, возможно, это потребует регуляторных изменений, чтобы использование биржевых механизмов давало им какое-то преимущество — будь то по условиям оплаты, или по фискальным условиям. Эту работу еще предстоит сделать.
Модератор: — Такой вопрос. При советской власти были спекулянты, потом они стали коммерсантами. То есть у нас вроде рыночная торговля, биржа — как инструмент рыночного ценообразования… И в тоже время звучат тезисы о перекосах, спекулятивных факторах. Нет ли противоречия в том, что надо убрать спекуляцию с Биржи?
Сорокин: — Абсолютно правильный вопрос. Это как раз и есть тот сложный момент, в котором нужно найти баланс. То есть убрать надо не спекуляции и не производные инструменты, это следующий этап развития, мы должны, наоборот, развивать срочный рынок. Это даст возможность хеджироваться. То есть надо убрать именно злоупотребления. Мы их, к сожалению, сейчас много видим. Не должно такого быть, чтобы за счет алгоритмической торговли и роботов физический товар, предложения по нему вымывались с рынка.
Модератор: — Мы долго шли к биржевой торговле углем, эксперименты в этом направлении велись с 2019 года. И вот процесс запущен, первые торги прошли, результаты получены. Всё ли получилось? Довольны ли вы этими результатами? Какой эффект это даст для биржевой торговли, для ценообразования, для самой угольной отрасли?
Петр Бобылев,
директор департамента угольной промышленности Минэнерго России:
— С точки зрения успешны результаты или нет, моя оценка будет субъективной. Но цифры — вещь неумолимая, поэтому давайте по цифрам. В какой-то мере нам, наверное, повезло. В юбилейный год существования Биржи, где сформировался опытный коллектив, сюда вошел еще один вид товара из полностью либерализованной отрасли. Почему я делаю на этом акцент? Потому что скептиков было много, в том числе среди угольных компаний. Нам говорили прямым текстом: «Коллеги, мы, конечно, поучаствуем, но мы слабо верим, что результаты будут». Мы стартанули в феврале, сразу после выхода совместного приказа ФАС и Минэнерго. В ходе первых торгов было реализовано чуть более 1,5 тыс. тонн. Что это такое? Это треть одного состава с углем. На сегодня торгуется 200 тыс. тонн. Это уже видимая величина даже для довольно крупной угольной ГРЭС. Не забываем, что торгуется всего две марки «Д» и «ДГ».
Казалось бы, поначалу мы подневольно шли в этот процесс, но сегодня абсолютно точно, что этот процесс не подневолен. Мы уже видим добровольное выставление со стороны поставщиков угля других марок, которые никак не поименованы в совместном приказе. Позитив это или нет? Мне кажется, бесспорно, позитив. Это показатель того, что продавец, еще раз подчеркну, это частник, заинтересован в данном механизме. Он видит больше возможностей реализовывать свою продукцию с гарантией поступления своевременной оплаты и транспортировкой товара. Еще один позитив, впервые на Бирже были реализованы 20 тыс. т бурого угля, который, напомню, не поименован в приказе. И, я думаю, мы постараемся внести эту марку в перечень, если необходимо. То есть здесь мы уже видим добровольный выход на сделку. Это показатель того, что механизм работает.
Ценовая конъюнктура. С чего все началось? Не с нехватки объемов, а с ценовой конъюнктуры, с прозрачности ценообразования для всех участвующих сторон. Средний взвес по цене, который сложился на сегодня за весь проданный объем угля, за все торги, — 5 тыс. руб. за тонну. Только сентябрь дал небольшой всплеск по цене (понятно, что в этот период шли накопления и подготовка к зиме). 5 тыс. рублей за тонну — много это или мало? Покупатели могут прекрасно представить для себя, что это далеко не высокая стоимость. Поэтому мы, как поставщики угля, в этот механизм верим, считаем, что первый неполный год показал свою результативность. С каждым месяцем объемы реализации на Бирже растут, появляется новый марочный состав, начали решаться логистические проблемы.
