Сегодня в российском нефтегазовом секторе используется от 93% до 100% импортного программного обеспечения. Основная задача, которую преследуют информационные технологии, сводится к снижению до минимального уровня затрат на добычу необходимого объема нефти и газа.
На долю российских разработчиков софта для разных отраслей экономики в нашей стране сегодня приходится 25% отечественного IT-рынка, 75% занимают импортные программы. В нефтегазовой отрасли зависимость программного обеспечения от зарубежных продуктов ещё больше, а по некоторым направлениям доходит до 100%.
Новые технологии и программное обеспечение удобнее покупать за рубежом. При этом создается ситуация, когда отечественное производство фактически финансирует зарубежную науку.
Практически весь наш софт импортный
Используемые сегодня в России офисные программы на 97% являются разработками иностранных компаний. Согласно оценке экспертов, в нашей стране 95% клиентских и мобильных операционных систем являются зарубежными продуктами. Также 93% средств управления облачной инфраструктурой и виртуализацией поставляются на наш рынок иностранными компаниями. Помимо этого импортируется 86% систем управления базами данных, 75% серверных операционных систем, 75% бизнес-приложений, 60% антивирусных программ, 50% интернет-сервисов.
Чтобы изменить эту ситуацию и в целях стимулирования развития рынка отечественного программного обеспечения, согласно правительственному постановлению, подписанному 1 января 2016 года, государственные органы обязаны закупать софт из специального реестра отечественного программного обеспечения. Купить иностранную продукцию они могут только при отсутствии российских аналогов. Тем не менее, как отмечают отраслевые эксперты, за прошедшие два с половиной года количество используемого российского софта в нашей стране не увеличилось.
Импортозамещение — проблемы и решения
В условиях санкций со стороны США и ряда европейских стран чиновники, производители, сами потребители всё больше говорят о том, что сегодня крайне важно обеспечить независимость топливно-энергетического комплекса от иностранных продуктов.
Сегодня в нашей стране в сфере ТЭК нет достаточного количества технологий, оборудования и программного обеспечения, созданных в России, необходимых для нормального функционирования. Больше всего проблем связано с технологиями разработки месторождений на шельфе. Отечественных технологий в этой отрасли нет, а западные из-за санкций стали не доступны для российских компаний. Сложившаяся ситуация осложняется тем, что никто не знает, сколько времени такое положение дел может продлиться. В нашей стране также недостаточно оборудования отечественного производства для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и газа. В этой связи импортозамещение таких программ и оборудования могло бы стать одним из актуальных и перспективных направлений развития в сфере энергетики.
За то время, что Россия испытывает на себе последствия санкционного давления со стороны США и ряда западных стран, на российские интеллектуальные продукты в нефтегазовой индустрии РФ спрос не возрос. Дело в том, что отечественные нефтегазовые компании, как правило, используют в своей работе импортное программное обеспечение, стоимость которого, согласно данным министерства связи РФ, ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.
Новые санкции США, вступившие в силу с 22 августа 2018 года, направлены, прежде всего, на российские нефтяные компании, использующие зарубежное оборудование. В результате очередных санкционных запретов, в ряде реализуемых проектов, связанных с добычей и переработкой нефти, могут возникнуть определённые сложности. Запрет на импорт в Россию технологий, оборудования и программного обеспечения для использования в отраслях ТЭК, по мнению экспертов, может негативно сказаться на возможностях российских компаний продолжать модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и развивать нефте- и газохимию. В этих областях зависимость от западных технологий довольно высока, а заменить их на китайские и российские аналоги полностью невозможно. Помимо этой проблемы, скорее всего, также могут возникнуть трудности и при реализации новых проектов в сфере сжиженного природного газа, где для наиболее сложных участков обычно используется только западное оборудование.
Действующих до этого санкций уже было достаточно, чтобы проблемы возникли в технологической базе отечественной нефтяной отрасли. Согласно данным Центра развития Высшей школы экономики, доля принципиально новых отечественных разработок в сфере топливно-энергетического комплекса упала с 30% в 2011 году до 0% — в 2016 году. В текущем 2018 году эта ситуация не претерпела изменений в лучшую сторону. Особую озабоченность вызывает тот факт, что сегодня коэффициент извлечения нефти для разрабатываемых месторождений в России составляет в среднем 25%, тогда как в мире у крупнейших компаний этот показатель доходит до 45%. Это означает, что в России добывается 25% нефти, а 75% остаётся в земле и под водой. Чтобы изменить ситуацию, отечественных технологий нет, а западные из-за санкций стали недоступны.
В сложившихся условиях, когда импортозамещение в отрасли, если и происходит, то в очень незначительных объёмах, значительной проблемой становится невозможность поддерживать добычу на стареющих месторождениях, отмечают в энергетическом центре при Московской школе управления «Сколково». За последние три года в России не было создано ни одной технологии гидроразрыва пласта, а имеющиеся мощности стремительно ветшают.
