В европейских странах третий год подряд наблюдается рост потребления газа. Европейская комиссия в последнем отчете сообщила о его росте на 6%, до 491 млрд куб. м потребления газа в 2017 году в странах ЕС. В 2015 и 2016 годах темпы роста составили 4% и 7% соответственно.
Импорт газа в страны ЕС в 2017 году вырос на 10% по сравнению с годом ранее, составив 360 млрд кубометров. За поставленные объемы было заплачено €75 млрд, на 28% больше, чем годом ранее. Больше всего выросли поставки трубопроводного газа из России — на 12%, достигнув 154,8 млрд кубометров. В 2017 году доля России в импорте газа в ЕС составила 43%, что вызвало определённую обеспокоенность в Брюсселе.
ЕС также наращивает закупки сжиженного природного газа (СПГ), которые в 2017 году выросли на 12%. Крупнейшим поставщиком стал Катар — 41% от всего объема импорта этого вида топлива. За Катаром следуют Нигерия и Алжир. На США пришлось 4% импорта СПГ в ЕС. Надежды, что Европа станет основным рынком сбыта для СПГ из США, не сбылись.
При этом европейские терминалы по приему СПГ в прошлом году оставались загруженными менее чем на 25%, а в Брюсселе вынашивают планы о создании дополнительных мощностей.
Европа потребляет все больше газа, несмотря на развитие возобновляемых источников энергии, переход на которые происходит при финансовой поддержке Брюсселя. Многие страны ЕС из соображений экологической безопасности отказываются от атомной энергетики и угля, на смену которым приходит «голубое топливо», а не солнечная и не ветровая энергетика. Спрос в Европе на природный газ (самое чистое ископаемое топливо) растет на фоне падения собственной добычи. В 2017 году в странах ЕС снизили производство газа на 3% — до 128 млрд кубометров.
Главным образом увеличению экспортного потенциала российского газа способствует сегодня падение внутренней добычи в странах Европы, исключая Норвегию, в особенности у самого крупного производителя — Нидерландов. В 2018 году падение ускорилось из‑за решения правительства снизить производство на Гронингене.
Нидерланды прощаются с Гронингеном
Гронинген — гигантское газовое месторождение, крупнейшее в Европе, остаточные запасы которого и после 55 лет эксплуатации оцениваются в 800 млрд кубометров. Благодаря этому месторождению Нидерланды стали лидером на рынке энергоносителей Европы.
В конце ХХ века, был дан мощный толчок развитию экономики этой страны, проведена газификация, что позволило отказаться от импортного угля. Боле того, Нидерланды стали экспортером газа в соседние страны, для чего был создан газовый хаб ТТF, который представляет собой распределительный центр, ставший крупнейшим в континентальной Европе. Не только Нидерланды, но и вся Северо-Западная Европа ощутила преимущества газа над другими видами топлива.
Обратной стороной разработки Гронингена стало быстрое сокращения запасов и растущая сейсмическая активность, что вынудило правительство Голландии в 2005 году установить потолок добычи — 37,5 млрд куб. м в год. Однако с 2008 года — в период высоких цен на энергоносители, компании Shell и ExxonMobil, совместно ведущие разработку месторождения, перестали соблюдать ограничения и резко нарастили производство.
В августе 2012 года в Нидерландах произошло землетрясение магнитудой 3,6 балла. Жертв удалось избежать, но многие строения, включая жилые дома, были разрушены или серьезно повреждены.
Однако в 2013 году Гронинген дал 53,8 млрд куб. м — объем невиданный с восьмидесятых годов прошлого века. Компании Shell и ExxonMobil объяснили рост добычи необходимостью покончить с зависимостью от импорта газа из России.
В январе 2018 года произошло очередное землетрясение магнитудой 3,4 балла, которое привело к большим разрушениям в районе Гронингена. Это вызвало волну возмущения среди местных жителей. Компании Shell и ExxonMobil полностью остановили добычу в районе землетрясения. После этого правительство страны приняло решение сократить к 2022 году добычу газа до 12 млрд куб. м в год, а к 2030 году полностью её остановить. Добыча в Нидерландах будет падать в среднем на 11,7% в год в период 2016–2025 годов.
