Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что мировой рынок СПГ ожидает активный рост. Прогнозы предполагают, что на фоне падения собственной добычи газа в странах-импортерах, спрос до 2025 года будет увеличиваться среднегодовыми темпами от 3,3% до 5,5% и составит 395–446 млн т в год. Согласно расчётам аналитиков Shell, эта цифра достигнет 425 млн тонн. Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) считают, что это будет 446 млн тонн. Сходство оценок в значительной степени объясняется однородностью экономических предпосылок, применяемых при расчётах. До 2025 года они прогнозируют среднегодовой темп увеличения численности населения в 1% и рост мирового ВВП от 3,4% до 3,7%.
Спрос рождает предложение
К 2035 году, согласно прогнозам Минэнерго России, мировой спрос на СПГ удвоится и составит 600 млн тонн. Центром потребления станет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). На долю Индии и Китая совокупно придётся более 50% прироста спроса СПГ в АТР. В результате к 2035 году доля этого вида энергоносителя в мировой торговле с сегодняшних 35% от общего объема торговли газом вырастет до 51%.
Согласно данным, приведенным в исследовании World Energy Outlook 2018, которое было подготовлено экспертами МЭА, 60% всего экспорта СПГ в мире приходится на Катар и Австралию. При этом до 2040 года США и страны Африки, расположенные к югу от Сахары, увеличат экспорт СПГ на 90 млрд куб. м, Россия — на 60 млрд кубометров. В исследовании отмечается, что эти три поставщика к 2040 году станут крупнейшими игроками рынка, а их совокупная доля вырастет с 23% до 40%.
Потребление СПГ на мировом рынке с начала нынешнего века до настоящего времени, согласно данным International Group of LNG Importers (GIIGNL), увеличилось втрое со 100 млн т в 2000 году до 289,8 млн т в 2017 году. Рост в 2017 году по отношению к 2016 году составил 9,9%. Почти половина прироста приходится на США и Австралию. Число стран, импортирующих СПГ, увеличилось до двадцати шести. Новыми потребителями этого вида топлива стали Франция, Литва, Нидерланды, Великобритания, Мальта и Польша.
Китай наращивает потребление СПГ
В последние годы наблюдался значительный рост импорта и экспорта сжиженного природного газа, основными игроками которого являются Катар и США как экспортеры. Основным импортером сжиженного газа является Япония. Потенциальным лидером потребления считается растущая экономика Китая, существенно увеличивающая закупки СПГ и стремящаяся сократить потребление угля.
Последние годы доля Китая в мировом потреблении сжиженного природного газа растет на 3–4% в год. Если такая динамика продолжится, то к 2032 году, по мнению аналитиков, страна станет крупнейшим импортером СПГ в мире, а в 2025 году доля Поднебесной на этом рынке составит 40% от мирового потребления.
Для увеличения спроса в Китае с 2016 года активно велась работа на законодательном уровне. В результате в 2017 году на 65% сократилась доля потребления угля в общем потреблении энергии. Это стало возможным после того как в 2013 году в Китае на государственном уровне был принят «План действий по предотвращению загрязнения воздуха». Кроме того, в стране принято решение о дальнейшем ужесточении экологической политики. Предполагается, что благодаря этому потребление СПГ в Китае ещё вырастет на 17 млн т к 2021 году.
Исходя из баланса производства, расходования и импорта газа, эксперты VYGON Consulting оценивают дополнительную потребность Китая в СПГ в 57 млн т к 2025 году по сравнению с 2017 годом.
Рынок меняется
Значительная зона роста остается за Южной и Юго-Восточной Азией. Однако, по мнению аналитиков BP, учитывая близкое территориальное расположение юго-восточного региона и основного рыночного поставщика СПГ — Катара, влияние потребления данного региона на других мировых поставщиков, согласно прогнозам, будет не столь существенное. При этом эксперты считают, что развитие рынка СПГ Катара, скорее всего, будет гораздо менее динамичным, чем рынков других стран.
В последние годы импорт СПГ демонстрирует высокие темпы роста: в 2017 году увеличился на 26 млн тонн. На страны Азиатско-Тихоокеанского региона пришлось 80% от общего объема. Единственный крупный импортёр СПГ, который в последние годы сокращал закупки сжиженного газа для обеспечения внутреннего рынка — Египет.
