Объем перевозки грузов по СМП в 2022 году, как сообщило агентство «Интерфакс», составил 34 млн тонн. Его грузопоток за счет российских компаний по сравнению с 2021 годом вырос на 3%, до 966 тыс. тонн. В свете последних геополитических событий освоение СМП является приоритетом для страны, отмечают отраслевые эксперты.
Проекты СМП принесут 10 трлн руб. налоговых поступлений
Северный морской путь — единственная водная магистраль, которая связывает все субарктические и арктические районы России. Кроме того, СМП на сегодняшний день — самый короткий и перспективный маршрут между Европой и Азией, что является дополнительным стимулом для развития ключевых отраслей промышленности Русского Севера и делает транспортный коридор все более привлекательным как для инвесторов, так и для грузоперевозчиков, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.
Проекты в Арктике вдоль Северного морского пути, в том числе по добыче нефти, газа, добыче угля и руды, обеспечат прирост ВВП РФ на 30 трлн руб. до 2035 года и принесут 10 трлн руб. дополнительных налоговых поступлений, отметил Александр Новак. По его словам, в Арктической зоне России сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых — нефти, газа, угля. Для полноценного освоения этих природных ресурсов и их реализации необходимо наличие удобного, доступного и экономически эффективного транспортного коридора.
1,8 трлн руб. — инвестиции в СМП
Инвестиции в развитие Севморпути до 2035 года составят почти 1,8 трлн руб., сообщил в конце мая глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков. Будут созданы и модернизированы 14 портов и терминалов от Мурманска до Владивостока. Уже строятся и будут введены в этом и в следующем 2024 году перевалочные терминалы СПГ в Мурманске и на Камчатке, нефтеналивной терминал «Бухта Север», угольный терминал «Лавна». Он также отметил, что наблюдается растущий интерес к использованию пути со стороны Индии, государств Юго-Восточной Азии, Китая.
В 2022 году Китай стал крупнейшим импортером российского СПГ. Через Северный морской путь Россия поставила рекордные объемы с Южно-Тамбейского месторождения в порты китайских городов Жичжао, Циндао и Циньчжоу, отметил финансовый аналитик «Финмира» Сергей Чеврычкин.
Россия и Китай готовы создать совместный рабочий орган по развитию СМП, сообщил президент РФ Владимир Путин. Он, в частности, сказал: «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути. Мы готовы создать совместный рабочий орган по развитию СМП».
Россия и Индия рассматривают возможность создания трансарктической контейнерной линии и строительства перерабатывающих мощностей рядом с Северным морским путем, сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ Алексей Чекунков в ходе рабочего визита в Индию. Он отметил, что стоимость доставки контейнера из Владивостока до Индии на треть ниже, чем стоимость доставки контейнера из Москвы.
Грузоперевозчики Севморпути готовы заместить выпадающие объемы транзита
Компании-грузоперевозчики на СМП готовы заместить выпадающие объемы транзита на этом транспортном маршруте, переведя потоки с других направлений. Об этом по итогам заседания президиума Госкомиссии по Арктике, которая состоялась в апреле в Архангельске, сообщил заместитель председателя правительства РФ Юрий Трутнев.
Для того чтобы выйти на уровень грузооборота по Северному морскому пути 80 млн т к 2024 году, всем компаниям был задан вопрос о том, кто и на какие объемы перевозок грузов выходит, отметил вице-премьер, подчеркнув, что есть сложности в связи с тем, что уменьшился объем транзита. По словам Юрия Трутнева, компании готовы перенести часть потоков с других транспортных коридоров. Он также добавил, что в этой связи необходимо понять экономическую целесообразность, чтобы это было не в убыток и работало на экономику.
В числе вопросов, которые рассматривались на президиуме Госкомиссии, была и тема развития Архангельского транспортного узла, сообщил Юрий Трутнев. Он обратил внимание на то, что не все ответы министерства транспорта удовлетворили Госкомиссию. В итоге было решено, что министерство транспорта совместно с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовит доклад правительству, конкретизирующий план развития Архангельского транспортного узла. Потому что нет конкретных сроков выполнения мероприятий, нет стоимости. Пока это не план, а список пожеланий, резюмировал вице-премьер.