Уже в этом году Голландия станет нетто-импортером газа, а в ближайшие годы зависимость от поставок из‑за рубежа значительно возрастет, поскольку возместить снижение добычи на Гронингене за счет других месторождений невозможно.
Поставки российского газа в Европу
Россия является крупнейшим поставщиком нефти и газа в Европу. Доля нашей страны составляет треть европейского рынка. Планы Евросоюза по снижению энергозависимости от РФ пока не реализуются. Как показала практика, сегодня достойной альтернативы российскому газу нет. Собственное производство «голубого топлива» падает. Снижение добычи зафиксировано в Великобритании и Голландии. Трубопроводный газ помимо России и Норвегии поступает в Европу также из Северной Африки. Ожидаются поставки из Азербайджана, но не раньше 2021 года, его объёмы минимальны — около 10 млрд кубометров.
Европейские страны более 40 лет являются потребителями российского газа. В 2017 году «Газпром» поставил в страны Дальнего Зарубежья 242 млрд куб. м газа. Эта цифра включает как экспорт газа из России, так и продажу объемов газа, приобретенных «Газпромом» за пределами РФ. Экспорт только российского газа в Дальнее Зарубежье достиг в 2017 году значительного объема — 194 млрд куб. м газа, что на 8,4%, или на 15,1 млрд куб. м больше, чем в 2016 году. Эти данные свидетельствуют об увеличении потребности европейских стран в российском газе.
«Газпром» частично раскрыл данные по поставкам 12 европейских стран, которые нарастили импорт российского газа. Крупнейшим европейским клиентом «Газпрома» по‑прежнему остается Германия. Страна импортировала 53,4 млрд куб. м газа, что стало историческим рекордом. Максимальный прирост импорта в абсолютных значениях в 2017 году пришелся на Турцию, которая увеличила закупки российского газа на 4,2 млрд кубометров. В процентном выражении поставки газа в Австрию возросли до 40%. Эта страна за два года удвоила покупки газа у «Газпрома».
Дания также увеличила закупки российского газа на 2 млн куб. м — до 1,7 млрд кубометров. Общий рост поставок в 12 стран в 2017 году составил 15,6 млрд куб. м — больше, чем рост экспорта в целом.
«Бери-или-плати»
В качестве основы своей деятельности на европейском газовом рынке «Газпром» использует долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой и условием — «бери-или-плати». Используются также формы торговли на основе краткосрочных и среднесрочных продаж, а также разменных операций и разовых сделок. Условие «бери- или-плати» предусматривает, что покупатель оплачивает невыбранные за год объемы и впоследствии может отобрать их с соответствующей доплатой после поставки минимальных годовых объемов, предусмотренных контрактами в соответствующем году.
Долгосрочные контракты с нефтепродуктовой привязкой и условием «бери-или-плати» являются основой стабильности и надежности поставок газа, отмечают в компании. На сегодняшний день портфель подписанных долгосрочных контрактов «Газпрома» обеспечивает на уровне минимальных обязательств сбыт 4 трлн куб. м газа в страны Дальнего Зарубежья на период до окончания срока действия контрактов.
«Газпром» экспортирует газ в страны Центральной и Западной Европы преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.
Американский СПГ
Надежды европейских стран на то, что они смогут заменить поставки трубопроводного газа на сжиженный природный газ из других стран, не оправдались. Две трети мощности, построенных в Европе терминалов по приёму СПГ, не востребованы, потому что он оказался очень дорогим. Говорить об объемах, которые существенно изменили бы расклад сил в Европе и уменьшили рыночную долю российских экспортеров, пока сложно.
Тем не менее американский сжиженный газ приходит на рынки стран Восточной Европы, в том числе на традиционные рынки «Газпрома». Недавно польская компания PGNiG и британская Centrica подписали контракт на поставку в Польшу девяти партий СПГ из США в 2018–2022 годах. Ранее эстонская Vopak EOS анонсировала планы по строительству регазификационного терминала мощностью 0,33 млн т СПГ в год для поставок американского газа. Это говорит о том, что восточно-европейские страны расставляют акценты на диверсификации поставок для уменьшения зависимости от газа из России, несмотря на то что американский газ пока будет обходиться им дороже российского.