Угольные компании, как поставщики, благодарны Госдуме за законодательную поддержку. Но нам нужна поддержка еще. Необходимы изменения в 44-й ФЗ (федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») в части того, чтобы система ЖКХ также должна была определенный объем угля покупать на бирже.
Модератор: — Петр Михайлович, докладываю вам, что я инициировал законопроект, который позволяет покупать топливные ресурсы для системы ЖКХ. Есть поручение спикера Госдумы, Топилину (председатель комитета по экономике) и мне этот вопрос обсудить, проработать и дать предложения. Сейчас будет формироваться рабочая группа. Поэтому готовьтесь, чтобы вместе с нами защищать эту идею, внести изменения в 44-й ФЗ, и достичь цели.
Анатолий Яновский,
руководитель рабочей группы по вопросам экологической безопасности комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности:
— 15 лет исполнилось в этом году «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже». Я бы сказал, это такой девический возраст. Этой девушке всего 15 лет. Мы сейчас не оцениваем работу, проделанную коллективом Биржи за это время. Понятно, что можно было сделать много или можно было сделать мало. Но я хочу сказать, что 17 лет назад, в 2006 году президент в своем послании поручил организовать на территории РФ биржевую торговлю нефтью, газом и другими товарами с расчетами за рубли. Прошло 17 лет, решена ли эта задача? Нет, конечно. Напомню, что еще в 2015 году решением президентской комиссии по ТЭКу было дано поручение по дальнейшему совершенствованию биржевых механизмов, в рамках которых оговаривалась необходимость формирования независимых национальных ценовых индикаторов на основные виды топливно-энергетических ресурсов. 8 лет прошло, что мы имеем? Мы имеем только закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, который в июле был принят; а также имплементированные показатели, рассчитанные Биржей, для оценки стоимости нефти марки Urals. Больше ничего.
Вообще мне кажется, что принцип принудительности, которым мы сейчас активно пользуемся путем установления тех или иных нормативов, себя дискредитирует. Ведь невозможно заставить прийти на рынок. Это может быть, но всегда будет выходить за рамки разумности. Должны быть совершенно другие новые альтернативные подходы к развитию биржевой торговли. Поэтому, мне кажется, нам нужно проанализировать тот опыт, который мы наработали, и перейти
на новый уровень.
Алексей Рыбников,
президент «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи» (СПбМТСБ):
— Мы много разных мероприятий проводим, в самых разных форматах взаимодействуем с рынком, регуляторами, средствами массовой информации. Чем нам важны эти мероприятия? Это всегда диалог. Мы хотим слышать ваше мнение, хотя оно не всегда для нас приятное. Нередко нам указывают, мол, здесь вы недоделали, здесь недодумали, здесь надо вот это делать, а здесь вы много лет что-то копаетесь и никуда не продвинулись. Это мы понимаем. И выстраиваем свою работу, реагируя
на эту критику.
В начале мероприятия говорилось о Советском Союзе, рынке, конкуренции. На самом деле, это один из самых главных вопросов для нас. Мы где живем, в какой реальности? Мы живем в рынке? Или мы живем в какой-то другой реальности, где все время возникает тематика, — а давайте цены отрегулируем, а давайте цены заморозим…
Модератор: — Алексей Эрнестович, узнаю свои впечатления… Я считаю себя старым новым русским, я родился при социализме, а живу при капитализме, и у меня в голове все это борется. И не только у меня, я вижу, у всех. Мы, с одной стороны, за рынок, с другой — пытаемся регулировать. Возьмите по топливу. Предложения на пленарке звучали — надо вводить регулирование. И мы, как в Советском Союзе сидим и регулируем. Пока топлива совсем не станет. Я говорю, давайте процентные ставки отменим в банках, бесплатно пусть будет. Что тогда будет? Через год этих банков не будет, а может, и раньше. Начнем регулировать хлеб, его по карточкам станут выдавать. Вот такие мысли у меня.
Алексей Рыбников: — Биржа — это механизм развития конкуренции. И, коль скоро мы для себя решили, что по некоторым рынкам мы живем в рынке, то некоторые рыночные явления, наверное, будут не нравиться. Но, в конечном счете, это все равно рынок. Честно говоря, в связи с последними событиями на нефтепродуктовом рынке и принятыми жесткими решениями со стороны правительства, имеется в виду запрет экспорта, я благодарен правительству и Центральному банку, что они нашли в себе силы не свалиться в такие, казалось бы, простые очевидные решения, а давайте заморозим цены.
