Специфика отечественных игроков заключается в том, что в своей работе они используют традиционные технологии обслуживания скважин. В качестве инновационных решений применяются только зарубежные практики.
В большинстве своем отечественные нефтесервисные компании не в состоянии решать сложные задачи, поскольку не располагают современными технологиями, современным опытом бурения разведочных скважин, также стеснены в средствах. К тому же частично испытывают на себе влияние санкций со стороны США и некоторых европейских стран.
В нынешней непростой политической ситуации нефтяные компании тщательно взвешивают санкционные риски, прежде чем определиться с подрядчиком. Дело в том, что есть технологии, которые не подпадают под санкции, потому что не являются новыми. Речь идет о тех, которые уже более пяти лет используются в коммерческих целях. На российском рынке зарубежные технологии применяются с учетом этого правила. Иностранные инвесторы входят в состав российских компаний, после этого передают им технологии, что повышает общий уровень отечественных сервисных услуг. При этом нужно отметить, что наиболее передовые решения на практике применяет «большая четверка».
Кадры решают все
Почему происходит отставание российского нефтесервиса в ходе проведения научно-исследовательских работ, при производстве, при эксплуатации? Почему российские предприятия не копируют новые технологии, как, например, делают в Китае? На эти вопросы, которые актуальны более десятка лет, эксперты отвечают коротко: «Все дело в кадрах».
Самый ценный капитал — люди. Кадры решают все. Эту популярную фразу в 1935 году сказал Иосиф Сталин, перефразировав лозунг «Техника решает все». В тот период активно шла вторая пятилетка, и темпы прироста валового внутреннего продукта в Советском Союзе исчислялись в десятках процентов.
Сегодня, по прошествии 84 лет, картина экономического роста не такая радужная как была тогда, но утверждение о том, что кадры решают все по‑прежнему актуально. Правда теперь только за рубежом. Наиболее ярко этот тезис воплощен в жизнь в компаниях «большой четверки».
Новые сотрудники Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford в течение первых трех лет проходят многочисленные тренинги. Согласно оценкам отраслевых экспертов нефтесервисного рынка, инвестиции на обучение нового сотрудника Schlumberger составляют $200 тысяч. Обучение идёт по разным направлениям — работа с оборудованием, как эффективнее презентовать услуги, как вести себя с заказчиком, а также по другим направлениям. Соответственно, те, кто прошел эту школу, могут решить многое — в кратчайшие сроки берут на себя бóльшую долю ответственности и становятся эффективными управленцами.
Комплекс услуг от … и до …
В России работают десятки тысяч сотрудников «большой четверки». Например, согласно данным Schlumberger, в компании трудится 120 тыс. человек, из которых 20% россияне. Это не означает, что они работают в РФ. Дело в том, что в передовых компаниях существует стандартная практика, когда наших соотечественников на несколько лет направляют за рубеж. В других странах они набирают опыт, учатся взаимодействовать в коллективе. После этого сотрудники возвращаются в российское отделение компании и продолжают работу уже на родине.
Общепризнано, что Schlumberger, которая работает на рынке более 100 лет, является мировой кузницей кадров для всей нефтесервисной индустрии. Там сформирована одна из лучших в мире школ подготовки специалистов.
Компании «большой четвёрки» работают, как говорится, «под ключ», то есть всё делают сами от… и до…. Это мультипрофильные корпорации, которые выполняют весь спектр услуг на нефтяном рынке: бурение, геофизические исследования и консервация скважин.
Например, Schlumberger представляет на рынке услуги, которые включают в себя 11 сервисных линий, начиная от сейсморазведки и заканчивая консультациями клиента: бурение нефтяных и газовых скважин, стимуляция, цементаж скважин, геофизические услуги.
Все производственные процессы и полный спектр работ осуществляются только собственными сотрудниками. Такая политика связана с тем, чтобы полностью исключить возможность получения производственных травм. Для этого проводятся тренинги, по окончании которых специалисты получают соответствующие сертификаты.
Мировые нефтесервисные компании создают инновационный задел, отчисляя определённые проценты от прибыли на разработку новых технологий. Например, Schlumberger инвестирует 7%. Если же это перевести в абсолютные цифры, то получаются громадные суммы.
«Большая четверка» крупнейших сервисных компаний ежегодно вкладывает миллиарды долларов в сферу исследований и разработок. Этим и объясняются их сильные позиции в регионах присутствия. Иностранные инвесторы имеют значительные финансовые, технологические и кадровые ресурсы, которых нет у российских предприятий.
Специфика отечественного нефтесервиса
На рынке трудно найти российские компании, которые могут предложить заказчику полный спектр услуг. Например, если говорить о Eurasia Drilling (EDC), то она сфокусирована только на одном направлении — бурении, и не предоставляет полного спектра нефтесервисных услуг. EDC, по данным S&P, в 2017 году занимала на российском рынке долю 20%.
Отдельные виды работ отечественными предприятиями вообще не производятся. В нашей стране компании ориентированы на предоставление традиционных сервисов, ограниченных направлениями деятельности.
Российские компании не выстраивают систему обучения персонала, как это делают в «большой четверке», потому что не могут решить вопрос финансирования. А дальше все идет по цепочке — в связи с тем, что проблема обучения не решается, предприятиям нет возможности расти, взаимодействовать с другими компаниями, тем самым повышая уровень своего профессионализма.
При этом, как отмечают отраслевые эксперты, некоторые отечественные нефтесервисные предприятия уже сегодня имеют в своем арсенале отдельные продукты и некоторые услуги по конкурентоспособным ценам и могли бы быть востребованными на рынке. Но кроме самих производителей об этом, как правило, никто не знает из‑за недостаточно активной маркетинговой политики.