Конкурент России на рынке газа в Европе
Основным конкурентом России на европейских газовых рынках является Норвегия, которая ставит рекорды экспорта. Пока по уровню прироста поставок газа в Европу выигрывает Equinor, которой удалось нарастить добычу газа на старейшем газовом месторождении на шельфе Норвегии — Тролль.
Норвегия является вторым по величине экспортером газа в Европу после России и третьим по объемам в мире после РФ и Катара. Газодобыча находится на уровне 125 млрд куб. м в год, что суммарно соответствует производству газа во всех странах Евросоюза. Вследствие низкого уровня потребления газа в самой Норвегии, где потребности в электроэнергии традиционно покрываются гидроэнергетикой, а спрос со стороны промышленности на газ незначителен, 90% добываемых объемов экспортируются большей частью в страны континентальной Европы.
Страна обеспечивает четверть потребностей Евросоюза в «голубом топливе». Но на Норвегии, так же как и на других производителях нефти и газа, отразилось падение нефтяных и газовых котировок в 2015–2016 годах, что привело в числе прочего к решениям по разведочному бурению и началу разработки новых месторождений. Более половины добычи газа в Норвегии приходится на зрелые морские месторождения континентального шельфа, которые выработали больше половины своей ресурсной базы и находятся на этапе сокращения добычи. Среди них два больших месторождения в Норвежском море — Осгард, оператором которого является компания Equinor, и месторождение Ормен-Ланге, где оператором выступает Shell. Чуть более четверти всего производства приходится на главное газовое месторождение страны Тролль со стабильным уровнем добычи 35 млрд кубометров. Здесь не ожидается прироста добычи до 2020 года из‑за лимита пропускной способности платформы и подходящих газопроводов, а также отсутствия у оператора планов по увеличению пропускной способности.
Потенциал добычи новых месторождений, которые будут введены в эксплуатацию в течение следующих пяти лет, ограничен невысоким ресурсным потенциалом, сложной геологией и отдаленностью активов. Самое крупное среди них — Оста-Ханстин, разработчиком которого является Equinor и Мартин-Линге, которое разрабатывает Total.
Месторождения, которые будут введены в эксплуатацию в 2018–2025 годах, добавят к общей добыче 30 млрд куб. м, тогда как объем выпавшей добычи на зрелых месторождениях по сравнению с 2017 годом составит 45 млрд кубометров. Таким образом, в среднесрочной перспективе в период 2017–2025 годов добыча газа в Норвегии будет падать в среднем на 2% в год, что соответствующим образом отразится и на экспортных объемах.
Газ для Пиренейского полуострова
В Испанию и Португалию газ по трубопроводу поступает из Алжира в объёме 15 млрд куб. м, а также сжиженный природный газ из Нигерии и Катара объёмом 15 млрд кубометров. Поставки газа из России на Пиренейский полуостров до недавнего времени не осуществлялись. Одной из причин этого является тот факт, что пропускная мощность газопровода между Францией и Испанией с другими европейскими рынками ограничена. В результате этого Испания и Португалия импортируют 3 млрд куб. м газа со стороны континентальной Европы.
В этом году полуостров перестал быть единственным европейским регионом, куда прежде не поставлялся российский газ. В 2018 году испанская компания Gas Natural Fenosa, согласно заключенным контрактам, получает газ из России, Алжира, США, Нигерии, Тринидада и Тобаго, Катара и Норвегии.
В июне 2017 года первую партию СПГ в Испанию доставил танкер «Федор Литке» вместительностью 172,6 тыс. кубометров. Этого объема топлива, добытого на Южно-Тамбейском месторождении на Ямале, хватит, чтобы, например, целый месяц снабжать Мадрид газом. Судно прибыло в порт муниципалитета Мугардос, автономного сообщества Галисия. До пункта назначения ямальский СПГ транспортировался одиннадцать дней.
Контракт, который подписали Gas Natural Fenosa и российская Yamal LNG, предполагает ежегодные поставки СПГ в Испанию до 2041 года, куда будут приходить 37 судов с ямальским газом. Всего планируется поставить 3 млрд куб. м газа, что составляет 8% ежегодного потребления Испанией «голубого топлива».
В компании Gas Natural Fenosa отмечают, что контракт с Ямалом способствует обеспечению стабильности поставок в Испанию. Также эта договоренность расширяет портфель стратегических поставщиков испанской газовой компании, усиливая диверсификацию поставок в Испанию и Европу, поскольку это первый долгосрочный СПГ-контракт из России на континент.