Был ли такой риск? Я считаю, что был. Главное последствие таких рисков — дефицит. В этом году, благодаря тому, что мы удержались от того, чтобы вводить ценовое регулирование, хотя соблазн, безусловно, был очень большой, что нашли в себе силы этого не сделать, рынок был спасен от тотального дефицита. Да, цена не нравилась, да, цена зашкаливала, но, в конечном счете, она худо-бедно этот рынок как-то балансировала. Именно под воздействием этих ценовых сигналов и решений потребители, трейдеры принимали решения о том, стоит ли еще немножко потерпеть, или лучше купить сегодня. Все-таки эта система работала.
Как найти баланс между полной рыночной свободой, которая местами может перерастать в вакханалию, и планомерной размеренной торговлей? Этот баланс мы искали и ищем постоянно. Последние несколько месяцев были посвящены именно тому, чтобы найти такой баланс между интересами различных
участников.
Совет секции, биржевой комитет ФАС — это площадки, на которых достигался консенсус. Они сыграли колоссальную роль. Если вы посмотрите на решения, которые мы принимали в последние два месяца, их было много, то увидите, что большая их часть построена в форме рекомендаций. И рынок с ними соглашался, рынок по этим правилам жил. Тех, кто отклонялся от рекомендаций, мы критиковали на совете секции, принимали по ним решения не только на основании правил торгов и правил доступа, но и на основании кодекса этики, который появился как результат одного из наших кризисов образца 2018 года.
Какие уроки мы извлекли из недавних событий? Что нужно делать? Стало понятно, что прозрачности мало не бывает. Чем больше прозрачности, тем больше степень предсказуемости, и есть понимание, куда двигаться. В этом плане один из главных наших проектов на нефтепродуктовом рынке — проект оператора товарных поставок. Это связка между биржевой торговлей и транспортировкой\логистикой биржевого товара. Проект находится на очень продвинутой стадии. Каждая нефтяная компания уже попробовала его работу. Мы рассчитываем, что будут приняты регуляторные решения с тем, чтобы работа на базисах заводов с использованием услуг операторов товарных поставок стала стандартом для рынка нефтепродуктов. В этом случае мы, регуляторы и рынок, будем видеть и хорошо понимать, кто, куда, сколько, где находится вагон и так далее.
Второй вывод, который, на мой взгляд, напрямую следует из сегодняшней ситуации, — это крайняя необходимость в развитии срочного рынка. Когда заканчивался летний дизель, возникали разговоры, мол, вот скоро зимний дизель начнут торговать, а что-то цена на летний дизель высокая, наверное, какой-то ужас будет на зимнем дизеле. В компаниях нам говорили, что выставляют цену пониже, а рынок покупает дороже. Честно говоря, в этот момент очень ощущалась нехватка инструментария срочного рынка, на который компании могли бы выходить и ставить цену на зимний дизель, например, на ноябрь или декабрь, тем самым, однозначно показывая нам направление движения цены и свою готовность по этим ценам рынку давать товар. Поэтому срочный рынок — это, безусловно, тема для развития. Но здесь без большой внутренней работы со стороны нефтяных компаний, внутри самих компаний по выстраиванию процессов, обучению персонала, принятию необходимых решений по процедурам управления рисками не обойтись. При ведении операций на срочном рынке будут неизбежны как прибыли, так и убытки. Поэтому надо, чтобы прибыли в пределах разрешенных лимитов риска чрезмерно не поощрялись, а за убытки не наказывали. Это большая внутренняя культура работы со срочным рынком.