Севморпуть или Суэцкий канал?
Если сравнивать маршруты по Севморпути и по Суэцкому каналу, то окажется, что путь от Мурманска до портов Японии через СМП составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал — более 12 тыс. миль. Длительность транзита соответственно — 18 против 37 дней, отмечают отраслевые эксперты.
При этом требования к оснащенности судов является недостатком маршрута по СМП и отражается на экономике проекта. Основные плюсы заключаются в более коротком расстоянии, в отсутствии платы и очередей, а также пиратов. Одновременно отмечаются и риски, кроющиеся в непредсказуемых ледовых условиях и неразвитой инфраструктуре.
На государственном уровне принято решение увеличить грузоперевозки до 80 млн т в 2024 году (в 2021-м было 34,9 млн т). В связи с этим в прошлом году «Росатом» заключил соглашения по Севморпути с «НОВАТЭКом», «Роснефтью», «Норникелем» и «Северной звездой». Отраслевые эксперты полагают, что с решением задачи увеличения грузоперевозок может быть обеспечено круглогодичное движение по СМП. Для этого необходимо создание мощного ледокольного флота.
Развитие арктического флота
В прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин поручил до 2030 года выделить из бюджета 118 млрд руб. на строительство двух атомных ледоколов, а также 25 млрд руб. на судно атомно-технологического обеспечения. Еще около 7 млрд руб. будут направлены на строительство портов «Бухта Север» и «Северная звезда».
Утверждён план создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна. Судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке сейчас загружен в основном танкерами ледового класса для Севморпути, сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Прорабатывается возможность строительства за счет средств инвесторов шести дополнительных ледоколов класса Icebreaker 8–9 для работы вблизи портов и терминалов Западной части СМП в устье реки Енисей и в Обской губе, сообщил вице-премьер Александр Новак. Это позволит высвободить более мощные автономные атомные ледоколы для работы в Восточном секторе СМП. Строительство первых четырех дополнительных ледоколов планируется осуществить до 2030 года.
Вице-премьер отметил, что наличие современного ледокольного флота является основой успешного развития СМП. Ведется работа по созданию линейки самых мощных ледоколов в мире, что обеспечит круглогодичную навигацию на маршруте. Налажено серийное производство новых атомных ледоколов проекта 22 220. В рамках этого проекта три ледокола уже введены в эксплуатацию, четыре — находятся на стадии строительства.
В результате к 2030 году атомный ледокольный флот госкорпорации «Росатом» будет включать девять современных атомных ледоколов, при этом общая группировка арктического ледокольного флота к 2030 году в акватории СМП должна составить не менее 13 единиц.
Одновременно ведется работа над расширением арктического грузового флота. В настоящий момент в эксплуатации находятся 45 грузовых судов высокого арктического класса. С учетом инвестиционных планов грузоотправителей к 2030 году количество судов высокого арктического класса должно увеличиться до 132 судов.
Проект 22 220
Атомные ледоколы проекта 22 220 типа «Арктика» (ЛК-60Я) — серия российских универсальных двухосадочных атомных ледоколов расшифровывается как ЛедоКол мощностью 60 МВт с Ядерной силовой установкой.
Главными задачами ледоколов этого проекта являются обслуживание СМП. Использование переменной осадки позволяет таким ледоколам равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье, в руслах сибирских рек. Данная особенность даст возможность заменить этими ледоколами как суда проекта 10 520 типа «Арктика», так и корабли типа «Таймыр» и, следовательно, уменьшить общую стоимость эксплуатации атомного ледокольного флота, полностью сохранив все его возможности. Ледоколы проекта 22 220 являются частью программы «Основы государственной политики страны в Арктике на период до 2035 года», цель которой развитие Северного морского пути. Ледоколы проекта 22 220 являются самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. Они должны заменить старые суда, построенные в советское время: «Вайгач», эксплуатацию которого планируется завершить в 2023–2024 годах, «Таймыр» будет выведен из эксплуатации в 2025–2026 годах, «Ямал» в 2027–2028 годах и «50 лет Победы» после 2035 года.