Потребление газа в «туманном Альбионе»
Более значительные для России по объёму поставки газа осуществляются в страны континентальной Европы, в Италию и в Великобританию. Британский рынок важен тем, что он соединен с континентальной Европой газопроводом Interconnector, и эти два рынка балансируют поставки в случае нехватки и избытка газа, особенно в период зимних пиков потребления. Так, например, Великобритания импортировала большой объем газа из континентальной Европы зимой 2016 года из‑за недоступности объемов газохранилища Rough. Фактически поэтому цены на континентальной площадке TTF и британской NPB сбалансированы.
В марте 2018 года в Великобритании, как и во многих других странах Западной Европы, держались рекордно низкие температуры, непривычные для начала марта. Из-за резкого роста спроса на газ 2 марта Национальная энергосистема Великобритании была вынуждена предупредить, что страна впервые за восемь лет столкнулась с угрозой дефицита топлива. Цены на оптовые поставки газа выросли более чем в четыре раза.
Британия компенсировала нехватку энергоносителей, купив СПГ проекта «Ямал СПГ». Танкер Shell перекачал топливо с российского ледокола. После этого танкер-газовоз отправился к терминалу в Милфорд Хэйвен. По данным британского правительства, из всего газа, импортируемого в страну, на Россию приходится меньше 1%.
Холодные зимы Европы
Не только Великобритания, но и Европа в этот период была вынуждена из‑за аномальных холодов закупать природный газ в рекордных объемах. По мнению экспертов Bloomberg, Европа, и в особенности Великобритания, все больше зависят от РФ в удовлетворении своих энергетических потребностей. Другие страны пока не способны конкурировать с Россией в этом вопросе. В частности, Норвегия, занимающая второе место по объемам поставок в Европу, на фоне повышенного спроса в этот период сократила подачу газа из‑за технических проблем.
Великобритания более чем на половину (41 млрд из 77 млрд куб. м потребления в 2016 году) обеспечивает себя собственной добычей. По данным энергетического центра бизнес-школы «Cколково», 10 млрд куб. м приходится на импорт СПГ. «Газпром» поставляет в Великобританию 17 млрд куб. м в год, но прямого газопровода в Великобританию из России нет, есть газопроводы, проходящие через континентальную Европу, но их мощность меньше. В Великобританию большая часть газа импортируется из Норвегии, Нидерландов и Бельгии, среди которых заметно лидирует Норвегия.
Собственная добыча газа Великобритании будет постепенно снижаться, полагают эксперты, несмотря на то что в ближайшем будущем планируется запуск месторождений Куллин и Толмаунт. Добыча упадет в целом на 5 млрд куб. м к 2025 году по сравнению с уровнем 2016 года.
В остальных странах Европы производство газа будет сокращаться в среднем на 7% в год в период 2016–2025 годов. Суммарно к 2025 году производство газа в Европе снизится на 44 млрд кубометров.
Перспективы для российского газа
Ситуация на рынках, которые традиционно важны для российского газа, сложная и многофакторная, полагают эксперты. Здесь действуют силы, как способствующие увеличению экспорта из РФ, так и препятствующие ему. Падение внутренней добычи в странах ЕС, сокращение экспортных возможностей Алжира и Норвегии – непосредственных конкурентов России, целевые программы по закрытию угольных и атомных электростанций в странах Евросоюза, а также ценовое конкурентное преимущество российского газа и большая ресурсная база позволяют говорить о хороших перспективах для экспорта газа из РФ.
В ближайшие восемь лет произойдет сокращение добычи и экспорта в Норвегии и Алжире, которые являются непосредственными конкурентами России на газовом рынке стран Еросоюза. В Норвежском Королевстве это будет связано с истощением зрелых месторождений.
В случае с Алжиром к этому фактору можно добавить быстрорастущий внутренний спрос на электроэнергию, что вынуждает алжирское правительство перенаправлять часть добычи на собственные нужды.
В среднесрочной перспективе до 2025 года Катар не планирует масштабного наращивания производства и экспорта сжиженного газа. Таким образом, учитывая предложения и позиции основных существующих на сегодняшний день конкурентов, перспективы российского газа достаточно безоблачны.