Цифровой ТЭК
Сегодня нужно разработать такую схему производства, которая позволила бы вести контроль над работой и управлением целой группы нефтяных или газовых скважин, стоящих на одном месторождении. Такие примеры в незначительном масштабе есть — российские продукты используются для обработки данных, сейсмической интерпретации и геологического моделирования.
На сегодняшний день уже широко используются методы параметрической и структурной идентификации, в основе которых лежит применение IT-технологий. Информационная система включает аппаратное и программное обеспечение, разработанное непосредственно для осуществления оперативного контроля над состоянием расходных параметров, применяемых в инженерных сетях.
Использование информационных технологий позволяет более полно автоматизировать процессы генерации, а главное, настраивает промышленное оборудование на обработку данных, полученных с различных скважин, а затем синтезировать их в единую информацию, обеспечивающую более эффективную разработку нефтяного или газового месторождения.
В последнее время применение программного обеспечения в транспортировке нефти и газа позволили достичь высокого уровня безопасности. Внедрение информационных технологий в этих областях позволяет провести точное и оперативное моделирование трубопровода и разработать мероприятия, направленные на оптимизацию работы всей трубопроводной системы с учетом полученных при анализе данных.
Внедрение современных информационных технологий в системе управления нефте- и газопереработки произошло в последние годы. В результате значительно повысилась эффективность эксплуатации действующих предприятий. Изучение и мониторинг процессов, происходящих при переработке нефти и природного газа, позволяют разработать более результативные методы переработки сырья на новых предприятиях нефтегазопереработки и нефтегазохимии. Применение программного обеспечения в этих сферах сводится к автоматизации регистрации и контроля.
Российские разработки
На волне разговоров об импортозамещении на нефтегазовом рынке оказалось, что в России уже имеются свои продукты для применения в разных отраслях топливно-энергетического комплекса нашей станы. Речь идёт о таких направлениях как: управление процессами разведки недр; оценка запасов нефти и газа; разработка и эксплуатация месторождений, причем большая часть из них успешно зарегистрирована в реестре российского программного обеспечения. Тем не менее крупные компании продолжают заказывать импортные аппаратно-программные комплексы, несмотря на то, что они стоят значительно дороже отечественных.
В настоящее время в России существует ряд разработчиков программного обеспечения, которые за счет частных инвестиций создают и развивают продукты для нефтегазовой отрасли. Отечественное программное обеспечение по интерпретации сейсмики и геологическому моделированию используют сотрудники Центральной Геофизической Экспедиции на 70 рабочих местах. За последние годы на его базе было выполнено более 300 проектов, включая работы на Самотлорском нефтяном месторождении, где необходимо обеспечить функционирование 18 тыс. скважин, также на вьетнамском месторождении Белый Тигр, на проектах в Индии, Ираке и в других странах.
Сегодня на рынке существует отечественное программное обеспечение для обработки сейсмических данных, которое было опробовано в различных регионах при реализации как российских, так и зарубежных проектов. Самым ярким примером, по мнению экспертов, является система Prime, компании «Яндекс Терра». Это полнофункциональное российское программное обеспечение для интерпретационной обработки 2D/3D/4D/3C/4C сейсмических данных, соответствующее всем требованиям современных технических заданий, а также включающее целый ряд инновационных алгоритмов для решения сложных нестандартных геофизических задач.
Другая альтернатива иностранному программному обеспечению — российская программная платформа Geoplat — Pro. Ее разработчиком является российская компания Gpd Gridpoint Dynamics. Программная платформа Geoplat — Pro включает в себя комплекс интерпретации сейсмических данных, а также трёхмерное геологическое моделирование и подсчет запасов. Эти комплексы являются современным развитием российских предшественников DV–Discovery и DV-Geo.
Ещё одна отечественная разработка — программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает поддержку 90% процессов управления разработкой на нефтяных месторождениях, создана российской компанией RedSys. Эта разработка включает в себя весь набор компонентов, необходимых для управления месторождением и моделирования процессов на скважинах.
В основу комплекса было взято несколько отечественных продуктов. Одним из них стала платформа «Эльбрус», созданная компанией «МЦСТ» (Московский центр SPARC-технологий). В свое время команда «Эльбруса» была передовиком производства в СССР.
В состав нового программно-аппаратного комплекса была включена и другая российская система — КОНКОРД, разрабатываемая с 1998 года для анализа и моделирования процессов нефтегазодобычи, а также для прогнозирования и визуализации физических процессов в скважинах.
Третьей составляющей стала созданная в России платформа для построения корпоративных информационных систем с готовыми справочниками, бизнес-процессами, формами и шаблонами документов IDS Х360. Эта система подходит для управления месторождением как бизнес-объектом.