Осенью 2018 года североафриканская страна полностью прекратила закупки этого энергоносителя из‑за освоения собственных запасов на шельфе. В результате импорт СПГ в прошлом году сократился до 2 млн т, то есть втрое по сравнению с 2017 годом, когда в страну ввозилось 6 млн тонн.
Газовая проблема Европы
Добыча природного газа в Европе падает из‑за старения и истощения ресурсной базы, констатирует Международное энергетическое агентство. Основным драйвером роста потребления СПГ является снижение собственной добычи газа на 63 млрд куб. м к 2025 году по сравнению с 2017 годом. Планируется увеличение импорта с 256 млрд до 303 млрд кубометров. В 2018 году потребность Европы в импортном газе составила 390 млрд куб. м, примерно половина из которых — 201,7 млрд куб. м пришлось на российское топливо.
Главная газовая проблема Европы заключается в сокращении собственной добычи при растущем спросе. На крупнейшем месторождении Гронинген в Нидерландах, где добывают половину голландского газа, добыча снижается с 2014 года. Из-за этого в 2017 году второй крупнейший производитель газа в ЕС после Норвегии стал нетто-импортером «голубого топлива».
В 2030 году Гронинген планируют закрыть, потому что его разработка стала причиной частых землетрясений. Потеря десятого по величине газового месторождения в мире затронет всю Европу. На Гронинген приходилась шестая часть объема добычи газа в ЕС.
Возможности Норвегии — второго по величине поставщика газа в Европе — тоже ограничены. По прогнозам норвежского государственного нефтяного директората, нынешний экспорт в объеме 120 млрд куб. м за три следующих года способен вырасти на 1,4 млрд кубометров. В попытках снизить эту зависимость Европа наращивает импорт СПГ.
Российский газ в Европе
Страны ЕС являются крупнейшими в мире покупателями энергоресурсов. На эти цели в Европе ежегодно тратится €300 миллиардов. Доля США, по данным Еврокомиссии, составляет 2%. Совсем по‑другому выглядят поставки газа из России. В 2018 году Болгария, Чехия, Эстония, Латвия, Венгрия, Австрия, Польша, Румыния, Словения, Словакия и Финляндия импортировали из России более 75% от общего объема поставок природного газа.
«Голубое топливо» из России занимает все больше места в Европе. На рынках ЕС доминирует не только трубопроводный газ «Газпрома», но и сжиженный природный газ с ямальских и сахалинских проектов.
В связи с диверсификацией энергетического рынка европейские страны стали покупать больше СПГ. По данным международного консалтингового агентства ICIS, доля российского сжиженного природного газа на европейском рынке в ноябре 2018 года составила 17% от всех поставок СПГ. Таким образом, Россия стала второй после Катара (25%) страной по объемам экспорта СПГ в Европу. На третьем месте оказался Алжир с долей в 15% поставок СПГ в Европу. США находились на пятом месте, их объём поставок составлял 8%.
Американский СПГ дороже российского газа
С октября 2018 года по январь 2019 года, по данным Reuters, поставки СПГ из США в Европу выросли более чем в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 4,45 млрд кубометров. За такой же период в предыдущем отопительном сезоне из США в страны ЕС доставили 0,96 млрд кубометров.
Таким образом, американский сжиженный газ в конце 2018 года, согласно оценке Reuters, занял второе место на рынке Европы после Катара. При этом нужно отметить, что до 2015 года, когда начал работу первый в США завод по сжижению природного газа Sabina Pass, эта страна была импортером СПГ. Крупнейшими потребителями американского СПГ в период с октября 2018 года по январь 2019 года стали страны, где доля российского газа невелика, — Великобритания, Франция, Нидерланды и Испания.
В этой связи ряд стран (Германия, Хорватия, Эстония, Ирландия и Кипр) в стремлении диверсифицировать источники поставок газа планируют соорудить приемные СПГ-терминалы общей мощностью в 29,6 млн тонн. Предполагается, что к 2025 году их загрузка будет соответствовать ожидаемому Еврокомиссией среднеевропейскому уровню в 34%, это обеспечит рост мирового спроса.