Пополнение атомного ледокольного флота России
Пятый и шестой серийные атомные ледоколы проекта 22 220 будут носить названия «Камчатка» и «Сахалин». Закладка «Камчатки» запланирована на май 2024 года, а атомохода «Сахалин» — на осень 2025 года, сообщили в «Атомфлоте».
В федеральном государственном унитарном предприятии подчеркнули, что к 2030 году необходимо обеспечить увеличение грузопотока в акватории СМП до 150 млн тонн. К этому времени планируется значительно обновить флот. Из атомных ледоколов предыдущих проектов останется только атомоход «50 лет Победы». Согласно плану развития Северного морского пути, в эксплуатации будет семь атомных ледоколов 22 220, четыре неатомных ледокола, а также головной атомный ледокол «Россия» проекта 10 510.
В 2022 году был принят в эксплуатацию второй серийный универсальный атомный ледокол проекта 22 220 «Урал». В 2022 году состоялся торжественный спуск на воду третьего серийного универсального атомного ледокола «Якутия». В настоящее время в Санкт-Петербурге ведется строительство еще двух универсальных атомоходов «Якутия» и «Чукотка». На Дальнем Востоке продолжается строительство атомного ледокола проекта 10 510 «Россия».
Измерительные приборы для ледоколов
Томское предприятие «Манотомь», изготавлевающее измерительное оборудование, в мае поставила первые партии измерительных приборов на «Балтийский завод» для строительства третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22 220.
Контракт на изготовление и поставку приборов «Манотомь» заключила в начале 2023 года. Отмечается, что речь идет о поставках манометров, вакуумметров и мановакуумметров с измеряемой средой от -50°С до +100°С. Они оптимальны для работы в условиях Северного Ледовитого океана и обладают виброустойчивостью.
Первая партия контрольно-измерительной продукции была отправлена к месту назначения в мае, и в дальнейшем будет поставляться до завершения строительства универсальных атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка». Их сдача запланирована на 2024–2026 годы. Стоимость строительства составляет более 100 млрд рублей.
Ранее завод уже поставлял измерительные приборы для первого серийного ледокола проекта 22 220 — «Сибирь», который вошел в состав атомного флота РФ в декабре 2021 года.
Безопасность судоходства по СМП
Согласно поправкам к Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, количество ледоколов для работы в акватории Северного морского пути составит не менее семи. Кроме того, дополнительно будет построен один головной ледокол «Лидер», а также четыре неатомных ледокола, три гидрографических и два лоцмейстерских судна, 16 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2024 года и еще 30 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2030 года.
Особое внимание уделяется безопасности мореплавания. Для этих целей предусматривается строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, многофункционального морского спасательного судна Arc5.
Морская доктрина РФ, принятая в июле 2022 года, предусматривает обновление ледокольного, аварийно-спасательного, природоохранного, служебно-вспомогательного флотов. Этот пункт, по словам главы Минвостокразвития, включает новую спутниковую группировку, развитие гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры. В 2023–2025 годах на дежурство в акватории СМП встанут 16 новых аварийно-спасательных судов.
МЧС России уже строит первый из запланированных четырех аварийно-спасательных центров. 13 вертолётов в связке с ледоколами обеспечат полное покрытие СМП. Будет обеспечена оперативная ледовая разведка из космоса. До конца этого года запланирован запуск 5 космических аппаратов. На космодроме Восточный находится готовый к запуску радиолокационный спутник «Кондор-ФКА», отметил глава Минвостокразвития.
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по СМП, прежде всего углеводородов, имеет первостепенное значение для решения задач в области транспорта газа и доставки грузов.