И третий важный вывод. Чувствовалось, что решений, в том числе решений правительства, которые часто в формате рекомендаций по факту принимала Биржа, было недостаточно. Мы не являемся регулятором для многих вещей, нам не хватает полномочий. Некоторые вещи действительно мы можем делать сами. Прозвучало, что мы будем проводить проверки участников торгов. Закон нам это позволяет. Это, конечно, здорово. Но, если бы эта деятельность была подтвеждена соответствующими полномочиями со стороны государства, это был бы плюс. Думаю, что еще раз стоит вернуться к вопросу, который мы многократно с Центральным банком обсуждали — вопрос лицензирования брокеров, которые работают на товарном рынке. Стоит, на мой взгляд, обсудить, подискутировать, возможно, принять какие-то решения по этому вопросу.
Стоит также оговорить полномочия Биржи в плане надзора над инфраструктурой операторов товарных поставок, потому что сегодня проводится аттестация товарных поставок. В дальнейшем Биржа в рамках опосредованного надзора сама должна надзирать и регулировать. Но операторы товарных поставок — это важная часть инфраструктуры рынка, поэтому, мне кажется, вполне разумно было бы поставить вопрос о дополнительных полномочиях и Банка России.
Еще одна тема, которую хотел бы затронуть. Это связка между Биржей и государством. Связка между принуждением и добровольным движением по развитию рынка, биржевого рынка. Несколько вещей хотел бы сказать. Ну, во-первых, знаете, мы много смотрим, как развиваются биржи в соседних государствах, мы много общаемся с биржей Казахстана, Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей, белорусской. Там государство абсолютно не стесняется проявлять волю и устанавливать обязательные требования для биржевой реализации, которая доходит до 100% объема реализации соответствующих продуктов на внутреннем рынке и на экспорт тоже. Это считается нормальным, потому что цель государства в данном случае — обеспечение конкуренции, обеспечение прозрачной биржевой цены.
Российское государство все-таки старается этим делом не злоупотреблять. Механизм совместного приказа — хорошо отработан. Все его воспринимают, как обязательный, но он даже по сути своей не является обязательным. Если вы хорошо знакомы с законодательством, то увидите, что совместный приказ снимает антимонопольные риски, если ты торгуешь на Бирже в пределах утвержденных нормативов и соблюдаешь прочие правила. Но это твое решение, ты можешь этого и не делать. Тогда ты подставляешься под антимонопольные риски. У нас даже антимонопольное регулирование в этом плане достаточно мягкое. Я думаю, что хорошее движение вперед — это проект закона, который сейчас активно обсуждается, он внесен уже в Госдуму к первому чтению. Идет дискуссия по поводу деталей, что и как туда вписывать. Закон, в который заложены две вещи — предоставление права правительству по определенным товарам принимать решения о доле обязательной биржевой реализации, и вторая — появление новой сущности — торговой товарной системы. Мы поддерживаем такую постановку вопроса, считаем, что это правильный закон, потому что такое целеполагание со стороны государства гарантирует для определенной доли товаров продажи
в прозрачном формате.
Начиная с прошлого года мы увидели достаточно серьезный интерес со стороны государства к нашим индикаторам. Пока речь идет о наших внебиржевых индикаторах нефтяных. Ряд решений уже принято. Нам, конечно, не очень нравится, что использование нашего индикатора будет перенесено с 1 января 2024 года на 1 января 2025 года, но такова позиция Минфина, он главный потребитель этого индикатора. Им так комфортней. Посмотрим, как события будут развиваться, мы технологически готовы. Были обсуждения по этому поводу с участием разных ведомств и компаний, как дошлифовать до абсолютного зеркального блеска этот индикатор. Но раз время есть, мы сейчас это сделаем в спокойном плановом режиме.
Подытоживая, хотел бы сказать, что задачи перед нами поставлены, и мы работаем в сторону их выполнения. Поддержка государства важна и нужна, но не менее важна и нужна поддержка рынка, и самое главное, производителей, которые должны захотеть выходить и самостоятельно формировать цену для российской продукции, которая поставляется
на мировой рынок.
Модератор: — Подвожу итоги, что остается в сухом остатке? Впечатления от общения — позитивное. Да, это пока еще этап юности, до зрелости предстоит еще добраться. Есть стратегические цели, они поставлены. Важно, что есть цель в плане того, как нам развивать рынок, и есть понимание, как к этой цели дойти.