О том, какую долю рынка в России занимают российские нефтесервисные компании, а какую — иностранные, собраны статистические данные, но они не для широкой аудитории.
В последнее время, как отмечают эксперты, доля зарубежных компаний на российском рынке нефтесервиса падает, что в первую очередь обусловлено санкционной политикой США.
История успеха
В том, что именно кадры решают все, можно еще раз убедиться на примере российской нефтесервисной компании TGT Oil and Gas Services, которая за достаточно небольшой промежуток времени добилась успехов, причём не в нашей стране, а именно на мировом рынке. Она занимается промысловыми геофизическими исследованиями скважин. TGT была создана в 1998 году и состояла из двух человек. Специфика компании — исследование скважин с помощью шумометрии и термометрии, кстати говоря, чисто российских технологий.
В 2004 году в TGT трудилось 20 человек, а сегодня это уже международная компания, которая насчитывает более 300 сотрудников. Из них 130 работают в собственном технологическом центре в Казани.
TGT имеет контракты в США, Канаде, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте, Ираке, Малайзии, Нигерии. Причем в этих странах открыты представительства компании. Штаб-квартира находится в ОАЭ. За рубежом услугами российского предприятия пользуются Shell, Petronas, Total, Petrofac, Saudi Aramco, ADNOC, Chevron, Qatar Petroleum, ConocoPhillips.
На внутреннем рынке компания работает с «Газпромнефтью», «НОВАТЭКом», «Газпромом», «Роснефтью», «ЛУКОЙЛом», но в сравнении с зарубежными проектами это совсем малая доля в её портфеле заказов.
Экспорт российских технологий за рубеж
Все исследования TGT проводит на той аппаратуре, которую разработали её же сотрудники. Программное обеспечение и технологии создаются в Казанском технологическом центре, а затем используются в разных странах. Это не импортозамещение, о котором сегодня много говорится, а экспорт российских технологий за рубеж.
Здесь сильно развито математическое моделирование, готовятся программы для анализа данных, в том числе так называемые симуляторы-модели, которые показывают, как тепло распространяется в пласте, в скважинах. С помощью аппаратуры, собранной в TGT, можно определять состояние исправности скважины, ее герметичность, нет ли там ржавчин и коррозий.
В технологическом центре также разработаны приборы, которые способны оценить качество трубы второго-третьего уровня, так называемые второй и третий барьеры в скважине. Магнитно-импульсные дефектоскопы TGT позволяют это сделать даже через несколько труб. Все данные обрабатываются на собственном программном обеспечении — массив данных огромен, и для ускорения процесса выдачи результата используются параллельные вычисления.
Профиль компании — геофизические разработки месторождений и исследование скважин. Он очень узкий, но в этом сегменте рынка российская компания составляет конкуренцию зарубежным предприятиям. Успех TGT заключается в том, что инвестор сумел довести технологию до такого уровня, когда она приносит хороший результат и востребована на зарубежных рынках.
Китайские цены и качество
Активную работу на отечественном рынке ведут китайские нефтесервисные компании. Поставщики оборудования из КНР работают во многих странах. Причем, в некоторых, например в Судане, китайское влияние на нефтяную индустрию стало доминирующим.
Преимущество китайского нефтесервиса заключается в том, что он представляет собой оптимальное соотношение цены и качества. Оборудование из Поднебесной уже применяют и на сложных объектах.
Например, на искусственных островах в Персидском заливе бурение эксплуатационных скважин осуществляется кустовым способом. С одного острова бурят 200 горизонтальных скважин. По техническим характеристикам и сложности таких объектов в мире больше нет. Однако ОАЭ закупают китайское оборудование не у «большой четверки», а в КНР, что говорит о высоком уровне качества этой продукции.
Китайцы, по сути, копируют американское и английское оборудование. Благодаря этому продукция легко интегрируется по стандартам в нефтяную отрасль ОАЭ или Саудовской Аравии.
Согласно отзывам специалистов, работавших с оборудованием из Поднебесной, для каротажа, при котором детально исследуется строение разреза скважины с помощью спуска-подъёма в ней геофизического зонда, это 100% копия продукции Halliburton, выполненная с хорошим качеством.
Российские стандарты
Российское нефтесервисное оборудование проигрывает китайским конкурентам, потому что использует другую сертификацию. Стандарты в России отличаются во всем, начиная с того, в чем измеряют дебеты скважин, заканчивая технологическими решениями и оборудованием. В этой связи, например, отечественные диаметры патрубков не подходят для импортного оборудования.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что зарубежный заказчик не может покупать эту технику даже если захочет, даже по самой дешёвой цене, потому что в этом случае он нарушит свои стандарты безопасности. Дело в том, что стандарты для нефтесервисного оборудования в России, на Западе, на Ближнем Востоке разные. В этой связи китайское производство имеет значительное преимущество, потому что оно ведется по западным стандартам. К тому же, если заказчика что‑то не устраивает, специалисты из КНР реагируют молниеносно, по принципу клиент всегда прав.
Проблема с российским оборудованием заключается в том, что у нас есть интересные решения, даже в области горизонтально направленного бурения но, во‑первых, об этом, как уже говорилось, знает только сам производитель, а во‑вторых, даже если эта проблема будет решена, то перейти на другие стандарты будет гораздо сложнее. Вопрос оперативного реагирования в случае возникновения такой необходимости на российских предприятиях является одним из проблемных.
Когда этот комплекс проблем будет решён, можно выходить и на зарубежные рынки. Тем более есть, что показать!