Поставки американского СПГ в Европу приносят экономический убыток тем, кто забронировал мощности по сжижению, считают эксперты Фонда национальной энергетической безопасности. По их мнению, поставки СПГ из США в Европу снизятся после того, как в Азии начнется увеличение его потребления.
В дальнейшем СПГ из США будет все сложнее конкурировать по стоимости с существующими трубопроводами природного газа — особенно из России. В этой связи в прошлом году канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что поставщики СПГ из США неконкурентоспособны. Сжиженный газ из‑за океана почти на 30% дороже российского трубопроводного.
А уже в 2019 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе Меркель окончательно прояснила позицию Германии: стремление к диверсификации поставок никуда не делось, но страна по‑прежнему будет закупать природный газ из России. В течение ближайших десятилетий он будет играть решающую роль в удовлетворении энергетических потребностей Центральной Европы.
В Европу из Ямала
В бельгийском порту Зебрюгге завершаются масштабные работы по расширению мощностей — строится пятый резервуар для хранения СПГ и вторая линия по загрузке малотоннажных танкеров. Ранее там был построен второй причал для загрузки танкеров и перегрузки СПГ с одного газовоза на другой. Все работы осуществляются для того, чтобы принимать этот энергоноситель с завода «Ямал-СПГ», который, по данным «ЦДУ ТЭК», произвел в 2018 году 8,6 млн т СПГ, или 11,9 млрд кубометров. В результате этого расширения в бельгийском порту перевалка сжиженного газа в Зебрюгге будет увеличена более чем в два раза — до 20 млрд куб. м год, что сделает терминал крупнейшим в Европе.
Это совместный проект бельгийской компании Fluxys и «НОВАТЭКа». Он рассчитан на российский сжиженный газ, который будет доставляться на крупных судах ледового класса с Ямала. В зимние месяцы, когда движение по Северному морскому пути в сторону Азии затруднено, газ будет поставляться сюда, складироваться в Зебрюгге и отсюда уже на более мелких судах распределяться между странами, которые проявят интерес к поставкам. Пропускная способность терминала составляет 8 млн т СПГ в год. Контракт будет действовать до 2035 года.
Если доля российского газа в европейском потреблении сохранится на уровне 35%, спрос на СПГ в регионе вырастет с текущих 45 млн т до 80 млн т к 2025 году и 113 млн т в 2030 году.
Такое положение дел может привлечь внимание стран Евросоюза к российскому СПГ. Этот вариант интересен для них тем, что имеет небольшое транспортное плечо и возможность покрывать растущие потребности в газе европейских стран, не являющихся контрагентами «Газпрома». Прежде всего, это Великобритания, Испания, Португалия, Бельгия, куда сегодня направляются основные объемы продукции «Ямал СПГ».
Благодаря проекту свое присутствие на европейском рынке сжиженного природного газа смогла увеличить Petrochina — дочерняя компания китайской государственной CNPC. Китайская корпорация, учитывая снижение спроса на СПГ в Азии, начала перепродавать свои грузы в страны Евросоюза. Petrochina владеет 20% долей «Ямала СПГ» и получает соответствующие объемы сжиженного газа. Тендеры на покупку СПГ у Petrochina объявляются каждую неделю.
Переплетение интересов
Вопросы энергетического сектора постоянно затрагивают Россию и Китай, с одной стороны, и США и Европу — с другой. Сегодня трудно сказать однозначно, что именно является определяющим в отношениях между странами — политика или энергетика. С большой долей вероятности они настолько переплетаются, что разные события одновременно являются и причиной, и следствием.
Российско-европейские политические отношения на энергетическом рынке являются непростыми, однако при этом российский экспорт в Европу не только продолжается, но даже увеличивается.
Рынок СПГ не ограничивается взаимодействием США и Европы, а также России и Китая. Нельзя забывать, что Катар является крупным игроком на мировом рынке. В середине 2017 года ряд арабских государств начал проводить блокаду Катара, в том числе по политическим причинам, что также, в свою очередь, отразилось на мировом рынке СПГ.