Консолидация разрозненного потенциала
В последнее время российские разработчики особое внимание уделяют разработке специализированных баз данных и программному обеспечению для проведения геологоразведочных работ. При этом учитывается совместимость новых версий с уже имеющимися. Создаются и реализуются системы трехмерного проектирования и автоматизированного мониторинга объектов нефтехимии и нефтепереработки.
Компания «Центральная геофизическая экспедиция» предложила себя в качестве организатора и ведущего исполнителя проекта под названием «Разработка открытой геолого-геофизической программной платформы на принципах свободного программного обеспечения». Эта инициатива имеет своей целью решение целого ряда задач, таких как:
- преодоление зависимости российских государственных и частных компаний от иностранного программного обеспечения в сфере геологии и геофизики;
- предоставление российским геологам и геофизикам доступных и эффективных профессиональных программных средств обработки и интерпретации сейсмики, геологического и гидродинамического моделирования, а также всех необходимых сопутствующих инструментов;
- предоставление авторам и пользователям этих разработок возможностей модернизации своих продуктов и доведения их до широкого использования по назначению.
Эксперты «Центральной геофизической экспедиции» рассчитали затраты на зарубежное программное обеспечение на примере программной системы Petrel. Оценочное количество пользователей этой системы в нашей стране составляет 500 ед., в мире — 12 тысяч. Стоимость лицензии на одно рабочее место колеблется от $150 тыс. до $350 тысяч. Стоимость ежегодной поддержки составляет 20%. Итого затраты на поддержку составляют $25 млн в год. Также обстоит дело и с другими импортными системами, широко используемыми в отрасли, то есть суммарные затраты на поддержку импортного ПО составляют $100 млн в год.
Основное число пользователей импортных программных систем приходится на крупные компании с государственным участием. Уменьшение издержек на приобретение импортных продуктов может повысить доходность и капитализацию отечественных компаний на рынке. Важным является и то, что затраты на программное обеспечение будут оставаться внутри страны и способствовать повышению отечественного научно-технического потенциала.
Радикальные меры Китая
В китайском нефтегазовом секторе экономики ещё совсем недавно с программным обеспечением была такая же ситуация как и в нашей стране сегодня — не только в ТЭКе, но и в других областях использовалось только импортное программное обеспечение. Инженеры Поднебесной приступили к её решению 15 лет назад, и сейчас китайский ТЭК использует только собственные технологии, технику и программное обеспечение. Для этого в 2003 году государственным учреждениям Китая было запрещено закупать иностранное программное обеспечение, в том числе продукты российской компании «Лаборатория Касперского». В 2013 году китайский интернет-поисковик Baidu выпустил собственный антивирус. В 2014 году в этой стране запретили использование продуктов Apple и использование Windows.
В Китае появились собственные программисты и разработчики, что позволило этой стране отказаться от услуг иностранных специалистов. Это было сделано для поддержки отечественных производителей, причём в то время им никто не угрожал санкциями. В Китае поставили задачу создать свою операционную систему и необходимые прикладные программы, которые продвигаются через государственный сектор, что гарантирует их сбыт. В результате они решили её успешно.
Альтернатива зарубежному программному обеспечению есть
В российском ТЭКе есть направления, где, по мнению отраслевых экспертов, весь цикл — от обработки сейсмики до гидродинамики — сегодня можно выполнять на
отечественном программном обеспечении. Тем не менее на практике этого не происходит. Разработчики российского программного обеспечения говорят, что зачастую не имеют возможности принимать участие в конкурсе по закупкам в области разведки и разработки месторождений. Кроме нефтегазовых компаний, пользователями программ отечественных разработчиков могли бы стать инженерные и нефтесервисные компании. Однако им приходится отказываться от российских разработок, потому что, участвуя в тендерах, они вынуждены принимать условия, обязывающие их работать на конкретных программах иностранных производителей.
В ряде нефтяных компаний считают, что зарубежному программному обеспечению в ТЭК нет альтернативы, однако, отраслевые эксперты уверены, что в России имеются отечественные разработки, которые могут решить до 80% отдельных задач по обработке, интерпретации сейсмических данных и гидродинамическому моделированию. Проблема состоит в том, что они принадлежат разрозненным разработчикам, опасающимся за свои авторские права и экономические интересы. Для решения задачи необходима интеграция имеющегося программного обеспечения на единой платформе, разработка дополнительных программ и их логическое размещение в рамках единой линейки, покрывающей базовый комплекс задач геологоразведочного сектора.
Анализ российского рынка программного обеспечения для отраслевых решений в ТЭКе показывает, что при финансировании новых иностранных разработок, и при отсутствии механизма продвижения существующих отечественных продуктов импортозамещения ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе не произойдёт. В этой связи настораживает тот факт, что в случае введения очередных санкций определенные компьютерные системы, которые ещё пока можно приобрести для нефтегазовой отрасли, могут быть запрещены для поставки в Россию. Видимо, только тогда и начнётся использование отечественных аналогов.